Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят»
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая, подготовительная группа)

Лихолетова Ольга Анатольевна

Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят» разработана и предлагается для детей дошкольного возраста с 5–7(8) лет, рассчитана на два года обучения. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mbdou_no_4_programma_ekonomika_dlya_doshkolyat.doc535 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 4 «Ромашка»

Бавлинского муниципального района Республики Татарстан

Программа по ранней финансовой грамотности

«Экономика для дошколят»

Составители:

Лихолетова Ольга Анатольевна, старший воспитатель

Шарафеева Ильмира Закариевна, воспитатель


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

        Программа по ранней финансовой грамотности «Экономика для дошколят» разработана и предлагается для детей дошкольного возраста с 5–7(8) лет, рассчитана на два года обучения. Содержание работы выстроено в соответствии с возрастными возможностями и периодами психического развития детей.

        Программа направлена на формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, развитие экономического образа мышления, воспитание ответственности и нравственного поведения в области экономических отношений в семье, осознание себя как члена семьи, общества и государства. Основополагающие принципы программы научность, доступность, оптимальность в отборе содержания и определений.

        Введение в образовательный процесс экономического воспитания позволяет осуществлять тесную связь гражданского, нравственного, трудового и экономического воспитания, что способствует становлению ценностных жизненных ориентаций в дошкольном возрасте.

Актуальность программы обусловлена значимостью подготовки ребенка к жизни, правильной ориентацией его в происходящих экономических явлениях, а также необходимостью преемственности в изучении экономики между первыми ступенями образовательной системы – детским садом и школой. Формирование экономического сознания приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, дает знания о новых профессиях и умение рассказать о них. Обогащается детский словарь, приобретаются такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца, возникает здоровый интерес к деньгам, осознаются правила их честного зарабатывания.

Данная Программа разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности», а также программы «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатовой.

Программа содержит планирование учебного процесса на 2 года и соответствует:

  • возрасту детей (старшая, подготовительная группы);
  • целям и задачам обучения.

Она включает в себя элементы развивающего обучения:

  • понимание детьми учебных задач;
  • самостоятельность при их выполнении;
  • формирование навыка самоконтроля и самооценки.

Предложенный материал разрабатывался в соответствии с возрастными особенностями дошкольника, его потребностью в игре, двигательной активности. Исходя их этого, широко используются дидактические игры, проблемные ситуации, экономические кроссворды, реальные практические действия, наглядное моделирование и экспериментирование. Внедрена игра, как форма, метод и прием обучения.

Проведение занятий по данной Программе предполагает работу, как со всей группой детей, так и с подгруппами (8 — 10 человек)

Обучение проводится в старшей и подготовительной группах - 1 занятие познание (ФЦКМ) в месяц по расписанию и в режимных моментах. Педагог может использовать предложенный материал полностью или частично. Главное в создании данной программы — это чтобы обучение не показалось детям скучным и трудным.

        Для достижения целей программы первостепенное значение имеют:

- забота о здоровье, эмоциональном благополучии и своевременном развитии каждого ребенка;

- создание в группах атмосферы гуманного и доброжелательного отношения ко всем воспитанникам, что позволит их растить общительными, добрыми, любознательными, инициативными, стремящимися к самостоятельности и творчеству;

- максимальное использование разнообразных видов деятельности, их интеграция в целях повышения эффективности образовательного процесса;

- креативность (творческая организация) процесса воспитания и обучения;

- вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка;

- обеспечение развития ребенка в процессе воспитания и обучения;

- соблюдение преемственности в работе детского сада и начальной школы, исключающей умственные  и физические перегрузки в содержании образования ребенка дошкольного и младшего школьного возраста.

