«Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»
методическая разработка по обж (подготовительная группа)

Киселева Виктория Александровна

Формирование культуры безопасности 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_kultury_bezopasnosti.odt36.68 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Безопасность — это категория неизмеримо более высокая, чем величие.
/Кардинал Франции Ришелье/

    Во все исторические эпохи и времена важнейшая роль отводилась безопасности, будь то личной или имущественной, но именно безопасность является главнейшим залогом человеческого развития.

   Современная социальная и экологическая ситуация вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных    граждан – маленьких детей. Дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице и дома, от того, как они отреагируют на нее, будет зависеть их физическое и психическое состояние. Подготовка человека к безопасному существованию в окружающей среде должна проходить на всех этапах жизни человека, а начинать ее необходимо с дошкольного возраста. Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Работа всех педагогов, родителей в той или иной мере направлена на формирование у детей знаний, о правилах безопасного поведения и здоровом образе жизни.

   Правовой основой формирования у детей дошкольного возраста основ безопасности на современном этапе являются:

1. Конвенция о правах ребенка.

2. Закон Российской Федерации «Об образовании».

3. «Концепция дошкольного воспитания», В.В.Давыдов, В.А.Петровский.

4. Программа «Безопасность», Р.Б. Стеркина, Н.Н.Авдеева, О.Л. Князева, рекомендованная Министерством общего и профессионального образования Российской Федерации к использованию в работе с дошкольниками.

  В настоящее время изучение курса ОБЖ в дошкольных учреждениях происходит в рамках ФГОС ДО  в образовательной области социально-коммуникативное развитие (формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе).

   «Безопасность» в ДОУ направлена на достижение следующих целей:

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности через решение образовательных задач:

- знакомство с бытовыми источниками опасности, с необходимыми действиями в случае опасности, формирование представления о способах безопасного поведения в быту;

- воспитание чувства взаимопомощи и товарищества.

Формирование предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) через решение образовательных задач:

- формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них;

- приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

- передачу детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства;

- формирование осторожного и осмотрительного отношения к потенциально опасным для человека и окружающего мира природы ситуациям.

   Основные задачи: научить ребенка ориентироваться в окружающей его обстановке и уметь оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно-неопасно»; быть внимательным, осторожным, предусмотрительным (ребенок должен понимать к каким последствиям могут привести те или иные поступки); сформировать важнейшие алгоритмы восприятия и действия, которые лежат в основе безопасного поведения.

Работа с детьми начинается с формирования представлений о себе: привитие культурно-гигиенических навыков, знакомство со своим организмом и бережное отношение к нему, воспитание самостоятельности и ответственности. Далее рассматриваются проблемы безопасности жизнедеятельности детей: ребенок и другие люди, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.

   Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом мы взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечаем, как часто  повторяем слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаемся объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это, как правило, дает обратный результат. Если запретов будет слишком много — ребенок не сможет выполнять их в полной мере, и неизбежно будет нарушать. Что же делать?

  • Больше внимания  уделять организации различных видов деятельности, направленных на приобретение детьми определенных навыков поведения, опыта. Для этого используем беседы, дискуссии, экскурсии, занятия с мультимедийным сопровождением, чтение, мультфильмы и обязательно это все дополняется и разбавляется основным видом детской деятельности игрой.

Безопасность — это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Ведь все, чему учим детей, они должны уметь применять в реальной жизни, на практике.

   Вся работа по ОБЖ с дошкольниками строится на основе программы «Безопасность» Р.Б. Стеркиной, Н.Н.Авдеевой, О.Л. Князевой, где дан материал, с помощью которого у детей появляется потребность следовать правилам поведения в экстремальных ситуациях. Она разработана на основе проекта государственного стандарта дошкольного образования.

   Для работы с детьми дошкольного возраста по основам безопасности необходимо создание игрового Центра «Безопасность», в котором содержится:

  • картотека дидактических игр по ознакомлению детей с основами безопасности;
  • альбомы:  «Опасные предметы дома», «Профессия пожарных», «Служба «01», «02», «03», «Спички – не игрушки», «Пожары», «Опасные ситуации в жизни детей» (ребенок и другие люди, ребенок дома, здоровье ребенка).
  • детские книжки по данной тематике;
  • разработка и использование электронных презентаций;
  • сценарии развлечений;
  • наглядный дидактический материал.

