Консультация для родителей детей старшей группы «Детям о деньгах и семейном бюджете»
консультация по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Прохоренко Снежана Викторовна

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его правильно вести себя за столом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_detyam_o_dengah_i_byudzhete.docx31.19 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей детей старшей группы

«Колокольчики»

«Детям о деньгах и семейном бюджете»

Подготовила: воспитатель

Прохоренко Снежана Викторовна

с. Газ-Сале, 2022 г.

Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы, между тем наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его правильно вести себя за столом.

В сегодняшней жизни страны отношения к деньгам изменилось в корне. С этого слова снято табу, и звонкое «деньги» стало едва ли не самым распространённым словом в обиходе. Значит, и родительский опыт в вопросе финансового воспитания нуждается в методах, которые отвечали бы духу времени. Многие родители растеряны – они не знают, с какого бока подойти к этой сложной теме.

Вот самые распространенные вопросы родителей:

  1. Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?
  2. Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?
  3. Как научить ребенка понимать стоимость денег?
  4. Стоит ли поощрять детей деньгами?
  5. С        какого возраста        и сколько давать        денег        на        карманные расходы?
  6. Как правильно поощрять своего ребенка?

Позиция родителей в вопросе воспитания у ребенка правильного отношения к деньгам, как, впрочем, и в любом другом, должна быть продуманной и взвешенной. Если проблема материального обеспечения становится главной темой разговоров, заслоняя собой другие стороны жизни семьи, то велика вероятность того, что у ребенка сформируется твердые убеждения в том, что деньги и есть главный смысл жизни. Другая крайность – вообще не уделять внимание экономическому воспитанию детей в семье. Позицию родителей можно сформулировать примерно так: «Ребенок еще слишком мал, чтобы быть посвященным в непростые житейские проблемы, - вырастет, поймет, что такое деньги». А между тем многие исследователи подчеркивают, что способность молодых людей управлять своими финансами напрямую зависит от того, имели ли они подобный опыт в детстве. Дети, которых приучают пользоваться деньгами, поощряют к поискам самостоятельного заработка и посвящают в финансовое положение семьи, в зрелом возрасте более разумно распоряжаются своими денежными ресурсами.

Самая первая экономическая деятельность, в которую вовлекаются дети, - это покупки, которые, по мнению ряда исследователей, являются хорошим опытом экономической социализации ребенка. Психологи считают, что при любом достатке родителей ребенку. Начиная с 5 – 6 лет. Хорошо бы получить представление о том, как можно расходовать деньги.

Отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам детей до сих пор остается двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят ребенка». Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дело. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки – это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле – откупиться от своих воспитательных обязанностей.

Нужно ли обсуждать с детьми финансовые вопросы?

Прежде всего, родителям нужно решить, готовы ли они обсуждать с детьми финансовые вопросы. Дети не должны быть свидетелями яростных споров или ссор, в которых родители обвиняют друг друга в неправильном распределении домашнего бюджета, в неумении заработать на самое насущное, в скупости или транжирстве. Как только родители достигли согласия в этом щекотливом вопросе, они посвятят малыша в основы домашней экономики. Двухлетнему ребенку достаточно знать, что папа работает, зарабатывает деньги. На эти деньги он может купить продукты и игрушки сыну. В три года ребенок уже понимает, что «у мамы при себе нет денег на куклу, но она непременно вернется сюда через неделю, чтобы купить ее». В четыре ребенок способен понять, что «на дорогую игрушку сейчас нет денег, нужно подождать до следующего месяца, когда мама и папа отложат в копилку необходимую сумму». Пятилетний ребенок уже немного умеет считать. Составив список необходимых продуктов, привлеките его к планированию. Не забудьте включить в этот список здоровое лакомство для ребенка. Пусть он знает: вы умеете считать деньги, но непременно выделите некоторую сумму на вкусные фрукты или мороженое.

Чем старше ребенок, тем больше он узнает про товарно – денежные отношения и их колоссальную роль во взаимоотношениях людей. Ребенок не должен стать свидетелем того, как вы рассуждаете над вопросом: потянет ли ваша семья материально второго малыша? Сложные темы о переезде в новую квартиру, покупке машины, продаже дачи или займе на лечение мамы должны обсуждаться вдали от ребенка. Старшие обговаривают с детьми простые финансовые вопросы, но не перекладывают на детские плечи болезненные проблемы!

