Педагогический проект на тему «Формирование предпосылок финансовой культуры у детей старшего дошкольного возраста»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Митричева Светлана Ивановна

Педагогический проект на тему

«Формирование предпосылок финансовой культуры у детей старшего

дошкольного возраста»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_kulture.docx40.9 КБ

Предварительный просмотр:

Согласовано и принято                                                                          Утверждаю

Педагогическим советом                                                        Заведующий МДОУ

Протокол №__                                                            детский сад «Колокольчик»

«___»__________20__года                                        ___________Т.А. Маныгина

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение  

детский сад «Колокольчик»

Педагогический проект на тему

«Формирование предпосылок финансовой культуры у детей старшего

дошкольного возраста»

Воспитатель: Митричева С.И.

Новоульяновск  2020 г.

Тип проекта: информационно–практико–ориентированный.

Цель проекта:

Заложить основы экономического образа мышления у ребенка дошкольника.

Задачи проекта:

  • Формировать основы экономической культуры у детей дошкольного возраста;
  • Активизировать познавательную деятельность, развивающую основы экономики, посредством разнообразных видов детской деятельности;
  • Совершенствовать коммуникативные качества детей;
  • Содействовать проявлению интереса у детей к профессиональной деятельности взрослых;
  • Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий;
  • Укреплять взаимоотношения в детском коллективе ( взаимопомощь, взаимовыручка, дружеские отношения и др.).

Срок реализации проекта: старшая – подготовительная к школе группа (долгосрочный).

Участники проекта: воспитатели, дети, родители.

Актуальность темы:

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике, отражающее интерес педагогической и родительской общественности к глобальной социальной проблеме, неотделимой от развития ребенка с первых лет его жизни.

Дети рано включаются в экономическую составляющую жизни семьи: знакомятся с деньгами, рекламой, ходят с родителями за покупками в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

К сожалению, в дошкольных учреждениях обучению вопросам финансовой культуры уделяется мало внимания, грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в дошкольном возрасте ограничивается использованием в игровой деятельности аналогов купюр и банковских карт.

Не секрет, что в России очень низкий процент информированности населения о том, какие права имеет потребитель финансовых услуг и как их защищать в случае нарушений.

Человек, уверенный в своем финансовом будущем, чувствует себя гораздо спокойнее, планируя свое будущее, поэтому и следует знакомить дошкольников с навыками грамотного пользования средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни.

Очень важен для детей пример родителей. Безусловно родители должны объяснить ребенку, что для того, чтобы приобрести то, что хочется, нужно потрудиться и заработать на это деньги. Дети должны знать о потребностях своей семьи, научиться жить по средствам, тратить меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.

Среди психологов и педагогов не существует единого взгляда на стандарты обучения финансовой культуры, но в целом считается, что обучение финансовой культуре целесообразно начинать в дошкольном возрасте на начальных ступенях образовательной системы.

На наш взгляд, чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

Грамотность в сфере финансов, так же, как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста, поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им  в будущем не влезать в долги, держать себя в рамках имеющихся средств и аккуратно вести свой бюджет.

Предполагаемые результаты:

По завершении проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности  основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.)
  • Осознавать и соизмерять свои потребности и возможности.
  • Получить представления о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд.
  • Понимать, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить.
  • Осознавать, что сбережения семьи – это денежные средства, которые могут остаться, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей.
  • Контролировать ответственность за свои поступки, которые могут положительно или отрицательно сказаться на экономическом положении семьи и его самого.
  • Понимать, что реклама может помочь, если она правдива, и напротив, навредить бюджету семьи и здоровью человека.

Теоретическое обоснование проекта.

Дошкольный возраст является самоценным и уникальным периодом познания детьми социального мира, мира отношений между людьми, различных видов профессиональной деятельности взрослых.

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (2012) указывает на ориентированность современной системы дошкольного образования на формирование у детей дошкольного возраста основ общей культуры личности и ценностных социальных качеств.

