Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Власова Елена Викторовна

Цель: раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основные

источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

 

 

Задачи:

Образовательные:

- расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

- познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

- формировать у детей представление о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Развивающие:

-развивать представление детей о понятии «деньги», «товар», «профессии», «финансы», «бюджет», «доход и расход»;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников ;умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать память , внимание, воображение , творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;

-развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;
-воспитывать трудолюбие , стремление быть полезным окружающим;
-воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

 

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

 

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К.  Чуковский

 

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

 

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

 

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов,

 

символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie.docx24.18 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть  сущность  понятий  семейный  бюджет  и  его основные

источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).

Задачи:

Образовательные: 

- расширять представление детей о том, как складывается семейный бюджет;

- познакомить с новым понятием «расходы», какими они бывают (на товары длительного пользования, на товары кратковременного пользования, на услуги);

- формировать у детей представление о расходах семьи, понимать основные потребности семьи.

Развивающие: 

-развивать представление детей о понятии «деньги», «товар», «профессии», «финансы», «бюджет», «доход и расход»;

-развивать навыки свободного общения со взрослыми и детьми, умение вести диалог; выслушивать ответы сверстников ;умение высказывать предположения и делать простейшие выводы ; излагать свои мысли понятно для окружающих;
- развивать память , внимание, воображение , творческую активность, любознательность, познавательную мотивацию;

-развивать двигательную активность во время игр малой подвижности, внимания, координацию движения, умение ориентироваться в пространстве.

Воспитательные:

-воспитывать положительное отношение к труду других людей и его результатам;
-воспитывать трудолюбие , стремление быть полезным окружающим;
-воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги.

Обогащение словаря: заработная плата, стипендия, пенсия, бюджет.

Активизация словаря: доход, расход, товары длительного и кратковременного пользования.

Предварительная работа: чтение художественной литературы: К.  Чуковский

«Муха-цокотуха»; В. Даль «пословицы и поговорки», А. Кравченко «Больше знать, больше уметь».

Совместная работа: сюжетно-ролевая игра «Супермаркет»; дидактическая игра «Какие бывают доходы».

Материал и оборудование: атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Супермаркет», карточки с изображением членов семьи; карточки с изображением предметов,

символизирующих основные и неосновные расходы, иллюстрации с изображением различных видов деятельности (бабушка вяжет, мама стирает и т. д.), игрушка Незнайка.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель: Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

Улыбнись скорей в ответ.

Здравствуй, правая рука,

Здравствуй, левая рука,

Здравствуй, друг, здравствуй друг,

Здравствуй, весь наш дружный круг.

Воспитатель: Ребята, скоро вы пойдёте в школу, и вам необходимо научиться расходовать деньги, уметь правильно заплатить в магазине за товар, выбрать нужный товар. Сможете ли вы правильно потратить их по назначению?

Сегодня по дороге в детский сад я нашла вот эту вещь, вы знаете что это?      

(Показываю детям кошелёк)

Дети: Кошелек.

Воспитатель: А зачем людям необходим кошелек?

Дети: Для денег.

Воспитатель: Правильно!

Ребята, у каждого из вас есть семья.

  • Что такое семья? Сколько человек в вашей семье?

  • Из кого она состоит?

Дети: Папа, мама, я, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Воспитатель: Ребята, семьи бывают разными, большими и маленькими по своему составу. У каждого члена семьи есть свои обязанности.

  • Что делает мама?

Дети: Работает, стирает, убирает, готовит обед и т. д.

Воспитатель: Чем занимается папа?

Дети: Работает, занимается ремонтом квартиры и т. д.

Воспитатель: Как помогаете маме  и папе  вы?

Дети: Дети моют посуду, помогают готовить обед, убирают за собой игрушки, вещи и т. д.

Воспитатель: Что делает бабушка?

Дети: Вяжет носки, печет пироги и т. д.

Воспитатель: Что делает дедушка? (Ответы детей). Получается, что все заняты полезным делом, чтобы в доме было уютно, красиво, чисто. Тогда и вам приятно находиться в таком доме (квартире), и гостей можно пригласить. Но, согласитесь, для того, чтобы приготовить вкусный обед, нужно купить что?

Дети: Продукты.

Воспитатель: Для того  чтобы  постирать  белье,  нужно  иметь что?

Дети: Порошок, мыло.

Воспитатель: Адля        того, чтобы        посуда        после        мытья        не        оставалась жирной, нужно приобрести что?

Дети: Чистящее средство.

Воспитатель: То есть необходимо сделать много покупок, а товар, как известно, бесплатно не отдается. Он продается и имеет определенную стоимость. Без чего же нельзя обойтись при покупке товара?

