Игры по формированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет
методическая разработка по основам финансовой грамотности

         Слайд 2. Проблема низкой финансовой грамотности в стране диктует необходимость интенсивной просветительской работы по формированию у населения экономического сознания, культуры сбережения. Эта работа должна начинаться в детском саду – первом звене системы непрерывного образования. В этот период закладывается позитивное отношение к «рукотворному миру», к себе и к окружающим людям. 

        Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

         Слайд 3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Она включает и экономическую (финансовую) культуру. Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах (бережливость, рачительность, смекалка, трудолюбие, умение планировать дела, осуждение жадности и расточительности). Без сформированных первичных экономических представлений невозможно формирование финансовой грамотности.

           Слайд 4. Работа с дошкольниками по формированию финансовой грамотности через игру позволит решить данную проблему. Именно через игру эффективнее, ненавязчиво, приходит опыт понимания общественной жизни. Возрастает и чувство собственного достоинства. В игре проявляются и через нее формируются все стороны интеллектуальной и психической жизни ребенка. Через те роли, которые ребенок выполняет в игре, обогащается и его личность. С помощью игры можно ставить детей в такие условия, в которых они могли бы свободно проявлять свою инициативу, самостоятельность, развивать организаторские навыки, стремиться к достижению цели.

         Сделать экономику понятной помогли сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

 

 

Игра «Разложите товар»

Слайд 5.  Ход игры

Перед ребенком раскладываются 4 карточки – прилавки и картиноки с изображением предметов, которые могут быть товаром в различных магазинах.

Задание 1 Разложить картинки на группы, в которых предметы объединены по общим назначением «Игрушки», «фрукты и овощи», «Хозяйственные товары», «Продукты».

Задание 2 Сгруппировать картинки, не нужно дифференцировать предметы по общим признакам, а предложить свои варианты их сочетания, руководствуясь собственным опытом. Например, «Гастроном», «Детский мир», «Мясо — молоко», «Фрукты и овощи» и тому подобное.

 Слайд 6.  Игра «Купи товар по списку»

Цель: учить выбирать продукты и товары по списку. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к игре, дружелюбие.

Ход игры: раздать каждому игроку по продуктовой корзине. Каждый игрок выбирает себе список продуктов и кладёт его рядом со своей корзиной. Игрок должен положить в корзину только те продукты, которые у него обозначен в списке.

Дети дошкольного возраста переносят увиденные наблюдения в игру, поэтому мы считаем важным правильно организовать сюжетно-ролевые игры с целью привития уважения к чужому труду («Магазин детской одежды», «Банк», «Парикмахерская», «Завод игрушек»). 

 Слайд 7.   Игра «Кому что нужно»

Цель: формировать представление о содержании деятельности людей отдельных профессий, об их орудиях и продуктах труда; воспитывать уважение к людям, умеющим трудиться.

1-й вариант. Детям предлагаются карточки с изображением людей разных профессий. Они должны подобрать орудия труда.

2-й вариант. Дети подбирают не только орудия труда. но и называют продукт труда.

 

Слайд 8.   Сделать экономику понятной хорошо помогают сюжетно – дидактические игры, в которых дети, играя в профессии, постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике («Кем быть?», «Кому что нужно?», «Семейный бюджет», «Обмен», «Маленькие покупки»).

Игра «Детский ресторан»

Распределяем роли.  Дети выполняют роли: повара на кухне готовят заготовки; бармен натирает бокалы, готовит салфетки; официант сервирует стол; музыканты настраивают инструменты, проверяют микрофон; охранник стоит на входе. Администратор встречает гостей, предлагает пройти, присесть за столики. Официант подает

меню, предлагает сделать заказ, дает советы при выборе заказа.

Гости изучают меню, задают вопросы, делают заказы. Официанты принимают заказы .Музыканты начинают концерт. Пока посетители ждут заказ, администратор предлагает всем потанцевать. Официант приносит еду и напитки, расставляет на столы. Гости ресторана пробуют блюда, беседуют. Официанты приносят счёт, посетители расплачиваются и благодарят персонал ресторана. Администратор провожает гостей, приглашает приходить чаще.

     Слайд 9. Игра «Парикмахерская»

     Слайд 10 «Магазин»

Игровые роли: продавец, покупатель, кассир. Детям предлагается выбрать карточку и определить, какую роль он будет выполнять в игре.

Игровые действия: Продавцы проходят в торговый зал, проверяют наличие ценников, порядок на полках. Кассиры приглашают пройти в кассы. Покупателям, предлагается выбрать карточку, с набором товаров, необходимых к покупке и определить способ оплаты (наличные средства или безналичные). Покупатели отправляются в магазин за покупками, выполняя покупки, соотносят количество денег с ценой товара, суммой приобретенных покупок. Проходят на кассу, оплачивают товар.