Происходящие изменения в социально-экономическом развитии общества оказывают серьезное влияние на содержание профессиональной деятельности в системе образования и значительно повышают требования к деятельности в области финансовой грамотности населения нашей страны. Финансовое просвещение подрастающего поколения – актуальная задача современного общества и системы образования. В целом, знание финансово-экономических основ способствует успешной социализации личности в обществе и, в частности, ее безопасности, как участника в сфере финансов.

Реализация распоряжения Правительства РФ «Об утверждении Стратегии повышения финансовой грамотности в  Российской Федерации на 2017-2023 гг.» (от 25 сентября 2017 г. № 2039-р) обосновывает важность финансового просвещения и организации образовательной деятельности по финансовой подготовке молодого поколения. На этом основании проблема приобщения детей дошкольного возраста к миру финансов и формирование у дошкольников основ финансовой культуры – становится весьма актуальным направлением профессиональной деятельности в системе  дошкольного образования.

Актуальность проблемы формирования основ финансовой культуры обусловлена требованиями ФГОС дошкольного образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.17.2013, №1155) к обеспечению  условий для формирования в ДОО основ общей культуры детей дошкольного возраста.

Таким образом, процесс, формирования основ финансовой культуры детей дошкольного возраста, требует от педагога ДОО сформированности профессионально-делового, личностно-эмотивного и профессионально-поведенческого компонентов, предполагающих усиление научно-методических знаний в области финансово-экономического воспитания и актуальных профессиональных умений в разработке и реализации образовательных программ системы дошкольного образования, отвечающих требованиям ФГОС ДО.

Теоретическую основу проблемы финансово-экономического воспитания и формирование основ финансовой культуры детей дошкольного возраста заложили труды зарубежных и отечественных ученых Я.А.Коменского, Д.Локка, Ж.Ж.Руссо, Б.Т.Лихачева, А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского, С.Т.Шацкого.

Известны исследования посвященные вопросам  социального, нравственного, трудового и экономического воспитания детей дошкольного возраста М.И.Богомоловой, Л.П.Бочкаревой, О.В.Дыбиной, Л.М.Захаровой, Р.И.Жуковской, С.А.Козловой, Л.В.Коломийченко, В.Г.Нечаевой, Д,В.Сергеевой, М.Ю.Стожаровой, А.Д.Шатовой и др.

Чешский педагог Я.А.Коменский в своей книге «Материнская школа» предлагает знакомить детей с богатством окружающего мира на основе чувственного познания. В перечислении гуманитарных знаний, необходимых для детей дошкольного возраста Я.А.Коменский называет  экономику и финансы.

В 17 веке английский педагог Д. Локк отмечает целесообразность воспитания «джентльмена», умеющего «вести свои дела толково и предусмотрительно» и необходимость изучения основ бухгалтерии.

Великий отечественный педагог А.С. Макаренко разрабатывает концепцию воспитания личности в коллективе, основной идеей которой является приучение детей с ранних лет к труду и хозяйственной деятельности, воспитание у подрастающего поколения ценностных личностных качеств, таких, как коллективизм, честность, бережливость, ответственность.

В.А. Сухомлинский в своих трудах рассматривает вопросы нравственно-трудового воспитания молодежи. Труд, по мнению В.А. Сухомлинского – воспитательная сила, способная сформировать у подрастающего поколения правильное отношение к миру духовных и материальных ценностей, любовь к близким и нашей Родине.

Б.Т. Лихачев подчеркивает необходимость и важность трудового воспитания в организации детского коллектива, главным механизмом трудового воспитания он признает познавательную деятельность обучающихся.

Применительно к дошкольной педагогике вопросы финансово-экономического воспитания изучались во взаимосвязи с трудовым и нравственным воспитанием.

Р.И. Жуковская в рамках нравственно-трудового воспитания посвящает свои исследования проблеме воспитания у детей дошкольного возраста бережного отношения к личным вещам и общественному достоянию.

В образовательной программе по социальному развитию детей «Я - человек» (раздел «Зачем и как работают взрослые люди») С.А. Козлова утверждает, что важно, чтобы ребенок понял, что труд жизненно необходим, а профессии возникают в ответ на удовлетворение потребностей людей.

