Дидактические игры по пожарной безопасности
материал по обж (подготовительная группа)

Орлова Елена Рэмовна

Дидактические игры по пожарной безопасности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 25 Красносельского района Санкт- Петербурга

Дидактические игры по пожарной безопасности, в подготовительной группе.

Составил: воспитатель

высшей квалификационной категории

Орлова Елена Рэмовна

Июль 2022

г. Санкт-Петербург

2022

«Хорошо - плохо»

Цель: формировать представления о полезных и вредных свойствах огня. Развивать логическое мышление, память, внимание.

Ход игры: Детям показываются картинки, изображающие различные виды применения огня (и хорошего, и плохого). Детям необходимо выбрать полезные применения огня и опасные.

«Выбери нужное»

Цель: формировать знания детей о предметах, необходимых при тушении пожара, правилах их использования. Закреплять знания о предметах, которые могут вызвать пожар. Развивать речь, память, логическое мышление. Воспитывать чувство ответственности.

Ход игры: Ребёнку предлагается набор предметных картинок (огнетушитель, ведро с водой, телевизор, телефон, ящик с песком, электроразетка, пожарный шланг, керосиновая лампа, шлем пожарного, зажигалка, газовая плита, противогаз) из которых он должен выбрать используемые при тушении пожаров  и являющиеся причиной возникновения пожара. Правильно ответивший, получает фишку. Выигрывает игрок, получивший большее количество фишек.

 «Раньше и теперь»

Игровая задача: ориентируясь в предлагаемой ситуации, подобрать правильный ответ.

Правила игры: воспитатель кратко сообщает детям, какие действия предпринимались в прошлые времена в случае возникновения пожара; ребята рассказывают, как в таких случаях нужно поступать сегодня.

  1. Как узнать и сообщить о пожаре?

Что делали раньше

Над городом возвышалась каланча, на которой постоянно находился наблюдатель. Как только он замечал дым, сразу же запускал в небо сигнальный шар.

Как поступают сегодня

Звонят по телефону 01.

  1. Как пожарным добраться до пожара?

Что делали раньше

На телегу, на которой уже была установлена бочка с водой, садились пожарные и, погоняя лошадей, ехали к месту пожара.

Как поступают сегодня

На пожарной машине. На пожарном поезде. На пожарном вертолете. На пожарном самолете.

  1. Какая одежда (экипировка) у пожарных?

Что делали раньше

Раньше пожарные носили форму из холстины, на голову надевали каску, на руки - брезентовые рукавицы.

Как поступают сегодня

Сегодня жизнь и здоровье пожарного защищает комбинезон из огнеупорных материалов, каска, противогаз или респиратор.

  1. Какими средствами тушат пожар?

Что делали раньше

Ручным насосом, ведром с водой, топориком, ломом, багром.

Как поступают сегодня

Брандспойтом, подключенным к автонасосу, огнетушителями, водой, пеной.

«Горит – не горит»

Игровая задача: быстро и правильно выполнить ответственное действие.

Образовательная задача: закрепить знание о свойствах горючести различных предметов и веществ; помочь осознать разрушительную силу огня и развить быструю реакцию на ответное действие.

Правила игры: дети стоят в кругу, воспитатель – в центре. Педагог называет какой-либо предмет или вещество и бросает мяч одному из детей. В том случае, если это вещество не горючее, ребенок должен поймать мяч, если же оно горючее – отбить. Ребенок, сделавший ошибку, выбывает из круга. Выигрывает ребенок, оставшийся последним.

(Примеры негорючих предметов и веществ: металл, вода, лед, земля, воздух, камень, кирпич, глина, мел и т.д.)

«Что нужно пожарным?»

Игровая задача: быстро и правильно подобрать картинки с изображением предметов пожарной тематики.

Образовательная задача: сформировать у детей интерес к профессии пожарного.

Правила игры: детям раздаются карточки с изображением предметов и явлений, характеризующих различные профессии, в том числе и пожарного. Ребята на скорость выбирают из общей массы карточек те, которые относятся к пожарной тематике. Выигрывает тот, кто быстрее отберет нужные карточки и не допустит при этом ошибки.

«Диалоги по телефону»

Игровая задача: научить детей правильно набирать номер по телефону и давать точные и четкие ответы на вопросы.

Образовательная задача: способствовать запоминанию детьми общепринятых правил разговора по телефону, в том числе с дежурными экстренных служб.

Правила игры: дети по очереди выбирают карточки с номерами телефонов экстренных служб: 01, 02, 03, 04. Воспитатель рассказывает предысторию чрезвычайной ситуации (3-4 предложения) и дает задание ребенку, в зависимости от конкретного случая, вызвать по игрушечному телефону ту или иную службу. Задание считается выполненным, если по рассказу ребенка можно понять, куда и с какой целью должна приехать та или иная служба. (Роль дежурного выполняет воспитатель).

«Назовите причины пожара»

Цель: формировать знания о причинах пожара в разных местах. Развивать внимание, память, речь. Воспитывать ответственность.

