Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Что такое правила дорожного движения»
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа)

Никитина Мария Валентиновна

Цель: Расширение представлений детей о правилах дорожного движения, через решение проблемных вопросов и ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания детей о том, что такое правила дорожного движения.

Расширить знания детей о светофоре, дороге.

Сформировать понятие о необходимости знать данные о себе.

Развивающие:

Развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.

Словарная работа: светофор, дорога, тротуар, бордюр (поребрик), бульвар, данные.

Материал: светофор, макет улицы города, фигурки людей, мелкие машинки, дорожные знаки, карточка с мат-ми примерами, тест-шутка, кроссворд, автобус, построенный из стульев, письмо.

Предварительная работа: чтение стихотворения В.Головко «Правила движения», С.Яковлев «Читает книжку глупый слон», О.Бедарев «Если бы …», В.Семернин «Запрещается – разрешается».

Подготовка к занятию: разбор ситуаций, связанных с выполнением и нарушением ПДД, сюжетная игра-макет “Улица города”, настольная игра “Осторожный пешеход”.

Методы и приемы:

Проблемные ситуации

Проблемные вопросы

Игровая ситуация

Худ. слово

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект развивающей образовательной ситуации в подготовительной группе «Что такое правила дорожного движения»

Цель: Расширение представлений детей о правилах дорожного движения, через решение проблемных вопросов и ситуаций.

Задачи:

Образовательные:

Углубить знания детей о том, что такое правила дорожного движения.

Расширить знания детей о светофоре, дороге.

Сформировать понятие о необходимости знать данные о себе.

Развивающие:

Развивать способность к умозаключениям, к оценке и самооценке.

Развитие общей и мелкой моторики.

Воспитательные:

Воспитывать осознанное отношение к нормам и правилам.

Словарная работа: светофор, дорога, тротуар, бордюр (поребрик), бульвар, данные.

Материал: светофор, макет улицы города, фигурки людей, мелкие машинки, дорожные знаки, карточка с мат-ми примерами, тест-шутка, кроссворд, автобус, построенный из стульев, письмо.

Предварительная работа: чтение стихотворения В.Головко «Правила движения», С.Яковлев «Читает книжку глупый слон», О.Бедарев «Если бы …», В.Семернин «Запрещается – разрешается».

Подготовка к занятию: разбор ситуаций, связанных с выполнением и нарушением ПДД, сюжетная игра-макет “Улица города”, настольная игра “Осторожный пешеход”.

Методы и приемы:

Проблемные ситуации

Проблемные вопросы

Игровая ситуация

Худ. слово

Ход развивающей образовательной ситуации.

1. вводная часть

- Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о правилах, зачем они нам нужны.

Существует много правил, которые должен знать и выполнять каждый человек, и взрослый, и ребенок. Сегодня утром, когда я пришла на работу, мне передали письмо. Давайте посмотрим, кому оно пришло. Адрес: город Санкт-Петербург. Детский сад №28  детям подготовительной группы “Подсолнушки”.

- Кому же этот конверт прислали?

- Правильно, это письмо для нас с вами. А от кого же оно?

От жителей страны лилипутов.

- Кто такие лилипуты?

- Что же там написано?

Дорогие ребята, мы жители страны лилипутов обращаемся к вам с просьбой. У нас очень красивый город, но жители не знают правил поведения на улицах. Что же нам делать, помогите навести порядок в городе.

- Поможем им?

2. основная.

- Сами они не справятся, надо поехать.

- А на чём мы поедем, узнаете, когда отгадаете загадку.

Что за чудо этот дом,
Окна светятся кругом.
Носит обувь из резины,
А питается бензином.
Он по улице идёт,
На работу всех везёт. (автобус)

- Ну что, поехали! (выбираем водителя, садимся в автобус)

- А пока едем, порассуждаем что такое правила дорожного движения.

- как вы думаете, что такое правила дорожного движения?

 - правильно ребята. Правила дорожного движения должны знать и соблюдать все – и пешеходы, и водители транспортных средств, и пассажиры. Если вы поймете, для чего нужны и как работают правила дорожного движения, то вам будет не трудно их запомнить и выполнять.

Проезжая часть, тротуар, обочина, пешеходный переход, перекресток – все это элементы дороги.

- ребята, где можно переходить дорогу?

- правильно, переходить дорогу можно только по пешеходному переходу. Он обозначен специальным знаком, «зеброй» и почти всегда оборудован светофором (показ иллюстрации)

- что нужно сделать, подойдя к пешеходному переходу?

- Правильно, сначала посмотри налево, а затем направо.

- выбегать на дорогу нельзя! Перед ней обязательно надо остановиться и посмотреть, где расположен переход, дойти до него и спокойно перейти дорогу. Переходя дорогу, не отвлекайся на разговоры, не балуйся, держи взрослого за руку. не беги через дорогу, если ты увидел на другой стороне дороги знакомого или нужный автобус, переходи спокойно, не торопись, но и не иди медленно специально.