В трудах В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева, Л.Н. Галкина, Л.А. Голуб подчеркивают, что совместный труд взрослых и детей оказывает серьезное влияние на выработку у детей эмоционально-положительного отношения к труду, а  целенаправленная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста приобретает большую устойчивость при наличии мотивов, имеющих общественное значение.

О.В. Дыбина рассматривает проблему трудового воспитания посредством знакомства детей с предметным миром и миром профессий, как источником познания социальной действительности и творческой деятельности взрослого.

Н.Ю. Майданкина, исследуя проблему приобщения детей к профессиям региона, отмечает у детей дошкольного возраста живой интерес к ближайшему окружению, взрослым, их профессиям. В старшем дошкольном возрасте у дошкольников зарождаются социальные потребности, потребность в уважении и признании, стремление выполнять «взрослые» дела. Однако, как уточняет исследователь, недостаточный социальный опыт, возрастные особенности дошкольников затрудняют  процесс приобщения к миру профессий. В то же время благодаря ресурсам игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской деятельности, конструированию, восприятию художественной литературы и других специфических видов детской деятельности ребенок погружается в мир взрослых, узнает об их жизни, расширяет представления о различных видах труда, профессиях. Наблюдения и беседы с дошкольниками показывают, что уже с раннего детства дети начинают испытывать интерес к профессиям и  высказывают мнение о том, кем они хотели бы стать в будущем.

 Впервые в дошкольной педагогике и практике А.Д. Шатова поднимает вопрос об экономическом воспитании детей и связывает его  с нравственным и трудовым воспитанием. А.Д. Шатова считает, что трудовое воспитание служит фундаментом для формирования основ экономического воспитания, а смысл экономического воспитания состоит в привитии детям уважительного отношения к труду взрослых.

Вопросы формирования у старших дошкольников основ экономической культуры изучали Г.Г. Полищук, Л.П. Бочкарева. Авторы подчеркивают актуальность формирования экономической культуры у старших дошкольников на основе реализации деятельностного подхода, учитывающего психологические, эмоциональные и интеллектуальные возможности детей дошкольного возраста.

Исследователи М.Ю. Стожарова, Г.Г. Полищук, в процессе формирования основ экономической культуры старших дошкольников предлагают учитывать региональный аспект экономического воспитания и использовать сюжетно-дидактические игры экономической направленности, содействующие осмыслению трудовой деятельности взрослых.

Анализ научно-методических исследований позволяет уточнить, что, в целом, на этапе дошкольного возраста процесс формирования экономических представлений включает сообщение дошкольникам элементарных сведений о:

  • разумном отношение к деньгам, способам зарабатывания средств и их разумному использованию;
  • профессиях взрослых, их ценности и общественной значимости;
  • Специфике товарно-денежных отношений, рекламе товаров и услуг.

В процессе формирования у дошкольников экономических представлений, возможно, решать комплекс следующих образовательных, развивающих и воспитательных задач:

  • Формировать у детей дошкольного возраста основы интеллектуальных знаний об экономике;
  • Развивать у дошкольников познавательные и творческие способности;
  • Закладывать основы экономического мышления;
  • Воспитывать у детей бережное отношение к природным ресурсам нашей страны и малой Родины;
  • Воспитывать аккуратное и заботливое отношение к личным вещам;
  • Воспитывать уважительное отношение к имуществу окружающих взрослых и сверстников, различным видам собственности и др.

Методика обследования.

Н.Ю. Майданкина, С.Ю. Новикова, Л.Г. Иванова Развивающее оценивание качества образовательной деятельности по программе «Садко в мире финансов».

Оценочными материалами является беседа, которая включает вопросы по трем образовательным модулям.

Модуль 1. «История развития денег для детей».

Цель: выявить уровень сформированности у старших  дошкольников: элементарных представлений о финансовой системе, истории развития денег и денежных банкнот, способах хранения денег, банках, банковских картах, услугах по хранению денег; развития у детей умений отличать и сравнивать денежные (бумажные и металлические) знаки разного номинала;  воспитанности у детей бережного отношения к личным и семейным деньгам, труду взрослых.

