Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
методическая разработка по обж (средняя группа)

Дополнительная общеразвивающая программа

«Безопасность и дети»

для детей с 4 до 5 лет.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dopolnitelnaya_obshcherazvivayushchaya_programma.docx480.33 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

города Нижневартовска детский сад   №61 «Соловушка»

Дополнительная общеразвивающая программа

«Безопасность и дети»

для детей с 4 до 5 лет.

https://sch5-gusev.ru/wp-content/uploads/2021/05/13043/%D0%9E%D1%82%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%8B%D0%B9-%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA-%D0%BF%D0%BE-%D0%9E%D0%91%D0%96.jpg

Содержание

    Пояснительная записка

     Новизна программы

    Актуальность программы

    Цели и задачи программы

    Принципы программы

    Структура и содержание программы

    Перспективное планирование по месяцам

    Литература

Пояснительная записка

На сегодняшний день в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма предусматривается образовательная деятельность по формированию стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах.

Коллектив детского сада планирует не только продолжить , но расширить и углубить работу с детьми дошкольного возраста по правилам безопасности поведения на дорогах.

Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей. Важно, чтобы знания, полученные в детском саду, становились прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.

Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего,у взрослых.

Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность , которая побуждает их подчиняться порядку.

Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.

Новизна программы

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Новизной программы является разнообразие форм и методов, а также их сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГБДД и специалистов ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.

Актуальность:

Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и при использовании сотовой связи, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.

Цель  программы  –  познакомить  детей  дошкольного  возраста  с  элементарными правилами  безопасного  поведения  в  различных  ситуациях  (в  быту,  в  природе,  на  улице,  с незнакомыми  людьми,  в  сети  Интернет  и  при  использовании сотовой  связи);  сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.

Задачи программы: 

1.Формировать  первичные  знания  и  представления  о  безопасном  поведении  в  быту, социуме.  

2.Научить  детей  адекватно,  осознанно  действовать  в  той  или  иной  обстановке, опасных ситуациях и способах поведения в них.

3. Помочь овладеть элементарными навыками безопасного  поведения дома, на улице, в парке,  в  транспорте,  на  железной  дороге,  в  сети  Интернет  и  при  использовании  сотового телефона.

4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.

 Принципы и подходы к формированию Программы:

• принцип полноты: содержание Программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям.  Если  какое-нибудь  направление  выпадает,  то  дети  оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.

 • принцип  системности:  работа  должна  проводиться  систематически  весь  учебный  год при  гибком  распределении  материала  в  течение  дня.  Специально  организованные  занятия проводятся  в  первую  половину  дня.  Что  касается  игры,  театрализованной  и  других  видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда,  так  и  во  второй  половине  дня.  Можно  выбрать  определённый  день  недели,  можно работать тематическими циклами.

• принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.

 •  принцип  интеграции:  содержание  работы  по  ОБЖ  должно  соединять  разные направления:  изобразительную,  театрализованную  деятельность,  ознакомление  с окружающим,  экологическое,  физическое  воспитание,  а  также  нерегламентированные  виды деятельности  и  отдельные  режимные  моменты.  Необходимо  использовать  разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные  моменты,  например  гигиенические  и  оздоровительные  процедуры).  Иными словами,  работа  по  ОБЖ  не  должна  быть  искусственной  надстройкой,  её  необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

 •  принцип  преемственности  взаимодействия  с  ребёнком  в  условиях  дошкольного учреждения  и  семьи.  Основные  направления  работы  по  ОБЖ  должны  стать  достоянием родителей,  которые  могут  не  только  продолжать  беседы  с  ребёнком  на  конкретные предложенные воспитателем темы,  но  и выступать активными участниками педагогического процесса.

Структура Программы

В Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения

Программы в каждой возрастной группе;

определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе;

охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;

определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.

 Перспективный план образовательной деятельности

Месяц

2 младшая группа

Средняя группа

Старшая группа

Подготовительная группа

Сентябрь

  1. ОД «О правилах кошки расскажем немножко» (стр. 11 Чермашенцева О.В).
  2. Рисование

«Светофор» (стр.23).

