Конспект квест-игры по финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Курочко Ирина Викторовна

Конспект открытого занятия в подготовительной группе по финансовой грамотности в форме квест-игры "Путешествие по морю финансов".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_kvest-igry.docx80.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ Замишевский детский сад «Ивушка»

Конспект квест-игры

в подготовительной подгруппе

по формированию основ финансовой грамотности

на тему:

«Путешествие по морю Финансов».

Подготовил:

 воспитатель высшей

квалификационной категории

Курочко Ирина Викторовна

2021г.

Цель: создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности старших дошкольников.

 Задачи:

Образовательные:

  • Формировать представления детей о понятиях: «доход», «расход», «жизненно-важные потребности человека».  
  • Способствовать развитию умения находить отличительные и сходные признаки между монетой и банкнотой.
  • Помочь детям осознать роль денег в жизни людей.
  • Совершенствовать представления детей о видах товаров и местах их производства.
  • Формировать коммуникативно-экономическую грамотность, развивать экономическое мышление.
  • Обогащать словарный запас детей.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.  

Воспитательные:

• Воспитывать социально-нравственные качества: любознательность, смекалку, трудолюбие в процессе познавательно - игровой деятельности.

• Формировать положительные взаимоотношения детей в коллективе.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Материалы и оборудование: проектор, магнитная доска, магниты, пазл «Ключ», сундук с навесным замком, стеклянная банка, карта, стулья по количеству участников, столы, макет корабля, сигнальные карточки со знаками «+» и «-» по количеству участников, плоскостное изображение грузового корабля, макеты контейнеров, иллюстрации с изображением различных товаров, индивидуальные карточки «Потребности человека», стаканчики, фломастеры, макеты монет России на ленточках по количеству участников, макет чудо-дерева с разными товарами (мандарины – один целый, другой - надкусанный, носки – одна пара целая, вторая – с дырочкой, перчатки – одна пара – целая, другая пара – без пальцев, булочки – одна свежая, вторая с плесенью, машинки – целая и без колес), декорации островов с пальмами и деревьями.

Аудиоматериалы: «Морской капитан» муз. М.Протасова, сл.О.Саар, пер.с эст. С.Семененко,  «Песня капитана Врунгеля» муз.Г.Фиртич, сл.Е.Чеповецкий, аудиозапись шума моря.

Краткое описание: Дети плавают по морю Финансов и на каждом острове, встретившимся им на пути, выполняют задания. За выполненное задание ребята получают часть ключа. В конце путешествия ребята собирают пазл и полученным ключом открывают замок на сундуке с сокровищами.

Ход занятия.

Дети с воспитателем находятся в группе.

Воспитатель: Ребята, сегодня я вам приготовила кое-что интересное (делает вид что ищет), но куда-то поставила и не могу найти.

Вдруг у воспитателя звонит телефон, она включает его на громкую связь.

Голос: Это я, капитан Врунгель, я украл и спрятал ваши сокровища, что бы их найти вам придется отправиться в захватывающее путешествие по морю Финансов, для этого вам нужно отыскать карту, разгадав мою загадку:

Будут целыми, как в танке,

сбереженья ваши в… (банке)

Воспитатель: Ну что догадались, ребята? (ответы детей). А что же такое банк?

Воспитатель: В каком таком банке? Где нам с вами его искать? Хитрая загадка…

Воспитатель наталкивает детей на мысль, что это может быть банка, обыкновенная, стеклянная. Дети вместе с воспитателем находят банку в группе, в ней карта. Рассматривают карту.

Воспитатель: На карте нарисованы острова, на которых нас ждёт интересные и увлекательные задания. Нам нужно выполнить все задания, чтобы отыскать остров капитана Врангеля и заполучить наши сокровища.

Дети с воспитателем отправляются в музыкальный зал.

Воспитатель: Рассаживайтесь в нашу лодку и мы отправимся в путь.

Я вижу первый остров. Причаливаем.

Дети выходят из лодки и направляются к первому острову.

Воспитатель: Первый остров нашего путешествия – остров «Денежный». 

На экране картинки деньги (монета и купюра).

Воспитатель: Ребята, что это?

Дети: Деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а что такое деньги?

Дети: Деньги — это средство оплаты товара или какой-нибудь необходимой нам услуги.

Воспитатель: Для чего нужны деньги?

Дети:

  • деньги нужны для покупки продуктов питания;
  • деньги нужны для оплаты коммунальных услуг;
  • деньги нужны для оплаты развлечений;
  • деньги нужны для покупки одежды;
  • деньги нужны для оплаты проезда в транспорте;
  • деньги нужны для покупки подарков.

Воспитатель: Правильно, деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно.

Воспитатель: А, сейчас, ребята, мы с вами выполним первое задание, которое называется «Дополни». Я называю признак монеты, а вы называете противоположный признак банкноты и наоборот.

