Не традиционные формы работы с родителями по безопасности детей с элементами театральной деятельности.
консультация по обж (старшая группа)

Новикова Асия Амировна

Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период ребенку требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интересах и развитии.

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен.  Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы  с семьям.

Скачать:


Предварительный просмотр:

НЕ ТРАДИЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ДЕТЕЙ С ЭЛЕМЕНТАМИ ТЕАТРАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

Подготовила Новикова А.А.

 

"Самое дорогое у человека-это жизнь"

Н.А. Островский

Дошкольное воспитание является самым важным периодом в формировании подрастающего поколения. И именно в этот период ребенку требуется максимум внимания, поддержки, а так же участия в его жизни, интересах и развитии.

Вопрос о взаимодействии детского сада с семьями всегда актуален и проблематичен.  Актуален, потому что участие родителей в жизни своих детей помогает им увидеть многое. Проблематичен тем, что все родители разные, и к ним, как и к детям, нужен особый подход. И далеко не все родители охотно идут на контакт с детским садом. Поэтому, повышенное внимание нужно уделять внедрению новых, нетрадиционных форм сотрудничества, направленных на организацию работы  с семьям.

В своей   работе, помимо традиционных, мы используем и нетрадиционные  формы  работы  с  родителями. Но для начала давайте определим, что такое традиционные и не традиционные формы.

 Традиционными формами называют такие формы, которые проверены временем и стандартны для всех дошкольных учреждений не только города, но и страны. К ним относятся:

  1. Презентация детского сада - это праздник знакомства новых детей и их родителей с детским садом.  Основная задача -  сформировать в сознании родителей положительный образ детского сада.
  2. Родительские собрания одна из наиболее традиционных форм работы с родителями. Их целью является повышение уровня воспитательных умений, педагогической культуры родителей.
  3. Семинары и консультации для родителей. Их  цель - повышение педагогической грамотности родителей по вопросам воспитания и обучения ребёнка
  4. Наглядный материал.  Это могут быть информационные стенды, буклеты, листовки, памятки, внутренняя газета детского сада, стенгазета.
  5. Педагогические беседы с родителями. Их цель - оказать родителям своевременную помощь по тому или иному вопросу воспитания, способствовать достижению единой точки зрения по этим вопросам.
  6. Посещение семьи воспитанников. Целью посещения семьи воспитанника может быть поддержка успехов ребёнка, развитие контактов с семьёй.
  7. Дни открытых дверей актуален  в начале цикла взаимодействия детского сада и семьи.
  8. Переписка педагогов и родителей.  Очень часто родители спешат на работу, вечером торопятся домой и поэтому беседа воспитателя с родителями как таковой не получается, поэтому единственной возможностью общения становиться письменная форма диалога – записка, личный блокнот, письмо, благодарственное письмо, открытка.
  9. Анкетирование  помогает педагогическому коллективу получить наиболее полную информацию по определённым вопросам, проанализировать её и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении.

Нетрадиционные формы работы – это новые формы работы, которые помогают лучше  оказать помощь семьям в воспитании и обучении ребенка.

Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами.

К ним можно  отнести:

  1. Мини-собрания
  2. Педагогический брифинг, гостиная
  3. Устные педагогические журналы
  4. Игры с педагогическим  содержанием
  5. Педагогическая библиотека
  6. «Почтовый ящик», индивидуальные блокноты
  7. Семинары-практикумы
  8. Тренинги  
  9. Совместные досуги, праздники
  10. Выставки работ родителей и детей
  11. Кружки и секции
  12. Клубы отцов, бабушек,
  13. Журналы  
  14. Открытые просмотры  занятий и других видов
  15. Деловые игры. Целью деловых игр является выработка и закрепление определенных навыков, умения предупредить конфликтные ситуации.
  16. Ток – шоу – форма дискуссии, обсуждение актуальной темы приглашенными участниками с привлечением компетентных специалистов.
  17. Собрание – выставка – час творчества, когда дети показывают родителям свои творческие способности, прикладные умения.
  18. Праздники в детском саду. Самая  любимая форма у родителей и детей.

