Материал по финансовой грамотности
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Васильева Татьяна Алексеевна

Методическая разработка по финансовой грамотности

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Опрос детей 5 – 7 лет «Откуда берутся деньги и для чего они нужны?»

Слайд 2

.

Слайд 4

Следить за состоянием личных финансов. Финансово грамотный гражданин д олжен быть: Следить за состоянием личных финансов. Умеет находить необходимую финансовую информацию. Оценивает риски на рынке финансовых услуг. Знает свои права как потребитель финансовых услуг. Распознаёт признаки финансового мошенничества. Формирует долгосрочные сбережения. Выполняет обязанности налогоплательщика. Должен планировать жизнь на пенсии.

Слайд 5

«Метод 6 шляп для организации мышления».

Слайд 6

«Чтобы взглянуть на мир с другой стороны, смените шляпу». Эдвард де Боно – британский психолог и писатель, эксперт в области творческого мышления.

Слайд 7

Красная – эмоциональное мышление. Эмоции со знаком « + » или « - » ; Полная свобод а в выражении своих чувств без объяснения причин их возникновения.

Слайд 8

Жёлтая – позитивное мышление. Логический оптимизм, достоинства, преимущества? Почему это стоит сделать и возможно сделать? Почему это сработает?

Слайд 9

Зелёная – творческое мышление. Творчество, креатив, вариативность; Где и как можно применить; Движение вместо суждения.

Слайд 10

Белая – логическое мышление. Цифры и факты; Какой информацией обладаем? Какая нужна информация?

Слайд 11

Чёрная – критическое мышление. Осторожность, сомнение; Какие риски, «подводные камни»; Минусы, требуют обоснованного объяснения; Правда ли это? Сработает ли это? Что будет плохого, если это не используем.

Слайд 12

Синяя – регулятивное или волевое мышление. Планирование; Контроль, организация, управление; Оценка, вывод.

Слайд 13

Какие чувства возникают? Каковы преимущества? Как можно применить? Чего мы достигли? В чём недостатки? Какой информацией мы обладаем? «Надо ли проводить финансовую грамотность в дошкольных учреждениях?»

Слайд 14

Оригами «Семейный кошелёк».

Слайд 15

Игра «Верю – не верю». Верите ли вы, что раньше существовали съедобные деньги? Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики ? Верите ли вы, что именно первобытные люди придумали правила для обмена, например, считать, что можно обменять 1 топор на 10 стрел или на 2 горшка? Верите ли вы, что название некоторых денег произошло от слова «скот»? Верите ли вы, что первые монеты изготавливал царь, король или князь? Верите ли вы, что первые деньги были в виде украшений – колец различной величины? 1. 2. 3. 4. 5. 6.

Слайд 16

«Зашифрованные пословицы». «Копейка - рубль бережёт». «Денег куры не клюют».

Слайд 17

«Деньги лопатой гребут». «Деньги любят счёт».

Слайд 18

«Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей». «Деньги на ветер бросать».

Слайд 19

«Экономика в сказках». В какой сказке животное умело изготавливать золотые монеты простым ударом копыт? «Золотая антилопа». В какой сказке простая труженица домашнего подворья создает изделие из драгоценного метала и что это за металл ? «Курочка Ряба», «золото». «Лисичка со скалочкой». В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? «Вершки и корешки». В какой сказке герой с помощью рекламы помог простому крестьянину занять высокий статус в обществе? «Кот в сапогах». В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? В какой сказке описывается эффективность коллективного труда ? «Репка».

Слайд 20

Игра «Услуги и товары».

Слайд 26

«Проблемные ситуации». Девочке 6 лет. Она с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает её мать, – купим тебе другую». Правильно ли поступает мама ? Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9 , 90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребёнок принести сдачу? Ребёнку исполнилось 5 лет. Н а день рождения подарили 1000 рублей. Р одители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребёнку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Мама с сыном приехали на такси в детский сад. Водитель отдал сдачу маме, а мама отдала ребёнку. Правильно ли поступает мама? Мама с дочкой пришли в магазин. Девочке понравилась кукла. Она попросила маму купить, мама ей отказала , а девочка стала громко плакать. Маме пришлось купить куклу. Правильно ли поступает мама ? Ребёнок пошёл в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учёбе придумали родители ?

Слайд 27

Игра «Лови удачу.

Слайд 28

Игра «Аукцион».

Слайд 29

Игра «Фрукты».

Слайд 30

A-1; Б-2; В-3; Г-4; Д-5; Е-6; Ё-7; Ж-8 ; З-9 ; И-10; Й-11; К-12; Л-13 ; М-14 ; Н-15 ; О-16; П-17; Р-18 ; С-19 ; Т-20 ; У-21 ; Ф-22; Х-23 ; Ц-24 ; Ч-25 ; Ш-26; Щ-27; Ъ-28 ; Ы-29; Ь-30 ; Э-31 ; Ю-32 ; Я-33 . Игра « Цифровит».

Слайд 31

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!



