Мастер – класс по ПДД «Экскурсии по городу»
план-конспект занятия по обж (старшая группа)

Атаева Айна Оразмурадовна
Мастер – класс по ПДД «Экскурсии по городу»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мастер – класс по ПДД «Экскурсии по городу»

Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3

Атаева Айна Оразмурадовна.

Ноябрь 2018

Цель. Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях.

Сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части. Вот почему необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и Правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.
Задачи
1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих.
4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения.
Основные этапы работы:
- уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель.
- расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил.
- закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности и с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений
во время экскурсий и из личного опыта.
- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже.

- развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся обстановке.

По окончании ребёнок : 
- знает алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- имеет представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различает на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
-
умеет выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы ( наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знает правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
 

В более старшем возрасте (6-7лет) отдельные сведения о правилах дорожного движения выстраиваются в последовательную и стройную систему представлений. Дети не только знакомятся с дорожными знаками, усваивают правила и нормы поведения на улице и в транспорте, но и приобретают умения применять полученные знания на практике. Перед детьми ставятся задачи, требующие от них проявления самостоятельности, активности мышления, умения применять знания на практике.
Большое внимание уделяется работе с родителями, т.к. для ребёнка очень важен положительный пример в поведении взрослых на улице

Большое значение для закрепления знаний имеет экскурсия. Целью экскурсии может быть как ознакомление детей с улицей, перекрестком, дорожными знаками и т.д.

«Почему шумит улица?» – экскурсия.

Воспитатели

сентябрь

Целевая прогулка. «Пешеходный переход».

Воспитатели

ноябрь

Экскурсия к перекрестку

Воспитатели

январь

Целевая прогулка «Дорожные знаки».

Воспитатели

март

 «Наблюдение за светофором»

Воспитатели

май

ПРИМЕРНАЯ   ТЕМАТИКА

экскурсий

Старшая группа:

• элементы дороги;

• правила поведения на дороге;

• наблюдение за транспортом;

• прогулка пешехода;

• переход;

• перекресток;

• сигналы светофора;

• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

• прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

Подготовительная группа:

• улицы и перекрестки;

• Правила дорожного движения;

• наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя;

• наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД;

• значение дорожных знаков.

Виды экскурсий.

Длительность.

Перспективный план.

Подготовка и проведение экскурсии.

Тематический словарь для детей старшего дошкольного возраста

Улица: автодорога, автомагистраль, шоссе, проезжая часть, мостовая, обочина, тротуар, пешеходная дорожка, пешеход, пассажир, водитель, шофер, пешеходный переход, светофор, милиционер-регулировщик, жезл, перекресток, железная дорога.

Транспорт: грузовой транспорт, пассажирский транспорт, автобус, троллейбус, трамвай, велосипед, мотоцикл, мопед, легковой автомобиль, грузовая машина, грузовик, самосвал, бульдозер, бетономешалка, экскаватор, снегоуборочная машина, трактор, цистерна, «скорая помощь», пожарная машина, ветеринарная помощь, машина ДПС, милиция, маячок, звуковой сигнал, сирена, кузов автомобиля, прицеп, капот, фара, тормоз, двигатель автомобиля, трос.

Дорожные знаки: железнодорожный переезд без шлагбаума, пешеходный переход, дети, пункт питания, движение запрещено, остановка автобуса, остановка троллейбуса, опасные повороты, поворот (направо, налево), одностороннее движение, место стоянки, пункт первой медицинской помощи, техобслуживание, АЗС, объезд.

Ребенок знает правила дорожного движения:

  • переходить улицу только на зеленый сигнал светофора;
  • не играть на дороге или около проезжей части;
  • переходить улицу только по пешеходному переходу;
  • при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;
  • знает устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.
  • Методы и приёмы
  1. Иллюстративно-наглядный материал.
  2. Целевые прогулки.
  3. Экскурсии.
  4. Игры на «макетах улиц».
  5. Настольно-печатные игры.
  6. Сюжетно-ролевые игры.
  7. Детская художественная литература.
  8. Видеофильмы, презентации.

Тема экскурсии  в подготовительной группе: "Мы и улица"

 Задачи:

1) познакомить детей с местом пересечения улиц- перекрёстками;

2) сформировать представления о светофоре, о дорожном переходе;

3) сформировать представления о правилах движения пешеходов.

