Формирование основ безопасности у дошкольников при ознакомлении с ПДД
консультация по обж

Зайцева Эсьмира Гаджиевна

Целью обучения дошкольников основам безопасности формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Формирование основ безопасности у дошкольников при ознакомлении с ПДД»

Воспитатель Зайцева Э.Г.

«Самое дорогое у человека – это его жизнь», – писал Н.А. Островский. А жизнь ребенка вдвойне дорога, потому что он еще только делает первые шаги в сложном мире, постигает день за днем все изгибы и превратности нашего бытия.

Понятие «дорога»  входит в жизнь каждого человека с первых шагов его жизни. Дети становятся то пешеходами, то пассажирами, то «водителями» . И время от времени оказываются в ситуациях, опасных для их жизни.

Так что же такое безопасность?

Безопасность – состояние защищённости жизненноважных интересов личности, общества.

Безопасность – состояние, при котором не угрожает опасность, есть защита от опасности  (Ожегов «Толковый Словарь» ).

Признаками, определяющими опасность, являются:

  • угроза жизни;
  • возможность нанесения ущерба здоровью;
  • нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Дети еще не умеют в должной степени управлять своим поведение. Они не в состоянии правильно определить расстояние до  приближающейся машины, ее скорость и переоценивают собственные возможности, считая себя самыми быстрыми и ловкими.

У них еще не выработалась способность предвидеть возможную опасность в быстро меняющейся дорожной обстановке. Ребенку нужно значительно больше времени, чтобы отреагировать на опасность.

У взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать ее, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 с. Ребенку требуется для этого 3-4 с.

Он не в состоянии на бегу  остановиться, поэтому на сигнал автомобиля он реагирует со значительным опозданием. Чтобы отличить движущуюся машину от припаркованной, семилетнему ребенку требуется до 4 с., а взрослому на это понадобиться лишь четверть секунды.

Надежная ориентация налево-направо приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте.

Специальными исследованиями установлено, что дети иначе, чем взрослые, переходят через дорогу. Взрослые, подходя к проезжей части, уже издалека наблюдают и оценивают создавшуюся ситуацию. Дети же начинают наблюдение, только подойдя к краю дороги или уже находясь на ней.

Избежать опасности можно, лишь обучая детей правилам дорожного движения с самого раннего возраста.

Целью обучения дошкольников основам безопасности формирование элементарных представлений о правилах безопасности дорожного движения; воспитание осознанного отношения к необходимости выполнения этих правил.

Деятельность ДОУ по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является комплексной и предусматривает:

  • организацию разных видов детской деятельности в режиме дня ДОУ;
  • повышение компетентности родителей;
  • использование в педагогической практике современных образовательных технологий, в т. ч. метода проектов;
  • совершенствование предметно-развивающей среды ДОУ.

В рамках организации деятельности по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге в план работы с педагогами могут быть включены следующие формы:

  • информационно-практические и обучающие занятия;
  • анкетирование;
  • тестирование;
  • консультации;
  • педагогические советы;
  • мастер-классы;
  • семинары-практикумы;
  • изготовление методических игр и пособий;
  • обзор литературы;
  • организация выставок;
  • конкурсы педагогического мастерства и др.

Среди форм работы с детьми по данному разделу можно выделить:

  • беседы;
  • встречи с интересными людьми;
  • онлайн встречи;
  • чтение художественной литературы;
  • целевые прогулки;
  • дидактическая, сюжетно-ролевая, подвижная, интеллектуальная игры;
  • свободная продуктивная деятельность;
  • изготовление атрибутов для проигрывания дорожных ситуаций;
  • театрализация (кукольные, драматические представления, спектакли);
  • организация тематических выставок поделок;
  • организация тематической недели , акций по правилам дорожного движения;
  • музыкально-игровые досуги, праздники;
  • конкурсы, викторины, турниры и др.

С целью повышения компетентности родителей (законных представителей) воспитанников в вопросах профилактики детского дорожно-транспортного травматизма могут использоваться следующие формы:

  • анкетирование;
  • консультации;
  • беседы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
  • родительский всеобуч;
  • родительские собрания с приглашением инспектора ГИБДД;
  • сотворчество родителей и воспитателей;
  • семейные проекты;
  • совместные досуги;
  • совместное составление фото- и видеоматериалов;
  • информационные «корзины»  и др.

Особое значение в работе по формированию у детей навыков безопасного поведения на улице и дороге является создание соответствующей предметно-развивающей среды, которая предполагает выделение зон сюжетно-ролевых, подвижных и дидактических игр, оформление уголков ПДД в групповых комнатах, а также соответствующая разметка территории ДОО.

Так все больше оснащаются кабинеты ОБЖ в ДОУ, где дети могут  в игре закрепить представления о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте. Популярным в последнее время становится создание автогородков на территории ДОУ.

Обучение детей ПДД одна из составляющих частей воспитательно-образовательной работы в детском саду. Решение  программных задач по обучению детей ПДД предусматривается не только в совместной деятельности педагогов и воспитанников, но и в самостоятельной деятельности детей, а также при проведении режимных моментов.

Необходимо разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно, столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни.

С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе. Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть.

Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах. Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

В дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:

Без взрослых выходить на дорогу нельзя!

Дорога предназначена только для машин, для пешеходов есть тротуар!

Переходить дорогу можно только по пешеходному переходу, при зеленом сигнале светофора!

Нельзя перебегать дорогу не на переходе и перед близко идущим транспортом!

На остановках общественного транспорта нужно подождать, когда автобус, трамвай, троллейбус отъедет, только тогда можно переходить дорогу!

Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если знакомить его с Правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво, используя ситуации на улице, во дворе, на дороге.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности у дошкольников через ознакомление с правилами дорожного движения.

Очень важно с дошкольного возраста формировать у детей навыки безопасного поведения на дороге, воспитывать законопослушного гражданина. Формирование навыков безопасного поведения на дороге &ndash...

Рабочая программа воспитателя по формированию основ безопасности у дошкольников 3–5 лет «Моя безопасность"

ull; дошкольной образовательной организации обязательная и первоочередная задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы оберегать и защищать маленьких детей, подго...