Ход игры: Из предложенных воспитателем сюжетных картинок (дети собирают осенние листья, дети вешают горящие свечи на ёлку, мальчик в шкафу играет спичками, дети поливают цветы и т. д.) ребёнок должен выбрать те ситуации, которые могут стать причиной пожара (в доме или лесу). Ребенок аргументирует свой ответ, за что получает фишку. Выигрывает тот, у кого окажется больше фишек к концу игры.

Можно играть без картинок: выиграет тот, кто больше назовет причин возникновения пожаров.

«Доскажи слово»

Цель: закреплять знания о мерах предотвращения пожара.

Развивать словарь, внимание, память.

Ход игры: Воспитатель вместе с детьми встаёт вкруг, передаёт мяч ребёнку, который должен закончит стихотворную строку.

Где с огнём беспечны люди,

Там взовьётся в небе шар,

Там всегда грозить нам будет

Злой…….(пожар)

Раз, два, три, четыре.

У кого пожар в …..(квартире)

Дым столбом поднялся вдруг.

 Кто не выключил…..( утюг)

Красный отблеск побежал.

Кто со спичками……(играл)

Стол и шкаф сгорели разом.

Кто сушил бельё над …(газом)

 Пламя прыгнуло в листву.

Кто у дому жог…(траву)

Кто в огонь бросал при этом

Не знакомые …(предметы)

Помни каждый гражданин:

Этот номер:….(01)

Дым увидел - не зевай.

И пожарных ….(вызывай)

«Четвёртый лишний»

Цель: закреплять знания о предметах, которые могут стать причиной возникновения пожара, развивать логическое мышление, обогащать словарный запас детей.

Ход игры: из четырёх предложенных картинок изображенных на одной карточке ребёнок выбирает лишнюю связанную или не связанную с пожаром. Например, кипятильник, расчёска, кастрюля, шкатулка; ковёр, телевизор, картина, стул и т. д.

«Собери пазл»

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара. Развивать воображение, логическое мышление, мелкую моторику руки. Воспитывать усидчивость.

Ход игры: Ребёнок должен сложить разрезанную картинку с изображенной ситуацией при пожаре.

«Что делать, если?..»

Цель: закрепить у детей знание правил пожарной безопасности.

Задача: учит рассуждать и делать выводы.

Воспитатель: Ребята, представьте себе ситуации, которые я вам назову, и скажите, что нужно делать в таких случаях. Итак, что делать, если:

- бабушка забыла выключить утюг;

- сестра оставила сушить белье над зажженной плитой;

- папа оставил кастрюлю на включенной плите;

- в квартире зажгли бенгальские огни;

- украсили елку игрушками и зажгли на ней свечи;

- если вам придется звонить в пожарную охрану, то какой номер вы наберете?

Дети отвечают, как нужно поступить в подобных случаях, обсуждают свои ответы.

«Топаем, хлопаем».

Условия: если дети поступают правильно - хлопать, если не правильно - топать.

Дети стоят в кругу.

Знаю я теперь, друзья,
Что с огнем играть нельзя. (хлопают)
Спички весело горят,
Буду с ними я играть. (топают)
Рома убежал за дом,
Там играет он с огнем. (топают)
Он опасен, Маша знает,
Утюг больше не включает. (хлопают)
Вика с Лерою играют,
На печи газ зажигают. (топают)
Все теперь ребята знают,
Что с огнем играть нельзя? (да)

«Это я, это я и со мной мои друзья» (игра на внимание).

Я буду задавать вопросы, а вы, если согласны, отвечайте. Если же вы не согласны с тем, что услышите, топайте ногами и хлопайте в ладоши.

Кто из вас, заметив дым,

Набирает «01».

Кто свечей не зажигает

И другим не разрешает?

Кто, любитель по старинке

Над огнём сушить ботинки?

 Красный отблеск побежал.

Кто со спичками играл?

Дым увидев, не зевает

И пожарных вызывает!

Дым столбом поднялся вдруг.

Кто не выключил утюг?

Правила все точно знают

И всегда их соблюдает!

«Разрешается-запрещается».

Цель: закреплять знания о правилах поведения во время пожара, закреплять знание правил пожарной безопасности.

Ход игры: У детей два светофора (круги красного и зеленого цвета). Воспитатель читаетвысказывания в разном порядке. Если дети согласны с высказыванием - поднимают зеленый цвет, не согласны - красный.

Запрещается (красный цвет):

  • небрежно, беспечно обращаться с огнем;
  • бросать горящие спички в помещениях;
  • оставлять открытыми двери печей, каминов;
  • применять самодельные приборы;
  • включать в одну розетку большое количество электроприборов;
  • использовать неисправную аппаратуру;
  • пользоваться поврежденными розетками;
  • обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью;
  • пользоваться электрическими утюгами, плитками без подставок;
  • оставлять без присмотра включенные в сеть электроприборы;
  • загромождать коридоры и лестничные площадки.