  • Монета круглая, а банкнота… (прямоугольная)
  • Банкнота бумажная, а монета… (металлическая)
  • Монета звенит, а банкнота…(шуршит)
  • Монета металлическая, а банкнота…(бумажная)

Воспитатель: Ну вот, задание первого острова мы выполнили и нам пора отправляться дальше. Занимаем места в лодке и поплыли.

Воспитатель: Старпом, что ты видишь впереди?

Ребенок – старпом: Я вижу еще один остров, мне кажется нам нужно к нему причалить.

Воспитатель: Второй остров – «Доходно-расходный». Ребята, а что такое доход?  

Дети: Доход – это когда денег становится больше, их количество увеличивается.

Воспитатель: Правильно. Скажите, а что такое расход?

Дети: Расход – это когда деньги уменьшаются, уходят от нас, их количество уменьшается. Когда нам нужно что-то купить, мы тратим деньги.

Воспитатель: Ребята, на этом острове мы поиграем, а заодно и проверим, знаете ли вы секреты прихода и ухода денег.

А сейчас я вам раздам сигнальные карточки (+ и -). Знак «плюс» – вы будете поднимать, когда услышите предложение о доходе семьи, знак «минус» -  о расходе семьи.

Папа и мама получили зарплату (доход);

Бабушка выиграла в лотерею (доход);

Брат случайно нашёл 100 руб. (доход);

Папа получил премию (доход);

Брат получил стипендию (доход);

Дедушка получил пенсию (доход);

Сестра получила деньги в подарок на день рождения (доход);

Бабушка подучили пенсию (доход);

Мама потеряла кошелёк (расход);

Папа заплатил за квартиру (расход);

Порвались штаны у брата (расход);

Купили продукты в магазине (расход);

Сестре купили новое платье (расход);

Маме купили новые туфли (расход);

Дедушке купили лекарство (расход);

Вся семья сходила в кинотеатр (расход);

Сестра попросила купить ей велосипед (расход);

Воспитатель: Вот и задание второго острова мы тоже выполнили успешно. Присаживаемся в лодку.

Дети рассаживаются в лодку и плывут дальше.

Воспитатель: Ребята, впереди я вижу грузовой корабль, давайте пришвартуемся к нему.

«Грузовой корабль»

Воспитатель: Друзья, посмотрите, какой большой и красивый грузовой корабль. Он перевозит различные грузы по морю Финансов, из одного острова в другой. Корабль перевозит товары. Ответьте на вопрос – что такое товар?

Дети: Товар – это результат человеческого труда для продажи или обмена.

Воспитатель: Но грузовой корабль попал в шторм и некоторые товары выпали из контейнеров. Давайте вернем их на свои места. Расположите товары так, чтобы в каждом контейнере оказались товары одинаковые по месту производства.

Дети раскладывают товар по контейнерам так, чтобы в каждом оказался товар, одинаковый по месту производства. Например, мясо, сосиски, колбаса – продукция мясокомбината, молоко, йогурт, сметана – продукция молокозавода.

Воспитатель: Ну, вот все товары снова в контейнерах и грузовой корабль снова заполнен. А нам пора двигаться дальше. Занимаем места в лодке.

Воспитатель: Смотрит в бинокль. Впереди я вижу новый остров. Причаливаем к его берегам.

Воспитатель: Мы причалили к «острову Потребностей». Что такое потребности?

Дети: То, что хочется человеку (потребность в еде, в сладком, потребность в развлечениях и приключениях; потребность в дружбе, в заботе о друге.)

Воспитатель: Потребности — это то, что нам нужно, без чего мы не можем обойтись.

Дети: Жизненно важные потребности — это то, без чего человек не может жить.

Воспитатель: Ребята, возьмите карточки и обведите те картинки, жизненно важные потребности человека.

Как научить ребёнка финансовой грамотности? Методическая копилка для воспитателей

Воспитатель: Без чего человек не может жить?

Дети: Ответы детей.

Воспитатель:

  • Человек нуждается в солнце. Без него человек бы погиб от холода и темноты.
  • Человек нуждается в пище, если он не будет питаться, то погибнет.
  • Человеку нужна вода. Без воды он может прожить не более двух суток.
  • Человек нуждается в отдыхе. Без сна он не может долго жить.
  • Ещё человек нуждается в жилье, в доме человек может укрыться от непогоды, от посторонних людей. Дом – это семейный очаг, где собирается вся семья вместе.

Воспитатель: Молодцы, ребята. Выполнили еще одно сложное задание. Занимаем места в лодке и плывем дальше.

Воспитатель: Матрос, посмотри на карту, что ты видишь?

Матрос: Я вижу еще один остров, весь в монетах. Думаю, нам нужно к нему причалить.

Воспитатель:  Ребята, перед нами «Остров Монет».  (Авторская идея)

Друзья, скажите, какие бывают монеты?

Дети: Монеты бывают маленькими и большими, серебристого и золотистого цвета, золотые и серебряные. Монеты бывают разного достоинства.