  1. Игровая ситуация

«Знакомство с ПДД»

(Чермашенцева О.В. стр. 15)

  1. П/и «Юный пешеход».
  2. Правила поведения на улице (Чермашенцова О.В. стр. 28)
  3. Беседа

«Откуда бумага к нам пришла» (И.А.Лыкова стр. 16)

1.Беседа:

«Правила поведения в общественных местах» (Чермашенцева О.В. стр. 20)

2.Экскурсия

«Наблюдение за движением машин и работой водителя» (Чермашенцова О.В. стр. 24).

  1. Беседа

«Путешествие в прошлое ручки» (И.А.Лыкова стр.19)

  1. День знаний. Экскурсия в школу.
  2. Д/и игра

«Дорожные знаки знаешь - загадку отгадаешь». (Чермашенцова О.В. стр. 27)

  1. Беседа «Как появилась книга» (И.А.Лыкова стр.21)

Октябрь

1.ОД

«Осторожно! Ядовитые грибы».

2.Лепка

«Грибная поляна»

1.Беседа:

«Безопасность в лесу».

2.Беседа «В тишине библиотеки»

1.ОД

«Лекарственные и ядовитые растения».

2.Беседа:

«Правила поведения в лесу».

3.Беседа «Кто и как делает журнал, газету» (И.А.Лыкова стр.33)

1.Ситуация

«Можно ли съесть? Выпей меня!

Откуси!».

2.Презентация

«Лекарственные растения Красноярского края».

3.Беседа «Кто придумал телевизор» (И.А.Лыкова стр.37)

Ноябрь

1.Беседа

«Внимание! Переходим улицу» (Шорыгина стр.29)

2.ОД

«Правила безопасного поведения на улице» (К. Ю Белая стр. 40)

  1. Инсцениров ка 1.«Правила дорожного движения мы узнали, дети воспитанными стали»
  2. 2.Настольная игра «Твои помощники на дороге»  
  3. 3.Беседа «Как появилась книга»  

1.Беседа:

«Правила поведения в общественном транспорте» (Чермашенцова О.В. стр. 122).

2.Беседа

«Заманчивый мир рекламы» (И.А.Лыкова стр. 44)

1.Кроссворд

«Зеленый огонек» (Чермашенцова О.В. стр. 192)

2.Беседа

«Заманчивый мир рекламы» (И.А.Лыкова стр. 44)

Декабрь

  1. 1.ОД «Знает каждый гражданин, пожарный номер

«01».

  1. 2.Мультфильм

«Маша и Медведь».

  1. 3.Ситуация

«Когда огонь бывает добрым, а когда злой?».

  1. 4.Беседа:

«Если ты остался дома один – не трогай электроприборы».

1.Коллаж

«Осторожно! Огонь».

2.Видеофильм

«Уроки осторожной тетушки Совы».

3.Ситуация

«Осторожно! Гирлянды».

4.Беседа «Наш4. помощник – компьютер» (И.А.Лыкова

стр.54)

1.Беседа

«Правила поведения безопасности».

2.ОД «Как человек с огнем подружился».

3.Беседа «Наш помощник – компьютер» (И.А.Лыкова стр.54)

1.Ситуация

«Елка в гости к нам пришла, огонек веселый принесла».

2.«Правила поведения при пожаре» К. Ю. Белая стр. 24)

3.Опытно- экспериментальная деятельность

«Горящая бумага» (Чермашенцова О. В. стр. 75).

4.Беседа

«Наш помощник – компьютер» (И.А.Лыкова стр.54)

Январь

1.Беседа:

«Пора, не пора, не ходи со двора».

2.Ситуация

«Можешь ли ты уйти с незнакомые

3Беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях

1.Игра- тренинг

«Незнакомец».

2.ОД «Самый большой друг».

3.Чтение х\л

1.Беседа: «Как защитить себя от незнакомца на улице?».