Разрешается (зеленый):

  • вызывать пожарную охрану в случае возникновения пожара по телефону «01», сообщить пожарным адрес, где возник пожар, и назвать свою фамилию;
  • использовать все имеющиеся средства для тушения пожара;
  • подавать сигнал тревоги;
  • встречать пожарных и сообщать им об очаге пожара;
  • учиться пользоваться огнетушителем;
  • знать план эвакуации на случай пожара;
  • не открывать двери в помещении, где произошёл пожар;
  • кричать и звать на помощь взрослых;
  • закрыть нос и рот мокрым платком для защиты от дыма;
  • при нахождении в зоне пожара набросить на себя смоченное покрывало (плащ или пальто);
  • если помещение сильно задымлено, двигаться ползком или пригнувшись вдоль стены;
  • в случае если на человеке загорелась одежда, необходимо набросить на него покрывало, плотно прижав его к телу пострадавшего;
  • вызвать для пострадавшего «скорую помощь» по телефону «03» отправить его в больницу.

«Пожароопасные предметы»

Цель: стимулировать развитие скорости реакции и внимания.

Игровые действия: называть предметы по порядку, хлопать в ладоши.

Игровые правила: узнавать слова, обозначающие пожароопасные предметы.

Набор слов для игры: утюг, журнал, телевизор, ручка, тостер, жвачка, хлопушка, памперс, пустышка, котлета, компот, пожарный, торт,  режет, огнетушитель, пакет, кисть, каска, рукав, ноты, краски, спички, бинт, сверлить, маска и др.

«Спасатели»

Цель: развивать умение соотносить схематическое изображение с натуральным предметом; стимулировать развитие зрительного восприятия.

Игровые правила: найти предмет по его схематическому изображению.

Игровые действия: рассмотреть схематическое изображение, отыскать в игровой зоне соответствующую игрушку.

«Обезопась пожароопасные слова»

Пользуясь подсказками, превратите предложенные вам  "пожароопасные" слова в "безопасные" путём замены, добавления или исключения всего лишь одной буквы в них.

* пламя  -  _ _ _ _ _   (первобытная семья).

* искра  -  _ _ _ _  (рыбный деликатес). 

* газ  -  _ _ _ _  (око)  -  _ _ _  (шум).

* окурок  -  _ _ _ _ _ _   (вкусный мясной продукт).

* порох  -  _ _ _ _ _   (усатое бобовое растение).

* лучина  -  _ _ _ _ _ _  (старинное название маски).

* гарь  -   _ _ _ _  (сундук для зерна и муки).

* торф  -  _ _ _ _  (самый праздничный пирог).

* спирт  -  _ _ _ _ _  (полезное для здоровья занятие).

* сера  -  _ _ _ _ _  (горная антилопа).

* полено  -  _ _ _ _ _ _  (сустав ноги).

* утечка (газа)  -  _ _ _ _ _ _  (домашняя птица).

* травма  -  _ _ _ _ _   (природный зелёный ковёр).

(Ответы: пламя - племя, искра - икра, газ - глаз - гам, окурок - окорок, порох - горох, лучина - личина, гарь - ларь, торф - торт, спирт - спорт, сера - серна, полено - колено, утечка - уточка, травма - трава.)

Сюжетно-ролевые игры.

«Мы - пожарные»

Цель: формировать умение развивать сюжет на основе знаний по ППД; согласовывать свои действия с действиями партнёров, соблюдать в игре ролевые взаимодействия и взаимоотношения. Согласовывать и прогнозировать ролевые действия и поведение в соответствии с сюжетом игры.

Оборудование: набор пожарных машин, шлёмы для пожарных, вёдра, лопаты, предметы заместители – шнуры, скакалки, шведская лестница, спортивный канат, спортивные маты, магнитофон (аудиозапись « пожарной мигалки»).

«Один дома».

Цель: развивать умения брать на роль в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, предметы заместители. Развивать творческое воображение, игровой замысел, опираясь на полученные знания ППД.

Оборудование: игрушечные бытовые предметы (утюг, компьютер, газовая плита, стиральная машина, гладильная доска, электрочайник, фен и т.д.), предметы заместители (счётные палочки в коробочке и т.д.), телефон, атрибуты к игре «Мы – пожарные», игровой уголок, обустроенный, детской и кукольной мебелью.

Игра с напольным конструктором «Пожар в городе».

Цель: закрепить умения брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструктор, строительный материал, предметы заместители. Содействовать творческому использованию в иге представлений об ППД. Развивать творческое воображение, способности совместно развёртывать игу.

Оборудование: разные виды напольного конструктора, карты-схемы, игрушечные пожарные машины, мелкие игрушки, аудиозапись пожарной мигалки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по пожарной безопасности

Дидактические игры по пожарной безопасности...

Дидактическая игра по пожарной безопасности "Назови причину пожара"

Дидактическая игра по правилам пожарной безопасности для детей старшего дошкольного возраста....

Дидактическая игра по пожарной безопасности "Пожарный щит"

Игр "Пожарныц щит" помогает приобрести первичные знания о средствах борьбы с пожаром, развивает зрительное внимание, память и логическое мышление. Игра включает в себя панно-щит, карточки с ...