Примеры вопросов:

1.Вопрос к ребенку: «Знаешь ли ты, что такое деньги?»                                                         2.Вопрос к ребенку: «Знаешь ли ты, как появились деньги?                                              3.Вопрос к ребенку: «Какие бывают деньги, какие деньги ты знаешь?»                            4.Вопрос к ребенку: «Кто и зачем коллекционирует деньги?»                                             5.Вопрос к ребенку: «Как называются деньги в нашей стране?»                                         6.Вопрос к ребенку: «А как они называются в других странах?»                                          7.Вопрос к ребенку: «Что изображено на бумажных купюрах?»                                          8.Вопрос к ребенку: «Зачем людям нужны деньги?»                                                               9.Вопрос к ребенку: «Где лучше хранить деньги? Что такое банковская карточка и зачем она нужна?»                                                                                                         10.Вопрос к ребенку: «Скажи, пожалуйста, что можно купить за деньги?»                      11.Вопрос к ребенку: «Как ты думаешь, что нельзя купить за деньги?»

Модуль 2. «Деньги и общество»

Цель: выявить у детей  старшего дошкольного возраста уровень сформированности элементарных представлений о товарно-денежных отношениях в обществе, деньгах, как средстве осуществления процесса купли-продажи товаров и услуг, развития у детей ценностного отношения к деньгам, как эквиваленту труда человека.

Примеры вопросов и заданий:

1.Вопрос к ребенку: «Как ты думаешь, откуда появляются деньги в обществе?»                                                                                                                                           2.Вопрос к ребенку: «Где и как люди приобретают деньги?»                                              3.Задание. Педагог предлагает рассмотреть карточки, на которых изображены товары с указанием цены. Вопрос: «Что означают цифры рядом с изображенными предметами? Как ты думаешь, какие из представленных предметов являются жизненно важными, а без чего можно обойтись? Почему?»                                                                                                                                              4.Вопрос к ребенку: «Что получают взрослые за свой труд?»                                               5.Вопрос к ребенку: «Что такое реклама и зачем она нужна?»                                            6.Вопрос к ребенку: «Что такое налоги и для чего платят твои родители и другие взрослые налоги? Может ли государство жить без налогов?»                               7.Вопрос к ребенку: «Знаешь ли ты, что такое пенсия и кому она выплачивается?»                                                                                                                                8.Вопрос к ребенку: «Как ты понимаешь, что такое благотворительность? Как ты думаешь, кого можно назвать благотворителем? Почему?»

Модуль 3. «Мои финансы».

Цель: выявить у детей старшего дошкольного возраста уровень сформированности финансовых представлений о разумном использовании денег в различных жизненных ситуациях.

Примеры вопросов и заданий:

1.Вопрос к ребенку: «Как ты думаешь, что такое бюджет, а бюджет семьи? Для чего человеку нужно знать семейный бюджет?»                                                            2.Вопрос к ребенку: «Что такое банк? Был ли ты в банке с родителями? А для чего нужен банк?»                                                                                                                              3.Вопрос к ребенку: «Что такое собственность? Как ты думаешь, а семейную собственность и семейный бюджет можно увеличить? Знаешь ли ты как?»                     4.Задание. Педагог предлагает ребенку разложить карточки на группы: то, что принадлежит ребенку; то, что принадлежит его семье; то, что принадлежит всем. Предложить ребенку обосновать выбор.                                               5.Вопрос к ребенку: «Знаешь ли ты, что такое кредит, для чего он нужен, и где его можно получить?»

Методика оценивания:

Показатели сформированности  элементарных финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста:                                                                                       3 балла –финансовые представления сформированы, прослеживается яркая выраженность критерия; ребенок самостоятельно дает полный правильный ответ на вопрос, аргументирует ответ;.                                                                                         2 балла –финансовые представления сформированы, ребенок дает правильный ответ, но не может обосновать ответ, не точно характеризует понятие;                                                                                                                                                1 балл – финансовые представления фрагментарны, разрозненны, ребенок затрудняется в ответе на вопрос.

