Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети» для детей с 4 до 5 лет.
методическая разработка по обж (средняя группа)
Дополнительная общеразвивающая программа
«Безопасность и дети»
для детей с 4 до 5 лет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 480.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
города Нижневартовска детский сад №61 «Соловушка»
Дополнительная общеразвивающая программа
«Безопасность и дети»
для детей с 4 до 5 лет.
Содержание
Пояснительная записка |
Новизна программы |
Актуальность программы |
Цели и задачи программы |
Принципы программы |
Структура и содержание программы |
Перспективное планирование по месяцам |
Литература |
Пояснительная записка
На сегодняшний день в деле профилактики детского дорожно-транспортного травматизма предусматривается образовательная деятельность по формированию стереотипов безопасного поведения на улицах и дорогах.
Коллектив детского сада планирует не только продолжить , но расширить и углубить работу с детьми дошкольного возраста по правилам безопасности поведения на дорогах.
Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей. Важно, чтобы знания, полученные в детском саду, становились прочными и могли быть с успехом применены будущими школьниками, так как уже первокласснику иногда приходится ходить в школу самостоятельно и к этому его надо подготовить. Знания, сообщаемые детям, необходимо постепенно усложнять, уточнять, дополнять. В совершенствовании и закреплении знаний особая роль деятельности детей, в которой формируются пространственная ориентация дошкольников и их умение применять эти знания на практике.
Большое внимание в детском саду должно уделяться работе с родителями. Безоговорочным подчинением требованиям дорожной дисциплины родители должны подавать пример детям, так как нарушать правила поведения дошкольники учатся, прежде всего,у взрослых.
Только в тесном содружестве детского сада и семьи у детей можно выработать твердые навыки культурного поведения на улице, ту дисциплинированность , которая побуждает их подчиняться порядку.
Тогда и привычка правильно ходить по улице станет у детей нормой поведения. Цели и задачи дисциплины, ее место в учебном процессе.
Новизна программы
Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны взрослым языком без всякого расчета на детей. Новизной программы является разнообразие форм и методов, а также их сочетание в совместной работе воспитателя, родителей, инспектора ГБДД и специалистов ДОУ по обучению дошкольников основным правилам дорожного движения и воспитания у них привычек поведения умелых и осторожных пешеходов в адекватных возрасту формах работы, т.е. в игре.
Актуальность:
Невозможно водить ребенка все время за руку. Необходимо своевременно доходчиво объяснить ему, где, когда и как он может попасть в опасную ситуацию, сформировать у детей модель безопасного поведения в быту, на дорогах, на улице, на природе, в сети Интернет и при использовании сотовой связи, позволяющую действовать в адекватно конкретной реальной жизненной ситуации.
Цель программы – познакомить детей дошкольного возраста с элементарными правилами безопасного поведения в различных ситуациях (в быту, в природе, на улице, с незнакомыми людьми, в сети Интернет и при использовании сотовой связи); сформировать умение самостоятельно применять их в жизни.
Задачи программы:
1.Формировать первичные знания и представления о безопасном поведении в быту, социуме.
2.Научить детей адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, опасных ситуациях и способах поведения в них.
3. Помочь овладеть элементарными навыками безопасного поведения дома, на улице, в парке, в транспорте, на железной дороге, в сети Интернет и при использовании сотового телефона.
4. Воспитывать осознанное отношение к выполнению правил безопасности.
Принципы и подходы к формированию Программы:
• принцип полноты: содержание Программы по ОБЖ должно быть реализовано по всем направлениям. Если какое-нибудь направление выпадает, то дети оказываются незащищёнными от представленных в нём определённых источников опасности.
• принцип системности: работа должна проводиться систематически весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Специально организованные занятия проводятся в первую половину дня. Что касается игры, театрализованной и других видов нерегламентированной деятельности детей, то эти формы работы могут осуществляться как до обеда, так и во второй половине дня. Можно выбрать определённый день недели, можно работать тематическими циклами.
• принцип сезонности: следует, по возможности, использовать местные условия.
• принцип интеграции: содержание работы по ОБЖ должно соединять разные направления: изобразительную, театрализованную деятельность, ознакомление с окружающим, экологическое, физическое воспитание, а также нерегламентированные виды деятельности и отдельные режимные моменты. Необходимо использовать разнообразные формы работы (как специально организованные занятия, игры и развлечения, так и отдельные режимные моменты, например гигиенические и оздоровительные процедуры). Иными словами, работа по ОБЖ не должна быть искусственной надстройкой, её необходимо естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.
• принцип преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи. Основные направления работы по ОБЖ должны стать достоянием родителей, которые могут не только продолжать беседы с ребёнком на конкретные предложенные воспитателем темы, но и выступать активными участниками педагогического процесса.
