Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ ОБЖ
консультация по обж

Дергачева Альбина Александровна

«Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. 

Содержание работы по ОБЖ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

     Частное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №62 ОАО «РЖД»

«Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ ОБЖ»

 (консультация)

Воспитатель: Дергачева А.А.

Курск 2021г.

   Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. 

Содержание работы по ОБЖ направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение следующих задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям. 

Работа по ОБЖ подразумевает разные разделы :

Ребёнок и его друзья

Ребёнок и природа

Ребёнок дома

Ребёнок на улице

Здоровье ребёнка.  

• Воспитательная среда: необходимо создание атмосферы душевного тепла и эмоционального благополучия,  в которой ребенок будет чувствовать себя уверенным, устойчивым к стрессам.

• Предметная среда: В первую очередь это безопасная среда, в которой имеется место, для ознакомления ребенка с основами безопасности (альбомы, дидактические игры, книги, макеты, различные виды театра, атрибуты для сюжетно-ролевых игр и пр.). Игровое пространство необходимо обогатить элементами, стимулирующими познавательную активность дошкольника. Необходима интеграция с другими образовательными областями, что способствует формированию у детей интеллектуальный потенциал, формирует такие жизненно важные качества, как, как находчивость, самостоятельность, быстрота, ловкость, привычка к трудовому, умственному, физическому усилию, уверенность в своих действиях, развитие эмпатии.

         Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом с малышом,  помочь накопить социальный опыт,  показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

         Другим, не менее важным средством являются предметы окружающие ребенка, созданные руками человека. Они разнообразны по свойствам, качествам и функциям. И задача педагога, привлечь внимание ребенка к ним, создать условия безопасного взаимодействия с предметом, и только тогда, предмет, для каждого отдельного ребенка станет средством познания мира. важно добиваться от каждого ребенка понимания им принципов работы того или иного прибора, безопасности его для окружающих, отсюда и проблемно-поисковая активность: для чего и почему? Со временем ребенок самостоятельно выделяет опасность в окружающем.

         Еще одним средством ознакомления с основами безопасности является художественная литература. Она одновременно является источником знаний и описанием чьего-то опыта взаимодействия с окружающим. Для этого используются  произведения различных жанров: сказки, рассказы, стихи, пословицы, загадки. (Е. Хоринский «Спичка-невеличка», Б. Житков «Пожар в море», Л. Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое», «Пожар»; С. Маршак «Кошкин дом», «Колобок», «Приключения Буратино», К. Чуковский «Телефон», «Айболит», Н. Носов «Телефон"). Книжные иллюстрации также являются средством приобщения детей к основам безопасности.

 Дошкольники 6-7 лет должны уметь:

-пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, ножи, иголки ит.д.)

-соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале

-быть осторожными при общении с незнакомыми животными

-соблюдать правила ПДД, правильно вести себя в транспорте;

-избегать контакта с незнакомыми людьми на улице.

Дети 6-7 лет уже имеют представление о безопасном поведении достаточно осмысленно, могут привести примеры правильного поведения в отдельных опасных ситуациях, установить связь между неправильными действиями и их последствиями в жизни.

  Основной вид деятельности,  через который ребенок познает основы безопасного взаимодействия с окружающим - это игра. Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх ребёнка отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнуют общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведения, отношения друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В работе по формированию основ безопасного поведения воспитателю необходимо использовать все виды игр: словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры. 

   Игра «Наша улица, или Светофор»

Задачи: закрепить знания детей о сигналах светофора, понятиях: улица, дорога, тротуар,  деревья, дома; вспомнить ПДД.

Игра «Автобус»

Задачи: закрепить знание ПДД; отрабатывать навыки правильного общения, речь, социальное поведение.

Игра «Нарисуй дорожный знак»

Задачи: закрепить знание дорожных знаков.

Детям дают бумагу и карандаши. За две минуты дети должны нарисовать дорожные знаки.

