Консультация для педагогов "Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге"
консультация по обж

Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов

Исследовательская деятельность в обучении детей безопасному поведению на дороге.

           Среди возможных средств формирования у дошкольников знаний правил дорожного движения у дошкольников особого внимания заслуживает исследовательская деятельность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новых знаний получает ребенок. Исследовательская деятельность - это особый вид интеллектуальнотворческой деятельности на основе поисковой активности и на базе исследовательского поведения; активность ребенка, направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию. Исследования предоставляют, возможность ребенку самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Это огромная возможность для детей думать, пробовать, экспериментировать, а самое главное - самовыражаться.

           Большинство дошкольников (часть младших школьников) – «кинестетики», воспринимающие лучше невербальную информацию, поэтому вербальный (словесный) метод обучения Правилам дорожного движения будет мало эффективен. Большинство педагогов используют на занятиях вербальный язык как основной, причем сами они говорят до 80% всего отведенного времени, ориентируясь на детей- «аудиалов», тогда как большинству детей необходима активность и движение. Педагог должен отказаться от трансляции своих собственных знаний, от главенства над детьми и доверить детям самим искать, находить и ошибаться, самим оценивать свои достижения и просчеты, доверить им ответственность за себя.

Этапы исследовательской технологии:

1. Проблемная ситуация;

2.Проблема, ее формулирование (выявление непонятных явлений – постановка проблемы);

3. Выдвижение гипотез;

4. Подбор материала для проверки гипотез;

5. Проверка гипотез;

6. Формулирование и оформление вывода.

          Для создания проблемных ситуаций в исследовательской деятельности используем следующие методические приёмы:

1. Подведение детей к противоречию и предложение самостоятельно найти способ его разрешения.

2. Изложение различных точек зрения на один и тот же вопрос.

3. Предложить детям рассмотреть явление с разных позиций.

4. Побуждение детей к сравнению, обобщению, выводам.

5. Постановка конкретных вопросов на обобщение, логику.

6. Постановка проблемных задач (с недостаточными или избыточными данными, неопределенность вопроса, противоречивые данные, специально допущенными ошибками, ограниченным временем выполнения).

           В детском можно использовать такие формы организации исследовательской деятельности с целью ознакомления правил дорожного движения, как:

- эвристические беседы;

- наблюдения;

- «погружение» в звуки транспорта, города;

- использование художественного слова;

- дидактические и развивающие игры;

 - игровые ситуации.

            Примерный план-программа тематической недели по ПДД для детей от 3 до 7 лет (из опыта М. Б. Неганова, Е. А. Царегородцева)

Понедельник. «Мы - пассажиры».

Цель: закреплять представления о видах транспорта, общественном транспорте, правилах пользования и поведения в нем; учить различать грузовой и легковой транспорт, называть части машин.

Утро: Занятие «Какие бывают машины?»

Целевая прогулка «Наблюдение за транспортом»; подвижные игры: «Воробушки и автомобиль», «Цветные автомобили», «Трамвай». Театрализованные игры: «Едем на автобусе (трамвае)».

Вечер: Конкурс художественного творчества «Создаем пассажирский транспорт».

Вторник. «В гостях у Светофора».

Цель: уточнять представления о сигналах светофора, о транспортном и пешеходном светофорах, закреплять знания правил перехода проезжей части. Утро. Изобразительная деятельность на тему «Светофор».

Целевая прогулка «Наблюдение за работой светофора».

Подвижные и дидактические игры «Найди свой цвет», «Сломанный светофор», «Стоп», «Три сигнала светофора».

Театрализованные игры «Переходим улицу».

Вечер. Развлечение: эстафета «Страна Светофория».

Среда «День юного пешехода». 

Цель: закреплять понятие «пешеход», тренироваться в применении знаний на практике.

Утро. Игра – сказка «Азбука пешехода».

Целевая прогулка «Правила юного пешехода».

Игра «Умелый пешеход».

Вечер. Конкурс «Лучший пешеход».

Четверг. «На улицах большого города».

Цель: уточнять и закреплять знание правил поведения на улице, проезжей части, тротуаре, выяснить готовность/ неготовность правильно действовать в сложившейся ситуации, закрепить практические навыки и знания о родном городе.

Утро. Занятие «На улице – не в комнате, о том, ребята, помните!»

Целевая прогулка «Знакомство с улицей».

Коллективное творчество: конструирование из строительного материала на тему «Улица города».

Дидактическая игра «Я шагаю по улице».

Вечер. Театрализованная игра «Дорога к теремку».

Пятница. «День дорожного знака».

Цель: закреплять знание названий и назначения дорожных знаков, умение определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Утро. Комплексное познавательно – речевое занятие и изобразительная деятельность на тему «Дорожная азбука».

Целевая прогулка «Дорожные знаки».

Дидактические игры: «Учим дорожные знаки», «Угадай, какой знак», «Расставь дорожные знаки».

Вечер. Музыкально – игровой досуг «Правила дорожного движения».    

        Знания правил дорожного движения и поведения на улице для современных детей должны стать основным ориентиром в мегаполисах. От них зависит жизнь подрастающего поколения. Дети должны научиться ориентироваться в дорожной обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них. Чем раньше дети усвоят эти правила, тем спокойнее будет их родителям и учителям.

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.

Рекомендации родителям, как в доступной форме познакомить детей с ПДД...

Консультация «Обучение детей безопасному поведению на дороге»

Родители должны быть примером для детей в соблюдении правил дорожного движения. ...

Консультация для родителей "Обучение детей безопасному поведению на дороге"

Если у подъезда дома возможно движение, сразу обратите внимание ребенка, нет ли приближающегося транспорта. Если у подъезда стоят транспортные средства или растут деревья, приостановите свое движение ...

Консультация для родителей по обучению детей безопасному поведению на дороге.

Консультация для родителей по безопасному поведению детей на дороге....