Воспитание правил личной безопасности на улице и дороге у несовершеннолетних.
статья по обж (старшая, подготовительная группа)

Статья по формированию у дошкольников навыков безопасного поведения. Особенно актуальна для воспитанников старшего дошкольного возраста в рамках закрепления правил безопасного поведения перед поступлением в школу.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_bezopasnost.docx21.98 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитание правил личной безопасности на улице и дороге у несовершеннолетних.

В наше непростое время, в котором с каждым годом растет количество преступлений, жертвами которых становятся дети, очень важно с раннего возраста познакомить ребенка с основами безопасного поведения на улице.

Детский сад № 509 находится на окраине Дзержинского района и является единственным социально-значимым учреждением на микрорайоне. Ближайшие социальные и культурные центры находятся на значительном удалении. Этот факт определяет необходимость формирования у дошкольников правил безопасного поведения на дороге и улице.

В связи с этим, наше учреждении с 2012 года целенаправленно реализует направление работы по формированию у дошкольников правил безопасного поведения на улице и дороге.

С 2017 года разработана и реализуется Программа «Основы безопасности жизнедеятельности», одним из ее разделов является «Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма». Эта программа является частью основной образовательной программы дошкольного образовательного учреждения, формируемой участниками образовательных отношений.

Цель программы заключается в создании условий для формирования у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности через практико-ориентированные методы работы с детьми, которые дают возможность отработать до автоматизма правила безопасного поведения.

Особенностью данной программы является проведение практико-ориентированных мероприятий с дошкольниками. Практико-ориентированные формы работы дают возможность отработать практике буквально до автоматизма правила безопасного поведения и сформировать осознанное поведение в чрезвычайных ситуациях.

К достижению данной цели ведет решение ряда задач:

  1. Провести мероприятия для повышения профессиональной компетентности воспитателей и специалистов по формированию у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Для реализации данной программы,в соответствии с ежегодно корректируемым планом, проводятся мероприятия для повышения профессиональной компетентности педагогов по данному направлению, включающие в себя: курсы повышения квалификации, семинары и практикумы. В учреждении проводятся конкурсы дидактических пособий среди педагогов, благодаря которым появляются очень интересные и функциональные авторские игрушки и пособия. По направлению безопасности дорожного движения руками педагогов изготовлены макеты дорожных знаков, светофоров, пешеходные дорожки, атрибуты для сюжетно-ролевых игр.

  1.  Внедрить практико-ориентированное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Образовательная деятельность по программе проводится в процессе совместной деятельности в течение дня. Реализацию данной программы осуществляют воспитатели, согласно календарно-тематическим планированию Программы, разработанному для старшего и подготовительного возраста. В планировании подробно прописана совместная деятельность, реализуемая в течение недели: целевые прогулки, экспериментальная деятельность, художественное творчество, рекомендуемые сюжетно-ролевые и подвижные игры, взаимодействие с семьями детей и социальными партнерами и содержание итоговых практико-ориентированных мероприятий. Организацию практико-ориентированных мероприятий реализует отдельно закрепленный воспитатель.

  1. Использовать специально организованную развивающую предметно-пространственную среду для формирования у дошкольников необходимых знаний по безопасности жизнедеятельности и умений применять их на практике.

В каждой возрастной группе имеются «Уголки безопасности» для дошкольников, которые регулярно обновляются и пополняются новыми пособиями. Практико-ориентированная деятельность проходит как в помещении детского сада («Лестница безопасности»), так и на оборудованной территории детского сада («Автогородок»).