- что еще нельзя делать рядом с дорогой?

- правильно, нельзя ходить по краю тротуара – чтобы тебя случайно не задела машина, которую может занести. Очень хорошо, если на твоей одежде есть светоотражающие полоски.

- ребята, вот мы и доехали до первой остановки. Выходим из автобуса спокойно. Подойдите пожалуйста к столу. На нашем столе стоит макет улицы. Покажите на макете пешеходный переход.

- молодцы! Петя ты будешь пешеходом, которому надо перейти дорогу, а ты Леша его знакомым на другой стороне улицы. Петя ты очень хочешь сообщить радостную новость своему другу, как ты поступишь, увидев Лешу на другой стороне улицы?

- правильно! Подойдешь к пешеходному переходу, дождешься зеленого сигнала светофора, посмотришь налево, затем на право, после чего спокойно перейдешь дорогу и сообщишь радостную новость Леше.

- Арина, ты опаздываешь на занятия в бассейн, тебе необходимо сесть на автобус, на противоположной стороне подъезжает твой автобус как ты поступишь?

-  молодцы ребята! Продолжаем наше путешествие на автобусе. Пока мы едем до следующей остановки, ответьте мне на вопрос - что такое светофор?

- светофор – это устройство, регулирующее движение машин и пешеходов на улице. У светофоров для пешеходов используется два сигнала светофора- зеленый – иди и красный – стой.

- А у светофора для водителей три сигнала. Как вы думаете почему?

- правильно ребята. Желтый сигнал говорит водителю о том, что необходимо приготовиться к движению либо приготовиться к остановке. Современные светофоры для пешеходов оснащены еще и звуковым сигналом. Как вы думаете зачем?

- действительно, чтобы слепые пешеходы знали, когда загорится зеленый, а также для привлечения внимания, что горит зеленый свет.

- вот мы и добрались до следующей остановки. Ребята выходим из автобуса.

- лилипуты приготовили для нас задание. На доске написано задание.

https://pp.userapi.com/c636622/v636622743/4a78c/bDQjP4RGZjU.jpg

- молодцы ребята. Какое слово у нас получилось.

- правильно – светофор.

А теперь я прочту стихотворение, а вам необходимо вставить пропущенные слова.

Если путь тебе закрыт,

Значит, ……. Свет горит!

Ура! …… свет горит!

Путь тебе теперь открыт!

- мы справились с заданием.

- а теперь давайте немного подвигаемся.

ФИЗМИНУТКА:

Машина, машина идёт гудит,
В машине, в машине шофёр сидит, 
В машине, в машине детей полно
Поехали дети, глядят в окно.
Вот поле, вот речка, вот лес густой.
Приехали дети, машина стой!

Отправляемся дальше в путь.

- ой смотрите, кто-то оставил записку в автобусе. Давайте прочитаем?

- « Ребята, помогите, мы не знаем как поступить правильно».

https://pp.userapi.com/c636622/v636622743/4a79f/YCdRHLSveAw.jpg

- молодцы!

- Ребята, что такое дорога?

- дорога – это специально построенное сооружение, по которому ездят машины и ходят люди. Для строительства дорог используют булыжники, щебень, дерево. В городах дороги называют по-разному: проспект, улица, переулок, набережная, линия, аллея.

Любая дорога состоит из трех частей – проезжей части, пешеходного тротуара и бордюра (поребрика). По проезжей части движется транспорт: автобусы и маршрутные такси, грузовики и легковые автомобили, трамваи и троллейбусы. Если проезжую часть разделяют деревья, то такая дорога называется бульваром. Тротуар является частью дороги, которая предназначена для пешеходов. Само слово «тротуар» переводится с французского языка как «дорога для пешеходов». В городе тротуары покрывают асфальтом и немного приподнимают над проезжей частью. Это нужно, чтобы пешеход мог четко видеть границу между проезжей частью и тротуаром.

Бордюр – служит своеобразной границей между тротуаром и проезжей частью. На многих улицах тротуары отделены от проезжей части металлическими ограждениями.

- ну вот, ребята, мы добрались до следующей остановки.

- посмотрите на доску лилипуты снова прислали нам задание.

https://pp.userapi.com/c636622/v636622743/4a7ae/Uki6avmcDlg.jpghttps://pp.userapi.com/c636622/v636622743/4a7b5/fh3HAV75BHE.jpg

 - молодцы ребята, мы выполнили задание лилипутов.

- Вот мы и в городе лилипутов. (дети встают вокруг макета города лилипутов)

- Ой, смотрите:

Идут два друга по бульвару,
Очень весело играя.
Пас туда, пас сюда, 
Очень славная игра.
Но тут мячик покатился,
На дороге очутился.
Дети бросились туда,
Заскрипели тормоза.

