"Целевые прогулки как форма профилактики дорожно-транспортноготравматизма"
консультация по обж (подготовительная группа)

консультации для педагогов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pdd_avgust.docx22.61 КБ

Предварительный просмотр:

«Целевые прогулки

как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Подготовила: Клочкова Лина Ивановна

Причиной дорожно-транспортных происшествий чаще всего являются сами дети. Приводит к этому незнание элементарных основ правил дорожного движения, безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Предоставленные самим себе, дети, особенно младшего возраста, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Объясняется это тем, что они не умеют еще в должной степени управлять своим поведением. Они не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость и переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У них еще не выработалась способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу перед остановившейся машиной и внезапно появляются на пути у другой. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть на детском велосипеде или затеять здесь веселую игру. Избежать этих опасностей можно лишь путем соответствующего воспитания и обучения ребенка с самого раннего возраста.

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на ООД по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению ребенка правильному поведению в дорожных ситуациях предусматривают свои задачи, темы и периодичность проведения.

Направленность целевых прогулок

Младшая группа:

  • знакомство с улицей
  • наблюдение за работой светофора
  • наблюдение за транспортом
  • пешеходный переход.

Учить детей различать проезжую часть дороги, тротуар, обочину, понимать значение зелёного и красного сигналов светофора. Учить детей ориентироваться в пространстве, согласовывая свои движения с определёнными правилами (на красный свет – стоять, на красный – двигаться). Учить останавливаться на краю тротуара и самому никогда не выходить на проезжую часть дороги. Учить детей передавать в своих рисунках, аппликациях, лепных изделиях впечатления, полученные на улице: машина, поезд, маленькие дорожки, по которым идут люди и большие дороги, по которым едут машины, светофор. Детей 4-го года жизни более детально знакомят с ближайшим пространственным окружением. Во время целевых прогулок они уже могут различать виды транспорта. Определять, какие грузы они перевозят, где и как двигаются пешеходы (по тротуарам и пешеходным дорожкам, придерживаясь правой стороны), какие бывают улицы, по которым ездит транспорт: узкие, где транспорт движется только в одну сторону, широкие, где транспорт может ехать в несколько рядов навстречу друг другу.

У детей 3-4 лет в результате накопленного жизненного опыта, занятий в детском саду, общения с родителями должны начать активно формироваться следующие привычки, навыки, правила:

-по улицам ходить одному нельзя, можно только с родителями или с другими взрослыми;

-если подошёл к краю тротуара один, остановись и ни при каких условиях один не ступай на проезжую часть дороги;

-дорогу можно переходить, только держась за руку взрослого человека;

-дорога таит в себе опасность (Воспитатель здесь должен очень чётко чувствовать границу целей – воспитывается не страх пред машинами, техникой и дорогой, а чувство опасности);

-транспорт и дорога могут быть безопасными, если выполнять определённые правила и требования.

Средняя группа:

  • знакомство с улицей
  • наша улица
  • сравнение легкового и грузового автомобилей
  • наблюдение за светофором.

Программа целевых прогулок в средней группе становится более широкой. Проводятся они также один раз в два месяца. Детей знакомят с жилыми и общественными зданиями, дорогой рядом с детским садом, транспортом, который движется по этой дороге, конкретными правилами дорожного движения, со словами: «проезжая часть», «одностороннее и двустороннее движение», «пешеход», «переход». 

В средней группе следует продолжать работу, начатую в младших группах. Учить детей ориентироваться на участке детского сада и расположенных поблизости улицах; знакомить с названиями общественно – бытовых зданий в ближайшем окружении.

Расширять знания об общественном транспорте, познакомить с трудом шофёра. Продолжать учить детей определять и называть местоположение транспорта, человека, изменения в их движении: едет, идёт, бежит, переходит, поворачивает, останавливается, далеко, близко. Учить детей составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации по содержанию сюжетной картинки.

Закрепление полученных впечатлений от целевых прогулок и экскурсий необходимо организовать на занятиях и в играх: соорудить макет улицы, составить план-схему дороги в детский сад, нарисовать светофор, улицу, транспорт.

