Журнал для воспитателей по ЗОЖ и ОБЖ в летний период
консультация по обж

Лето – период активного отдыха. Дети большую часть времени проводят на улице, на природе. При работе по ОБЖ и ЗОЖ, задача педагогов состоит не только в том, чтобы обеспечить и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zozh-_zhurnal.docx24.05 КБ

Предварительный просмотр:

                                            Журнал для воспитателей

                 «Работа с детьми по ОБЖ и ЗОЖ в летний период»

 

                                                                                                      Подготовила: воспитатель

                                                                                                       Строганова Е.В

Лето – период активного отдыха. Дети большую часть времени проводят на улице, на природе. При работе по ОБЖ и ЗОЖ, задача педагогов состоит не только в том, чтобы обеспечить и защитить ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни. Успешное формирование представлений о ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в ДОУ и семье, созданий условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия триады ребёнок - педагог - родители, а инициатором и координатором в этом выступают педагоги ДОУ.  Содержание работы по формированию представлений дошкольников ЗОЖ и ОБЖ строится в ДОУ на следующих позициях: образовательная работа с детьми (сообщение новых сведений, закрепление представлений, умений, навыков); развивающая работа с детьми (развитие способности к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и образом жизни).Воспитательная работа с детьми — это формирование мотивации и потребности в ЗОЖ, ОБЖ, профилактика негативного поведения средствами формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников являются дидактические, сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность. Можно использовать по ЗОЖ и ОБЖ такие формы работы как беседа, рассказ, решение проблемных ситуаций, например, путешествие по экологической тропе - где изучают по описанию лекарственные растения; разбирать проблемные ситуации «Место для отдыха», «Что поможет быть здоровым».Можно использовать наглядные, словесные и практические

методы. примеры.

Словесные методы: Чтение художественной литературы по теме, например

С.Михалков «Про девочку, которая плохо кушала», когда говорили о

правильном питании; О.Тарутин «Для чего нам светофор»; заучивание

поговорок, пословиц, например, «Где вода, там беда», «От воды жди беды»

или «Не всякому верь - закрой крепче дверь»; нравится детям заучивать

рифмованные правила безопасности, например:

Летом в озере купайся,

Осторожненько плескайся,

Чтобы не было беды,

В воду с мамой заходи.

Летом дети проводят большую часть времени на прогулке, поэтому

лучше проводить беседы о правилах поведения на улице, рассказывать о

правилах дорожного движения, закреплять представления о предназначении

светофора и его сигналах в игровой форме, используя картонные кружки,

макет светофора, макет улицы с домами, перекрёстками, игрушечными

автомобилями (всё это есть в каждой возрастной группе). Тематика бесед:

«Как рождаются опасные ситуации на дороге»; «Мы пассажиры» «О чём

говорят дорожные знаки»)

Наглядные методы: Для ознакомления с ядовитыми растениями можно

использовать картинки, иллюстрации, объекты живой природы, например,

ландыш, пижма, мухомор. Объяснять, что надо быть осторожными и

отучаться от вредной привычки пробовать всё подряд и нюхать. Напоминать

им правила поведения на природе, например, нельзя жевать первую

попавшуюся травинку; придя с прогулки из леса, парка обязательно вымыть

руки.

Практические методы: С помощью дидактических игр закреплять знания,

умения, навыки детей по ЗОЖ и ОБЖ, например, игра «Говорящие знаки»,

«Занимательная лекарственная азбука», «Съедобное - несъедобное; «Сто бед»

(об опасных вещах), «Лабиринты» (надо выполнять действия,

способствующие здоровому образу жизни).

Летом для детей можно проводить досуги, театрализованные

представления (например, «Мой друг светофор», «У Лисички  в гостях»). Они

способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми

сведений о ЗОЖ, ОБЖ, закреплению полученных представлений и их

систематизации.

Объяснять детям, что невыполнение привычных требований взрослых,

особенно летом (не пить некипячёную воду, мыть овощи и фрукты, руки

перед едой, носить облегчённый головной убор) могут привести к болезни. В

наши дни — это может уберечь от болезни, а иногда и спасти жизнь. Летом

можно ещё раз провести опыты с водой, использовать для этого

лупы для наглядной демонстрации того, что содержится в воде, чтобы у

детей формировалось чувство брезгливости к «грязной воде».

Летом родители с детьми выезжают в деревню и здесь особенно

осторожным должно быть поведение городских детей, которые впервые

оказываются в сельской местности. Стараться объяснять детям, что любые

животные с детёнышами или птицы часто ведут себя агрессивно и могут

напугать или травмировать.

На летний период можно разработать для родителей консультации, памятки

поведения в той или иной ситуации например: «Внимание, ребёнок и

дорога», «Опасные ситуации. Это надо знать», «Детский травматизм летом»,

«Внимание - ядовитые растения», памятка «Азбука вежливости» (о

безопасном поведении).

Решение задач обеспечения безопасного, здорового образа жизни

возможны лишь при постоянном общении взрослого с ребёнком на равных:

нужно вместе искать выход из трудного положения, вместе обсуждать

проблему, вести диалог, вместе с детьми познавать, удивляться, делать новые

открытия.

Рифмованные правила безопасности для дошкольников (летний период)

1. Солнце - друг. Но важно знать -

Плохо с солнышком играть.