Дошкольники осваивают азы семейной экономики, поскольку именно в семье они делают первые шаги в мир экономической действительности, получают первые представления о ней. Дети узнают о труде и профессиях взрослых, о финансовом положении семьи; получают сведения о продукции, выпускаемой на предприятиях города, учатся уважать людей труда. Разнообразие животного и растительного мира родного края, дает им осознание необходимости беречь и заботиться о природе, рационально использовать природные ресурсы. Раннее разумное экономическое воспитание служит основой правильного миропонимания и организации эффективного взаимодействия ребенка с окружающим миром.

 ЦЕЛЬ ПРОГРАММЫ: формирование основ финансово-экономической грамотности детей дошкольного возраста в процессе активной деятельности.

        ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • формировать знания о жизни современного общества путем знакомства с основами экономики;
  • формировать экономическое мышление через знакомство с экономическими понятиями (деньги, товар, заработная плата)
  •  формировать осознанное и бережное отношение к окружающему предметному миру (миру вещей как результату труда людей);
  •  формировать умения грамотно действовать в реальных жизненных ситуациях с использованием полученных знаний по финансовой грамотности (покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и т.д.);
  • учить дарить радость творчества, быть счастливым от человеческого общения, взаимопонимания, творческого труда.

        ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ:

  • воспитывать самостоятельность;
  • воспитывать чувство коллективизма, дружбы, сопереживания;
  • воспитывать  самоорганизующуюся личность, с чувством собственного достоинства;
  • воспитывать бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие и вместе с тем – щедрость, благородство, честность, отзывчивость, сочувствие (примеры меценатства, материальной взаимопомощи, поддержки и т. п.);
  • воспитывать уважение к людям умеющим трудиться.

        РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ:

  • развивать интерес к экономике;
  •  развивать воображение;
  • развивать коммуникативные способности, навыки взаимодействия с взрослыми и детьми;
  • развивать  общие познавательные способности: умение наблюдать, находить причинно - следственные связи, анализировать, сравнивать, делать умозаключения;
  • развивать умение творчески подходить к решению ситуаций экономических отношений посредством игровых действий.

Программа состоит из четырёх блоков (разделов), связанных между собой задачами и содержанием: «Труд и продукт (товар)», «Деньги и цена (стоимость)», «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности», «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

  • приближенность знаний к реальной действительности, начала экономического мышления;
  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т.д.);
  • знают о современных профессиях, содержание их деятельности (например, фермер, предприниматель, программист, модельер и др.);
  • адекватно употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия (в соответствии с используемой Программой);
  • учитывают интересы и чувства других, сопереживают  неудачам и радуются успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, стараются разрешать конфликты;
  • бережно, рационально, экономно используют расходные материалы для игр и занятий;
  • проявляют здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения, взаимосвязи понятий «труд – деньги», понимают факт купли-продажи;
  • успешная социализация воспитанников в различных жизненных условиях, положительное отношение к миру, другим людям и самому себе.

ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

№ п/п

Название темы

Количество часов

Первый год обучения. Старшая группа 5-6 лет.

1

Экономика. Что такое товар, продавцы товара.

1

2

Товары и услуги.

1

3

Производство товара и его цена.

1

4

Предприятия и заводы нашего города.

1

5

Реклама.

1

6

Навыки и привычки в быту. Покупательная сила денежных знаков.

1

7

Потребности и возможности моей семьи.

Бюджет, доходы, накопления и расходы

1

8

На монетном дворе. Копейка. Монета. Деньги.

1

9

Итоговое мероприятие.

1

Второй год обучения. Подготовительная к школе группа 6-7(8) лет

1

Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.

1

2

Орудия труда, материалы (ресурсы). Экономия.

1

3

Банк. Сбережения (накопления).

1

4

Количество  и качество результатов труда. Ограниченность ресурсов.

1

5

Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

1

6

Обмен – бартер - рынок

1

7

Деньги, какие бывают деньги. Валюта.

1

8

Зачем людям деньги. Семейный бюджет.

1

9

Итоговое мероприятие. Игра «Что? Где? Когда?»