Новым для них будет разговор о пешеходном переходе, его назначении. Дети должны научиться находить его на иллюстрациях в книгах, на макетах. После чего следует объяснить детям важность правильного поведения на самом пешеходном переходе и при подходе к нему (остановиться на некотором расстоянии от края проезжей части, внимательно осмотреть проезжую часть, повернув голову налево, а затем направо, при движении до середины дороги контролировать ситуацию слева, а с середины дороги – справа).

К пяти годам у детей формируются следующие привычки, навыки и правила, дополнительно к тем, которые сформировались в предыдущий год:

-ходить можно только по тротуару;

-при движении по тротуару есть свои правила: ходить надо, придерживаясь правой стороны. Нельзя по тротуарам бегать, это мешает другим пешеходам и опасно, так как можно выбежать на проезжую часть дороги;

-движение на дороге регулирует светофор;

-для машин светофор имеет три цвета, для пешеходов – два;

-улицу можно переходить только тогда и там, где переход разрешён. Если есть подземный переход, то дорогу можно переходить только по этому переходу; даже если переходишь по правилам (на зелёный свет светофора и по переходу), всё равно надо быть осторожным, водители могут нарушить правила и поехать, когда для пешеходов горит зелёный свет.

Старшая группа (5-6 лет)

  • улица
  • правила поведения на улице
  • наблюдение за транспортом
  • прогулка пешехода
  • переход
  • перекресток
  • наблюдение за работой светофора
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД

прогулка к автобусной остановке.

В старшей группе целевые прогулки организуются один раз в месяц. На них закрепляются представления детей о проезжей части, осевой линии; дети знакомятся с перекрестком, некоторыми дорожными знаками, получают более полные знания о правилах для пешеходов и пассажиров

Продолжать учить детей свободно ориентироваться на участке детского сада и в ближайшем микрорайоне (где находится школа, магазин, аптека, поликлиника, почта). Ориентироваться в многообразии транспортных средств своей местности, на чём можно проехать от дома до детского сада, магазина, поликлиники, каким транспортом пользуются родители. Познакомить детей с правилами поведения в общественных местах (в транспорте): вести себя сдержанно, не привлекать излишнего внимания, разговаривать негромко, соблюдать порядок, чистоту; уступать в транспорте место старшим, младшим и инвалидам. Старших дошкольников следует более детально знакомить с различными видами транспорта, в котором ездят по земле, по воде и по воздуху.

Со старшими дошкольниками целевые прогулки по улицам проводятся значительно чаще, чем с малышами. В ходе этих прогулок дети упражняются в правильном выполнении правил для пешеходов: ходить только по тротуарам, придерживаясь правой стороны, идти спокойно, не шуметь, не мешать другим пешеходам; переходить улицу в местах, где имеется пешеходная дорожка или указатели перехода; осмотреть дорогу в обоих направлениях, прежде чем выйти на проезжую часть; переходя улицу при двустороннем движении, смотреть вначале налево, а дойдя до середины – направо. Если имеется островок безопасности, педагог объясняет, для чего он предназначен: те пешеходы, которые не успели перейти улицу, должны остановиться на этом месте и подождать, пока загорится опять зелёный свет, чтобы продолжить путь. Стоять надо спокойно, не меняя место (вперёд – назад).

С детьми 5-6 лет следует продолжать во время практических занятий регулярно отрабатывать навыки перехода проезжей части.

В старшей группе дети должны получить чёткие представления о том, что правила дорожного движения, направлены на сохранение жизни и здоровья людей, поэтому все обязаны их выполнять.

Необходимо выработать у детей положительное отношение к закону. Продолжать знакомить детей не только с Правилами дорожного движения, знаками, но и с причинами дорожно-транспортных происшествий. Полученные знания закреплять в играх, в игровых обучающих ситуациях, в беседах и рассказах детей.

