Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников
рабочая программа по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Андреенкова Антонина Владимировна

Программа  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл finansovaya_gramotnost_programma_mbdou.docx33.57 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Снежинка», г.Гагарин

 

 

 

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

 

I. Пояснительная записка

  Программа  дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников рассчитана на работу с детьми старшего дошкольного возраста. Программа нацелена на первоначальное экономическое образование детей дошкольного возраста, как фактора их экономической социализации.

Финансовое просвещение и экономическое воспитание – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Многочисленные исследования последних лет свидетельствуют о необходимости внедрения экономического образования с дошкольного возраста, когда дети получают первичный опыт участия в элементарных экономических отношениях, происходит их приобщение к миру экономической действительности.

  • современной концепции образования подчеркивается особое значение дошкольного возраста в формировании и развитии уникальной личности ребенка. Так как на этом этапе закладываются основы личностной культуры, обеспечивается освоение первоначальных социокультурных норм. Это является фундаментом для приобретения в будущем специальных знаний и навыков.

Данная Программа разработана в рамках проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации», реализуемого Министерством финансов РФ совместно с рядом федеральных органов исполнительной власти и при участии Международного банка реконструкции и развития (МБРР).

Содержание Программы предполагает организацию деятельности детей старшего дошкольного возраста по освоению основных экономических понятий занимательной и игровой форме.

Программа разработана в соответствии с:

– Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

– «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций» (СанПиН 2.4.1.3049-13 утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05. 2013 г. № 26);

– «Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации

Программа поможет детям понять, как зарабатываются деньги, что такое семейный бюджет, почему он ограничен и, как сделать так, чтобы преумножить достаток.

Программа составлена в соответствии с принципами, определенными Фе-деральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее – ФГОС ДО):

– полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;

– построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;

– содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;

– поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

– сотрудничество дошкольной образовательной организации с семьёй;

– приобщение детей к социокультурным нормам;

– формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;

– возрастная адекватность дошкольного образования;

– учёт этнокультурной ситуации развития детей.

Актуальность программы

Сегодня остро стоит вопрос о защите ребенка от негативных влияний общества. И это возможно путем создания психологически комфортной для дошкольника обстановки. Ребенок должен почувствовать свою необходимость другим людям, получить возможность сохранения чувства собственного достоинства через развитие своих способностей и умений.

Помочь ребенку найти себя, развить свои способности, пополнить знания о жизни современного общества может работа по программе экономического воспитания. Обращение к экономическому воспитанию детей дошкольного возраста является актуальным вопросом на современном этапе, так как дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.

Вид программы: программа дополнительного образования

Новизна программы состоит в том, что обучение детей носит интегративный характер, позволяющий знакомить детей с основами экономики в тесной взаимосвязи со всеми образовательными областями ФГОС требований: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, что способствует разностороннему развитию детей, позволяет с большей эффективностью подготовить их к обучению в школе.

Экономическое образование дошкольников предусматривает также наличие тесного контакта между детьми, воспитателями и родителями, что способствует преодолению социально – психологических барьеров между взрослым и ребенком, облегчает восприятие ребенком нового материала.

В формировании основ экономической культуры большое внимание в данной программе уделено нравственному аспекту воспитания, соответствующему принципу Н.А. Бердяева: «Экономика для человека, а не человек для экономики».

Цель программы: заложить основы экономического образа мышления у ребенка – дошкольника, осознание им того, каков «я» в мире экономических ценностей и как себя вести в нем.

Задачи программы

- дать дошкольникам первичные финансовые и экономические представления; обогатить словарный запас дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;

- способствовать        формированию        разумных        экономических        потребностей, умению соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;

-   стимулировать мотивацию к бережливости, накоплению, полезным тратам;

-  положить начало формированию финансово-экономического мышления;

- способствовать формированию основных качеств по умению принятия самостоятельных решений;

- сформировать        умение        рационально        организовывать        свою        трудовую  деятельность;

- содействовать формированию        позитивной         социализации и личностному развитию дошкольника.

Срок реализации программы – 1 год, по 4 занятия в месяц.

  Программа включает в себя четыре основных раздела:

 1 блок «Труд и профессии» - способствует формированию первоначальных представлений о потребностях:

- знакомит детей с многообразием потребностей человека

- формирует представления об ограниченности возможностей

- учит определять разницу между «хочу» и «надо»

В результате, ребёнок учится определять основные потребности человека; различать материальные и нематериальные потребности; выбирать необходимые для жизни предметы; соотносить собственные желания и возможности.

 2 блок  «Деньги» - способствует формированию первоначальных представлений о труде:

- расширяет представления детей о труде взрослых

- знакомит детей с многообразием профессий человека

- способствует воспитанию уважения к труду, к результатам труда людей.

В результате, ребёнок может определять продукт труда, понимать значимость труда для человека.

Чтобы дать ребенку возможность поближе узнать мир профессий, необходимо эмоционально насыщенное содержательное общение взрослого с ребенком в игре, различных видах деятельности: художественной, музыкальной, театрализованной (инсценировках сказок) и др.