Словарная работа: перекрёсток, тротуар, ГИБДД, жезл.

Литературные приёмы: словесные: рассказ воспитателя, художественное слово, вопросы, пояснения, наглядный.

Ход экскурсии:

Выходя на улицу,
Приготовь заранее,
Вежливость и сдержанность,
А главное, внимание.

- Дети вместе с воспитателем подходят к перекрёстку.

- Ребята, посмотрите сколько на улицах машин! И все торопятся: спешат доставить груз на стройки, заводы, в магазины, быстрей перевезти пассажиров.

Вы уже знаете, что все автомобили, автобусы, троллейбусы не едут как вздумается, обгоняя друг друга, поворачивая в любые стороны, пересекая площади и перекрёстки. Для того, чтобы на дорогах было безопасно, все автомобили, автобусы, троллейбусы, пешеходы, подчиняются строгим законам дорожного движения.

- Кто следит за тем, чтобы не нарушались законы улиц и дорог. (ГИБДД- государственная инспекция безопасности дорожного движения).

Это особые подразделения работников полиции- людей зорких и внимательных. Они следят за порядком на дорогах нашей страны. Они берегут жизнь и здоровье людей.

Самый главный человек на дороге- инспектор ГИБДД. В руках у него полосатый жезл. Полоски не простые: в темноте они светятся. На одежде тоже есть светящиеся в темноте элементы. Это для того, чтобы водители и ночью видели инспектора. Инспектора ездят на специальных машинах- машинах ГИБДД, которым должны подчиняться все водители и все пешеходы.

- Мы с вами находимся на пересечении двух улиц, которое называется "перекрёсток". Посмотрите- со всех сторон мчатся машины, автобусы  к перекрестку. Это самое опасное место и для автомобилей, и для пешеходов. Недаром именно здесь обязательно есть светофор. На перекрёстке надо быть особенно внимательным и осторожным.

- А как мы сможем перейти перекрёсток? (ответы детей)

- Да, совершенно верно, перейти перекрёсток можно по специальной полосатой разметке- пешеходному переходу и поможет нам в этом светофор.

Стоит светофор на перекрёстке и попеременно глазами своими разноцветными сверкает. Красный! Жёлтый! Зелёный!

- Что означает красный свет светофора? жёлтый? зелёный? (ответы детей)

- Да, стой! Остановись!- говорит пешеходу красный сигнал светофора. - А светофор уже зажёг жёлтый свет.

-Внимание! Приготовьтесь: сейчас разрешу переходить улицу!

- Путь свободен. Идите!- говорит зелёный сигнал светофора.

- Посмотрите, если мы переходим улицу на зелёный сигнал светофора, то для машин горит красный свет и они нас пропускают, а если для нас горит красный свет, то мы стоим и пропускаем машины.

- Давайте вспомним стихотворение:

"Красный свет- дороги нет!

Жёлтый- приготовься!

А зелёный говорит- проходите, путь открыт"

- Закон улиц и дорог, который называется "Правила дорожного движения", строгий. Он не прощает, если пешеход идёт по улице, как ему вздумается, не соблюдая правил.

- Идут по улицам люди. Идут на работу, в магазин, на прогулку. Ребята торопятся в школу. И все они идут там, где положено.

- А где ходят пешеходы? (ответы детей)

- Да, пешеходы идут только по тротуару! Но и по тротуару надо ходить, соблюдая правила, тогда не придется спотыкаться, обходить встречных, сворачивая в стороны. Присмотритесь, как идут пешеходы.

- Запомните: идти по тротуару нужно, придерживаясь правой стороны.

А какие знакомые дорожные знаки вы видите перед собой? (ответы детей с пояснениями воспитателя)

- Ребята, давайте мы с вами вспомним основные правила дорожного движения.

1. Ходите только по тротуару, придерживаясь правой стороны.

2. Переходить улицу нужно только по пешеходному переходу, на зелёный сигнал светофора.

3. Не играйте на дороге.

4. Перед близко идущим транспортом нельзя переходить дорогу.

- А сейчас мы возвращаемся в детский сад и вы сможете нарисовать то, что вам понравилось и запомнилось на нашей прогулке больше всего.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Экскурсии по городу» Подготовила воспитатель МБДОУ д/с № 3 Атаева А.О.