- Что же случилось? (ответы детей)

- Какой совет дадим мальчикам?

Совместно с детьми делаем вывод: нельзя играть на тротуаре, можно играть только на специальной площадке, во дворе.

- Ребята, смотрите:

Рано-рано по утру
В школу школьники идут.
К переходу подошли.
Светофор зелёным глазом
Подмигнул ребятам сразу:
Проходите-ка, друзья,
Вам опаздывать нельзя.

- Что вы можете сказать об этих детях?

- Какое правило всегда нужно выполнять?

Переходить только на зелёный сигнал светофора.

А вот один торопышка
В школу бежал вприпрыжку.
Правил он совсем не знал,
Под машину и попал.

- Посмотрите, подъехала скорая помощь, ГИБДД.

- Почему так случилось? (ответы детей)

- Какой совет дадим торопышке?

- Правильно, переходить только по пешеходному переходу.

А откуда он узнает, что это переход? (ответы детей: зебра нарисована, дорожный знак стоит…)

- Давайте вспомним правила перехода по светофору.

Красный глаз глядит на нас,
Что гласит его приказ?
- Стоять!
А зелёный глаз для нас,
Что гласит его приказ?
- Можно идти.

- Увезли торопышку в больницу
И теперь он лежит больной и хромой
И даже не знает адрес свой.
Врачи разводят руками,
Как сообщить его маме?

- Что он забыл? (ответы детей)

- А ещё говорят, забыл свои данные. Данные – это сведения о себе: адрес, телефон, фамилия, имя, отчество своё и родителей… Иногда говорят:

“Скажите свои данные”.

- Что посоветуем больному?

- Вы все знаете свои данные?

- Проверим. (спрашиваю детей)

- Ребята, давайте повторим советы, которые мы дали жителям города.

- Я тоже приготовила совет:

Делаю ребятам предостережение,
Выучите срочно правила движения,
Чтоб не волновались каждый день родители,
Чтоб спокойно мчались улицей водители.
Это всем должно быть ясно, 
Даже тем, кто ходит в ясли,
Всем, кто в городе живёт.
Переходы не рискованны
Только там, где нарисованы
Шашек белые квадраты
И знак “Пешеходный переход”.

- Ну что, жителям города даны советы, рассказаны правила поведения, пора возвращаться в детский сад. Садимся в автобус.

3 заключительная часть.

- Пока мы едем, ответьте на вопросы.

Нужны ли нам правила?

Зачем они нам?

- А сейчас проверю, как вы знаете дорожные знаки.

Детям показываются знаки, они называют их: пешеходный переход, наземный, подземный переход, автобусная остановка, движение пешеходов запрещено, осторожно дети…

- Вот мы и вернулись в детский сад.

- ой посматрите, лилипуты прислали нам последнее письмо.

«Дорогие ребята! Спасибо за помощь!!! Теперь мы знаем что такое светофор, дорога, и все выучили свои данные, теперь в нашем городе стало жить безопасно. В благодарность мы высылаем вам игру!

Мы думаем, что вы всегда будете соблюдать правила. Ведь вы будущие первоклассники, идя в школу вы должны быть внимательными и помнить всё, чему вас учили в детском саду. Прощайте!»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект досуга в подготовительной группе по ПДД «Правила Дорожного Движения важно знать»

конспект досугового занятия по ПДД для подготовительной к школе группы...

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: Правила дорожного движения.

Конспект непрерывно-образовательной деятельности в подготовительной группе на тему: Правила дорожного движения.Цель занятия: Формирование основ безопасного поведения на дорогах.Задачи:— образоват...

Конспект совместной образовательной деятельности по развитию у детей знаний правил дорожного движения в старшей группе детского сада и начальной школе «Дорожные знаки».

С самого раннего детства ребенок становится участником дорожного движения: он или пешеход, который вместе с родителями идет по улице, или пассажир, который едет в маршрутном транспорте, автомобиле с р...

Спортивное развлечение по правилам дорожного движения для детей старшей, подготовительной группы. Тема: "Знатоки правил дорожного движения"

Цель: — Закреплять знания детей о правилах дорожного движения.— Учить детей различать дорожные знаки.— Воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседнев...

Конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе ДОУ «Соблюдай правила дорожного движения»

Формирование представлений о правилах дорожного движения (ПДД) у детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по ПДД в подготовительной группе на тему " Правила дорожного движения- правила жизни"

Конспект занятия по ПДД  в подготовительной группе на  тему " Правила дорожного движени- правила жизни"...

Организационно-образовательная ситуация по познавательному развитию с элементами правил дорожного движения "Веселые человечки в гостях у ребят "

Закреплять знания о правилах и знаках дорожного движения, формировать грамотное поведение на улицах и дорогах....