Структура Программы
В Программе в соответствии с ФГОС дошкольного образования выделено три раздела: целевой, содержательный, организационный; дана характеристика особенностей развития детей и планируемых результатов освоения
Программы в каждой возрастной группе;
определены задачи, содержание и результаты образовательной деятельности в каждой возрастной группе;
охарактеризованы особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников;
определено содержание методических материалов и средств обучения и воспитания; особенности организации развивающей предметно-пространственной среды.
Перспективный план образовательной деятельности
Месяц | 2 младшая группа | Средняя группа | Старшая группа | Подготовительная группа |
Сентябрь |
«Светофор» (стр.23). |
«Знакомство с ПДД» (Чермашенцева О.В. стр. 15)
«Откуда бумага к нам пришла» (И.А.Лыкова стр. 16) | 1.Беседа: «Правила поведения в общественных местах» (Чермашенцева О.В. стр. 20) 2.Экскурсия «Наблюдение за движением машин и работой водителя» (Чермашенцова О.В. стр. 24).
«Путешествие в прошлое ручки» (И.А.Лыкова стр.19) |
«Дорожные знаки знаешь - загадку отгадаешь». (Чермашенцова О.В. стр. 27)
|
Октябрь | 1.ОД «Осторожно! Ядовитые грибы». 2.Лепка «Грибная поляна» | 1.Беседа: «Безопасность в лесу». 2.Беседа «В тишине библиотеки» | 1.ОД «Лекарственные и ядовитые растения». 2.Беседа: «Правила поведения в лесу». 3.Беседа «Кто и как делает журнал, газету» (И.А.Лыкова стр.33) | 1.Ситуация «Можно ли съесть? Выпей меня! Откуси!». 2.Презентация «Лекарственные растения Красноярского края». 3.Беседа «Кто придумал телевизор» (И.А.Лыкова стр.37) |
Ноябрь | 1.Беседа «Внимание! Переходим улицу» (Шорыгина стр.29) 2.ОД «Правила безопасного поведения на улице» (К. Ю Белая стр. 40) |
| 1.Беседа: «Правила поведения в общественном транспорте» (Чермашенцова О.В. стр. 122). 2.Беседа «Заманчивый мир рекламы» (И.А.Лыкова стр. 44) | 1.Кроссворд «Зеленый огонек» (Чермашенцова О.В. стр. 192) 2.Беседа «Заманчивый мир рекламы» (И.А.Лыкова стр. 44) |
Декабрь |
«01».
«Маша и Медведь».
«Когда огонь бывает добрым, а когда злой?».
«Если ты остался дома один – не трогай электроприборы». | 1.Коллаж «Осторожно! Огонь». 2.Видеофильм «Уроки осторожной тетушки Совы». 3.Ситуация «Осторожно! Гирлянды». 4.Беседа «Наш4. помощник – компьютер» (И.А.Лыкова стр.54) | 1.Беседа «Правила поведения безопасности». 2.ОД «Как человек с огнем подружился». 3.Беседа «Наш помощник – компьютер» (И.А.Лыкова стр.54) | 1.Ситуация «Елка в гости к нам пришла, огонек веселый принесла». 2.«Правила поведения при пожаре» К. Ю. Белая стр. 24) 3.Опытно- экспериментальная деятельность «Горящая бумага» (Чермашенцова О. В. стр. 75). 4.Беседа «Наш помощник – компьютер» (И.А.Лыкова стр.54) |
Январь | 1.Беседа: «Пора, не пора, не ходи со двора». 2.Ситуация «Можешь ли ты уйти с незнакомые 3Беседа о несовпадении приятной внешности и добрых намерениях | 1.Игра- тренинг «Незнакомец». 2.ОД «Самый большой друг». 3.Чтение х\л | 1.Беседа: «Как защитить себя от незнакомца на улице?». 2.ОД «Один дома». человеком?». 3.Р/и «Опасно- безопасно». | 1.ОД «Если чужой приходит в дом». 2.Чтение стихотворений «Про компьютер», «Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60) стихотворений «Про компьютер», «Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60) 3.Чтение стихотворений «Про компьютер», «Интернет и прекрасный белый свет» (И.А.Лыкова стр.60) |
Февраль | 1.Беседа: «Осторожно, гололед». 2.Д/и «Четвертый лишний». 3.Чтение Н. Носов «Автомобиль». |
«Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58) | 1.ОД «Небезопасные зимние забавы» (К. Ю. Белая стр. 25). 2.Презентация «Спец- транспорт нашего города». 3.Беседа «Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58) |
«Землетрясение».