Предварительный просмотр:

Ход мероприятия:

Ведущий: Здравствуйте уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас. Спасибо, что вы нашли время и пришли к нам в гости. Сейчас  предлагаю  вам немного побыть детьми и поиграть в пазлы.

Предлагаю вам сложить пазлы по порядку и прочитать, какой теме посвящается наш семинар (по первым буквам  картинки)

Родители собирают слово «Экономика»

Ведущий: Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиямнеобходимо самим в них хорошо ориентироваться.

Провести анализ анкетирования (приложение)

Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.

Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.  

Задачи экономического воспитания дошкольников: (на слайде)

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Первые познания об экономике дети получают в семье. Традиционно одной из основных задач семьи является ее хозяйственно-экономическая деятельность. Это, естественно, не самоцель, а необходимое условие жизни и развития семейных отношений.

Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев.

В нашем дошкольном учреждении используем разнообразные формы и методы формирования у детей финансовой грамотности.

Формы и методы по экономике (на слайде)

Знакомство дошкольников с основами финансовой грамотности проходит через взаимосвязь со всеми образовательными областями ФГОС дошкольного образования, что способствует всестороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе. Главное - говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Основная форма обучения - играИменно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. 

Просмотр фрагмента мультфильма  «Простоквашино», где кот  Матроскин говорит: «А я ничего покупать не буду. Я экономить буду…»

Ведущий: Что значить экономить?

Интересно, как понимают дети значения этого слова?

Ребенок читает стихотворение Ш. Галлиева «Три копейки на покупку»

«Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт: Вот!

Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть!

А на сдачу можешь даже

И свистульку мне купить…»

Ведущий: Финансовой грамотности, то есть представлению, откуда берутся  деньги и как их правильно тратить, стоит учить с детства. Если малыш будет чётко понимать, что деньги зарабатываются трудом, что каждая вещь или продукт имеют стоимость, он быстрее осознает устройство взрослого мира.

Сегодня мы вам предлагаем, отправиться в увлекательное путешествие в «игровой мир экономики».

Разминка: Экономические загадки:

  • Люди ходят на базар: там дешевле весь…. (товар)
  • На товаре быть должна обязательно…..(цена)
  • Как ребенка нет без мамы, сбыта нету без……(рекламы)
  • Чуть оплошаешь - так в тот же момент рынок захватит весь твой….(конкурент)
  • Коль трудился круглый год, будет кругленьким …..(доход)
  • Журчат ручьи, промокли ноги, весной пора платить ….(налоги)
  • Дела у нас пойдут на лад: мы в лучший банк внесли свой…..(вклад)
  • Приносить доходы стал в банке папин …. (капитал)
  • На рубль-копейки, на доллары-центы, бегут, набегают в банке…(проценты)
  • Мебель купили, одежду, посуду, брали для этого в банке мы …..(ссуду)
  • Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся…..(залог)
  • И врачу и акробату выдают за труд…….. (зарплату)
  • В банке для всех вас висит прокламация: «деньги в кубышках съедает……» (инфляция)
  • Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них…..(договоры)

Ведущий: Почему так важно учить ребенка финансовой грамотности?

Как часто Вы сами испытываете стресс, связанный с деньгами? Когда Вы пытаетесь погасить ипотеку, или думаете о своем выходе на пенсию, «денежный стресс» является довольно распространенной проблемой многих людей. Вероятно, Вы уже знаете, какие шаги Вы должны были сделать и не сделали, и каких ошибок Вам стоило бы избежать. И сейчас есть хороший шанс получить надежду, что у Вашего ребенка все будет намного проще.

Есть несколько причин, почему так важно учить ребенка управлять своими деньгами (слайд)

  • Чтобы он был меньше подвержен стрессу, связанному с деньгами, когда станет взрослым.
  • Чтобы он имел возможность жить с комфортом.
  • Чтобы он не жил с Вами, когда уже станет взрослым, только потому, что он не может позволить себе жить самостоятельно.
  • Чтобы у него была лучшая жизнь, чем у Вас.

Ведущий: Предлагаю поиграть - денежные  пословицы  по картинкам прочитать.

Игра  «Зашифрованная пословица» (см. приложение № 1)

Родители отгадывают пословицы по картинке и объясняют их смысл.

«Денег куры не клюют», «Деньги лопатой гребут», «Деньги на ветер бросать», «Копейка рубль бережёт», «Деньги любят счет», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей»

Ведущий: Уважаемые родители,  дети думают,  можно купить всё, что хочешь? Иметь всё, что хочешь?  Так ли это. Давайте проверим. Возьмите лист бумаги. На одной стороне нарисуйте яблоко.Теперь переверните листок, и на обратной стороне нарисуйте грушу. Хорошо. А сейчас возьмите ножницы и вырежьте, и яблоко, и грушу.

А что вы так растерялись? Можно вырезать сразу оба фрукта? Конечно, это невозможно. Потому что лист бумаги один, и если мы изначально хотели вырезать два рисунка, необходимо было заранее спланировать место на бумаге. Так и с деньгами: любую покупку  нужно планировать заранее.

Ведущий: Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.