1

СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНО - ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

Первый год обучения

Старшая группа 5-6 лет

 

Задачи:

- познакомить с понятием экономика;

- ввести понятие возможности;

        - познакомить понятие капитальные ресурсы, развивать технологический кругозор;

       -  познакомить детей с производителями товаров и услуг;

освоить систему элементарных знаний о современной технике;

- закрепить основные правила экономики;

- закрепить понятие потребности;

        -  закрепить понятие потребитель;

        - сформировать представление о товарах и услугах, необходимых для удовлетворения потребностей;

- воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие;

- развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему.

Учебный план программы.

Тема.

Общее количество часов

ОД

ОД в режимные моменты

01 Труд и продукт (товар)

5

4

1

02 Деньги и цена (стоимость)

2

1

1

03 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

2

1

1

04 Полезные экономические навыки и привычки в быту

9

3

6

ИТОГО

18

9

9

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

СТАРШАЯ ГРУППА

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

СЕНТЯБРЬ

01 Что такое экономика.

Что такое товар, продавцы товара.

Дать понятие об экономике; для чего она нужна.  Помочь понять и закрепить основные правила экономики, объяснить необходимость их выполнения.

Познакомить с понятием экономист; развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему, воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие.

Показать, что каждая вещь – это товар. Познакомить с видами товаров: промышленные, сельскохозяйственные, культурные, бытовые и др.; познакомить с организацией «Гринпис»; пополнять активный словарный запас, развивать умение делать умозаключение на основе опытов.

Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

04 Как можно из покупателя превратиться в продавца

Дать представление о многообразии товаров, развивать познавательный интерес.

ОКТЯБРЬ

01 Какие бывают товары и услуги. Проблемная ситуация.

Сформировать представление о товарах и услугах, необходимых для удовлетворения потребностей; углубить представление об их многообразии.

Закрепить понятие потребитель.

Воспитывать бережное отношение к вещам

закрепить знания о потребностях человека; путем рассуждений и через игровые приемы ввести понятие потребности животных, воспитывать чувство любви к животным и желание заботиться о них.

04  Не все можно купить и продать.

 Магазин «Игрушки».

Формировать умение анализировать и умозаключать.

Развивать умение производить операции купли – продажи.

Подвести к элементарному пониманию зависимости расходов на товар с его ценой, учить делать выводы.

 Показать, что каждая вещь стоит денег, научить сопоставлять цену товара с имеющимися наличными деньгами.

Рассказать детям о покупательной силе денежных знаков.

НОЯБРЬ

01 Производство товара и его цена

Дать понятие зависимости процесса производства от времени.

Дать детям представление о том, что в предметы, окружающие нас, вложен труд многих людей,

 Учить ценить и уважать труд людей.

04 «Подарок ко дню рождения»

Показать, как покупка вещи для подарка производится с учетом интересов и желаний именинника.

 Воспитывать умение разделять радость друга.

ДЕКАБРЬ

01 Предприятия и заводы нашего города.

Сформировать у детей первичное представление о предприятиях и заводах города Бавлы; местонахождение, выпускаемой продукции, товарных знаков.

Познакомить детей с производителями товаров и услуг; показать взаимосвязь потребления и производства, потребления и услуг.

Учить ценить результаты труда и прививать уважительное отношение к изготовителям товаров.

01 «Магазин»

Дать понятие о том, зачем нанимают работников и какая должна быть у них зарплата. Пробуждать у детей желание соучаствовать, оказывать помощь; развивать практические навыки в процессе изготовления муляжей моркови, грибов, ягод, корзиночек и др.

ЯНВАРЬ

03 Реклама

Познакомить детей с рекламой, раскрыть ее важность.

 Дать понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

03 Рекламное агентство

Уточнить знания о профессиях, связанных с работой в рекламном агентстве.

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

ФЕВРАЛЬ

04 Навыки и привычки в быту. Покупательная сила денежных знаков.

Помочь понять покупателю силу денежных знаков.  Дать понятие о затратах и прибыли в торговле.