Привычки, навыки и правила, которые усваивают дети старшего дошкольного возраста: 

-если возникла необходимость сойти на проезжую часть дороги и тем более перейти дорогу, надо остановиться, осмотреться, посмотреть налево – направо, выйти на проезжую часть, глядя налево, а, дойдя до середины дороги – посмотреть направо;

-регулировщик на дороге отменяет все другие знаки и сигналы, в том числе сигналы светофора; 

-когда едешь в автобусе, троллейбусе, другом виде транспорта, надо обязательно за что-то держаться, чтобы не упасть при резком торможении;

-играть возле дороги и даже стоять у края проезжей части дороги – опасно;

-выйдя из транспорта не надо спешить. Лучше подождать, пока трамвай, автобус, троллейбус отъедут от остановки, а потом, оглядевшись, можно переходить дорогу.

Подготовительная группа:

  • улицы и перекрестки
  • правила дорожного движения
  • наблюдение за работой светофора
  • наблюдение за движением машин и работой водителя
  • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД
  • значение дорожных знаков
  • знакомство с местом остановки пассажирского транспорта
  • пешеходный переход (подземный и наземный)
  • островок безопасности.

На целевых прогулках в подготовительной группе (один раз в месяц) дошкольники наблюдают за движением транспорта, работой водителя, сигналами светофора. Расширяются знания детей об инспекторах ДПС ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице. Продолжается знакомство с назначением дорожных знаков и их начертанием. Закрепляется правильное употребление пространственной терминологии (слева – справа, вверху – внизу, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, напротив, вдоль). Дети должны хорошо ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них

Будущие школьники должны понимать знакомую символику, встречающуюся на улицах города. Знакомство с дорожными знаками необходимо начинать с самых простых: пешеходный переход, движение пешеходов запрещено, круговое движение, прочие опасности, железнодорожный переезд со шлагбаумом, дети, пункт медицинской помощи. Это те знаки, которые должны знать пешеходы в первую очередь. В дальнейшем можно объяснить значение следующих знаков: остановка транспорта, ремонтные работы, перекрёсток, знаки сервиса: телефон, пункт питания, кемпинг и других.

В результате проводимой работы у детей 6-7 лет сформируются следующие привычки, навыки, правила поведения:

-прежде чем куда-то идти – мысленно представить себе маршрут и отметить в нём места, представляющие наибольшую опасность;

-переходить дорогу только тогда, когда видишь её всю. Если есть загораживающий часть дороги двигающийся транспорт – подождать, пока он пройдёт. Если стоящая машина, кусты или что-то ещё мешает видеть дорогу – пройти вдоль тротуара, пока не будет хорошего обзора;

-из всех маршрутов движения выбирать тот, который наиболее безопасный

-реагировать на все изменения погоды и условий видимости как на повышение уровня опасности;

-улицы и перекрёстки никогда не переходить «по диагонали»;

-требования дорожных знаков, сигналов регулировщика и светофора не обсуждаются, а выполняются на 100%.

Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться лишь словесными объяснениями. Значительное место должно быть отведено практическим формам обучения: наблюдению, экскурсиям, целевым прогулкам, во время которых дети могут изучать на практике правила для пешеходов, наблюдать дорожное движение, закреплять ранее полученные знания по правильному поведению на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст) Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старшая группа) Конспект целевой про

Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробуждение природы» (старший дошкольный возраст)Конспект целевой прогулки «Наблюдение за сезонными изменениями: весеннее пробу...

Консультация для педагогов «Целевые прогулки как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Целевые прогулки направлены на закрепление дошкольниками знаний, полученных на занятиях по ПДД в группах. В каждой из возрастных групп целевые прогулки по обучению...

Целевые прогулки, как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма.

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИкак форма профилактики детского дорожно-транспортноготравматизма. Педагоги должны помнить, что в процессе обучения детей Правиламдорожного движения нельзя ограничиваться лишь слов...

Целевые прогулки в ДОУ как форма профилактики детского дорожно-транспортного травматизма

В процессе обучения детей Правилам дорожного движения нельзя ограничиваться только словесными объяснениями. Одной из интересных и продуктивных форм профилактики детского дорожно-транспортного тра...

ЦЕЛЕВЫЕ ПРОГУЛКИ КАК ФОРМА ПРОФИЛАКТИКИ ДЕТСКОГО ДОРОЖНО-ТРАНСПОРТНОГО ТРАВМАТИЗМА

Обеспечение здоровья детей — основная цель, главная задача цивилизованного общества. Обучение правилам дорожного движения  в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому р...