«Экономика в сказках»

  1. В какой сказке мастерство героя-строителя спасло жизнь ему и его друзьям? (Три поросенка).
  2. Кто из героев сказок сочетал несколько профессий: дворника, мельника, пекаря. (Колосок).
  3. В какой сказке умение делать рекламу помогла главному герою отблагодарить за доброту? (Кот в сапогах).
  4. В какой сказке реклама сыграла злую шутку с главным героем? (Как старик корову продавал)
  5. В какой сказке сдобное изделие рационального использования продуктов купился на лесть? (Колобок).
  6. В какой сказке умелый обмен привел к обогащению главного героя? (лисичка со скалочкой).
  7. Герои, какой сказки благодаря рациональному разделению труда имели выгоду в совместном сосуществовании? (Теремок)
  8. В какой сказке знание основных законов ведения сельского хозяйства помогли получать доход? (вершки и корешки).
  9. В каких сказках умение девиц вести домашнее хозяйство помогло получить доход? (Морозко, Крошечка-Хаврошечка, Царевна-лягушка).

Ведущий: Уважаемые родители! Знакомя детей с тем, что такое услуги и товары, мы показываем детям, что они встречаются не только в реальной жизни, но и в сказках. Тем самым воспитываем уважение к любой работе.

Скажите, пожалуйста, что такое товары (это разные предметы, которые производят) и что такое услуги (это помощь, которую можно предоставить другому).

Предлагаю определить,

Игра «Услуги и товары»  (родители по картинкам, которые появляются на слайдах, определяют, кто производит товары, а кто предоставляет услугу). (см. приложение № 2)

Ведущий: Предлагаю рассмотреть несколько ситуаций.

  • Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т.к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

  • Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

  • Ребенок пошел в школу, родители начали платить ему деньги за оценки. Правильную ли мотивацию к учебе придумали родители?

Нет, за оценки платить ребенку нельзя. Потом скажет, что мало платишь, будете платить все больше и больше.

Ведущий: Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.

Кто хочет свой товар продать,

Тот с нею должен подружиться

И будут так товар хвалить,

Что долго он не залежится.

Ведущий: Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ.

Ребёнок читает стихотворение про рекламу

Рекламировать стало у нас очень модно!
Рекламировать можно всё, что угодно!
Игрушки, костюмы, ботинки, диваны,
И кружится голова от этой рекламы!
А мы рекламируем песни и шутки,
У нас не скучают друзья ни минутки.
Пойте и смейтесь, танцуйте вы с нами,
Лучше вы не найдёте рекламы!

Дети поют частушки:

С экономикою нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.

Мы доход своей семьи
Вместе подсчитаем.
Знаем цену всем вещам,
Что мы покупали.

«Бизнес», «бартер» и «бюджет» -
Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.

Будем знанья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем.

Ведущий: Уважаемые родители! Скажите, пожалуйста «Для чего нужна реклама?»

(Она помогает купить самые лучшие товары. Помогает узнать, где можно купить дешёвые товары.)

Ведущий: Какие виды рекламы вы знаете?

(Газетные объявления, буклеты, телереклама, радиореклама, движущаяся реклама, щитовая реклама, крутящиеся рекламные щиты).

Ведущий: Сейчас вам  предстоит возможность попробовать себя в роли рекламного агента.

Игра « Рекламный агент»

Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого МОЛОЧНОЕ и ШОКОЛАДНОЕ.  Придумайте слоган к рекламе мороженого.

Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ.

Ведущий: Начинайте учить своих детей финансовой грамотности как можно раньше, в каком бы возрасте они сейчас не были. Чем раньше они узнают эту науку, тем проще им будет принять эти знания в своей голове и использовать их в своей будущей жизни.

Ведущий: Уважаемые родители! К следующей нашей встрече, пожалуйста, ответьте на вопросы анкеты (раздает анкеты) (см. приложение № 3)

По окончанию семинара-практикума ведущий вручает «Полезные советы родителям»  (см. приложение № 4)

Заключение

В итоге необходимо подчеркнуть, что решение проблемы приобщения детей к экономике – это эффективный путь подготовки ребенка к жизни, его социальной адаптации в обществе, к формированию с детского возраста образа своей будущей семьи. Необходимо так же помнить, что сегодняшние дети – это будущие участники финансового рынка, вкладчики, заемщики, налогоплательщики. Именно поэтому обучение финансовой грамотности целесообразно начинать в старшем дошкольном возрасте, когда у ребенка формируется внутренняя социальная позиция.

Любая педагогическая проблема может быть успешно решена только при условии активного взаимодействия детского сада и семьи. Совместная работа дошкольного учреждения и семьи даст хорошие результаты и будет способствовать более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей. Вместе с тем отметим, что есть такие проблемы, в частности проблема экономического воспитания, когда родители могут многому научить самих педагогов.

Надеюсь, что практическая апробация методической разработки позволит сделать выводы о том, что заниматься финансовой грамотностью  детей в современных рыночных условиях просто необходимо, не стоит пренебрегать финансовым обучением ребенка, так как это может определить его будущее.