Нужно ли привлекать детей к составлению семейного бюджета?

Родители тратят много времени и душевных сил на то, чтобы принять верные финансовые решения, и детям совершенно не нужно принимать участие в многотрудных и зачастую мучительных заседаниях. Однако есть вопросы, в которых участие детей просто необходимо! После того как родители обсудили генеральную линию, они приглашают младших членов семьи: «Мы с мамой рассматриваем два равноценных варианта каникул: неделя на байдарках или неделя в горах. Чего бы тебе больше хотелось?» или «Мы с папой собираемся купить

вам подарки к Новому году: что вы хотите – две одинаковые машины или машину и конструктор. Тогда вы станете играть с ними по очереди?».

Как научить ребенка понимать стоимость денег?

Если папа уважительно относится к вкладу мамы в семейный бюджет, а мама, в свою очередь, ценит папины усилия, то привить ребенку уважение к их труду (и к денежному выражению их усилий) совсем несложно.

Ваш ребенок отказывается понимать, что деньги имеют свойство иссякать и заканчиваться, что у родителей есть приоритеты при распределении бюджета, что он не может требовать сороковую машинку за это неделю? Он кричит, что вы жадины и злюки? Вы с ним согласны в глубине души? Вы испытываете муки вины, что не можете предоставить ему всех благ на свете? Это значит, что деньги стали грозным символом власти и манипуляций в вашей семье. Здоровое и трезвое отношение к деньгам – вот лекарство от скандалов на почве денег. Здоровое отношение к деньгам – это умение отделить главное (крыша над головой, полноценное питание, одежда по сезону, необходимое медицинское обслуживание и гигиенические процедуры, обеспечение ухода за детьми) от второстепенного (иномарка, европейский ремонт, дорогая игрушка). Если у родителей деньги не стали самоцелью, наваждением, постоянной темой для разговоров, то, скорее всего, и в жизни ребенка они станут занимать строго отведенное для них место. Трезвое отношение к деньгам – это спокойное умение распределить бюджет так, чтобы полностью удовлетворить главные нужды семьи и совместными усилиями решить, на что бросить оставшиеся финансы. Что важнее: коньки для дочки или мобильный телефон для мамы? Поездка сына с группой, классом в Москву или приобретение ему компьютера? Трезвое отношение к деньгам приходит в процессе проб и ошибок, заблуждений и расплат за ошибки. Как воспитать такое отношение? В первую очередь доверием и отсутствием мелочной опеки. Как только ребенок получил свои первые карманные деньги, обсудите с ним, на какой срок ему выданы деньги (на три дня или на неделю) и что он может на них купить. При этом круг запрещенных покупок обсудите сразу и твердо. Например, ребенок не может покупать чипсы, жвачку, газированную воду. Спросите, на что он хотел бы потратить свой капитал. Обсудите, хватает ли у него денег на желаемое. Старайтесь не предлагать свои советы или выводы – только задавайте вопросы и выслушивайте ответы. Если ребенок истощил свой недельный капитал за день и пришел к вам за добавкой, объясните ему, что карманные деньги были выданы на неделю и следующую порцию он может получить только через шесть дней. Важно уважительно выслушать ребенка и не смеяться над его непрактичностью – мол, кто же это на все

150 рублей карандашей   да   ластиков   покупает?   Солить   их,   что ли? Важно не читать нотацию: «Объяснял тебе – к деньгам нужно

относиться уважение, бережно, по-умному», - реальность говорит куда громче ваших наставлений! Зато нельзя и поддаваться на манипуляции подобного толка: «Папа, я же все эти денежки нищему отдал! Мне его жалко стало!» или «Мне нужны деньги, потому что я поделился с Васей

– ему мама не дала денег».

Как бы вам ни хотелось поддержать добрые порывы в душе своего ребенка, важнее позволить ему испытать уроки жизни: даже делясь с ближним, ты должен соизмерять свои поступки с возможностями. Если ты решил отдать последнюю рубаху другу, тебе придется испытать дискомфорт, который является прямым следствием твоего выбора. Нельзя быть добрым или великодушным за чужой счет. Честное отношение к деньгам – это когда каждый член семьи умеет пойти на компромисс, учесть не только свои пожелания, но и интересы остальных домочадцев, отложить покупку, согласиться на более скромную вещь. Если ваш ребенок видит, что каждый «семейный совет по финансовому вопросу» заканчивается тем, что кто-то один неизменно убеждает остальных в том, что его нужды самые насущные и срочные, то ваш ребенок, скорее всего, будет разгневан и раздосадован. Он ощутит свое бессилие, свою «второсортность».