Мы большое внимание в ДОУ уделяем формированию основ безопасности жизнедеятельности у взрослых и детей. И в своей работе стараемся использовать различные  формы работы с родителями как традиционные, так и нетрадиционные по данной теме. И одной из главной форм работы с семьей остается родительское собрание. Однако из опыта работы мы знаем, что на проведение встреч в виде отчетов и бесед родители откликаются неохотно.  Поэтому мы используем нетрадиционные формы проведения родительского собрания: круглый стол, семинар-практикум, ток – шоу, КВН и т.д. Включаем в родительские собрания фрагменты НОД и физкультминуток с целью демонстрации режимных моментов.

На современном этапе развития человечества, педагогическая наука рассматривает "Основы безопасности жизнедеятельности" как одно из важнейших образовательных направлений формирования культуры безопасности, на сохранение жизни и здоровья подрастающего поколения. Самое главное - здоровье и жизнь ребёнка.

Те времена, когда ребёнок мог спокойно ходить по улице один, гулять во дворе без присмотра, когда малыша можно было отпускать без сопровождения, миновали. Если ребёнок остаётся один, он подвергается огромному риску.

Хулиганы, грабители, наркоманы, лихие водители- вот неполный перечень бед, которые могут подстерегать ваше чадо вне дома. А внутри: воры, пожар, теракт...- всего не перечислишь.

Мы стараемся изо всех сил "надзирать", не оставлять, провожать, встречать. Но, к сожалению, это удаётся не всегда. И если ребёнок должен дойти один из школы домой или остаться в квартире, лучше подготовить его к этой ситуации заранее.

Во всём мире дети практически с ясельного возраста усваивают закон четырёх никогда:

никогда не разговаривать с незнакомцами;

никогда не садись в машину к незнакомцу;

никогда не гуляй в тёмное время суток;

никогда не ходи один.

Чем раньше и твёрже ребёнок усвоит эти правила, тем лучше. А как это сделать без тягостных нравоучений и назиданий?

Как подтверждают многочисленные исследования, одним из самых интересных занятий детей дошкольного возраста является театрализация.

Театр - один из самых доступных видов искусства для дошкольников. В его основе лежит игра. А в душе каждого ребёнка таится желание свободной театральной игры.

Работа по "Освоению правил безопасности жизнедеятельности через театральное искусство" начинается с организации развивающей среды в группе, продумывание плана работы, подготовка игр и художественной литературы.

Для постановки детских представлений большое значение имеет выбор литературного произведения, сказочной истории, которые помогают обрести и укрепить информацию о Безопасности Жизнедеятельности.  Обогащение впечатлений детей, развитие их игровых навыков продолжается в сценариях утренников и вечеров, включении  коротких инсценировок. Например, колыбельная "Баю-баюшки-баю, не ложися на краю, придёт серенький Волчок и ухватит за бочок..." здесь даётся важное понятий "край". "Край"- это черта, некая граница, предел за которым хранится нечто неведомое и, возможно, опасное. Там, за краем, чужая земля, в которую вторгаться нельзя. Там, за краем серенький Волчок (символ неизведанного и коварного). В доступной форме детям объясняется, почему ходить одному нельзя, почему там подстерегает опасность и как её избежать. А поэтическая форма помогает малышу почувствовать и быстрее усвоить понятие "надёжное", "опасное", "край", "чужое". Понятно, что своя территория расширяется: комната, квартира, родной двор, район, детский сад, школа... И уже приближаясь к границе "своего", т.е. освоенного пространства (к тому самому "краю"), ребёнок насторожится. Ну, а что случится, если всё-таки зайдёшь за край? Да ещё один, да ещё без спроса? Об этом ребёнок узнает из песенки про серенького козлика, которому вздумалось в "лес погуляти". Или историю про Колобка, которого тоже оставили на" краю", на окошке. Эта же сказка поможет освоить ситуацию - всегда ли стоит верить "сладким" словам, вроде Лисичкиных.