   Работа по формированию культуры безопасности личности ребенка органично вписалась в педагогический процесс: это и интегрированные занятия по развитию речи, изобразительная и  музыкальная деятельности. Учебная деятельность важна для познания социального мира. В процессе обучения на занятиях ребенок имеет возможность приобретать знания под руководством взрослого человека, который организует сообщение знаний, и контролирует их усвоение детьми, вносит необходимую коррекцию через чтение художественной литературы; экспериментирование и опыты; изобразительную и конструктивную деятельность и т. д. Обычные занятия превращаются в разнообразные  путешествия, В гости к ним приходят герои знакомых сказок, рассказов, мультфильмов. Незнайка, Красная Шапочка, Буратино, и другие известные персонажи, попадая в затруднительное положение, обращаются к детям за помощью или просят научить тому, чего не знают. На занятиях используется занимательный материал: стихи, загадки, ребусы, тексты художественных произведений, пословицы, интересные и поучительные истории, которые способствуют более успешному усвоению дошкольниками знаний по данной теме. Закрепление  и уточнение изученного материал осуществляется в процессе режимных моментов.

    Через наблюдение ребенком окружающего мира обогащается социальный опыт ребенка. Именно наблюдение способствует миропониманию, формируют картину мира. Наблюдение стимулирует развитие познавательных интересов, рождает и закрепляет правила обращения с опасными предметами.

   Самым важным средством ознакомления ребенка с основами безопасности, служит сама социальная действительность. Она воздействует на ребенка, и задача взрослого, находящегося рядом,  помочь накопить социальный опыт,  показать социальный мир "изнутри", помочь найти свое место в нем, быть активным участником.

   Игра ребенка является хорошим диагностическим материалом: в играх отражаются наиболее значимые события, по ним можно проследить, что волнует общество, какие опасности подстерегают ребенка дома. От содержания игры зависят поступки детей в тех или иных ситуациях, их поведение, отношение друг к другу. Отражая в игре события окружающего мира, ребенок как бы становится их участником, знакомится с миром, действуя активно. В игре дети в основном отображают то, что их особенно поразило.

    Приоритетной задачей современного дошкольного образования – является задача сохранения, поддержания и укрепления здоровья воспитанников. Для формирования ценностей здорового образа жизни используются различные здоровье сберегающие технологии: дыхательная гимнастика, зрительная гимнастика, релаксация, мимическая гимнастика, пальчиковая гимнастика, психогимнастика, сказкотерапия, артикуляционная гимнастика. В беседах с детьми рассказываем о значении профилактики заболеваний: разных видах закаливания, дыхательной гимнастике, воздушных и солнечных ваннах, массаже, коррегирующей гимнастике.

Например: чтобы быть всегда здоровым надо следить за собой («Уроки   Айболита»), где ребята узнают, как устроено их тело, его основные системы и  органы. В доступной форме, привлекая иллюстрированный материал, рассказываем об анатомии и физиологии, основных системах и органах человека.  Важно сформировать умение чутко прислушиваться к своему организму, чтобы помогать ему ритмично работать, вовремя реагировать на сигналы «хочу, есть», «хочу, спать», «нуждаюсь в свежем воздухе». Мы  педагоги объясняем детям, что здоровье — это одна из главных ценностей жизни. Каждый ребенок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не мучиться головными болями или бесконечными насморками.

По традиции мы используем различные формы организации физической активности: утреннюю гимнастику, физкультурные занятия, физкультминутки, физические упражнения после сна, подвижные игры в помещении и на воздухе, спортивные игры и развлечения, физкультурные праздники, дни здоровья. Объясняя ребенку, для чего следует чистить зубы, рассказываем о мельчайших невидимых глазом микроорганизмах — микробах, которые являются возбудителями некоторых болезней. Если в зубе образовалась дырочка (кариес) или пища попала в щель между зубами — это готовый «домик» для микробов. Вот почему необходимо чистить зубы утром и вечером. Также с помощью презентаций показываем детям, какое множество самых различных бактерий «живет» на руках, прячется под ногтями. Тогда они стараются не забывать мыть руки перед едой.

Сообщаем детям элементарные сведения об инфекционных болезнях, рассказывает об их возбудителях: микробах, вирусах, бациллах. Рассказываем детям, что врачи лечат заболевших людей, помогают им побороть болезнь и снова стать здоровыми. Объясняя, почему необходимо своевременно обращаться к врачу, используем примеры из жизни, из художественных произведений (например «Доктор Айболит»). При этом важно научить детей не бояться посещений врача, особенно зубного, рассказываем о важности прививок для профилактики инфекционных заболеваний.

    Знакомим детей с правилами поведения на улицах, рассказываем о правилах дорожного движения, объясняем, для чего предназначены тротуар, проезжая часть, перекресток, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города.