Игра «Сигналы светофора»

Задачи: развивать внимание.

Ведущий показывает вразбивку сигналы светофора,  при зелёном свете дети топают ногами, при жёлтом хлопают в ладоши, при красном не делают ничего.

Игра «Мяч в корзину»

Задачи:

 Запоминаем цвета светофора, развиваем глазомер, меткость, внимательность.

В 2-3 шагах от игроков ставят три корзинки: красного, желтого, зеленого цветов. По сигналу ведущего нужно бросить красный мяч в красную корзину,  желтый – в желтую,  зеленый – в зеленую. Ведущий может несколько раз подряд называть один и тот же цвет или после красного назвать зеленый и т. д.

Дидактическая игра "Опасно - не опасно".

Задачи:

1.Учить детей отличать опасные для жизни ситуации, грозящие их здоровью  и здоровью окружающих от неопасных;

2. Уметь предвидеть и  предупредить  результаты возможного развития ситуации;

3. Закреплять и соблюдать правила безопасного поведения в различных ситуациях;

4. Развивать охранительное самосознание.

5. Воспитывать чувство взаимопомощи;

Дидактическая игра «Выбери съедобные грибы и ягоды»

 Задачи: закрепление знания о съедобных и ядовитых растениях, умения отличать их друг от друга.

 Материал: корзины, муляжи или карточки с изображением съедобных и ядовитых грибов и ягод, фишки.

Дидактическая игра «Лесник»

Задачи: закрепить знания детей о правилах поведения человека в лесу; упражнять в распознавании предупреждающих экологических знаков.

Дидактическая игра «Соберем рюкзак в дорогу»

Задачи: расширять представления детей о предметах, которые могут принести пользу в экстренных ситуациях в природе, о правильных действиях в конкретных ситуациях развивать сообразительность.

  Познание окружающего у детей происходит через предметную деятельность, которая заключает в себе возможность познавать ближайшее окружение с помощью всей группы сенсорных чувств. Манипулируя с предметами, ребенок узнает об их свойствах, качествах, а затем и назначении и функциях, овладевает операционными действиями. В окружении ребенка должны быть предметы, с помощью которых он знакомится с правилами безопасного обращения с ними.

         Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Что бы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и все запоминает (поведение взрослых в опасных ситуациях, взаимоотношения с другими людьми). Процесс наблюдения у ребенка всегда активен, даже если внешне эта активность выражается слабо. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Но к сожалению, в эту картину может войти и отрицательный опыт, и задача взрослых постараться расставить правильные приоритеты, если такой опыт все же был получен. Наблюдение окружающего может быть как пассивным, так и активным. И если ребенок наблюдает за деятельностью, поступками, взаимоотношениями людей, участвуя в них (тушит подожженные листья, закрывает все краны с водой, прежде чем уйти куда-то, тушение зажженной свечи), то он включатся и в общую эмоциональную атмосферу, наблюдая за тем, как взрослые выражают свое настроение, как радуются и грустят; перенимают социально принятые формы выражения чувств. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

         Передача опыта от взрослого к ребенку происходит через обучение. В процессе образовательной деятельности ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию, через беседы, чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность, использование презентаций, проведение различных праздников.

 Таким образом, ребенок знакомится с основами безопасности с помощью разнообразных средств. Именно они становятся источниками познания мира. Каждое средство важно само по себе, и во взаимосвязи с другими средствами, организованными в единый педагогический процесс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Передовой педагогический опыт " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ осознанного отношения к своим правам и обязанностям"

В данном опыте представлены конспекты занятий для детей старших и подготовительных групп. Родительские собрания, круглые столы, праздники, сказки, анкеты для родителей.Данный материал может быть полез...

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ здорового образа жизни

В настоящее время одной из актуальных задач, стоящих перед педагогами, является охрана, сохранение и укрепление здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Многочисленные исследования учены...

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста основ безопасной  жизнедеятельности в рамках ознакомления  с правилами дорожного движения»...