Обмен опытом между педагогами "Создание игр по безопасному поведению в зимнее время"
классный час по обж

Макарова Татьяна Михайловна

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОО. При этом важно не просто оградить ребенка от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Реализация работы по изготовлению и практическому применению игр, позволила детям дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 2022sozdanie_igr_po_bezopasnosti_v_zim_vremya.docx60.11 КБ

Предварительный просмотр:

Обмен опытом между педагогами «Создание игр по безопасному поведению в зимнее время

        Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОО. При этом важно не просто оградить ребенка от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Реализация работы по изготовлению и практическому применению игр, позволила детям дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.

Актуальность работы по созданию игр по безопасному поведению в зимнее время

Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестное. Предметы, окружающие детей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность.

Ценность реального приобретенного опыта, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Цель

Формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.

Задачи

Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе.

Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.

Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображение).

Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.

Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.

Воспитывать активность, желание участвовать в играх.

Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.

Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.

Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.

Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.

Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.

Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.

Развивать интерес детей к собственной безопасности.

Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

Дидактическое пособие:

«ЧЕМ ОПАСНО? РАССКАЖИ ПРАВИЛО!»

«Теневое лото», «Поставь правильно знак»

Цель: познакомить детей с правильным (безопасным) и неправильным (опасным) поведением ребенка на прогулке. Развивать восприятие, внимание, память, мышление детей.

Оборудование: набор дидактических фонов с изображением различных ситуаций, картинки на липучках с изображением играющих на улице детей и животных.

Ход игры: воспитатель раздает детям игровые фоны с изображением различных ситуации, которые происходят во время прогулки. Дети должны поставить игровых персонажей на фон и указать, кто из персонажей не соблюдает правила безопасности.

C:\Users\1\Desktop\онлайн папка 2\Camera 2021\IMG_20211223_200849.jpg

Дидактическая игра «Собери картинку»

на тему: «ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ»

Цель: научить детей избегать опасных ситуаций, которые могут встретиться им в природе.

Оборудование: набор дидактических картинок с изображением опасных ситуаций, разрезанные на части.

Ход игры: воспитатель раздает игрокам разрезные картинки. Дети собирают картинку из частей. Дети должны внимательно рассмотреть картину и объяснить, как выйти из опасной ситуации и не попасть в неё.

Дидактическая игра «Что сначала, что потом»

Цель: получение навыка составления сложных предложений и рассказов по представленной теме; расширение индивидуального словаря; развитие способности логически мыслить; улучшение речевых навыков; расширение знаний об безопасности на водоемах в зимнее время; формирование навыка систематизации обретенных знаний.

Ход игры

Предложите игроку рассмотреть карточки.

Пусть определит причину и следствие, разложит картинки от начала к концу процесса.

Ребенок должен объяснить, почему выбрал такую последовательность.

Пусть по каждой группе картинок составит предложение, грамотно произнесет его вслух. 

Дидактическая игра «Безопасно или опасно»

Цель: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице, на водоеме в зимний период

Ход игры: Воспитатель предлагает ребенку карточки с изображениями разных ситуаций в зимний период, ребенок описывает их, рассуждает, на какой картинке он видит опасность или безопасность для человека, если после рассуждения он решил, что на одной из карточки опасная ситуация для человека, то вытягивает красную ленту, если безопасная ситуация для человека, то вытягивает зеленую ленту.

C:\Users\1\Desktop\опасно или безопасно игра\IMG-20220712-WA0009.jpg

Варианты игр, которые можно провести с данными пособиями

Дидактическая игра «Можно - нельзя». Закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.

Игра с мячом «Опасно – не опасно» Закрепить знание опасных ситуаций, которые могут встретиться зимой на прогулке.

Рассматривание иллюстраций «Осторожно, санки, лыжи!» Развивать умение оценивать ситуацию, принимать правильное решение.

Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?» Закрепить знания детей об опасных ситуациях, встречающихся в зимнее время года.

Игра с мячом «Хорошо - плохо» Закрепить знание правил безопасного поведения в зимнее время года.

Дидактическая игра «Опасности зимы». Познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут встретиться им зимой на улице.

Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду». Научить детей по картинкам определять опасную ситуацию, описывать правила, которые надо соблюдать.

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей?» Научить детей избегать опасных ситуаций, которые могут встретиться им зимой в природе.

Реализация работы по созданию игр по безопасному поведению в зимнее время способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.

Работа в данном направлении позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.