Слайд 2

Цель. Формирование у дошкольников осознанного поведения в дорожно-транспортных ситуациях. Задачи: 1. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде. 2. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды. 3. Формировать у детей навыки и умения наблюдения за дорожной обстановкой и предвидеть опасные ситуации, умения обходить их, а в случае попадания в такие ситуации выходить из них с меньшим вредом для себя и окружающих. 4. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения.

Слайд 3

- уточнение представлений детей о правилах дорожного движения, то есть их личный опыт, на который может опереться воспитатель. - расширение первоначальных представлений детей, накопление новых знаний о правилах безопасности через занятия, беседы, заучивание рифмованных правил. - закрепление полученных знаний и формирование сознательного отношения к соблюдению правил безопасности и с помощью чтения и обсуждения произведений художественной литературы, игр-драматизаций, наблюдений во время экскурсий и из личного опыта .

Слайд 4

- формирование у детей чувства ответственности и предпосылок готовности отвечать за свои поступки. Дети дошкольного возраста именно принимают и усваивают предъявленные к ним требования, а готовность в полной мере отвечать за свои поступки придёт позже. - развитие у детей чувства контроля и самоконтроля, т.к. при обучении правилам безопасного поведения эти качества во многом помогают ребёнку вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся обстановке.

Слайд 5

Ребёнок - знает алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»; - имеет представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный); - различает на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные); - умеет выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы ( наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки; - знает правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

Слайд 6

Старшая группа : • элементы дороги; • правила поведения на дороге; • наблюдение за транспортом; • прогулка пешехода; • переход; • перекресток; • сигналы светофора; • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД; • прогулка к автобусной остановке, правила поведения на остановке.

Слайд 7

Подготовительная группа: • улицы и перекрестки; • Правила дорожного движения; • наблюдение за движением транспортных средств и работой водителя; • наблюдение за работой инспектора ДПС ГИБДД; • значение дорожных знаков.

Слайд 8

Экскурсия – организованный, сопровождаемый объяснениями показ чего-либо

Слайд 11

Тема Объект Оборудование и материал План – конспект Оформление результатов

Слайд 12

Дата Группа Количество детей Количество сопровождающих Адрес или место экскурсии Время ухода Время возвращения

Слайд 13

Ознакомление с объектом Определение экскурсовода Тщательный подбор методов и приёмов, материала, экскурсионного снаряжения Определение и изучение маршрута Проведение предварительной беседы с детьми

Слайд 14

Вводная беседа, Рассматривание объекта. Коллективное наблюдение. Подведение итогов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МАСТЕР-КЛАСС по теме «Знакомство с городом в режимных моментах»

Сегодня прСегодня приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. У ребенка практически не остается времени на игры, общение друг с другом, поэтому мы стараемся как можно больше знаний о го...

Мастер - класс изготовления игрового макета " Безопасный город "

Назначение : обучение игровому моделированию, формирование безопасного поведения на проезжей части.Цель : изготовление макета для игрового моделирования в работес детьми старшего дошко...

Семейный мастер-класс «Безопасность детей на улицах города»

Совместная игра детей и родителей, задания, загадки, вопросы....

Мастер – класс по теме «Экскурсия в библиотеку»

Мастер – класс по теме  «Экскурсия в библиотеку»...

Мастер – класс Тема: «Изготовление макета «Улица города» при помощи ЛЕГО - конструктора»

Девиз: «Правила дорожные, знать каждому положено» Цель: обучить педагогов поэтапному созданию макета «Улица города» при помощи ЛЕГО - конструктора....

Мастер-класс для педагогов «Улица ночного города» - изготовление плоскостной аппликации

Используя минимум материала и максимум фантазии, можно достичь успеха. Работа с мелкими деталями из бумаги развивает аккуратность, усидчивость. Развивает психические процессы  память, вниман...

Мастер – класс: «Создание виртуальной экскурсии, как средство воспитания у детей старшего дошкольного возраста патриотических чувств к Родине»

ect;  Познакомить педагогов с инновационной формой организации воспитательно-образовательного пространства ДОУ – виртуальной экскурсией.§  Способствовать проявлению интереса к н...