Ежедневно дошкольники выходят на прогулку через «Лестницу безопасности», которая оборудована электрическим светофором, ступеньки представляют собой пешеходный переход. Интерактивная стена позволяет обыгрывать различные ситуации, что позволяет отрабатывать до автоматизма правила безопасного перехода проезжей части. Для практико-ориентированных занятий, создан и активно используется Автогородок. Он оснащен игровыми модулями - легковыми автомобилями и спецтехникой, макетами дорожных знаков, светофором, автозаправочной станцией, остановкой, парковкой, постом ДПС. Так наш Автогородок - это не только площадка для обучения дошкольников правил дорожного движения, но и зона для сюжетно-ролевых игр. В Автогородке дошкольники оказываются в условиях реальной улицы и могут примерить на себя роли водителей, пешеходов, велосипедистов, работников автозаправочной станции и инспекторов ГИБДД. В результате систематического проведения таких мероприятий в течение учебного года, ребята закрепляют умения правильно вести себя на улице, считывают информацию с дорожных знаков, знакомятся с дорожной разметкой, пользуются сигналами светофора.

  1. Повысить значимость личного примера родителей в формировании у дошкольников основ безопасности жизнедеятельности.

Для реализации Программы по формированию основ безопасности жизнедеятельности продуктивными являются такие формы работы с дошкольниками и их родителями, как: спортивно-развлекательные мероприятия, экскурсии, акции, флешмобы, марафоны.

Проводятся интерактивные акции для родителей по ПДД – «Проверь себя!», где родителям предлагается пройти онлайн экзамен по билетам ГИБДД. После испытания родители получают удостоверения «Грамотный водитель», а дошкольники светоотражающие значки или браслеты. Юные корреспонденты детского сада провели «Дорожный марафон» – брали интервью у родителей о правилах дорожного движения. Традиционными являются и фото флешмобы «Меня видят на дороге» и «Пристегни самое ценное».

  1. Выстраивать взаимодействие с социальными партнерами для эффективной реализации программы.

Социальными партнерами в формировании и развитии основ безопасности жизнедеятельности воспитанников детского сада № 509 являются: УГИБДД, МАУДО «Детский автогородок» и Детская библиотека им. Тургенева.

Ежегодно в рамках планов взаимодействия проходят совместные мероприятия для детей и взрослых, представители ГИБДД оказывают помощь в организации соревнований и конкурсов, проводят награждения.

Совместно с инспектором ГИБДД Бондаренко Юлией Витальевной в детском саду проводятся различные акции. Например, акция «Ребенок-главный пассажир!», где дошкольники – корреспонденты брали интервью у водителей о правилах перевозки детей до 12 лет.

Для расширения кругозора дошкольников и закрепления знаний правил дорожного движения ежегодно дошкольники подготовительных групп посещают Новосибирский «Детский автогородок».

Наше учреждение является постоянным участником тематических творческих конкурсов «Дорога будущего глазами детей», «Безопасная дорога детям» и др., где дошкольники и педагоги занимают призовые места и становятся победителями.

Однако в настоящее время нельзя ограничиться лишь дорожной безопасностью дошкольников. На ряду с изучениями правил дорожного движения в нашем учреждении проводятся ежедневные «Минутки безопасности» в течение дня. Они включают в себя различные беседы, викторины и тд. Ребятам дошкольного возраста очень важно рассказать о том, что не все взрослые могут быть хорошими, о том, как важно не заводить разговор с незнакомцем и вовремя позвать на помощь.

Также в нашем учреждении ведутся беседы по «сезонной» безопасности. Так, например, в преддверии зимних каникул, ребята повторяют правила безопасного катания с горок, на санках, лыжах, коньках. В весенний период воспитатели напоминают ребятам о том, что начинается оттепель, возможен сход снега и сосулек с крыш, как опасен весенний лед и тд.

Таким образом, реализация Программы по основам безопасности жизнедеятельности с использованием практико-ориентированных форм работы с дошкольниками дает эффективные результаты, и гарантируют достижение качества образования по образовательной области«Социально-коммуникативное развитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге

В условиях современной жизни в большом городе, начинать учить правила дорожного движения детям необходимо уже с детского сада, потому что от этого может зависеть здоровье и жизнь ребенка.  ...

"Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге"

Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге"...

Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»

Информация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»...

Консультация для родителей по теме «Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге»

Информация для родителей по воспитанию у детей правил личной безопасности на улице и дороге...

"Воспитываем у детей правила личной безопасности на улице и дороге"

     Ежегодно на дорогах и улицах городов и сел совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают и сотни получают ранения и травмы...