Дети: Без денег.

Вдруг открывается дверь и залетает на метле Баба Яга.

Баба Яга: Всем здравствуйте! Чем это вы здесь занимаетесь? (забирает со стола кошелек). Ой, денежки. Они мне очень пригодятся. Скоро у Кощея Бессмертного день рождения, накуплю ему разных подарков, пусть радуется (собирается улететь из группы).

Воспитатель: Баба Яга, зачем ты взяла наши деньги! Верни нам их, пожалуйста.

Баба Яга: Ну, вот еще, вы себе еще нарисуете, а может быть, найдете или украдете у кого-нибудь.

Воспитатель: Дети, разве можно нарисовать деньги, а тем более их украсть?

Дети: Нет. Воровать деньги нельзя.

Воспитатель: Баба Яга, отдай нам наши деньги, а мы с ребятами тебе расскажем, что нужно сделать, чтобы у тебя появились твои собственные деньги.

Баба яга: Ага, какие хитренькие. Деньги я вам так просто не отдам. Сначала расскажите мне, где их взять, а потом я подумаю, отдавать вам деньги или нет.

Воспитатель: Ребята, давайте расскажем Бабе Яге, откуда у людей берутся деньги.

Дети: Деньги можно заработать на работе. Деньги можно получит от продажи дома. Деньги можно выиграть в лотерею. Деньги можно получить в качестве подарка на день рождения.

Баба Яга: Устала я, давайте отдохнём.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте) 

Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук) 

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный) 

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить (отгибаем средний палец) 

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец) 

Ну, а пятую пока (шевелим большим пальцем) 

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: А теперь расскажем Бабе Яге, как в вашей семье появляются деньги.

Дети: Папа и мама работают.

Воспитатель: Да, за то, что люди работают, им платят зарплату, ибо каждый труд должен оплачиваться.

Воспитатель: Кто мне скажет, кем же работают ваши родители? (Ответы детей.) Ребята, ваши бабушка и дедушка, когда были молодыми, тоже работали, а теперь они состарились, и государство за их труд выплачивает им деньги. Каждый месяц почтальон приносит бабушкам и дедушкам… (пенсию).

Правильно, у кого-то в семье есть старший брат или сестра, и они учатся после окончания школы в училище, техникуме или институте, то им тоже выплачивают каждый месяц деньги. Эти деньги называются новым для вас словом - стипендия.

Теперь мы с вами знаем, как в вашей семье появляются деньги.

Если сложить все вместе - зарплату папы, зарплату мамы, пенсию бабушки и дедушки, стипендию брата и сестры, то получается доход, составляющий семейный бюджет. Запомните это, ребята.

Когда уплачены все жизненно важные потребности, можно и купить то, что вы хотите или отложить на следующую покупку.

Воспитатель: Баба Яга, а у тебя есть профессия, кем ты можешь работать?

Баба Яга: Что это такое профессия? Знать ничего не знаю об этом. Ерунду вы мне какую-то говорите, не отдам я вам деньги. Они мои.

Воспитатель: Баба Яга, ты взрослый человек, а не знаешь, что такое профессия. Сейчас ребята тебе расскажут, кем они хотят стать, когда вырастут.

Дети: Я хочу стать продавцом. Я хочу стать строителем и т.д.

Баба Яга: Ну и зачем вам это нужно?

Воспитатель: Получив профессию, ребята смогут работать и у них будут деньги.

Баба Яга (чешет голову и шепчет): Сама смогу заработать деньги? И потратить их на подарок Кощею Бессмертному? И делать то, что мне нравится? (говорит ласковым голосом) Ой, а знаете, ребята, о чем я мечтала в детстве? Я хотела стать балериной (пританцовывает). Забирайте ваши деньги, покупайте на них новые игрушки, мне они не нужны. А я побегу в школу танцев, которую открыл у нас в лесу Леший.

Воспитатель: Так что же такое семейный бюджет? (Ответы детей). А теперь поговорим о том, что же такое «расходы».

На что тратятся деньги у вас в семье? (Ответы детей)

За деньги можно купить много полезных и нужных вещей, продуктов, потратить их на какие-то другие цели.

Дид. игра «Доскажи словечко»

Мама получила зарплату - …доход

Бабушка заболела - …расход

Выиграла приз - …доход

Потеряла кошелёк - …расход

Продала бабушка пирожки – …доход

Заплатили за квартиру – …расход

Нашла монетку – …доход

Купили куклу – …расход

Воспитатель: Поэтому важно правильно и экономно, разумно использовать деньги. Они нелегко зарабатываются. Ребята, мы можем совершить денежные расходы на то, чтобы купить, например, большой холодильник, а можем купить порцию пирожного. Холодильником мы будем пользоваться долго, а насколько нам хватит пирожного? (Ответы детей)

Воспитатель: Значит, холодильник мы назовем товаром длительного пользования, а порцию пирожного - товаром кратковременного пользования.