Подвести детей к осознанию зависимости достоинства монеты от ее покупательной способности, к пониманию функции денег как меры стоимости.

04 Супермаркет.

Проблемная ситуация.

Показать разнообразие товаров.

Познакомить с новыми понятиями – что такое дефицит, затоваривание, страхование.

Показать детям, что бывают обязательные (основные) и необязательные (не основные) расходы.

Развивать умение самостоятельно осуществлять процесс купли – продажи, вступать в диалог.

Воспитывать культуру общения.

МАРТ

04  Потребности и возможности моей семьи.

Бюджет, доходы, накопления и расходы.

Познакомить с понятием потребность, ввести понятие возможности. Объяснить что проблема относительной ограниченности возможностей - это проблема всех людей; сформировать представление о необходимости выбора. Показать, что у каждой семьи есть потребности и возможности, возможности - ограничены.

Раскрыть представления детей о доходах и их динамике (увеличение, уменьшение).

Закрепить представление о расходах и доходах.

 Воспитывать рациональное отношение к потребностям.

04 Биржа – брокер

 

Дать детям понятие о том, кто такой брокер и чем он занимается.

Закрепить знание детей о спросе на товар, о влиянии фактора сезонности (времени года) на реальный спрос.

 Сформировать умение ориентироваться в цене товара, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене.

Развивать самостоятельность в выборе  решения.

АПРЕЛЬ

02 На монетном дворе. Копейка. Монета. Деньги

Дать детям сведения о производстве денежных знаков (купюр, монет).

Закрепить понятия: монета, копейка; показать количественный состав числа из единиц (набор копеек).

 Закрепить знания детей о товарах, умение различать монеты разного достоинства (1, 5, 10 копеек).

02 «Муха по полю пошла,  Муха денежку нашла…»

Закрепить умение различать монеты; развивать способность сопереживать, помогать.

МАЙ

04 Итоговое мероприятие. Путешествие по стране Экономике.

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.

Учить работать в команде.

Учить находить коллективный ответ путем обсуждений.

Закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года.

04 Хочу быть предприимчивым.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. Учимся устанавливать контакты.

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года ребенок старшей группы может:

- отвечать на вопросы, что такое экономика, экономист, какие потребности есть у человека, животного, растения, что общего в потребностях, как потребности зависят от среды обитания;

 - называть существующие товары и услуги, чем они схожи и чем отличаются;

- называть производителя определенного товара, может составить цепочку производителей по наиболее известным товарам;

 - называть природные, капитальные, человеческие ресурсы.

Второй  год обучения

Подготовительная к школе группа 6-7 (8) лет

Задачи:

- систематизировать знания детей, приобретенные в старшей группе по экономическому воспитанию;

- формировать у детей представление о необходимости выбора в жизни любого человека;

       - формировать у детей разумное отношение к ситуации выбора; дать представление о цене выбора;

- формировать представление о влиянии разных условий на величину цены;

       - формировать экономическое мышление;

      - дать представления о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена, познакомить с денежными единицами разных стран;

     - познакомить с правилами общения покупателя и продавца;

     - учить придумывать рекламу продукции, или оказанию услуги определенного предприятия;

     - ввести в активный словарь экономические понятия «натуральный обмен» и «бартер»;

     - упражнять в умении дослушать до конца своего товарища;

     - закреплять умение защищать свой проект, приводить доводы в защиту его;

      - выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и понятий;

      - воспитывать уважение друг к другу.

       

Учебный план программы.

Тема

Общее количество часов

ОД

ОД в режимные моменты

01 Труд и продукт (товар)

5

4

1

02 Деньги и цена (стоимость)

4

2

2

03 Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

3

1

2

04 Полезные экономические навыки и привычки в быту

6

2

4

ИТОГО

18

9

9

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ

ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА

Месяц

Тема, содержание работы

Решаемые цели и задачи

СЕНТЯБРЬ

01 Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.

 

Экономика, как наука о домашнем хозяйстве.