Цель: формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через взаимодействие с семьёй посредством игры

Задачи:

- сформировать элементарные экономические знания у родителей;

- содействовать повышению уровня мотивации к получению знаний в области финансовой грамотности через игровые средства обучения;

- развивать умения подмечать в устном народном творчестве простейшие экономические явления;

Приёмы и методы:

словесный, игровой, практический.

Материалы и оборудование: жетоны (фрагменты денежных купюр), бейджи с названиями команд, мяч, схемы для оригами «кошелёк», листы бумаги, карандаши, ножницы.

ТСО: проектор, экран, презентация – игра «Финансовый ринг», ноутбук, колонки.



ХОД:

Воспитатель: Доброе утро, уважаемые родители, коллеги (гости)! Я очень рада встречи с вами и надеюсь, что она будет интересной, увлекательной и пройдет с пользой, как для вас, так и для нас.

- Для начала, я хотела бы узнать, с каким настроением вы пришли?

Поднятая рука вверх – будет означать отличное настроение, опущенная рука – будет означать плохое настроение.

Я очень рада, что у всех отличное настроение!

- Но чтобы настроиться на общение, предлагаю провести разминку.

«Шуточные вопросы»:

- Люди ходят на базар, там дешевле весь (товар)

- Мотоцикл экономит время, а велосипед экономит (деньги)

- Чтобы партнеров не мучили споры, пишут юристы для них (договоры)

- Учреждение, в котором хранят деньги (банк)

- Чтобы дом купить я смог, взял кредит, внеся (залог)

- Какое животное всегда при деньгах?

- И врачу и акробату выдают за труд (зарплату)

- Молодцы!

Воспитатель: - Вы, наверное, уже догадались, что сегодня речь пойдёт о финансовой грамотности. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики, на языке ему понятном. Основная форма обучения в детском саду, это игра, именно через неё ребенок осваивает и познает мир. Но не только детям легче получать новые знания и закреплять имеющиеся в игре, но думаю, и нам взрослым будет интересно.

- Хочу предложить гостям принять участие, приглашаю троих желающих.

- Чтобы начать игру, каждый из вас из копилки, достанет жетон. Посмотрите на свои жетоны, они вам ничего не напоминают? Да действительно это фрагменты денежных купюр. Первое задание для всех участников, собрать из частей целую банкноту.

Участники собирают купюру.

Воспитатель: - Теперь те, кто участвовал в создании целой купюры с изображением космодрома – будут командой под названием «Наш Космодром», те, кто собирал купюру с изображением видов города Хабаровска – будут командой «Наш Хабаровск», а участники собравшие золотой мост – командой «Наш Владивосток».

- Команды готовы! Думаю пора начинать.

Игра «Верю – не верю»

Воспитатель: - Каждой команде по очереди я задам вопрос, а вы должны ответить верите или нет. За правильный ответ, 5 дошколиков, за пояснение ответа плюс ещё 5. Команда, набравшая большее количество дошколиков первой начнет игру и все последующие туры.

«Дошколики» – это виртуальные деньги. А вести учет нам поможет счетная комиссия в составе:

Первый вопрос команде «Космодром»: Верите ли вы, что существовали съедобные деньги? (Да. Съедобными деньгами считалось, зерно, треска, растительное масло, какао, сахар, плиточный чай, рисовые зерна, грецкие орехи, сушеная кожура банана).

Второй вопрос команде «Хабаровск»: Верите ли вы, что жители островов Санта - Крус применяли деньги в виде перьев? (Да. Деньги в виде перьев применялись в обороте жителей островов Санта – Крус. Представляли они собой, тонкие красные перья длинной до 10 см.).

Третий вопрос для команды «Владивосток»: Верите ли вы, что на Руси в качестве денег использовали бронзовые колокольчики? (Нет. На Руси в качестве денег использовали шкурки белок, лис, куниц).

(дополнительный) Вопрос: Верите ли вы, что в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть «Остров каменных денег?».

Ответ: Да (5б), пояснение: в бескрайнем Тихом океане среди тысячи островов Океании есть огромный регион Микронезии, включающий архипелаг Каролинских островов. На западе этого архипелага лежит небольшой остров с кратким названием Яп, известный всему миру как «Остров каменных денег» (5б).

Воспитатель: - У детей часто пользуется большой популярностью различные интеллектуальные игры: «Что? Где? Когда?», «КВН», «Превращения», « Поиск ресурсов» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Как правило, такие игры развивают сообразительность, смекалку, творческие способности.

- И поэтому, я вам предлагаю продолжить нашу встречу, интеллектуальной игрой.

Игра «Финансовый ринг»

Наша игра состоит из двух туров: основной тур и блиц – тур. Приступаем к основному туру. Перед вами игровое поле, в левой части которого расположены категории, в верхней части нумерация вопросов, а центр игрового поля заполнен стоимостью каждого вопроса. При правильном ответе вы получаете стоимость в дошколиках, если ответ не верный, вы получаете ноль.

Воспитатель: - Первым право выбора предоставляется команде «…..» . На обдумывание вопроса дается 30 секунд.