Участие родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Данная работа позволила сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Беседы по формированию основ безопасности на прогулке в зимнее время года

«Обходи стороной скользкие места»

Задачи: познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед, научить по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2.Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3.Вопросы к детям:

- Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

- Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

- Почему в гололед люди часто получают травмы?

- Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4. Рассматривание картин - знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

5. Правила безопасности при гололёде

Подберите нескользящую обувь с подошвой на микропористой основе, отказавшись от высоких каблуков.

Смотрите себе под ноги, старайтесь обходить опасные места. Если ледяную «лужу» обойти невозможно, то передвигайтесь по ней, как лыжник, небольшими скользящими шажками.

Будьте предельно внимательны на проезжей части дороги: не торопитесь и, тем более, не бегите.

Старайтесь обходить все места с наклонной поверхностью.

Наступать следует на всю подошву, ноги слегка расслабить в коленях.

Руки по возможности должны быть свободны, старайтесь не носить тяжелые сумки, не держите руки в карманах - это увеличивает вероятность падения.

«Осторожно, сосульки!»

Задачи: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности.

Материал: сюжетная картина «Не ходи под сосульками»

Ход беседы:

Загадка - Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками, деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Кидаться сосулькой или снегом!

3.Игра «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька, - руки опущены вниз, пальцы рук смыкают домиком.

От солнца насморк у нее. - трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет, - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое. - проводят руками по телу сверху вниз, горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет, -обнимают себя руками, дрожат. 

Немного за ночь подрастет, руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет, -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет- упадет. -приседают.

«Снег и сосульки»

Задачи: дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно относиться к своему здоровью.

Ход беседы:

Прочитать стихотворение П. Золотова «Ворона»

Ворона снега съела,

Ангиной заболела!

Хочет крикнуть – да никак!

Снег не будешь есть.

Беседа о вреде снега и льда (грязный, холодный)

Правила безопасности при падении снега, сосулек и наледи с крыш домов:

Не приближаться к крышам зданий, с которых возможен сход снега и не позволять находиться в таких местах другим.

При больших снегопадах и оттепели, выходя из зданий, не задерживаться на крыльце, а быстро отходить на безопасное расстояние от здания (5 метров).

Входя в здание, обязательно поднять голову вверх, и убедиться в отсутствии свисающих глыб снега, наледи и сосулек.

При перемещении на улице, не ходить вдоль стен здания, а перемещаться по пешеходным дорожкам, подходя к зданию на безопасное расстояние, обязательно поднимать голову вверх, и только убедившись в отсутствии наледи, сосулек и свисающих глыб, проходить в этом месте.

Если участок пешеходной дороги огорожен, и идет сбрасывание снега с крыш, обязательно обойти это место на безопасном расстоянии. Выполнять требования указателей или словесных объяснений работников коммунальных служб.

После падения снега, льда с края крыши снег и лед могут сходить и с середины крыши, поэтому если на тротуаре видны следы ранее упавшего снега или ледяные холмики от воды, капавшей с сосулек, то это указывает на опасность данного места.

Если произошел несчастный случай, необходимо оттащить пострадавшего на безопасное расстояние, оказать ему помощь, в случае необходимости срочно доставить пострадавшего в лечебное учреждение.

«Правила поведения на горке»

Задачи: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.

Ход беседы:

1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3.Правила безопасности катания с горок

Подниматься на снежную или ледяную горку следует только в месте подъема, оборудованном ступенями, запрещается подниматься на горку там, где навстречу скатываются другие.

Не съезжать, пока не отошёл в сторону предыдущий спускающийся.

Не задерживаться внизу, когда съехал, а поскорее отползать или откатываться в сторону.

Не перебегать ледяную дорожку.

Во избежание травматизма нельзя кататься, стоя на ногах и на корточках.

Стараться не съезжать спиной или головой вперёд (на животе), а всегда смотреть вперёд, как при спуске, так и при подъёме.

Если мимо горки идет прохожий, подождать, пока он пройдет, и только тогда совершать спуск.

Если уйти от столкновения (на пути дерево, человек т.д.) нельзя, то надо постараться завалиться на бок на снег или откатиться в сторону от ледяной поверхности.

Избегать катания с горок с неровным ледовым покрытием.

Ни в коем случайте не используйте в качестве горок железнодорожные насыпи, крутые склоны, горки вблизи проезжей части дорог и т.д.