Обсуждая действия сказочных персонажей, обсуждается и обыгрывается с детьми, ка правильно себя вести, если тебя дразнят, и стоит ли доверять добренькой тёте?

Как заинтересовать родителей в том, что проведенная работа в детском саду по ОБЖ (безопасности) необходимо закреплять и в семье. Мы знаем, что консультации читают не все родители в коридоре, поэтому перед родительским собрание проводим анкетирование родителей и через ответы родителей узнать о проблемах, на которые родители не обращают внимания.

Например, такие вопросы:

  1. Как часто гуляет ваш ребенок один во дворе без вас…..
  2. С кем из незнакомцев ваш ребенок охотнее начинает разговор на улице с мужчиной или женщиной.
  3. Бегает ли ваш ребенок на остановке когда вы ждете автобус.
  4. Как часто ваш малыш остается дома один без взрослых.

И таких вопросов можно составить неограниченное количество. Проанализировав анкеты родителей можно составить план родительского собрания, на котором мы попытаемся донести правильную информацию до родителей, но предварительно проведем   работу с  детьми в группе.

Самая удачная форма донесения информации до детей это театральная деятельность. Через сказку дети получают все  необходимые инструкции  по технике безопасности. Постепенно до детей доходит суть, и они сами начинают комментировать  действия и дают спасительные советы.

В своей работе с родителями мы часто в группе проводим родительские занятия в нетрадиционной  форме. И на одном из них мы показали и как мы в группе знакомимся с правилами безопасности -  через  театральную деятельность.

Мы взяли всем знакомую сказку «Колобок».

И проиграли ее на новый лад. Главный герой Колобок -  ребенок, звери – родители, родителям раздали задания на листочках, что они должны сделать в отношении к Колобку. Вот и я предлагаю поиграть нам с вами.

(Раздать карточки - задания для зверей, атрибуты (шапочки зверей - заяц, волк, медведь, лиса и шоколад, машина).

Рассказываю русскую народную сказку «Колобок» до того  момента, когда Колобок спрыгнул с окошка и покатился по дорожке в лес.

Воспитатель: Катится - катится Колобок, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Колобок, Колобок, я тебе дам конфетку. Хочешь?    Пойдем со мной. Она лежит вон под тем кустом. Такая вкусненькая,  сладенькая.

Воспитатель: Ребята, а разве Колобок знаком с Зайцем?

(Ответы.)

– Ребята, Колобок один в лесу или с ним есть взрослый кто-то рядом?  

(Ответы)

Ребята, давайте дальше послушаем сказку, как же Колобок поступил.

Заяц: Ну что, Колобок, пойдешь со мной?

Колобок: Нет, Заяц, мне мама не разрешает останавливаться с  незнакомыми и разговаривать с ними, а тем более брать у них что-то.

Заяц: Вот какой ты упрямый, не хочешь конфету, возьми тогда шоколадку. На, откуси!

Колобок: Нет, спасибо, не хочу. Я же тебе сказал, Заяц, у незнакомых брать ничего нельзя. Я ведь тебя совсем не знаю.

Воспитатель: И покатился себе дальше. Ребята, правильно Колобок сделал? (Ответы)

Катится, катится Колобок, а навстречу ему Волк.

Волк:  Колобок, Колобок, ты куда катишься? Устал, наверно, давай я тебя подвезу. Смотри, какая у меня машина. Блестит вся, а скорость какая! Вмиг довезу.

Воспитатель: Ребята, что надо сделать Колобку? Сесть в машину, поверить Волку?

– Ребята, вы помните по сказке, что на самом деле хотел сделать Волк?

(Ответы)

Правильно, съесть Колобка, такого румяного, такого аппетитного! Ребята, давайте послушаем сказку дальше.

Колобок: Нет, Волк, садиться в машину с незнакомыми мне не разрешают мама и папа.

Воспитатель: Дети, правильно сделал Колобок? (Ответы)

Ребята, никогда не соглашайтесь садиться в машину к незнакомым людям; даже если водитель говорит, что хочет отвезти тебя к родителям. Не верь ни в коем случае! Мама и папа за тобой не пошлют незнакомого человека, не предупредив тебя об этом.