Следующую категорию выбирает команда «……» и т.д.

Воспитатель: - Ну что ж, основной тур завершен, предлагаю немного размяться, а счетная комиссия подведет итоги первого тура. Наша разминка называется «Выбор профессии». Я буду кидать вам мяч, но не просто, а называть профессию, вы возвращаете мне мяч и говорите, какую работу выполняет представитель данной профессии.

Разминка с мячом «Выбор профессии»

Воспитатель: Поиграв в эту игру с ребёнком, можно закрепить и расширить представления о профессиях. Воспитывать уважение к человеку – труженику.

Профессии: автомеханик, бухгалтер, ветеринар, журналист, звукорежиссер, инкассатор, курьер, менеджер, педагог, токарь, фермер, этнограф, шоколатье.

Воспитатель: - Продолжаем, второй тур нашего ринга «Блиц-турнир».

В данном туре каждая команда может заработать 25 дошколиков, стоимость каждого правильного ответа 5 дошколиков. К сожалению, в этом туре времени на обдумывание нет, и каждая из команд отвечает на все пять вопросов, по очереди. Начинает команда «…..».

Воспитатель: А сейчас наша уважаемая комиссия подсчитает, сколько каждая из команд заработала дошколиков во время игры. А вам уважаемые участники я предлагаю изготовить за это время то о чем говориться в загадке.

Загадка:

Если хочешь в магазине ты купить, к примеру, сок

Отправляясь за покупкой, возьми с собою … (кошелек)

Ответ: Кошелек

Перед вами на столах лежат схемы, которые вы можете использовать для изготовления вашего кошелька.

Практическая деятельность

Игра «Яблоко – груша»

Воспитатель: С кошельками закончили, а теперь я хотела бы попросить вас взять листы (если есть желающие из гостей, могут присоединиться) и на одной стороне нарисовать яблоко (рисуют), а на другой, грушу. Вырежете сначала, яблоко, а затем, грушу. У вас не получается, потому что сначала нужно было запланировать место для каждого рисунка. Вот так и с деньгами, чтобы деньги водились в ваших кошельках, их нужно планировать (планировать расходы). Спасибо!

Воспитатель: Слово, предоставляется счетной комиссии.

Воспитатель: Большое спасибо, счетной комиссии. И так, по итогам, победителем нашего ринга объявляется команда «…..». Сегодня участники команд своим интеллектом зарабатывали дошколики. Но так как эти средства находятся в обороте только на территории нашего образовательного учреждения, команда победителей приобретает «Сборник практических заданий для ознакомления детей с финансовой грамотностью», содержащий картинки для раскрашивания с заданиями, стоимостью ….. дошколиков.

Команда «….», приобретает «Сюжетные картинки для раскрашивания», стоимостью … дошколиков.

Команда «…», приобретает «Набор для рисования», стоимостью …. дошколиков.

Воспитатель: На базе нашего дошкольного учреждения, проходит благотворительная акция «Подарок дошкольнику», я предлагаю вам, принять участие, и подарить приобретенные сегодня товары нашим детям.

Воспитатель: Непременным атрибутом взрослой жизни становится жизнь финансовая. Конечно, в семье ребёнок постигает важные истины (например, то, что за деньги не купишь ни здоровье, ни друзей), но жизнь довольно рано даёт понять, что многие вещи имеют определённую цену в денежном выражении.

Надеюсь, что то, чем сегодня мы с вами занимались, даст вам понимание важности правильного погружения ребенка в мир финансов. А на примере некоторых игр, а так же используя загадки потешки художественные произведения, мультфильмы и т.д., вы сможете объяснить своим детям необходимые навыки финансовой грамотности.

Спасибо за внимание, до новых встреч!

Конспект семинара-практикума для педагогов детского сада

«Экономика для взрослых и детей»

Цель: повысить компетентность педагогов по вопросу экономического воспитания.

Задачи: – познакомить педагогов с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;

– расширить кругозор педагогов посредством игры.

Оборудование: столы, разделенные на две группы, фишки, емкости для фишек, фломастеры, подставки для листов с названием команд, ручки, карточки с заданиями, призы (шоколадные монетки)

Теоретическая часть

Экономическое воспитание - одна из граней воспитательного процесса дошкольников.

Почему мы сегодня обращаемся к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста? Наверное, потому, что все дети — это разные дети. Вспомните, как часто взрослые сталкиваются с новым отношением детей к реальной жизни. Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Повышение интереса к экономическому воспитанию дошкольников в новых и весьма противоречивых условиях социальной жизни закономерно, так как от экономической культуры во многом зависит преодоление трудностей в политической, социальной и культурной жизни общества.

Не все семьи имеют возможность систематически заниматься воспитанием детей. От родителей часто можно услышать, что им некогда, они должны зарабатывать деньги. Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания.

В формировании основ экономической культуры большое внимание уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу : «Экономика для человека, а не человек для экономики».

Введение экономического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях — это не дань моде, а прежде всего необходимость еще в раннем возрасте дать детям представления о рыночной экономике и ее закономерностях, способствовать развитию самостоятельности детей.