«Всемирная сеть – Интернет» (И.А.Лыкова стр.58) |
Март | 1.Беседа: «Кошки, собаки - наши друзья». 2.Лепка «Угощение для щенка». |
«Бобик в гостях у Барбоса».
|
|
«Азбука юного россиянина» (И.А.Лыкова стр.35) |
Апрель |
«Паровозик Егорка».
| 1.Конструирование «Железнодорожный мост».
|
| 1.Беседа: «Железная дорога – зона повышенной опасности». 2.ОД по конструированию с элементами аппликации «Где живут книги?» (И.А.Лыкова стр.31) |
Май | 1.Общение: «Правила поведения возле воды». (К. Ю.Белая стр.24) 2.Игровая ситуация «Осторожно, оса (пчела)!». | 1.Беседа: «Правила поведения на воде для Незнайки с Пончиком». 2.Д/и «Кому что нужно для работы?», «Опасные предметы». 3.Беседа «Как изобрел телефон» (И.А.Лыкова стр. 48) | 1.Беседа: Как вести себя при землетрясении, наводнении, урагане?». Презентация «Осторожно, наводнение!». 2.Итоговая ОД «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни». (Чермашенцева О. В. стр. 174) 3.Беседа «Как изобрел телефон» (И.А.Лыкова стр. 48) | 1.Беседа: «Каждому опасному предмету свое место» (Чермашенцева О.В. стр. 163) 2.Итоговая ОД «Увлекательное путешествие в мир здорового и безопасного образа жизни». (Чермашенцева О. В. стр. 174) 3.Беседа «Как изобрел телефон» (И.А.Лыкова стр. 48) |
Список используемой литературы
- Акопова, Э.С. Физическое воспитание на основе обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста/ Э. С. Акопова, Л. Ф. Мансарлийская, С. В. Тюрикова // Управление качеством дошкольного образования: сборник научно-методических материалов-М.,2004.-С.43-44.
- Белая, К. Ю. Как обеспечить безопасность дошкольников: книга для воспитателей детского сада и родителей / К. Ю. Белая, В. Н. Зимовина.-М.: Просвещение, 1998.
- Козлова, С. А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром/ С. А. Козлова. – М. , 1998.
- Мартынов, С. М. Здоровье ребёнка в ваших руках / С. М. Мартынов / Советы практического врача – педиатра: книга для воспитателей и родителей. - М.: Просвещение, 1991.-С.123-160.
- Обеспечение жизнедеятельности людей в чрезвычайных ситуациях: учебное пособие-СПб.: Детство-пресс, 2004.
- Степаненкова, Э. Я. Дошкольникам о правилах дорожного движения: пособие для воспитателей детского сада / Э. Я. Степененкова, М. Ф. Филенко.- М.: Просвещение, 1999.
- Хромцова, Т. Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного возраста / Т. Г. Хромцова.- М.: Педагогическое общество России, 2005.
- Учебно-методического пособия для реализации образовательной программы
«Мир Без Опасности» - «Информационная культура и безопасность в детском саду» И.А.Лыкова, В.А.Шипунова.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/06/picture-785831-1551852452.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА (ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА) ТЕАТРАЛЬНОЙ СТУДИИ «СКАЗКА» Возраст детей: 6 - 7 лет
Программа театральной студии детей старшего дошкольного возраста разработана на основе программ М. Д. Маханёвой «Занятия по театрализованной деятельности в детском саду», А. Е. Антипиной ...
![](/sites/default/files/pictures/2013/09/03/picture-274378-1378200535.jpg)
Рабочая программа, обеспечивающая реализацию дополнительной общеобразовательной программы – дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности «Радуга» для детей 5-6 лет
Программа «Радуга» имеет художественную направленность, ее реализация позволяет не только удовлетворить сформировавшиеся потребности населения, но и создать условия для развит...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/27/picture-251040-1580122887.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа- дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности «Развивайка» для детей 5-6 лет с ТНР
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа познавательной направленности...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-268500-1586891198.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (4-5 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
Пояснительная запискаВ отличие от других программ коррекционного развития детей, Программа «Волшебный язычок» направлена на синтез слова, музыки и движения. Развитие движений в сочетании с...
![](/sites/default/files/pictures/2020/04/14/picture-268500-1586891198.jpg)
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА - ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА (5-6 лет) «ВОЛШЕБНЫЙ ЯЗЫЧОК»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 6 «ЗОЛОТОЙ КЛЮЧИК» ПРИНЯТА...
![](/sites/default/files/pictures/2020/01/28/picture-1193510-1580207394.jpg)
Дополнительная общеобразовательная программа - дополнительная общеразвивающая программа спортивной направленности «Физкультошка» для детей от 5 до 7 лет (срок реализации программы 2 года)
Сегодня на смену увлекательным коллективным играм пришли компьютерные игры. Приоритетным становится интеллектуальное, эстетическое развитие ребёнка. Не отрицая их значимости, надо признать, что у ребё...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/11/picture-829262-1476209447.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Безопасность и дети»
Дополнительная общеразвивающая программа«Безопасность и дети»...