       Слайд 11. В  своих  играх  дети  пользуются  экономическими  понятиями:  покупают,  работают,  получают  деньги.  Эти  ситуации  условные,  «как  будто»,  но  в  них  дети  закрепляют  и  уточняют  многие  житейские  мудрости,  проигрывают  роли  членов  семьи. 

Таким образом в дошкольном возрасте вполне можно знакомить ребенка с миром экономики как одной из неотъемлемых сторон социальной жизни. При этом экономическое воспитание способно обогатить социально-коммуникативное и познавательное развитие старших дошкольников. Кроме того, правильно организованное экономическое воспитание способствует нравственному развитию ребенка.

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Презентация2.5 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение города Нижневартовска ДС№61 «Соловушка» Игры по ф ормированию основ финансовой грамотности у детей 4-5 лет Подготовила: Рахматуллина Г.В .

Слайд 2

«Деньги , которыми обладаешь – орудие свободы; те , за которыми гонишься — орудие рабства» Жан-Жак Руссо Финансовая грамотность – это особое качество человека, которое формируется с самого малого возраста и показывает умение самостоятельно зарабатывать деньги и грамотно ими управлять.

Слайд 3

Задачи : 1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей. 2. Научить понимать и ценить окружающий предметный мир (как результат труда людей, видеть красоту человеческого творения и относиться к нему с уважением. 3. Развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, регулировать собственное поведение, формировать положительную самооценку, способность распознать чувства других людей. 4. Развить у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в реальных жизненных ситуациях с разумными потребностями). 5. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости.

Слайд 4

Игра - одна из самых предпочтительных форм для формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста

Слайд 5

Цель : учить раскладывать на полки товар, объединенный определенным направлением «хозяйственные товары», «продукты», «фрукты и овощи», «игрушки» Развивать мыслительные процессы . Воспитывать интерес к игре. Д/игра «Разложи товар»

Слайд 6

Д/игра «Купи товары по списку» Цель: учить выбирать продукты и товары по списку. Развивать логическое мышление, внимание, память. Воспитывать интерес к игре, дружелюбие.

Слайд 7

ИГРА «Кому что нужно» Цель: закрепить знания детей о предметах труда людей разных профессий. Правила: разложить карточки в соответствии с профессией человека. К арточки с изображениями людей разных профессий (Повар, Портной, Художник, Учитель, Столяр, Врач) и орудий труда (швейная машина, указка, станок, шприц, краски, кастрюля).

Слайд 8

Сюжетно – ролевая игра «Ресторан» Цель : сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Ресторан». Задачи : продолжать формировать у детей умение выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом и взятой на себя ролью, договариваться, соблюдать правила игры; расширять знания детей о труде взрослых (администратора, повара, официанта, бармена, музыканта, охранник ) развивать диалогическую речь, умение отображать в игре знания об окружающей жизни; воспитывать дружеские взаимоотношения в коллективе, вежливость и взаимовыручку. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Слайд 9

Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Цель : Учить детей объединяться для игры. Развивать умение распределять роли, брать на себя роль, подбирать необходимые для игры атрибуты . Развивать интерес к профессиям. Воспитывать умение общаться как «клиент» и «парикмахер», вести диалог об услуге (стрижка, окраска, маникюр). Показать значимость данного труда для людей.

Слайд 10

Игра «Магазин» Цель: расширять представление детей о том, что такое магазин; дать новое понятие «товар », продовольственные и промышленные товары, цена; разновидности магазинов; закрепить знания детей о том, для чего нужны деньги; воспитывать культуру взаимоотношений между продавцом и покупателем.

Слайд 11

Существует множество разнообразных игр, направленных на формирование представлений об экономике и финансах. В процессе игровой деятельности мы доносим до детей что: 1. Деньги не появляются сами собой, а зарабатываются. 2. Сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить. 3. Стоимость товара зависит от качества, нужности и от того, насколько сложно его привезти. 4. Деньги любят счёт (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине). 5. Финансы нужно планировать (приучаем вести учёт доходов и расходов в краткосрочном периоде). 6. Твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности). 7. Не всё продаётся и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь). 8. Финансы – это интересно и увлекательно.

Слайд 12

Спасибо за внимание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

ПРЕЗЕНТАЦИЯ Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают. ...

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Предлагаемые дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности разработаны для детей старшей группы (5 – 6 лет) и детей подготовительной к школе группы (6 – 7 лет). В игры мо...

Сюжетно-ролевые игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5-6 лет

1. Сюжетно – ролевая игра «Благотворительный фонд»Цель - познакомить детей с благотворительной деятельностью, как с одной из сторон экономической жизни общества.Задачи:1.Дать предста...

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет.

Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности для детей 5 – 6 лет....