Итак, мы совершили денежные расходы на товары длительного пользования. Назовите, какие это товары?

Дети: Машина, утюг, пылесос, телевизор, компьютер, мясорубка и т.д. Воспитатель: А сейчас произведем денежные расходы на товары кратковременного пользования. Назовите эти товары.

Дети: Продукты питания, зубная паста, мыло, шампунь, порошок  и т.д.

Воспитатель: Еще, ребята, мы должны расходовать деньги на услуги, т.е. это:

а) плата за жилье (за квартиру, воду, газ);

б) личные услуги (на отдых в санатории, за стрижку в парикмахерской, за билет в кинотеатр и т. д.).

Дети: За телефон, за детский сад, за свет, и т.д.

Воспитатель: Таким образом, мы познакомились с новыми для вас понятиями. Люди на работе трудятся и за это им платят деньги – выдают зарплату. Следовательно, труд - это еще и источник заработка, источник честных денег. Деньги- это финансы. Мы сначала зарабатываем деньги, а потом можем их тратить. Все деньги, которые мы получаем называется финансовым доходом, а как тогда называются деньги, которые мы тратим? (Ответы детей- расход)

Верно! Расходы – это трата денежных средств. Все наши траты мы можем разделить на две части: необходимые и желаемые. А вы знаете, что такое желательные траты и необходимые траты? Необходимые траты — те вещи, без которых человек не может обойтись. Желаемые траты — вещи, которые тебе хочется купить, но ты можешь обойтись без них. В каждой семье есть и доходы, и расходы, учитывая доход и расход мы можем контролировать свой финансовый бюджет семьи, то есть сумму, которая поступила в доход семьи.

Напомните, что же такое семейный бюджет? Что такое расходы? Какими бывают они?

Давайте представим, что нам нужно быстро и экономно приготовить пищу. Каждый из нас отправится в магазин, приобретет, необходимые продукты и поделится секретом своего мастерства.

Воспитатель:  Хорошо, если сегодняшний разговор станет для вас полезным. Чем бы вы не занимались в будущем, помните, что самые дорогие вещи не имеют цены! Например - здоровье. Поэтому экономьте на мороженом, или пирожных, но не экономьте на обедах. Сэкономьте на супермодной одежде, но не экономьте на хорошей книге, или хорошей музыке, которая вам нравится. Помните, что за деньги не купишь хорошее настроение, или уважение близких. Или их любовь. Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить. Молодцы! Мы сегодня хорошо работали, и у меня для вас сюрприз. 

Детям раздаются «кошельки с деньгами», проводится сюжетно-ролевая игра «Супермаркет».

Домашнее задание продуктивная деятельность «Изготовление копилки»

-Ребята, хранить деньги- это значит их копить. Вы правильно сказали, хранить можно дома в копилке. И сегодня вы получите домашнее задание, вместе с родителями сделать копилку. Проходите к столам, там для вас приготовлена упаковочная коробочка, цветная бумага, клей, пайетки, и другой бросовый материал. Вы сами каждый на свое усмотрение возьмете домой материал и оформите свою копилку и потом дома будете копить монетки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Конспект НОД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи»(для детей старшей группы)Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия...

«Конспект НОД по финансовой грамотности по теме «Семейный бюджет и расходы семьи»

Конспект НОД  финансовой грамотности по теме«Семейный бюджет и расходы семьи» старшая группа. Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная...

Организованная образовательная деятельность с детьми подготовительной к школе группы Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи.»

Цель: формировать умения и навыки рационального использования доступных материальных ценностей; развивать экономическое мышление, интерес к материально-предметному окружению.Задачи: образовательн...

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы компенсирующей направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности дошкольников на тему :«Семейный бюджет и расходы семьи»

Сценарий образовательной деятельности с детьми группы    компенсирующей   направленности для детей подготовительной группы по формированию основ финансовой грамотности д...

Конспект ООД. Тема: «Семейный бюджет и расходы семьи» (для детей старшей группы)

Цель: раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники (заработная плата, стипендия, пенсия); расход (обязательный и необязательный).Задачи: Расширять представление детей о том, как ...

Образовательная ситуация с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Семейный бюджет и расходы семьи».

Очень важно формировать у детей старшего дошкольного возраста первичные элементарные экономические представления....