 В старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра как деятельность и форма организации образовательного процесса   может стимулировать включение всех видов детского мышления .  

3 Блок «Потребности и возможности» - способствует формированию первоначальных представлений о деньгах как об универсальном средстве обмена, платежа и накопления:

- знакомит детей с понятиями «деньги», «монета», «банкнота», «банк», «вклад», «кредит», «валюта»

- учит находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой, между банкнотами разного достоинства

- помогает детям осознать детям необходимости труда для получения денег

- способствует развитию умения детей пользоваться деньгами

- формирует разумное отношение к расходованию денег.

В результате, ребёнок учится определять разницу между обменом и покупкой-продажей товара;

- сравнивать цены на товар, объяснять разницу

- учится пользоваться и разумно расходовать деньги.

- закрепляются представления о том, как выглядят современные деньги (монеты, купюры), о том, что они бывают разного достоинства, разной ценности. Как осуществлялся обмен продуктами, когда не было денег.

Ребенок узнает, что в каждой стране свои деньги. В России — рубли. Иностранные деньги называют по-разному: доллар, евро, юань, фунт стерлингов, швейцарский франк и др.  Деньги нельзя красть, клянчить, выпрашивать. Деньги просто так не даются. Тем, кто еще или уже не способен трудиться, помогают (близкие, общество, государство).

 Закрепляются  представления о деньгах как универсальном средстве обмена, платежа и накопления посредством различных видов деятельности – подвижно-игровой, художественно-изобразительной, коммуникативно-речевой.

 Изучение блока «Деньги» базируется на первичных знаниях, полученных при освоении блока «Потребности и труд» и закрепляет осознание того, что любой товар, создается производителем, реализуется магазинами различной направленности и приобретается рядовыми гражданами для удовлетворения потребностей, за деньги. Также закрепляется понимание сущности банков и взаимодействия с ними людей.

Освоение материалов блока «Деньги» способствует подготовке детей дошкольного возраста к восприятию раздела «Семейный бюджет» и содействует грамотному восприятию значимости роли денег в процессе планирования доходов и расходов семьи.  

Развитие интереса к миру денег осуществляется с помощью эмоционально-насыщенного и содержательного общения взрослого с ребенком, введения сю-жетно-ролевых игр и театрализованных представлений. Моделирование реальных ситуаций посредством данных форм обучения способствует формированию необходимых навыков поведения в жизни.

 Знакомство с профессиями сотрудников банков и магазинов позволяет развивать коммуникативные навыки взаимодействия с представителями учреждений и организаций.

 4.  «Семейный бюджет. Доходы и расходы» - способствует формированию первоначальных представлений о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике: закрепить первоначальное представление о семейном бюджете и значимости финансовой грамотности в семейной экономике посредством различных видов деятельности – игровой, художественно-речевой, театрализованной, изобразительной, двигательной, коммуникативной.

- знакомит детей с понятием «семейный бюджет», его структурой (формы доходов и расходов) и динамикой

- учит ориентироваться в семейном бюджете, рационально формулировать свои запросы как члена семьи

- формирует первоначальное представление о различных способах сбережений и экономии бюджета семьи

- формирует представление о расходах семьи и способов их удовлетворения.

В результате, ребёнок сможет объяснять структуру семейного бюджета:

- сможет размышлять о доходе и его динамике, о расходах и их многообразии

- понимает потребности и возможности семьи

- учится экономить и сберегать средства семейного бюджета.

Понимание значения экономических категорий: «семейный бюджет», «доходы и расходы», «формы дохода: зарплата, трудовая пенсия, стипендия, выигрыш», «семейные сбережения», «экономика семьи», «планирование».

Учебно - тематический план

   

Месяц

Название блока

Темы занятий

Кол -во

часов

Сентябрь

Труд и профессии

1.Все профессии важны, все профессии нужны

2.«Профессии моих родителей»

3.«Вместе смело взялись за дело»(все вместе мы делаем общее дело)

4.«Юные помощники. Как я помогаю  своим родителям?»(не всякий труд оплачивается)

4

Октябрь

5.«Кому что нужно»(подбор предметов труда людям разных профессий)

6.Экскурсия на рабочее место одного из родителей воспитанников.

7. «Кого можно назвать хорошим хозяином» (бережливого, экономного, хозяйственного)  

3

Ноябрь

Деньги

1.Бартер

2.Как появились деньги

3.Валюта

4.Что такое банк

4

5

 

2

Декабрь

5.Безналичный расчет

6.Товар и виды товаров

7.Дешевле – дороже

8.Спрос и предложение

9.Реклама

Январь

1. «Без чего человек не может жить» (что необходимо людям для жизни и почему)

2.Какие вещи нужны людям в определённом возрасте» (потребности зависят от возраста человека)

 Февраль

Потребности и возможности

3. «Есть вещи очень необходимые»(без чего человек не может жить, а с чем может повременить)

4. «Зачем человеку деньги?»(знакомство с деньгами)

5. «Какие потребности есть у тебя»(в чём ты нуждаешься)

6.  «Почему человек нуждается в близких людях и друзьях»(не всё можно купить за деньги)

4

Март

7.  Портрет  моего друга  

8.Экскурсия в сбербанк(знакомство с операциями работников банка

2

Март

Доходы и расходы. Бюджет семьи

1.  «Что такое семья?» (презентация). Выставка совместных детско-родительских работ «Герб семьи».