Когда следует начинать знакомство с экономикой? С какого возраста человек должен узнать о мире экономических отношений? Можно ли говорить об экономическом воспитании самых маленьких детей?

В изменяющихся условиях современной общественной жизни непрерывное экономическое образование и воспитание необходимо начинать именно с дошкольного возраста, — когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях. Конечно, ребенок-дошкольник не освоит эту область самостоятельно, но, вместе с педагогом и родителями путешествуя по этому новому удивительному и увлекательному миру, он приобретет доступные ему знания и поймет, какое место экономика занимает в окружающей его действительности, где и когда каждый человек соприкасается с ней.

Экономическое образование надо начинать как можно раньше, желательно уже с дошкольного возраста.

Экономическое воспитание позволяет решить следующие задачи:

– развивать интерес к познанию экономической картины мира, потребность узнавать новое;

– формировать экономический кругозор (компетентность), первоначальные знания и умения, предпосылки экономического мышления;

– помочь детям освоить базисные представления (экономическое, математическое, экологическое) об окружающем предметном мире духовных и материальных ценностей, накопить первичный опыт в экономических отношениях;

– воспитывать этические и деловые качества (бережливость, рациональность, трудолюбие, расчетливость, честность, щедрость и др.);

– развивать у детей самостоятельность, любознательность, ответственность, способность творчески мыслить.

Практическая часть Игра.

Перед началом игры предлагаю вам разделиться на две команды. Придумать название своей команды, выбрать капитана.

Первый конкурс. Труд является важной категорией в экономике, поэтому в качестве разминки предлагаю вам отгадать загадки о профессиях. Загадывать буду каждой команде по очереди. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.

У певицы есть соседи –
Близнецы Денис и Федя.
Воду варят вечерами,
Значит будут... (поварами)

Повара с Валерой в ссоре,
Он опять о вкусах спорит.
Очень любит он дебаты,
Значит будет... (депутатом)

Депутат с Мариной дружит.
Той, что вечно в танце кружит,
Ведь красавица Марина
Стать мечтает (балериной)

Балерина дружит с Дашей.
Даша кормит с ложки кашей
Куклу-капризулю Катю -
Подрастает... (воспитатель)

Воспитатель ходит в школу
Вместе с мальчиком веселым.
Ян жонглирует мячом,
Значит, будет... (циркачем)

Ян-
циркач знаком с Иваном,
Недоверчивым и странным.
Он следит за дядей Дроном
И мечтает стать... (шпионом)

У 
шпиона есть братишка.
Коля любопытный слишком,
Он наукой увлеченный,
Значит, вырастет... (ученым)

Наш 
ученый с другом Васей
Плавал дома на матрасе.
Ловко обогнул диван
Вася, храбрый... (капитан)

Капитана Ксюша с Жанной
Заразили кашей манной.
А потом лечили щами.
Стать хотят они... (врачами)

У 
врачей есть три подружки –
Наряжаются в подушки.
Галя, Машенька и Вера
По призванью... (модельеры)

Второй конкурс. Сейчас, кроме привычных нам профессий, например, учитель, строитель, появляются новые, или это все те же профессии, но с новым модным названием.

Я буду предлагать вам описание профессии, а вы будете давать ей название. Для облегчения задания у вас на столе лежит листок с названиями профессий. Это задание на скорость. Кто первый догадается, поднимает руку и отвечает. Если ответ командой дан неверный, команда – соперница может ответить.

Маркшейдер - специалист по строительству подземных сооружений.

Медиа-байер - занимается закупкой рекламных площадей в газетах или эфирного времени на радио и телевидении. Основная задача - добиться от средств массовой информации минимальных расценок на рекламу.

Мерчендайзер - от англ. merchendise – товары - торговый представитель, занимается подготовкой товаров к продаже, распространяет товары по розничным ценам, поддерживает деловые контакты, привлекает новых покупателей. Помогает вести учет складских запасов, консультирует клиентов. Организовывает рекламные акции, презентации продукта, дегустации.

Букмекер - лицо, принимающее денежные ставки при игре на тотализаторе, в основном на скачках и бегах.

Девелопер - специалист по операциями с недвижимостью. Занимается покупкой объекта недвижимости и дальнейшей его продажей или сдачей в аренду.

Инкассатор - лицо, осуществляющее инкассацию денежной выручки и иных ценностей в виде в организациях — клиентах Банка.

Коммивояжер - от франц. commis voyageur - путешествующий в коммерческих целях - разъездной агент торговой фирмы, предлагающий покупателям товары по имеющимся у него образцам, каталогам.

Неонщик - от франц. courrier - посыльный – разносчик корреспонденции. Осуществляет доставку секретной, дипломатической, деловой почты.

Промоутер - от англ. promoter – тот, кто содействует, продвигает - человек, занимающийся прямой рекламой некоего товара. В его обязанности входит работа с прохожими и посетителями магазинов и предложение им определенного товара. Может работать как от агентства, так и напрямую от фирмы.

Рекрутер - человек, занимающийся подбором песонала.