2. Страшен солнечный удар,

От него начнется жар.

3. В темном если я заблужусь лесу -

Останусь на месте и крикну «Ау».

4. Когда грибы мы собираем,

Берем лишь только те, что знаем.

Мухоморы и поганки,

Даже если со сметанкой,

Не годятся никуда.

С ними рядышком беда.

Много яда в них, друзья,

Знайте, кушать их нельзя.

5. Летом в озере купайся,

Осторожненько плескайся.

Чтобы не было беды,

В воду с мамой заходи.

6. Чтоб живот не заболел,

Нужно руки мылом мыть.

Еще правильно питаться,

Никогда не объедаться.

7. Балкон - не место для игр,

Без взрослого туда не выходи.

Опасно там играть и веселиться,

Ты можешь с высоты большой свалиться.

8. Руками сильно не маши,

Когда собаку встретишь.

Укусит - маме покажи

И с той собакой не дружи.

9. Телевизор включать не надо,

Если взрослых нет рядом.

Технику испортишь ты,

Еще - пожар может произойти.

10. У светофора окошечка три,

При переходе на них посмотри,

Если в окошечке красный горит -

«Стой, не спеши» - он тебе говорит.

Если вдруг желтое вспыхнет окошко -

Ты подожди, постой тут немножко.

Если в окошке зеленый горит,

Ясно, что путь пешеходу открыт.

11. Никогда не говори с незнакомыми людьми,

Не пускайте дядю в дом,

Если дядя не знаком!

И не открывайте тете,

Если мама на работе!

Чтоб тебя не обокрали,

Не схватили, не украли,

Незнакомцам ты не верь,

Закрывай покрепче дверь.

Пословицы, поговорки об источниках

опасности

Берегись бед, пока их нет.

Где вода, там и беда. От воды жди беды.

Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть нос не

расшибешь.

Знай край, да не падай.

Ешь мед, да берегись жала.

Не буди спящего пса: пес спит, а ты мимо.

Не всякому верь - закрывай крепче дверь.

Не играй с огнем - обожжешься.

Погляди, прежде чем прыгнуть.

Хорошо море с берега.

Смотри в оба - не разбей лба.

Детская художественная литература по теме «Здоровый образ жизни»

О безопасном поведении пешеходов

М. Кривич, О. Ольгин «Школа пешехода»

С. Михалков «Дядя Степа - милиционер», «Шагая осторожно...»

В. Семеркин «Запрещается - разрешается»

И. Серяков «Горят огни на перекрестках»

О. Тарутин «Для чего нам светофор»

О питании

3. Александрова «Большая ложка»

А. Кардашова «За ужином»

С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»

Э. Успенский «Дети, которые плохо едят в детском саду»

О поведении в различных ситуациях

Г.П. Шалаева «Большая книга правил поведения для воспитанных

детей»

О прогулке

А. Барто «Прогулка» Е. Благинина «Прогулка» И. Залетаева «Скакалочка» А.

Кузнецова «Качели» С. Михалков «Прогулка»

О санитарно-гигиенических навыках

М. Яснов «Я мою руки» К. Чуковский «Мойдодыр» А. Кузнецова «Кто

умеет»

\При организации прогулок в летний период следует оградить детей от воздействия следующих опасных и вредных факторов:

  • укусы животных, насекомых.
  • порезы, уколы битым стеклом, сухими ветками, сучками на кустарниках, занозы от палок, досок, деревянных игрушек и пр.;
  • травмирование воспитанников при наличии ямок и выбоин на участке, падение с лестниц, турников в случаях отсутствия страховки воспитателя;
  • травмы, ушибы при катании на велосипедах, самокатах;
  • перегревание организма ребенка;
  • отравление ядовитыми растениями, плодами, грибами и др.К незнакомым растениям даже нельзя дотрагиваться, так как можно получить ожог, аллергическую реакцию.
  • С наступлением жаркого периода во избежание солнечного теплого удара, необходимо:
  • всем детям иметь легкие головные уборы;
  • чередовать пребывание детей под прямыми лучами солнца с играми в тени
  • соблюдать питьевой режим

в жаркое время использовать игры с водой, при этом песок должен быть чистым,влажным; игры должны быть спокойными, малоподвижными; участки должны быть политы до прихода детей.


\


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей. Работа с природным материалом в летний период

В материале отражено значение работы детей в летний период с природными материалами: камешки, трава, ракушки и т.д., изготовление поделок из этих материалов, развитие фантазии и эстетического вкуса у ...

Консультация для воспитателей «Особенности организации детского творчества в летний период»

Доклад для воспитателей«Особенности организации детского творчества в летний период»...

Консультация для воспитателей Тема: «Организация активного отдыха в летний период»

Консультация для воспитателей. Тема: «Организация  активного отдыха в летний период»...

Консультация для воспитателей "Организация прогулок и экскурсий в летний период"

Консультация поможет правильно организовать прогулку в летний период....

Консультация для воспитателей "Социально-личностное развитие дошкольников в летний период".

"Социально-личностное развитие дошкольников в летний период"....

Консультация для воспитателей «Организация работы с детьми в летний период»

 Постоянное пребывание детей на свежем воздухе, многообразие форм, красок и звуков в природе, множество разных переживаний и новых впечатлений, богатая витаминами пища, раздолье для движен...