С какого возраста и сколько давать денег на карманные расходы?

С какого возраста давать ребенку карманные деньги – зависит как от вас, так и от ребенка. Однако не помешает выяснить, есть ли уже карманные деньги у приятелей вашего чада: дети не любят сильно отличаться друг от друга.

Основная причина, по которой стоит давать детям деньги, состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами. Лучше всего, если это произойдет в том возрасте, когда вы еще можете как-то влиять на отношения ребенка с финансами.

Карманные деньги придают детям уверенности в себя. Ребенок, который может сам принять решение, что ему купить, начинает чувствовать себя «почти взрослым».

Иногда, чтобы купить что-то значимое, ребенку приходится ждать, откладывать деньги. Это приучает его к терпению, а также к планированию своих расходов.

Нередко в семье бывает так мало свободных денег, что карманные деньги для старшего дошкольника, школьника кажутся расточительством. В таких случаях давать ребенку совсем небольшую, символическую сумму лучше, чем не давать ничего. Даже горсть мелких монет дает ребенку ощущения независимости.

В некоторых семьях обходятся без карманных денег в виде регулярных выплат. Детям просто дают деньги, когда они об этом просят.

Сколько давать денег ребенку?

Ответ на этот вопрос зависит от нескольких вещей:

  • какую сумму вы можете выделить сыну или дочери;
  • на какие покупки планируется тратить карманные деньги.

Стоит ли поощрять детей деньгами?

Не каждому родителю понравится идея платить ребенку за то, что он был послушным, хорошо вел себя или помогал по дому. Но на самом деле материальные вознаграждения могут быть так же полезны для детей, как и для взрослых. Самое главное – поощрять своих детей правильно. Кроме того, у денежных поощрений есть и еще один скрытый плюс: под вашим чутким руководством ребенок учится распоряжаться заработанными средствами. Если вы решили вознаградить своего ребенка материально, запомните несколько важных правил:

  1. Заранее и четко обговорите, сколько денег и за что вы готовы дать ребенку, чтобы он не чувствовал себя обманутым. К примеру, если вы договорились, что дочь пропылесосит квартиру и получит деньги на новое платье для Барби, платите только тогда, когда уборка будет выполнена, и выполнена хорошо. Не торгуйтесь и не хитрите.
  2. Денежное поощрение обязательно должно сопровождаться похвалой родителей. Скажите ребенку, что вы им гордитесь, что даже папа не смог бы это сделать быстрее. Скажите дочери:

«Наверняка тебе и самой приятнее спать в чистой комнате!». Таким образом вы поведете детей к мысли о том, сто убирать квартиру нужно не только для того, чтобы получить деньги, но и потому, что жить в чистоте гораздо комфортнее и приятнее.

  1. Не платите ребенку за то, чтобы он чего-то не делал. К примеру, если каждый раз, когда малыш кричит у врача, вы даете ему чупа – чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает: если он будет кричать, то получит конфету, а сели не будет, то не получит ничего. Гораздо разумнее было бы поощрить конфетой хорошее поведение.
  2. Если вы даете ребенку деньги, не диктуйте, на что их тратить, но ненавязчиво советуйте, как разумно ими распорядиться. И не расстраивайтесь, если ребенок не всегда к вам прислушивается. В конце концов, он честно заработал свое денежное вознаграждение.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у детей" Старшая группа

Консультация для родителей "Воспитание ответственности у детей" Старшая группа...

Консультация для родителей "Истоки агрессивного поведения детей" Старшая группа

Консультация для родителей "Истоки агрессивного поведения детей" Старшая группа...

Консультация для родителей "Правила безопасности для детей" Старшая группа

Консультация для родителей "Правила безопасности для детей" Старшая группа...

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности «Семейный бюджет»

Проект Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ финансовой грамотности  «Семейный бюджет»...

Консультация для родителей: Возрастные особенности развития детей старшей группы.

Возраст 5-6 лет - это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной. Его можно назвать базовым возрастом, к...

Консультация для родителей по речевому развитию детей старшей группы

Речь – одна из основных линий развития ребенка. Родной язык помогает малышу войти в наш мир, открывает широкие возможности для общения со взрослыми и детьми....