«Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».
материал по обж

Кудряшова Юлия

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения.

 

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема пожарной безопасности чрезвычайно актуальна в настоящее время.

Дошкольники — это маленькие первооткрыватели. Порой детские игры и шалости с огнем, неумелое обращение с огнеопасными предметами становятся причиной пожаров и страшных бед. Почему это происходит? Ответ прост - недостаточная бдительность взрослых, неумение вовремя научить ребёнка правилам безопасного поведения.

Ведь колоссальная роль в процессе формирования отношений детей к окружающему миру принадлежит нам взрослым: родителям, педагогам. Отношению к миру они учатся у нас, часто принимая всё на веру.

«Лучший урок безопасного поведения- это пример окружающих ребёнка взрослых»

Главная задача взрослых — помочь детям утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести; привить детям культуру безопасного поведения.

По этой причине занятия, связанные с пожарной безопасностью, в дошкольном учреждении сегодня становятся важной частью педагогического процесса. Лишь систематическая, планомерная образовательная деятельность, подкреплённая содействием родителей, способна сформировать у малышей прочные знания, которые помогут сохранить им здоровье, а, возможно, и жизнь.

Работа над формированием основ безопасности жизнедеятельности дошкольников предусматривает разные виды детской деятельности: беседы, наблюдение, чтение и драматизация, прослушивание аудиокассет и дисков со стихами, рассказами, сказками и песнями и т. д.

Я в своем выступлении хочу рассказать о: «Использовании игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника».

Так как игра – ведущий вид деятельности дошкольников, в которой воспитывается характер, расширяются представления об окружающем, формируются и совершенствуются двигательные навыки, точность движений, внимательность, сосредоточенность, т. е. все те качества, которые так необходимы для предупреждения опасностей, то и обучение культуре безопасного поведения и действиям в условиях пожара должно проходить в игровой форме.

Формирование основ безопасности  жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. В группе мною оформлен уголок по формированию у детей основ пожарной безопасности, где имеются дидактические игры, изготовленные вместе с детьми, атрибуты для сюжетных и творческих игр, наглядный материал для детей, а также тематические папки, плакаты, игрушки, макеты, подборка художественной литературы на тему «Чтобы не было беды!», где собрана детская литература по ознакомлению детей с правилами пожаробезопасного поведения.

При помощи игр решаются следующие задачи:

  Образовательные:

Познакомить с историей возникновения огня, профессией пожарного.           Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.                 Формировать умение детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.               Прививать практические навыки поведения детей при возникновении пожара.                                                                                                               Формировать знания о элементарных действиях по тушению очага возгорания.

Развивающие:

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.              Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.                             Развивать творческие способности дошкольников.  

Воспитательные:

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.                                     Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.                                                                                                 Воспитывать чувства благодарности к людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.  

В ходе работы мною использовались театрализованные, сюжетно-ролевые, дидактические и  подвижные,  игры. 

Разнообразные по содержанию и форме игры, вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая непреднамеренное освоение социального опыта взрослых: знаний, способов действия в различных ситуациях, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений.

В ходе использования игровых методов можно решать  следующие функции:
• социокультурная (игра – сильнейшее средство социализации ребенка, включающее в себя как социально-контролируемые процессы целенаправленного воздействия на становление личности, усвоение детьми знаний, духовных ценностей и норм, присущих обществу, так и стихийные процессы, влияющие на формирование ребенка);
• межнациональная коммуникация (игры дают возможность моделировать разные ситуации жизни, искать выход из конфликтов, не прибегая к агрессивности, учат разнообразию эмоций в восприятии всего существующего в жизни);
• самореализация ребенка в игре (игра позволяет с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой – выявить недостаточность опыта);
• коммуникативная (любое игровое общество - коллектив, выступающий применительно к каждому игроку как организующее и коммуникативное начало, имеющее огромное качество коммуникативных связей);
• диагностическая (игра обладает предсказательностью, она диагностичнее, чем любая другая деятельность человека);
• игротерапевтическая (игра может быть и должна быть использована для преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, в общении с окружающими, в учении);
• коррекционная (игра закрепляет приобретенные способности как внеситуативные);
• развлекательная (игра – единственная деятельность, которая выводит ребенка за рамки его непосредственного опыта, и любое место, занимаемое им в игре, уникально).
 

 Театрализованная игра – это самый распространенный и многогранный вид детского творчества. Ребенку дошкольного возраста она очень доступна, близка, потому что связана с игрой. Воспитательные возможности, которые получает ребенок в театрализованной игре  очень емкие. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим миром через образы, звуки, краски. Игровые ситуации в воспитательно-образовательном процессе помогают детям получать необходимые знания, концентрироваться на ключевых моментах, анализировать полученную информацию, делать соответствующие выводы. Дети знакомились с требованиями пожарной безопасности, такими как: нельзя оставлять без присмотра печь, электрические приборы, играть  спичками. 

