Проект по финансовой грамотности «Деньги – помощники»»
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

        Цель и задачи проекта:

  • расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
  • укрепление понятий доход/расход;
  • получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_grammotnosti.docx33.15 КБ

Предварительный просмотр:

МУНЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЛАДУШКИ»

Алтайский край, улица Карла Маркса, д. 110 тел. 8(385-84)4-17-18

ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ПРОЕКТА

НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«Финансовая грамотность в ДОУ»

на тему: «Проект по финансовой грамотности «Деньги – помощники»»

Воспитатели:

Цупенкова Оксана Владимировна

01.02.2021 г.

Актуальность проекта

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё»«твоё»«наше»«обмен»«деньги»«цена» и пр.         Дети - это зеркало мамы и папы, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети  должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным  трудом.

     Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой  грамотности, но не делать все за него.

    Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

   Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

         Постановка проблемы

     Дети не всегда представляют, на какие цели расходуются деньги в семье

        Цель и задачи проекта:

  • расширение представления детей о деньгах и статьях расхода семейного бюджета;
  • укрепление понятий доход/расход;
  • получение навыков совершения реальной покупки в магазине.

        Вид проекта

           Информационно-познавательный

       Срок реализации проекта

           С 1 февраля 2021 года по 5 февраля 2021 года.

       Участники проекта

           Дети старшей группы возраста 5-6 лет, воспитатели группы, родители (законные представители)

       Этапы проекта

1 этап – подготовительный (1 февраля)

• Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы.

• Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Деньги-помощники».

• Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

• Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

  1. этап – Основной

          Реализация проектных мероприятий:

  1. НОД «Что мы знаем о деньгах». (2 февраля)
  2. Просмотр мультфильмов: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама»«Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад», Смешарики «Финансовая грамотность».(3 февраля)
  3. Онлайн консультация родителей «Финансовая грамотность с помощью художественной литературы». (4 февраля)
  1. этап – Заключительный (5 февраля)

      Подведение итогов реализации проекта в форме сюжетно-ролевой игры «Магазин»

   Предполагаемые результаты

      По завершению проектных мероприятий дети могут:

  • Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).
  • дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;
  • родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;
  • педагоги получат систему работы по формировании экономического опыта детей.

           Заключение

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта более понятен и близок. На старте работы сомневалась, сможет ли воспитанник выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Убеждена в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

           

Ресурсное обеспечение

  • реальные деньги: бумажные, железные, старинные;
  • ноутбук;
  • экран;
  • проектор;
  • мультфильмы: С. Михалков «Как старик корову продавал», «Барбоскины и реклама», «Бизнес крокодила Гены»«Простоквашино. Клад»
  • Атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Магазин»

ПРИЛОЖЕНИЕ

Беседа «Что такое деньги?»

Цель: уточнить представление детей о том, как взрослые зарабатывают деньги и для чего они нужны человеку. Развивать логическое мышление; воспитывать уважительное отношение к труду, бережливость.

Материалы: бумажные и металлические деньги.

Ход беседы: Ребятки, а вы ходите в магазин? А с кем вы ходите в магазин? (ответы детей). А в какие магазины вы ходите? А для чего ходят взрослые в магазин? (чтобы купить товары, которые необходимы.) А какие товары покупают в магазинах ваши бабушки и дедушки, папы и мамы? (еду, одежду, игрушки, книги и т. д.). А как вы думаете для чего нужны эти вещи, которые взрослые покупают в магазине? (ответы детей) Ребята, вещи, которые продаются в магазине называют товарами. Ребята, как вы думаете без чего не дадут товар в магазине? (ответы детей) Правильно! Товары в магазине не дадут без денег.

Появились на свет давно,

Назначение у них одно;

В магазине вы берите

Все, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите.

Ребята, деньги бывают разные. На Земле очень много стран и в каждой стране свои деньгиДеньги, которыми пользуются в нашей стране называются рублями. Бывают деньги бумажные, а бывают металлические. Металлические деньги еще по-другому называются монетами.