Рассказываем детям, как следует переходить дорогу, знакомит их с пешеходным маршрутом (переход «зебра», светофор, «островок безопасности»). Он объясняет, что такое светофор, знакомим с сигналами.

Закрепляем представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используем, макет светофора, макет улицы с домами, перекрестком, игрушечные автомобили, куклы - пешеходы.

Учим различать дорожные знаки, предназначенные для водителей и пешеходов. Объясняем, что означает каждый знак, разыгрываем дорожные ситуации с помощью макета города со светофорами, автомобилями, пешеходами. В группе имеется уголок безопасности — это способствует более эффективному усвоению информации, в том числе в форме самостоятельной игровой деятельности.

Знакомим детей с работой Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД): «Инспекторы ГИБДД дежурят на постах, патрулируют на автомобилях, мотоциклах, вертолетах. Они внимательно следят за движением на дорогах, за тем, чтобы водители не превышали скорость движения, соблюдали правила. Правила безопасного поведения невозможно осваивать только в игровой форме. Для этого требуется организация активной собственной деятельности или практика для ребенка, в которой формируются умения и навыки безопасного поведения. Одним из приемов может быть воображаемая ситуация: воображаемое путешествие в гости к дяде Светофору, встреча с воображаемыми героями и т.д.  

   Обучение словом – это главное звено между ребенком и ознакомлением с основами безопасности, поэтому мы - ежедневно проводим беседы о том, что надо быть осторожными, не пробовать все  на вкус, так как опасным может оказаться и неядовитое растение,  Рассказываем детям о взаимосвязях и взаимодействии всех природных объектов. При этом дети должны понять главное: Земля — наш общий дом, а человек — часть природы. Знакомим с проблемами загрязнения окружающей среды. Объясняем, как человек, считая себя хозяином Земли, многие годы использовал для своего блага все, что его окружало (леса, моря, горы, недра, животных и птиц), однако он оказался плохим хозяином: уничтожил леса, истребил многих зверей, птиц, рыб; построил заводы и фабрики, которые отравляют воздух, загрязняют воду и почву. Объясняем детям, что выполнение привычных требований взрослых (не пей некипяченую воду, мой фрукты и овощи, мой руки перед едой) в наши дни может уберечь от болезней, а иногда и спасти жизнь. Задача педагога научить детей ответственному и бережному отношению к природе (не разорять муравейники, кормить птиц зимой, не трогать птичьи гнезда, не ломать ветки), при этом объясняя, что не следует забывать и об опасностях, связанных с некоторыми растениями или возникающих при контактах с животными.

Рассказываем детям о ядовитых растениях, которые растут в лесу, на полях и лугах, вдоль дорог, на пустырях.

   Разъясняем детям, что опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя входить в подъезд одному, без родителей или знакомых взрослых, нельзя открывать дверь чужому. Опасными могут быть незнакомые люди, которые  могут причинить вред, Ребенок должен понимать, что именно может быть опасным в общении с другими людьми. Детям рассказывается об опасности контактов с незнакомыми взрослыми. Примеры.

Взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету или показать что-то интересное.

Взрослый открывает дверцу машины и приглашает ребенка покататься.

Взрослый угощает ребенка конфетой, мороженым или дарит игрушку.

Для закрепления правил поведения с незнакомыми людьми предлагаем детям специально подготовленные игры-драматизации.

Рассматриваем и обсуждаем возможные ситуации насильственного поведения взрослого. Дети знают, что при возникновении опасности им надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих.

   Рассказываем о тех предметах, которые могут служить источниками опасности в доме, что нельзя самостоятельно зажигать спички, включать плиту, прикасаться к включенным электрическим приборам, подходить к открытому окну,

Предметы домашнего быта, зачастую являются источниками потенциальной опасности для детей, и делятся на три группы:

предметы, которыми категорически запрещается пользоваться (спички, газовые плиты, печка, электрические розетки, включенные электроприборы);

предметы, с которыми, в зависимости от возраста детей, нужно научиться, правильно обращаться (иголка, ножницы, нож);

предметы, которые взрослые должны хранить в недоступных для детей местах (бытовая химия, лекарства, спиртные напитки, сигареты, пищевые кислоты, режуще-колющие инструменты).

Обращаем внимание детей на то, что в помещении особую опасность представляют открытые окна и балконы.

В случае  экстремальных  ситуаций в быту,  учим пользоваться телефоном, в случаях возникновения пожара, получения травмы; дети должны уметь привлечь внимание прохожих и позвать на помощь при пожаре, уметь потушить начинающийся пожар, набросив на источник возгорания тяжелое одеяло.