Сюжетно-ролевые игры – это самый любимый вид деятельности дошкольников.  Для того, чтобы организовать сюжетно-ролевые игры мною совместно с детьми и их родителями изготавливались макеты, игрушки,  модели: пожарные машины, огнетушители, газовые и электрические плиты. Все дети в группе с большим удовольствием играли в «Пожарных» придумывая разнообразные сюжеты – «Пожар в доме», «Пожар в лесу», «Спасение попавших в беду» и т.д. Также с помощью наглядных пособий,  таких как «Знаки пожарной безопасности», а также чтения художественных произведений «Старые сказки на новый лад о пожаробезопасности зверят и ребят» дети знакомились с причинами возникновения пожаров, с правилами поведения во время пожара, с профессией пожарного и техникой, с правилами отношения к огнеопасным предметам, со знаками пожарной безопасности.

Сюжетно-ролевые игры дают возможность:

• познакомить детей с источниками опасности в быту, уточнить и систематизировать данные представления;

• учить различать потенциально опасные предметы;

• сформировать представления о мерах предосторожности и возможных последствиях их нарушения, о способах безопасного поведения;

• познакомить с необходимыми действиями в случае опасности.

Дидактическая игра – это такая коллективная, целенаправленная деятельность, когда каждый дошкольник и группа в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.  Она входит в целостный педагогический процесс, не изолирована от иных форм и средств обучения и воспитания. Одним из средств ознакомления детей с правилами пожарной безопасности являются дидактические игры, которые применялись в процессе моей работы: «Четвертый лишний», «Огонь друг огонь враг», «Если случится беда?», «Что пожарный возьмет с собой для тушения пожара», и др.

Подвижные игры:

Игры-эстафеты

Сюжетные подвижные игры

В подвижных играх в доступной занимательной форме формируется у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, развивается быстрота реакции, ловкость, ориентировка в пространстве, внимание, выдержка; формируется чувство отваги, дисциплинированность, воля и стремление к победе, культура поведения в быту. 

  Достоинство игровых методов и приемов обучения в ДОУ заключается в том, что они вызывают у детей повышенный интерес, положительные эмоции, помогают концентрировать внимание. Решение задач, которые поставлены в процессе игры сопряжено с меньшими затратами нервной энергии, с минимальными волевыми усилиями.

     В обучении детей игра организуется взрослыми. Использование игровых методов при обучении дошкольников требует от воспитателя умения разрабатывать алгоритм действий. Все элементы игры: сюжет, игровые действия воспитателя и детей имеют дидактическое начало и направлены на выполнение ряда задач. В процессе игры дети получают новые знания, выполняют определенные действия.

Главная цель моей работы - в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками, необходимыми для действия в экстремальных ситуациях через решение следующих задач: - сформировать у детей представления о причинах возникновения пожаров; объяснять, чем опасен открытый огонь; подвести к пониманию вероятных последствий детских шалостей; - познакомить с историей появления электробытовых приборов (утюг, пылесос, стиральная машина и т.д.), учить безопасному обращению с ними; - формировать чувство повышенной опасности огня: рассказать о признаках и свойствах легковоспламеняющихся предметов; формировать правильное отношение к огнеопасным предметам; - познакомить с правилами поведения во время пожара; - выучить важную информацию о себе ( фамилия, имя, домашний адрес, телефон); учить набирать номер МЧС, пожарной службы; формировать навыки общения с дежурным пожарной части в экстремальной ситуации; - продолжать знакомить детей с профессией пожарного и техникой, помогающей тушить пожар; воспитывать уважение к труду пожарных; - расширять представление детей об охране жизни людей; - формировать навыки самостоятельности, воспитывать ответственное поведение; - развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки; - активизировать словарь по данной теме.

В процессе игр у детей закрепляются и совершенствуются навыки и умения действовать в непрерывно и подчас неожиданно меняющихся условиях, наилучшим образом реагировать на них. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников

Актуальность темы заключается в том, что кардинальные социально-экономические преобразования современного общества ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Это обусловлен отчужд...

Доклад Сюжетно-ролевая игра как средство формирования основ нормативного поведения дошкольников

Актуальность темы заключается в том, что кардинальные социально-экономические преобразования современного общества ставят проблему формирования культуры поведения у дошкольников. Это обусловлен отчужд...

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"

Консультация для воспитателей Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника"...

Использование игры как средства формирования основ безопасного поведения дошкольника

Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...

Подвижная игра как средство формирования привычки безопасного поведения дошкольников на занятиях по физической культуре

Представлен материал, рассказывающий о том, как с помощью подвижных игр можно сформировать привычку безопасного поведения у дошкольников....

«Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»

laquo;Методы, средства и приемы организации различных видов деятельности при формировании основ безопасного поведения дошкольников»...

Интерактивный театр как средство формирования основ безопасного поведения у старших дошкольников.

По данным статистики нередко в огне пожаров, на дорогах, в быту, в природе гибнут и получают увечья маленькие дети. Поэтому основы безопасного поведения должны закладываться уже в дошкольном возрасте....