2.ОД «Один дома».

 человеком?».

3.Р/и

«Опасно- безопасно».

1.ОД «Если чужой приходит в дом».

2.Чтение стихотворений

«Про компьютер»,

«Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60)

стихотворений «Про компьютер»,

«Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60)        

3.Чтение стихотворений

«Про компьютер»,

«Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60)

Февраль

1.Беседа:

«Осторожно, гололед».

2.Д/и

«Четвертый лишний».

3.Чтение Н. Носов

«Автомобиль».

  1. 1.Беседа: «В мире опасных предметов».
  2. Рассматривание плакатов «Как действовать при ЧС».
  3. 3.Беседа

«Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58)

1.ОД

«Небезопасные зимние забавы» (К. Ю. Белая стр. 25).

2.Презентация

«Спец- транспорт нашего города».

3.Беседа

«Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58)

  1. 1.Просмотр видеоролика Смешарики

«Землетрясение».

  1. 2.Беседа: «Как вести себя при землетрясении?».
  2. 3.ОД «Будь осторожен с огнем».
  3. 4.Беседа

«Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58)

Март

1.Беседа:

«Кошки, собаки - наши друзья».

2.Лепка

«Угощение для щенка».

  1. Беседа: «Как вести себя с бездомными животными».
  2. Просмотр мультфильма

«Бобик в гостях у Барбоса».

  1. Беседа «Кто придумал телевизор» (И.А.Лыкова стр.37)
  1. Игровая ситуация «Если ты встретил бездомных животных».
  2. ОД по конструированию с элементами аппликации «Азбука юного россиянина» (И.А.Лыкова стр.35)
  1. Игровая ситуация «Если ты встретил бездомных животных».
  2. ОД по конструированию с элементами аппликации

«Азбука юного россиянина» (И.А.Лыкова стр.35)

Апрель

  1. 1.Чтение стихотворения

«Паровозик Егорка».

  1. 2.Беседа: «Как вести себя в железнодорожном транспорте».

1.Конструирование

«Железнодорожный мост».

  1. 2.ОД по конструированию с элементами аппликации «Где живут книги?» (И.А.Лыкова стр.31)
  1. 1.Игровая ситуация «Правила поведения на железной дроге».
  2. 2.ОД по конструированию с элементами аппликации «Где живут книги?» (И.А.Лыкова стр.31)

1.Беседа:

«Железная дорога

– зона повышенной опасности».

2.ОД по конструированию с элементами аппликации «Где живут книги?» (И.А.Лыкова стр.31)

Май

1.Общение:

«Правила поведения возле

воды». (К. Ю.Белая

стр.24)

2.Игровая

ситуация

«Осторожно, оса

(пчела)!».

1.Беседа:

«Правила поведения на воде

для Незнайки с

Пончиком».

2.Д/и «Кому

что нужно для

работы?»,

«Опасные

предметы».

3.Беседа «Как

изобрел телефон»

(И.А.Лыкова стр.

48)

1.Беседа: Как

вести себя при землетрясении,

наводнении,

урагане?».

Презентация

«Осторожно,

наводнение!».

2.Итоговая ОД

«Увлекательное

путешествие в мир

здорового и

безопасного образа

жизни».

(Чермашенцева О.

В. стр. 174)

3.Беседа «Как

изобрел телефон»

(И.А.Лыкова стр. 48)

1.Беседа:

«Каждому опасному предмету

свое место»

(Чермашенцева

О.В. стр. 163)

2.Итоговая

ОД

«Увлекательное

путешествие в мир

здорового и

безопасного образа

жизни».

(Чермашенцева О.

В. стр. 174)

3.Беседа «Как

изобрел телефон»

(И.А.Лыкова стр.

48)

Список используемой литературы

  1. Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
  2. Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
  3. Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.
  4. Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.
  5. Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
  6. Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
  7. Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
  8. Учебно-методического пособия для реализации образовательной программы

«Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет

Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...

Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет

 Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...

Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»

Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...

Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)

Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...

Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети»

Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети»...