Ребята, а как вы думаете, какими деньгами удобнее пользоваться? Металлическими или бумажными? (ответы детей) Ребята, бумажными деньгами, пользоваться удобнее, так как они занимают мало места в кошельке, и они легче металлических. (дать потрогать бумажные и металлические деньги) Какие деньги легче, какие тяжелее? (ответы детей)

Ребята, взрослые, которые приходят в магазин для того, чтобы купить товары, называются покупателями. Покупатели приходят в магазин с деньгами, берут товар и отдают за него деньги продавцу. Продавец берет деньги и только после этого отдаёт товар покупателю. Покупатель покупает товар у продавца. Между покупателем и продавцом происходит обмен. Что отдаёт покупатель продавцу? (деньги) А что отдаёт продавец покупателю? (товар) Отдаст ли продавец товар покупателю без денег? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете откуда взрослые, ваши мамы и папы, берут деньги? (ответы детей) Ребята, взрослые деньги зарабатывают. Что делают ваши мамы и папы, чтобы заработать деньги? (работают). Ребята, а вы знаете кем работают ваши мамы и папы? (ответы детей). Для того, чтобы заработать деньги нужно трудиться. Например, повар готовит еду. Приготовление еды - это труд. А за труд человек получает деньги, заработную плату. То есть повар получает деньги за то, что готовит еду-варит суп и компот, печет пироги, жарит котлеты. Ребята, а как вы думаете, если человек не будет работать, сможет ли он получить деньги, заработную плату? (ответы детей)

Ребята, как вы думаете нужно ли покупать в магазине товары, которые не нужны? (ответы детей) Почему не нужно покупать в магазине ненужные товары? (ответы детей) Правильно, ребята не следует покупать в магазине ненужные товары, ведь они не принесут пользы, а деньги на них потратятся. А если у вас не останется денег, то вы уже ничего больше не сможете купить в магазине. Деньги нужно тоже беречь, как и товары, которые вы купите в магазине, ведь товары стоят денег. А деньги, как мы уже выяснили, без труда человеку не даются, человек зарабатывает деньги своим трудом для того, чтобы заработать деньги, взрослые каждый день ходят на работу.

О чем мы сегодня с вами говорили? (о деньгах). Для чего нужны деньги? (для того, чтобы в магазине покупать товары). Может ли продавец отдать покупателю товары без денег? (ответы детей). Какие бывают деньги (металлические и бумажные). Молодцы, ребята, вы верно ответили на вопросы!

        

Рекомендации для родителей

  • 1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.
  • Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.
  • 2. Возьмите ребенка в банк.
  • Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.
  • 3. Поговорите с детьми о вложении денег.
  • Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».
  • Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.
  • 4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.
  • Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».
  • 5. Научите детей зарабатывать деньги.
  • Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.
  • 6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.
  • Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.
  • 7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.
  • Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.
  • Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.
  • 8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.
  • Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.
  • 9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.
  • Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.
  • Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.
  • Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.
  • 10. Будьте для ребенка примером.
  • На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.
  • Русские пословицы и поговорки о деньгах
  • Без копейки рубля нет.
  • Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.
  • Горе — деньги, а вдвое — без денег.
  • Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.
  • Гроша нет за душой.
  • Денег ни гроша, да слава хороша.
  • Денежка без ног, а весь свет обойдет.
  • Деньги счет любят.
  • Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.
  • Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.
  • Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.
  • Нелегко деньги нажить, а легко прожить.
  • Отплатил той же монетою.
  • Тот без нужды живет, кто деньги бережет.
  • Трудовая денежка всегда крепка.
  • Уговор дороже денег.

Консультация для родителей «Зачем ребенку финансовая грамотность?»

  

«Если хочешь быть богатым, нужно быть финансово грамотным»

Роберт Кийосаки

 

Родители, воспитывая своего ребенка, стараются дать ему всѐ самое лучшее. Они отдают его на различные кружки, учат вежливости, манерам и многому другому, но большинство совсем безответственно подходят к такому важному вопросу, как финансовая грамотность. Для того, чтобы ребенок в будущем жил комфортной, обеспеченной жизнью, родители должны объяснить своим детям следующие вопросы про деньги:

1.         Что такое деньги

2.         Где их взять

3.         Как ими правильно распоряжаться

Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом.

Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Обучение обращению с деньгами лучше всего начать с пятилетнего возраста, так как с этого момента ребенок готов начать изучать нечто новое.

В период от 5 до 7 лет необходимо ввести ребенку понятие труда. Малыш должен начать понимать, что доход – это результат трудовой деятельности. Ребенку нужно знать о том, какой профессией занимаются его родители. Перед чадом важно делиться успехами своей карьеры.

Когда ребенок пойдѐт в школу, он уже должен уметь совершать покупки. Местом для обучения может послужить школьная столовая, так

как в ней можно наглядно показать, как выглядят деньги, процесс их размена и момент выдачи сдачи.

В период от 7 до 9 лет следует научить покупкам в крупных магазинах. Ребенку необходимо наглядно ввести такое понятие, как «Чек». Надо дать ему денег чуть больше, чем нужно и отправить в магазин за какой-нибудь покупкой, но с условием, чтобы он обязательно принѐс чек. Благоприятным исходом будет то, если ребенок принесет товар и правильную сдачу. В итоге сдачу, в качестве вознаграждения, можно отдать ребенку.

На каждом этапе обучения родители обязаны осуществлять контроль. Если ребенок ошибся, то агрессия – это не выход. Напротив, надо помогать, но и делать все за него тоже не стоит, так как у него должна развиться самостоятельность принятия решений.

Объясните ребенку, что такое деньги и откуда они появляются

Инструкция, которой следует придерживаться, чтобы ребенок понял, что такое деньги:

•          для начала детям нужно показать монетки и купюры, чтобы он внимательно их рассмотрел. Пока он знакомится с ними, необходимо разъяснить ему, что за деньги в магазинах покупаются товары;

•          когда родитель покупает малышу игрушку, можно вложить ребенку в руку купюры, чтобы он на кассе сам оплатил покупку. Таким образом, он поймет, что за вещи надо платить;

 

•          ребенку нужно приобрести небольшую копилку и складывать в неѐ монеты, так он не только поймет цену денег, но и научится их хранить и экономить;

•          чтобы ребенок понял, откуда у родителей берутся деньги, ему нужно чаще рассказывать о своей работе. Говорить о том, чем вы там занимаетесь, какую пользу приносите и какие имеете успехи. Важно поставить акцент на том, что за проделанный труд, вы получаете определенную сумму денег. Когда ребенок немного повзрослеет необходимо познакомить его с кредитными картами и показать процедуру снятия наличных при помощи банкомата;

•          никогда не нужно использовать деньги в качестве поощрения. Если так делать, то у ребенка возникнет неправильное представление о деньгах, и он с большой вероятностью вырастет финансово неграмотным, так как для него денежные средства будут не наградой за труд, а инструментом для манипулированием людьми;

•          чтобы ребенок на самом деле понял, что такое деньги и как они ценны в семье, необходимо все показать ему на примере. Допустим, у него сломалась игрушка. Не надо сразу бежать в магазин и покупать новую. Пусть он поймѐт, что деньги не безграничны и зарабатываются трудом.

Рекомендации для родителей.

•          Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

•          Возьмите ребенка в банк.

•          Поговорите с детьми о вложении денег.

•          Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

•          Научите детей зарабатывать деньги.

•          Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

•          Покажите ребенку, как пользоваться кредитной карточкой.

•          Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

•          Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

•          Будьте для ребенка примером.

Успехов Вам в процессе формирования финансовой грамотности!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

В современном мире ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», &laq...

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»Краткосрочный, познавательныйдля детей 5-7летПодготовила  воспитатель...

Краткосрочный проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего простра...

Проект по финансовой грамотности"Деньги-помощники"

Данный проект направлен на формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста путем реализации проектной деятельности. ...

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве. На план ставится формировани...

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»

Проект по финансовой грамотности «Деньги-помощники»...