Итак, продолжим сказку.

И покатился себе дальше Колобок. Катится он катится, а навстречу ему Медведь из-за кустов, схватил нашего Колобка и бросился с ним в лес бежать.

– Что теперь делать нашему Колобку? Как поступить? (Ответы)

Правильно, стал наш Колобок очень громко кричать и звать на помощь.

Колобок: Помогите мне. Меня уносит Медведь. Я не знаю его!

Воспитатель: Ребята, попробуйте и вы позвать себе на помощь (имитирует хватку медведя-игрушки за рубашку или платье детей, отбегает в сторону). Совершенно верно, ребята, когда вас пытается схватить или увести кто-то чужой, незнакомый, нужно вырваться и попытаться убежать или броситься к кому-нибудь прохожему за помощью. И кричите очень громко: «Помогите мне. Это не мой папа. Я его не знаю».

Давайте слушать дальше сказку про Колобка. Что же с ним произошло? А вот что:

Медведь испугался шума, бросил Колобка и убежал в лес. А Колобок покатился себе дальше в лес. Катится-катится, а навстречу ему … кто бы вы думали? Конечно, Лиса!

Лиса: (запела песенку). Какой ты румяный, какой ты красивый, а умный какой. Спой мне песенку.

Воспитатель: Колобок обрадовался, что он такой хороший, и умный,  и  красивый, и запел ей песенку.

Колобок:

Я Колобок – Румяный Бок,

По амбарам метен,

По сусекам скребен.

Лиса: Колобок я хотела бы, чтоб ты со мной пошел.

Колобок: Нет, Лиса, не пойду с тобой, я тебя не знаю.

Лиса:  Нет, Колобок, я тебя не зову, если ты не хочешь. Только я, знаешь, куда иду? В кино сниматься! Роль для тебя есть.

Воспитатель: Дети, как поступит Колобок? (Ответы)

Нет, дети, вы ошиблись, все забыл Колобок, обрадовался и побежал с Лисой. А Лиса его… ам – и съела.

Да, дети, вот так грустно закончилась сказка про Колобка.

Внедряя  нетрадиционные  формы  работы с родителями   дают  свои положительные  результаты: дети радуются своими достижениям, получают положительные   эмоции, внимание родителей к их проблемам, а  родители, благодаря сотрудничеству с воспитателями и участию в жизни детского сада,  приобретают опыт общения, как со своим ребёнком, так и с  коллективом родителей и педагогами   ДОУ.

Мы же, воспитатели, получаем бесценную информацию о детско-родительских отношениях, на основе которой планируется индивидуальная работа с каждой семьей. Только  взаимодействие семьи и  детского  сада  создают  оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир здоровым и приспособленным к жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей Тема:"Безопасность детей — забота родителей" Старшая группа Воспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин

Консультация для родителейТема:"Безопасность детей — забота родителей"Старшая группаВоспитатель Быченко Наталья Викторовна МАДОУ ЦРР детский сад №14 г. Кропоткин...

Консультация для родителей на тему: "Памятка для родителей о безопасности детей в летний период"

Памятка для родителей о правилах присмотра за детьми в летний период....

"Безопасность ребёнка на улице и дома".Памятка для родителей по безопасности детей в летний период.

Памятка создана для родителей,что детям нужна и необходима помощь,внимание,особенно в летний период....

Памятка для родителей по безопасности детей в летний период "Безопасность ребёнка на улице и дома"

В памятке отражены правила безопасности детей на улице и дома летом....

Консультация для родителей по безопасности детей в летний период: « ЛЕТО И БЕЗОПАСНОСТЬ»

Дорогие родители, помните, что детская безопасность зависит от нас. Предлагаю  вам   познакомиться с полезной информацией....

Памятка для родителей по безопасности детей в летний период "Безопасность ребенка на улице и дома"

Уважаемые родители, не забывайте, что вашим детям нужна помощь и внимание, особенно в летний период!...