Супервайзер - от англ. supervise — смотреть, надзирать — куратор, наблюдатель, наставник. Супервайзерами обычно называют руководителей низшего или среднего звена. Осуществляет наблюдение и контролирует деятельность сотрудников.

Третий конкурс. Один из путей повышения интереса к изучению экономики – отгадывание шарад. Шарада – это загадка, в которой загаданное слово делится на несколько частей и каждая из них представляет собой отдельное экономическое понятие. У вас на столе лежит листок с шарадами, для каждой команды по три. Даю вам три минуты, чтобы разгадать их.

1 команда:

Это слово из двух состоит:

Одно о числе нам говорит.

Другое личное местоимение.

Вместе получится в то же мгновение

Кровных людей объединенье.

Она существует миллионы лет,

В любви и согласье долголетья секрет.

(Семь. Я. Семья.)

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

(Галка. Палка.)

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

(Банка. Банк)

2 команда

В спорте этим слово можно определить

Порыв или резкое движение,

Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение.

(Рывок. Рынок.)

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

(Финансы)

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

(До. Ход. Доход.)

Четвертый конкурс. Сейчас я каждой команде по очереди буду давать описание экономического понятия, а вы меня выслушайте, посовещайтесь и дайте ответ. За правильный ответ я буду давать вам балл. В случае, если команда не сможет дать ответ, у команды – соперницы будет возможность заработать дополнительные баллы ответив на вопрос.

ü  Ассортимент – набор различных видов выпускаемой на предприятии продукции, товаров (на складе, в магазине) или предлагаемых услуг.

ü  Распродажа – торговля товарами сезонного спроса по сниженным ценам.

ü  Спонсор - помощник в деле, который готов оплатить расходы, необходимые для его успешного осуществления, и не требует возврата своих денег.

ü  Благотворительность - безвозмездная финансовая помощь для осуществления социально значимых мероприятий.

ü  Банк - учреждение, обладающее правом распоряжаться временно свободными деньгами (вкладами) предприятий, организаций и отдельных людей и осуществлять все виды денежных расчетов, выпуск ценных бумаг и другие функции, связанные с денежным обращением.

ü  Налог - это определенная сумма денег, которую каждому производителю товара, каждому получателю дохода, каждому владельцу имущества необходимо уплатить государству для пополнения государственного бюджета.

ü  Страхование - это создание специальных средств для возмещения ущерба от стихийных и других неблагоприятных явлений.

ü  Дефицит – недостаток, нехватка чего-либо

ü  Банкротство – неспособность гражданина или фирмы платить по своим долговым обязательствам из-за отсутствия средств.

ü  Потребление - использование чего-либо для удовлетворения потребностей.

ü  Накопление - использование некоторой части полученной прибыли на расширение производства или использование средств для создания запасов.

ü  Затраты - средства, вложенные в какое-либо дело или в производство того или иного товара.

ü  Пpибыль - положительная разница между доходами и расходами.

ü  Цена - денежное выражение стоимости товара или услуги.

ü  Заработная плата - форма оплаты труда наемных работников.

ü  Оптовая торговля - покупка и продажа средств производства и предметов потребления большими партиями с целью их дальнейшего использования в производственном процессе или для перепродажи.

ü  Розничная торговля - покупка и продажа товаров через сеть универмагов, универсамов и других торговых точек, как npaвилo, в небольших количествах и предназначенных преимущественно для личного потребления.

ü  Реклама - целенаправленное распространение сведений (информации) о потребительских свойствах товаров или услугах с целью их продажи.

ü  Товар - продукт труда, произведенный для продажи.

Пятый конкурс. Сейчас я предлагаю вам анаграммы. Анаграмма – это слово или словосочетание, образованное перестановкой букв другого слова или словосочетания.

1 команда:

Автор – товар;

Наказ – казна;

Сад, хор – расход;

Си, пеня – пенсия.

2 команда

Нырок – рынок;

Щетина – нищета.

Парта, лаз – зарплата;

Ус, сад – ссуда;

Шестой конкурс. Решая проблемную ситуацию (экономического, математического, экологического содержания) люди приобщаются к экономической действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и реализуется их творческий потенциал.

Предлагаю рассмотреть проблемные ситуации.

· Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу?

Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные. Ребенок не обращает на номинал денег, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.

· Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители?

Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.

Мы справились со всеми заданиями, а теперь слово жюри.

Жюри подводит итоги, награждение.

Раздаточный материал для игры

Второй конкурс

Коммивояжер

Супервайзер

Медиа-байер

Инкассатор

Неонщик

Рекрутер

Мерчендайзер

Девелопер

Промоутер

Букмекер

Коммивояжер

Супервайзер

Медиа-байер

Инкассатор

Неонщик

Рекрутер

Мерчендайзер

Девелопер

Промоутер

Букмекер

Третий конкурс

1 команда:

Это слово из двух состоит:

Одно о числе нам говорит.

Другое личное местоимение.

Вместе получится в то же мгновение

Кровных людей объединенье.

Она существует миллионы лет,

В любви и согласье долголетья секрет.