«Чего нельзя делать на морозе»

Задачи: дать детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход беседы:

Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.

2.Помочь запомнить правило:

- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать. Это очень опасно для здоровья.

-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой случилось.

-Звать на помощь взрослого, если с кем - то из твоих товарищей произошло такое.

«Правила поведения на катке»

Задачи: Учить детей подчиняться правилам поведения при катании на катке; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций. 

Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.

Ход беседы:

1.Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2.Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3.Прочитать стихотворение В. Берестов «Гололедица».

Не идется и не едется,

Потому что гололедица.

Но зато

Отлично падается!

Почему ж никто

Не радуется?

4.Правила поведения на общественном катке

Катание детей возможно только в сопровождении взрослых.

Во время нахождения на катке запрещается:

Бегать, прыгать, толкаться, баловаться, кататься на высокой скорости, играть в хоккей, совершать любые действия, мешающие остальным посетителям.

Бросать на лёд мусор или любые другие предметы.

Во время катания на льду могут появляться трещины и выбоины.

«Не ходи по льду водоемов»

Задачи: Объяснить детям, что опасно ходить зимой по водоемам, играть на них.

Материал: иллюстрации с опасными ситуациями на водоеме зимой.

Ход беседы:

- В какие игры вы любите играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения:

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый мишка встал на коньки.

-Только катается не на катке…

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день.

-А мостовая - опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей). Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями на водоеме зимой.

3.Правила поведения зимой на открытых водоёмах

1. Стараться держаться подальше от открытых водоемов, если даже кажется, что лед надежный.

2. Запомнить и выполнять элементарные требования к поведению на льду, если уж там оказались.

3. Знать, что делать, если провалился в холодную воду, не паниковать.

Если лед потрескивает под ногами, лучше удалиться с этого места.

Правила поведения на льду

Если дети оказались на льду, расстояние между ними должно составлять не меньше 3 м.

Нельзя прогуливаться по замерзшему водоему, когда стемнело, метет метель или льет дождь. При таких условиях спасателям будет очень трудно оказать помощь попавшим в беду.

Не стоит находиться на льду одному. Нужно, чтобы ребенок был постоянно у кого-то в поле зрения.

Детям нужно напомнить, что толщину ледяного покрова не проверяют ударами ноги или клюшки.

Если на замерзшей поверхности появилась вода или видны трещины, нужно немедленно возвращаться, желательно тем же путем.

Чем дальше от берега, тем лед тоньше, течение сильнее. Провалившегося человека быстро затягивает, спасти его будет труднее.

Участки, где поверхность темная, присыпана снегом, лучше обойти, там возможны полыньи.

Не стоит играть на льду около предприятий, заводов, где сбрасываются сточные воды или где река впадает в озеро или другую реку.

Опасными считаются места, где есть вмерзшие коряги или лодки, у понтонов, причалов.

Весной река опасна во время ледохода. Нельзя стоять у края обрывистого берега, кататься на льдинах, находиться на мостах или плотинах.

Кататься на коньках можно только в специальных местах, проверенных и оснащенных.

C:\Users\1\Desktop\онлайн папка 2\выступление педчас\IMG-365bcdc8d0bbe0cdf098cea4cc36a888-V.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей «Безопасное поведение в зимнее время года»

Консультация для родителей о безопасном поведении детей во время прогулок в зимнее время года....

Консультация «Правила безопасного поведения в зимнее время года»

Безопаснок поведение детей в зимний период...

Правила безопасного поведения в зимнее время года - памятка для родителей

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей)Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинают с нетерпением ждать снега, чтобы покататься...

Памятка "Правила безопасного поведения в зимнее время года"

Безопасность ребенка на прогулке в зимний период (памятка для родителей)Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Многие дети с осени начинаю...

ЗИМА прекрасна, когда БЕЗОПАСНА. Памятки по безопасному поведению в зимнее время 2022

Зима прекрасна, когда безопасна!!!С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее...

ПРАВИЛА БЕЗОПАСНОГО ПОВЕДЕНИЯ В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

Зима — это не только радость от белого и пушистого снега, катания на санках и коньках, но и множество опасностей. Важно знать основные правила поведения зимой на улице....

Консультация для родителей: особенности безопасного поведения в зимнее время года

Главное правило поведения на дороге зимой – удвоенное внимание и повышенная осторожность! Дети редко акцентируют внимание на специфические «зимние» опасности, поэтому объясните ребен...