В соответствии с этим количество набранных детьми баллов соотнести с вышеупомянутыми уровнями знаний у детей:

1 уровень (высокий) – количество баллов от 53 до 78;

2 уровень (средний) – количество баллов от27 до 52;                                        

3 уровень (низкий) – количество баллов от 1 до 26.

Входящая диагностическая карта на начало учебного года.          

п/п

Фамилия, имя ребенка

№1

№2

№3

Общее кол-во

1.

Володина Даша

16

10

7

33

2.

Ганина Полина

12

8

5

25

3.

Егорычев Женя

19

14

8

41

4.

Еременко Ваня

11

8

5

24

5.

Зимина Вика

21

14

8

43

6.

Зимин Дима

20

14

8

42

7.

Каргина Даша

18

13

8

39

8.

Клопкова Злата

16

13

8

37

9.

Козлов Матвей

11

10

5

26

10.

Конихина Настя

11

8

5

24

11.

Кузаев Мансур

11

8

5

24

12.

Лукьянов Артем

13

8

5

26

13.

Любавина Даша

23

15

9

47

14.

Мишунина Маша

12

9

5

26

15.

Новикова Софья

19

13

8

40

16.

Палаткина Ирина

21

14

8

43

17.

Прохорова Ксения

22

17

9

48

18.

Сафиуллина Камила

12

9

5

26

19.

Сизова Саша

18

12

7

37

20.

Скрипник Дима

19

13

8

40

21.

Ханбекова Сафина

13

8

5

26

22.

Цынаев Кирилл

17

14

8

39

23.

Чернова Настя

16

13

8

37

24.

Чернышова Кристина

13

8

5

26

25.

Чистякова Аня

17

13

7

37

26.

Чуркин Кирилл

15

11

7

33

Высокий – 0 человек – 0%

Средний – 16 человек – 62%

Низкий – 10 человек – 38%

Реализация проекта

месяц

Работа с детьми

Взаимодействие с родителями

сентябрь

Диагностика уровня финансовых знаний и умений детей старшего дошкольного возраста.

Анкетирование родителей. Оценка уровня осведомленности родителей о методах развития финансовых знаний и умений, о готовности родителей заниматься с детьми.

Образовательный модуль: «История развития денег для детей».

октябрь

Беседа «Что такое деньги?»                   С/р игра «Магазин».                                 Чтение: К. Чуковский «Муха – Цокотуха», В. Маяковский «Кем быть?», А. Романов «Чудеса в кошельке».                                                  НОД «Деньги всякие нужны».                Демонстрация детям слайд – презентации «История денег».             Решение проблемных ситуаций: «Два медвежонка», «Заработанные деньги».                                                       Конструирование - -оригами «Кошелек».                                                 Дидактические игры: «Денежные пазлы», домино «Деньги», «Найди пару. Знаю все профессии».

Родительское собрание «Стратегия повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на 2017-2023 годы».                         Деловая игра для родителей «Азбука финансов».                      Привлечь родителей к изготовлению атрибутов к сюжетно-ролевой игре «Банк».                                            Экскурсия «Где и кем работает мама (папа)?»

ноябрь

Беседа «Дом, где живут деньги».         Чтение пословиц и поговорок на тему : «Экономическое воспитание дошкольников».                                         Экскурсия в банк.                                       Рассматривание денежных знаков недавнего прошлого и настоящих, нашей страны и денег других стран.    С/р игра «Банк».                                        НОД «Что такое банковская карта?»    Дидактические игры: математические пазлы «Деньги», игра «Кто что делает?», «Магазин игрушек».                                                    Решение проблемной ситуации: «Загадка бельчат».

Консультация для родителей «Когда следует начинать обучение детей финансовой культуре?»                                     Совместное творчество детей и родителей «Дизайн детской банковской карточки» для участия в конкурсе.                     Мастер – класс для родителей « Лепбук в работе с детьми по финансовой культуре».

Образовательный модуль «Деньги и общество».

декабрь

Беседа «Что такое пенсия?»                   Изготовление коллажа «Продовольственная корзина».            Чтение сказки « Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, да в рубль превратился», В. Пермяк « Для чего руки нужны?».                                                          С/р игра «Супермаркет».                        НОД «Кого можно назвать благотворителем?»                                   Дидактические игры: «Нужные покупки», «Что можно и что нельзя купить?»                              Отгадывание экономических загадок.                                        Решение проблемной ситуации «За покупками».