   Дети очень любят экспериментировать, для этого с детьми проводятся опыты: превращение сосульки из твердого состояния в жидкое, для наглядной демонстрации используется  фильтр, чтобы показать, что содержится в воде и что употребление грязной воды может привести к нежелательным последствиям.  

Природа является колыбелью, средой и родительским домом обитания человека. Но при всей своей красоте природа является источником повышенной опасности,  это ядовитые растения,  дикие животные, пожары, наводнения. Экспериментирование и опыты дают ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений. Например, детям был задан вопрос: "Почему нельзя украшать елку свечами?" Они отвечали, что это не красиво, что сейчас много красивых игрушек, а об опасности они не думали. Но проведя опыт с зажженной свечой, от которой загорелась снежинка из бумаги, дети поняли, что свеча это не украшение, а опасный огонек, от которого может возникнуть пожар. Ценность этого метода в том, что он дает ребенку возможность самостоятельно находить решение, подтверждение или опровержение собственных представлений.

   Для реализации задач по формированию основ безопасности жизнедеятельности  детей мы используем методы и приемы, способствующие активизации проявлений у дошкольников осознанного отношения к окружающему миру, поддержке детской любознательности и социализации дошкольника в целом. С учетом возрастных психологических особенностей детей, бытовых условий,  среды проживания, разработаны следующие проекты:- «Ребенок на улице»,  «Ребенок дома», «Ребенок и другие люди», «Ребенок и природа», «Познай себя», «Здоровье ребенка», «Эмоциональное благополучие ребенка».

Метод проектов – это один из методов обучения, способствующий развитию самостоятельности мышления, помогающий ребенку сформировать уверенность в собственных возможностях. Это очень важные навыки, способствующие формированию умения ориентироваться в ситуации выбора. Метод проектов предусматривает такую систему обучения, когда дети получают знания и овладевают умениями в процессе выполнения системы спланированных практических заданий. Это обучение через деятельность. Работая по методу проектов, осуществляется педагогическое сопровождение ребенка в деятельности по освоению окружающего мира. Таким образом, ребенок имеет возможность «погрузиться» в определенную ситуацию выбора способов поведения в той или иной опасной ситуации, и найти адекватное решение.

В процессе работы мы  применяли:

  • Наглядный метод (просмотр фильмов, презентаций; демонстрационный материал; наблюдение; рассматривание схем, иллюстраций, информационных плакатов.)
  • Словесный метод (чтение стихов, сказок, пословиц, рассказов, поговорок; беседы по проблемным ситуациям, сравнение, обобщение; исследование предметов, материалов, способов изготовления)
  • Практический метод (показ действий – способов решения проблемной         ситуации, последовательности  выполнения; экспериментирование – направленно на помощь ребенку приобрести новые знания)

    В воспитании детей неоспорима роль семьи. Круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому необходим тесный контакт с родителями.   С целью обеспечения преемственности между детским садом и семьей по вопросу воспитания основ безопасности жизнедеятельности привлекаются родители к активному участию в педагогическом процессе. Работа с родителями носит профилактическую направленность и осуществляется в виде:

-совместные рисунки, поделки для выставки;

-совместные рисунки для альбомов;

-помощь в изготовлении атрибутов для игр;

-совместные развлечения и досуги;

-совместные прогулки;

-родительские собрания;

-индивидуальные консультации по запросам родителей;

-оформление стендов и родительских уголков;

-анкетирование;

-выставки детских работ с родителями;

-цикл консультаций и информационных бюллетеней «Опасные предметы», «Это должен знать каждый», «Ребенок и улица», «Правила поведения на природе» «Один дома», «Домашние животные», «Советы родителям», «Поведение в транспорте», «Безопасность на водоемах» и др.  

   В итоге хочется сказать. Мы, взрослые, должны научить детей предвидеть опасные ситуации и избегать их, а в крайнем случае быть максимально к ним готовыми.  Мы своим личным положительным примером должны научить детей соблюдать правила и совместно с детьми применять эти правила в жизни!

 

Б


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему: "Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования"

1 слайд: Тема, которую я представляю сегодня-это «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»2 слайд: Как известно в приложении к...

Проект на тему «Формирование культуры безопасности личности ребенка в условиях развивающегося дошкольного образования»

Этапы работы Подготовительный этап. Разработка плана проекта.Подбор литературы.Анкетирование родителей.Опрос детей.Подбор пособий для развивающей среды. Беседа с родителями о целях и за...