Выделять в окружающем мире экономические характеристики.  Познакомить с экономической концепцией понятий «хочу» и «надо», которые им могут быть предоставлены, о необходимости выбора в жизни каждого человека.

Расширить представления детей о различных возможностях.

  Развивать мышление, воображение, память, умение рассуждать на заданную тему, воспитывать интерес к науке честность, трудолюбие.

Воспитывать познавательный интерес к экономической действительности.

Воспитывать желание экономно относиться к природным ресурсам.

02  Мой проект. Маркетинг.

Упражнять в знании о деньгах.

 Закрепить знания о спросе и предложении, их влияние на цены.

Учить защищать свой проект по маркетингу.

 Воспитывать взаимную вежливость продавца и покупателя.

ОКТЯБРЬ

01 Орудия труда, материалы (ресурсы).

Экономия.

Объяснить, что проблема относительной ограниченности ресурсов - это проблема всех людей.

Рассмотреть виды труда: сельскохозяйственный, ремесленный, домашний. Учить выделять цепочку трудовых действий.

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса.

Воспитывать уважение к результату труда.

03   Мой проект. Фирменный знак.

Учить придумывать фирменный знак своего предприятия, защищать его. Закрепить знания о выпуске товара, оказание услуги, о спросе на них. Воспитывать выдержку, умение доказывать.

НОЯБРЬ

02 Банк. Сбережения (накопления).

Дать понимание сущности понятий: накопление, денежная прибыль, долг.

Расширить представления детей о расходах и доходах, подвести к пониманию сущности понятия сбережения.

Раскрыть детям сущность понятия «функции денег как средства накопления».

Закрепить понятия накопление, выгода.

Представление о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы, о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег.

04 «Как три поросенка хотели стать экономистами»

Развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, выделять слова и действия, относящиеся к экономике, учить давать нравственную оценку поступкам героев.

ДЕКАБРЬ

01  Количество и качество результатов труда. Ограниченность ресурсов.

Раскрыть детям значение качественной продукции и ее пользы для человека. Учить конструировать на примере изготовления мебели, используя шаблон и дополнительные детали, изгибая их с помощью линейки.

Учить ценить результаты труда.

Воспитывать уважительное отношение к изготовителям товаров.  

Уточнить и расширить представления детей о профессиях; показать значимость профессий для общества.

Учить устанавливать связь между качеством материала и продуктом труда; самостоятельно выстраивать цепочку трудового процесса.

Показать на примерах, в чем выражается ограниченность.

01  Фирма «Строитель»

Показать значимость экономичного отношения к природным ресурсам, познакомить со строительными профессиям.

ЯНВАРЬ

03  Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности

Расширять представления о назначении рекламы и ее видах.

Рассказать детям о том, как появляются предпринимательские идеи.

Способствовать осознанию ребенком связей между названием производителя и продукцией. Показать детям, что совместный труд и использование рациональных способов работы уменьшают трудовые затраты, экономят силы и время. Раскрыть цепочку связей в трудовой деятельность, закрепить понятие о взаимозависимости трудовых процессов, значение ответственности за качество продуктов труда.

Воспитывать уважение к труду рекламных агентов.

03  Мой проект. Реклама.

Закрепить понятие о том, что такое реклама, для чего она нужна и как ее лучше организовать.

Учить придумывать рекламу продукции, или оказанию услуги определенного предприятия.

Упражнять в умении составлять небольшой текст для рекламы. Воспитывать уважение к сопернику.

Учить детей выполнять определенные игровые действия, развивать сотворчество, инициативу, коммуникабельность.

ФЕВРАЛЬ

01  Обмен – бартер – рынок.

Ввести в активный словарь экономические понятия «натуральный обмен» и «бартер».

Расширять знания детей о натуральном обмене товаров, подвести их к пониманию смысла выражения «равноценный обмен».

Расширить представление детей о бартере как операции взаимообмена товарами, о деньгах как средстве обмена

товара между людьми.