2.   «Семейный бюджет и дети».

 2

Апрель

3.   «Хоть семи нам еще нет, формируем мы бюджет».

4.   «Семейный бюджет и расходы семьи».

5. «Экономия тепла, света, воды».

6.  «Как делать покупки с умом».

4

Май

7.  «Бережливый и экономный».

8.   « Где деньги растут»    

9.   «Быть богатым это хорошо или плохо»  

10.   Подведение итогов работы

4

Работа с родителями

Работа по экономическому воспитанию дошкольников невозможна без участия родителей, их заинтересованности, понимания важности проблемы. Семья играет ведущую роль в становлении личности ребенка-дошкольника. Именно в семье благодаря ощущению «живой человеческой среды» и на основе наблюдаемых форм поведения взрослых ребенок приобретает первый социокультурный экономический опыт. Поэтому решение задач воспитания личности возможно только в тесном сотрудничестве педагог – ребенок – родитель.

Цель: повышение экономической образованности родителей.

Задачи работы с родителями:

- повышение педагогической культуры родителей в воспитании ребенка;

- изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания;

- вооружение родителей основами экономических знаний через консультации, семинары, рекомендации.

Система работы по повышению педагогической культуры родителей в обеспечении социокультурного экономического развития и воспитания дошкольников основана на следующих принципах:

- совместная педагогическая деятельность семьи и детского сада;

- сочетание педагогического просвещения с педагогическим самообразованием родителей;

- педагогическое внимание, уважение и требовательность к родителям;

- поддержка и индивидуальное сопровождение становления и развития педагогической культуры каждого из родителей;

- содействие родителям в решении индивидуальных проблем воспитания детей;

- опора на положительный опыт семейного воспитания.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Современный мир стремительно меняется, становится менее прогнозируемым,
и качественное образование, которое ценилось в предыдущих поколениях, не
гарантирует стабильность в течение всей жизни. Высокий темп изменений,
накопление большого объема информации побуждают людей к постоянному
обучению и развитию. В число востребованных и актуальных компетенций,
которые необходимо формировать уже в начале жизненного пути, входят
коммуникативность, социально-эмоциональный интеллект, системное и креативное мышление, научная, технологическая, математическая, финансовая, цифровая и ИКТ-грамотность. Таким образом, освоение финансовой грамотности в дошкольном детстве – это объективная реальность нашего времени.

 

Литература: 

1. Беседы об экономике: методическое пособие / авт.-сост. Т. А. Шорыгина.М.: Творческий Центр «Сфера», 2009.

2. Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику / авт.-сост. А. А.
Смоленцева. – СПб., 2001.

3. Дидактические материалы к занятиям по экономике в начальной школе: занимательные задания и упражнения; познавательные истории / авт.-сост.
М. М. Воронина. – Волгоград: Учитель, 2012.

4. Играем в экономику: комплексные занятия, сюжетно-ролевые и дидактические игры / авт.-сост. Л. Г. Киреева. – Волгоград: Учитель, 2008.

5. Кнышова, Л. В., Меньшикова, О. И., Попова, Т. Л. Экономика для малышей,
или как Миша стал бизнесменом. – М.: Педагогика-Пресс, 1996.

6. Курак, Е. А. Экономическое воспитание дошкольников. – М., 2002.

7. Маленькая энциклопедия для дошкольников: Деньги / авт.-сост. А.Д.Шатова. – М.: Ювента, 2003.

8. Протасова, Е. Ю. Что почем? Энциклопедия для малышей. – М.: Карапуз,
2002.
9. Развитие речи детей / авт.-сост. Н. В. Новотворцева. – Ярославль, 1995.
10. Смоленцева, А. А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью
сказок. – М.: АРКТИ, 2006.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально- педагогической направленности «Основы финансовой грамотности дошкольников»

Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире, поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей по управлению собственными средствами, чем 5&mdash...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников.

Программа включает в себя четыре основных раздела: 1 блок «Труд и профессии» , 2 блок  «Деньги»,  3 блок «Потребности и возможности»,...

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников

Программа дополнительного образования по повышению финансовой грамотности дошкольников...

Специфика разработки и реализации образовательных программ дополнительного образования по основам финансовой грамотности в ДОО ХМАО-Югры

Методическое пособие «АЛМА», как средство реализации программы по кружковой работе «Экономика для малышей»...

Дополнительная образовательная программа социально-педагогической направленности «АЗБУКА ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Цель программы — содействовать формированию первичных социальных компетенций старших дошкольников в сфере личных и семейных финансов. Содержание Программы направлено социально-педагогическое раз...