Памятка для родителей «Советы родителям по финансовому воспитанию детей».                                            Мастер - класс для родителей «Изготовление дидактических игр экономической направленности в работе с детьми дошкольного возраста».                                       Знакомимся : альманах « Бедный папа»  июль 2016 г.(чтение и обсуждение).

январь

Чтение сказочных историй: «Детям о налогах», «Кот и сливки», «Как Лиля и кот об экологии заботились», «Жадный кот», «Волшебные пирожки».                                                     НОД «Налоги. Что это такое?»               Просмотр мультфильма «Простоквашино. Клад».                        С/р игра «Аукцион».                                  Дидактические игры: «Угадай, где продают», «Купи другу подарок».          

Консультация для родителей «Принципы финансового воспитания в семье».                  Презентация для родителей «Нужны ли ребенку карманные деньги?»                  Совместное творчество детей и родителей – рисунки на тему «Налоги моей семьи».

февраль

НОД «Мир рекламы».                              Просмотр мультфильмов: « Как старик корову продавал»,  «Барбоскины и реклама».                      Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему: «О рекламе товара».  Экскурсия – рассматривание рекламы на баннерах.                             Рисование «В мире рекламы».              С/р игра «Рекламное агентство».          Дидактические игры: «Что быстрее купят?», «Прорекламируй свой товар».                                                          Решение проблемной ситуации «Подарок для друга».                          

Час финансовой грамотности «Реклама - за и против».            Создание рекламного альбома: рисунки, коллажи о рекламе (совместное творчество детей и родителей).

Образовательный модуль «Мои финансы»

март

Беседа «Как растут деньги».                   Чтение и обсуждение сказок о потребностях и возможностях: «Сивка – Бурка», «Иван –Царевич и серый волк», «Сказка о рыбаке и рыбке».                                                        Просмотр мультфильмов: «Смешарики. Азбука финансовой грамотности», «Бизнес крокодила Гены».                                                           НОД « Что такое бизнес?»                       Аппликация «Копилка».                           С/р игра «Семейное ателье».                 Дидактические игры: «Услуги и товары», «Копилка», «Советы покупателю».                                              Решение проблемной ситуации «Бизнес Шапокляк».

Заседание детского родительского клуба «Вместе за покупками».                              Мастер – класс для родителей «Пекарня, семейный бизнес». Конкурс семейных газет на экономическую тему ( «Как накопить деньги на мечту», «Финансовая грамотность – залог успешного будущего» и др.)

апрель

Беседа «Что такое семейный бюджет?»                                                    Чтение сказки «Кто хорошо потрудился – у того труд в монету, да в рубль превратился!»                        С/р игра «Супермаркет».                          Решение проблемной ситуации «За покупками».                                                   НОД «Семейный бюджет и дети».        Дидактические игры: «Хочу – надо», «Бюджет моей семьи», «Товарный склад».                                                          Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы»: «Семейный бюджет»  , «Умение экономить» .

Буклет для родителей «Как научить детей контролировать свои финансы».                                       Совместное творчество детей и родителей: рисунки – коллажи на тему «Семейный бюджет».                                         Круглый стол – обмен опытом по экономическому воспитанию детей.

май

НОД «Что такое кредит?»                        Просмотр мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы»: «Кредиты и депозиты», «Я вырасту богатым».         Чтение: «Аленький цветочек», «Двенадцать месяцев».                          С/р игра «Банк».                                        Дидактические игры: «Груша – яблоко», «Что можно и что нельзя купить», «Монополия».                           Продуктивная деятельность: изготовление поделок экономической направленности для ярмарки (совместное творчество детей и родителей).                                  Диагностика уровня финансовых знаний и умений на конец учебного года.

Ярмарка – аукцион детских работ.                                               Изучение мнения родителей о результативности проекта и пожелания, планы на будущий учебный год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

Проект «Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО).Проект по формированию основ финансовой грамо...