Показать на примере изготовления детьми поделок из бросового природного материала, из пластилина, что такое прибыль, долг, зависимость между качеством товара и прибылью.

 Расширять представления детей о жизни древних людей.

04  Полезные экономические навыки и привычки в быту.

Проблемная ситуация.

Закрепить в практической ситуации представление о деньгах как универсальном средстве обмена.

Воспитывать культуру поведения в общественных местах.

Познакомить с правилами общения покупателя и продавца.

Выяснить знания о спросе и предложении, их влиянии на величину цены, об обмене товарами и услугами. Учить работать командой.

Воспитывать культуру общения.

МАРТ

02   Деньги, какие бывают деньги. Валюта.

Дать представления о том, что деньги - универсальное и удобное средство обмена.

Познакомить с валютой как денежной единицей страны, других стран.

02 Игра «Турагентство».

Дать представление о разнообразии денежных знаков в разных странах. Совершенствовать навыки счета, умение производить арифметические действия, развивать самостоятельность мышления.

АПРЕЛЬ

04  Зачем людям деньги. Семейный бюджет.

Научить выделять главное направление использования денег людьми.

 Дать понятие о семейных доходах и расходах, семейном бюджете.

Повторить изученные понятия: отдых, работа, профессия, экономика, потребности.

Формировать представление об обязательном выполнении домашних обязанностей каждым членом семьи, необходимость взаимопомощи.

04  Мои покупки

Закрепить знания о покупках в магазине, как человек выбирает покупку, как расплачивается.

 Упражнять в знании правил поведения в общественных местах, закрепить умение решать задачи в пределах 20, воспитывать умение общаться с продавцом.

МАЙ

04 Итоговое мероприятие. Игра «Что? Где? Когда?»

Повысить  интерес старших дошкольников к получению экономических знаний.

Учить работать в команде.

Учить находить коллективный ответ путем обсуждений.

Выявить уровень представлений детей о сущности экономических явлений и

понятий, формировать экономическое мышление.

04  Деловая игра  «Защита моего проекта».

Закреплять умение защищать свой проект, приводить доводы в защиту его. Упражнять в умении дослушать до конца своего товарища.

Учить познавать самих себя, общаться, фантазировать, мыслить нестандартно. Воспитывать уважение друг к другу.

Требования к уровню подготовки воспитанников

К концу года ребенок подготовительной к школе  группы должен:

- иметь представление о рынке, деньгах, обмене, о товарах и услугах, умеет выделять главное направление использования денег людьми, имеет понятие о семейном бюджете  (о доходах и расходах);

- иметь представление о производстве как воздействии человека на природу с целью создания экономических благ;

- иметь представление о производителе, о собственных затратах производителя, о прибыли производителя;

- иметь представление о денежных единицах разных стран, знает, что такое цена, имеет представление о влиянии разных условий на величину цены (спрос и предложение);

иметь представление о материальных затратах, о трудовых затратах, об увеличении прибыли за счет снижения затрат; о качестве производимого товара;

- иметь представление о банке как посреднике на рынке денег, принимающем вклады и предоставляющем займы; о банковском проценте как цене, которую платят за использование чужих денег;

- иметь представление о ресурсах, о различных видах ресурсов (природных, экономических, трудовых) как и для чего они используются, какие ресурсы нужны человеку, об ограниченности ресурсов, о необходимости их беречь и экономить;

-иметь представление об обмене (бартере);

- уметь делать простейший выбор, определять правильно ли он сделан и какова его цена, выбирать из множества единичное, находить правильный выход из множества простейших ситуаций и возможных решений.

Процесс экономического воспитания и образования реализуется через различные формы его организации.

Использование разнообразных форм дает воспитателю возможность проявить творчество, индивидуальность и в то же время, что особенно важно, сделать процесс познания экономически интересным и доступным.