Она всего лишь небольшая птица,

В слове букву «Г» смените на «П», и тогда

Она сразу же превратится

В самое простейшее орудие труда.

Она из стекла. В ней обычно хранят соки, компоты варенье.

Без буквы одной – это уже государственное учреждение.

2 команда

В спорте этим слово можно определить

Порыв или резкое движение,

Но если в слове букву «В» на «Н» заменить, получится место, где проходит товарное обращение.

Чтобы их заработать – тут уж совсем не до песен и танцев…

При отсутствии их говорят, что они нам поют романсы.

Первый слог – всего лишь нота,

Второй – для шахматиста главная работа.

Слово из них означает итог,

Успешной работы залог.

Пятый конкурс

1 команда:

Автор

Наказ

Сад, хор

Си, пеня

2 команда

Нырок

Щетина

Парта, лаз

Ус, сад

 Вопросы для обсуждения

         1. Нужно ли давать детям деньги?

   Конечно. Даже у первоклассников возникает потребность купить себе пирожное или булку в школьном буфете. Да и приобщение к домашнему хозяйству- важный момент в воспитании. А в помощь по дому может входит в осуществление мелким покупок ( хлеба, мыло, зубной пасты).

         2. Сколько денег давать и как это лучше делать?

   В каждой семье этот вопрос решается индивидуально, однако лучше всего, если это будет фиксированная сумма, которая будет выдаваться раз в день, затем раз в неделю, затем   раз в месяц по мере взросления ребенка и формирования у него умения планировать свои расходы.

   Естественно, сумма может и должна меняться в соответствии с изменением потребности ребенка. Но каждое прибавление должно детально обговариваться. Точные возрастные рамки  здесь указать не возможно кто-то и в семь лет сможет распланировать свои покупки на неделю, а кто-то в десять лет будет все тратить в первый день.

        3. Следует ли требовать от ребенка отчет о потраченных деньгах?

   Ребенок сам планирует свои расходы и решает, что важней купить, а от каких покупок следует воздержаться. Родители должны помогать ему в этом, избегая, однако, мелочной опеки, А.С.Макаренко пишет: « … надо так давать деньги детям, чтобы они могли тратить куда хочу - юридически, а на самом деле, чтобы на каждом шагу тормозили своё желание. Только при таких условиях карманные деньги принесут свою пользу».

    Не следует считать каждую копейку, израсходованную ребенком. Он должен знать, что к нему относятся с доверием, что в разумном и возможном отказа ему не будет. Постоянные ограничения развивают повышенный интерес к деньгам, доверие этот интерес гасит.

      4. Нужно ли использовать деньги в качестве поощрения или наказания?

   Деньги как средства поощрения и наказания использоваться не должны. Мы даем деньги детям потому, что они им нужны – на школьные завтраки, на мороженое, на … В каждой семье этот список свой. А вовсе не за хорошее поведение или оценки.

   Почему не стоит поощрять хорошую учебу или  домашние дела деньгами? Да потому что в первую очередь ребенок должен учиться для себя. Учёба, какой бы она не была, прежде всего, нужна самому ребенку. Это – работа на себя. Для знаний, для оценок, для вуза…

   Кроме того, ребенок живет в семье, которая о нем заботиться морально, материально, духовно и физически. И если на него возлагаются какие то обязанности – это его вклад в семью, его помощь самым близким людям, его обязанность. Такая же , как обязанность отца – зарабатывать деньги, матери – вести домашнее хозяйство. «Оплачивая» детям помощь в семье и учебе, мы можем вырасти эгоистов, «потребителей» по жизни, не способных не бескорыстную отдачу.

      5. Нужна ли ребенку копилка? Хороший ли это подарок?

    В наличии у ребенка копилки нет ничего ни хорошего, ни плохого. Это всего лишь средство воспитания. Все дело в том, как родители преподносят этот подарок. Некоторые считают, что копилка развивает у детей дух  накопительства; стремясь её накопить, ребенок начинает соображать, каким путем их заработать.

   В семьях же, где дети приучены пользоваться деньгами, где деньги не рассматриваются как средства родительской власти – не несет никакого отрицательного влияния на формирования нравственных качеств ребенка.

      6. Влияет ли отношение к деньгам, сформированное в детстве, на жизнь человека в будущем?

   Да. Порой неправильная позиция родителей в детстве очень сильно влияет на ребенка, ставшего взрослым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал по финансовой грамотности

Материал игр по финансовой грамотности...

Дополнительный материал к игре по финансовой грамотности с использованием матрицы.Страховые случаи.

Дополнительный материал к игре по финансовой грамотности с использованием матрицы.Страховые случаи....

Дополнительный материал к игре по финансовой грамотности с использованием матрицы.Задания к матрице.

Дополнительный материал к игре по финансовой грамотности с использованием матрицы.Задания к матрице....

Наглядный материал по финансовой грамотности

Знакомство детей с разной валютой...

Материал по финансовой грамотности

Материал по финансовой грамотности в д/с...

Дидактический материал по финансовой грамотности

Красочный наглядный материал способствует лучшему усвоению материала....