Воспитатель: Верно. Перед вами монеты России разного достоинства. И на этом волшебном острове вы превратитесь в монеты. Возьмите себе монету. Постройтесь таким образом чтобы монета самого маленького достоинства оказалась первой, а монета самого большого достоинства крайней.

Дети выстраиваются от монеты самого маленького достоинства до самого большого.

Воспитатель обращается к одному из детей: Почему ты стала между монетой достоинством 2 рубля и монетой достоинства 10 рублей.

Ответ ребенка: Потому что монета 5 рублей больше монеты 2 рубля, но меньше монеты 10 рублей.

Воспитатель обращается к другому ребенку: Почему ты стал между этими монетами?

Ответ ребенка: Потому что монета 5 копеек меньше монеты 10 копеек, но больше монеты 1 копейка.

Воспитатель: Молодцы, ребята, вот и еще одно задание мы выполнили успешно, а нам пора отправляться дальше. Рассаживаемся в лодку.

Воспитатель: Мы плывем дальше и вот я вижу остров, на котором растет чудо-дерево. Причаливаем к нему.

Остров «Чудо-дерево».

Воспитатель: Обратите внимание, что растет на этом дереве?

Дети: Кроссовки, бананы, яблоки, машинки, носки, хлеб.

Воспитатель: Давайте снимем первую пару, внимательно посмотрим на нее. Чем они отличаются? Какой из этих товаров мы купим и почему?

Дети рассматривают первую пару товаров (качественный и некачественный товар) и решают поставленную задачу с объяснением своего выбора.

Ответ: Купим желтый банан, потому что он спелый, а коричневый банан уже испорчен.

Предлагается несколько пар товаров.  

Воспитатель: Ну, ребята, молодцы и это задание мы выполнили верно. Кажется мы все острова проплыли, а капитана Врунгеля мы так и не встретили, куда же он спрятался?

Выходит капитан Врунгель, в руках у него сундук.

Врунгель: Здравствуйте, юные моряки. Вы все острова проплыли, все задания выполнили верно? А ключ собрали? (Дети собирают пазл из деталей, полученных за каждое выполненное задание). Ну, тогда держите ваши честно заработанные сокровища.

Дети открывают сундук, внутри которого монеты.

Воспитатель: Давайте посмотрим. Что это? Правильно, это деньги, монеты. А какие бывают деньги? 

Дети: Деньги бывают бумажными и металлическими.

Воспитатель: Наши монеты необычные. Наташа, куда бы ты потратила свою монету, если бы она была обычной?

Это доход или расход?

Артём, что ты сделал бы со своей монетой?

Это доход или расход?

Воспитатель опрашивает всех детей.

Воспитатель: Вот какой доход вы принесли бы своей семье или сделали бы покупку на заработанные вами деньги. Конечно, деньги эти не настоящие — это сладкое угощение. Его вы попробуете в группе.

Подведение итогов.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше увлекательное путешествие?

На каких островах мы сегодня побывали?

Что понравилось больше всего?

Воспитатель: Я благодарю вас за такое замечательное путешествие. Вы – молодцы, справились со всеми заданиями и вернули свои сокровища.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности "Как Лисица Зайчишку обманула"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 "РАДУГА" ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ676290, г. Тында Амурской области, ул. Красная Пресня д.12 (корпус 1)...

Квест-игра по формированию финансовой грамотности. «КАК ЛИСИЦА ЗАЙЧИШКУ ОБМАНУЛА».

Задачи: 1. Воспитывать чувство сопереживания, учить заступаться за слабых, бороться с несправедливостью;2. Познакомить детей с новыми понятием (экономия) наглядно показать, как пользоваться.3. Познако...

Квест- игра "Знатоки" по финансовой грамотности в старшей группе

Квест - игра «Знатоки» по финансовой грамотности. Старшая группа.Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшей группы через игровую деятельность.Задачи: Образовательные:...

Квест-игра по обучению финансовой грамотности в подготовительной группе с элементами экспериментирования "Три копейки – это много?"

расширить знания дошкольников по финансовой грамотности;раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «купюра», «пластиковая карта»; наличные и безналич...

КВЕСТ- ИГРА для педагогов «Финансовая грамотность»

Сформировать бережное и экономное отношение детей к деньгам.Научить, как обращаться с деньгами: накапливать, тратить, вкладывать и т. д....

КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ КВЕСТ-ИГРЫ ПО ОСНОВАМ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «В ПОИСКАХ СОКРОВИЩ В СТРАНЕ СМЕШАРИКОВ»

Цель этого занятия – развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций.Задачи:1. Закреплять знания детей о профессиях, трудовых действиях, о результатах труда че...

Конспект квест-игры по основам финансовой грамотности в старшей группе «В поисках сокровищ в стране сказочных героев»

Цель.Развитие элементарных экономических представлений при помощи игровых ситуаций....