Основная форма обучения - комплексная тематика образовательной деятельности, состоящей из трех частей. Каждая часть имеет свои задачи, которые решаются в игровой или проблемной ситуации.

Одной из основных формы обучения является игра - как основной вид детской деятельности.

Сделать экономику понятной помогают сюжетно-дидактические игры. Играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике.

В сюжетно-дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли-продажи, производства и сбыта готовой продукции и др.

Соединение учебно-игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками экономических понятий: «экономика», «экономист»; знаний о потребностях и возможностях, об ограниченности возможностей; о товарах и услугах, о ресурсах, представлении о рынке как об обмене товарами и услугами между продавцами и покупателями; что такое универсальные и специализированные магазины; «натуральный обмен», «бартер». Дети учатся определять главное направление денег, дать понятие о семейных доходах и расходах, о семейном бюджете; ввести понятия «цена», сформировать представление о влиянии различных условий на величину цены, ввести понятие «цепочка производителей». В процессе знакомства с экономикой, педагог использует разнообразные методы, приемы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием, народный фольклор, пословицы и поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка - литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических»  качеств личности как трудолюбие, бережливость, расчетливость, практичность и т.д.

В них экономическое содержание развертывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешение которых развивает логику, нестандартность и самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сложной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей -экономическую.

Логические и арифметические задачи,  задачи - шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение, логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребенка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь и красоту мира вещей, природы, жизни людей- закономерно, т.к. от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

 Освоение материала происходит при помощи игровых средств, методов, приемов. Важным элементом всей образовательной деятельности будет игровая импровизация.

При знакомстве с экономикой необходимо организовать предметно-пространственную развивающую среду:

  • экономический уголок в старших возрастных группах;
  • тематический центр «Экономика»;
  • подборка художественной литературы по данной теме;
  • изготовленные и приобретённые развивающие и занимательные игры;
  • игровые персонажи: царица Экономика и гном Эконом и др.

Список использованной литературы

  1. Примерная  парциальная образовательная программа дошкольного образования для детей 5-7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
  2. Программа «Дошкольник и экономика» А.Д. Шатова.
  3. Воронина М. М. Школа юного экономиста. – М., 2008. – 312 с.
  4. Киреева Л. Г. Играем в экономику. Комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры. – М., 2008.  – 169 с.
  5. Кулакова М. В. Занимательная экономика в стихах, сказках, ребусах, загадках. Экономика от А до Я. – Н. Новгород, 1997. – 125 с.
  6. Липсиц И. П. Удивительные приключения в стране «Экономика». – М., 2013. – 336 с.
  7. Смирнова Т. В. Белка и компания - книга для чтения.- М., 2013. – 144 с.
  8. Смоленцева А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. – М., 2006. – 88 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)

Конспект образовательной деятельности по финансовой грамотности «Экономика в сказке» (для детей подготовительной группы)...

Дидактическое пособие по финансовой грамотности "Экономика и дошколята"

Финансовое просвещение детей, знакомство с миром экономики....

Беседа по Финансовой грамотности "Экономика и деньги"

Цель: дать воспитанникам первоначальные сведения о науке экономике и значение денег в ней...

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Азбука экономики для дошколят»

Данная программа комплексно направлена на изучения специального предмета. Благодаря включению детей в освоение данной образовательной программы: дошкольники получают элементарные сведения из области э...

Лэпбук по финансовой грамотности "Экономика для дошколят"

С миром экономики можно познакомить дошкольников с помощью лэпбука по финансовой грамотности, который наполнен экономическими играми, сказочными ситуациями, пословицами и загадками....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ "ЭКОНОМИКИ"

Задачи:Обучающие задачи:сформировать у детей представление о потребностях человека на основе экономических понятий: экономика, потребности, нормы жизни, товар, продукт, услуга, потребители;дать предст...

Дополнительная программа по финансовой грамотности "ЭКОНОМиК"

Дополнительная программа по финансовой грамотности "ЭКОНОМиК"...