Публикация "Формирование финансовой грамотности воспитанников ДОУ через проектную деятельность"
статья по основам финансовой грамотности
Формирования финансовой грамотности воспитанников ДОУ через проектную деятельность
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дрянных Елена Геннадиевна,
воспитатель
МБДОУ №39
ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, экономика, деньги, реклама.
В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.
К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.
В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому знания по формированию функциональной грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.
Цель: формировать финансовую культуру и финансовую грамотность у дошкольников.
Задачи:
1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.
2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.
3. Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.
4. Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.
5. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.
Для решения поставленных задач, с целью создания условий для формирования финансовой грамотности у дошкольников ДОУ, мною было предложено создать проект по финансовой грамотности для дошкольников «Финансистики».
Проект состоит из 3 этапов:
1. Организационный.
Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Разработка методических материалов, направленных на формирование финансовой грамотности. Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансистики». Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Создание развивающей среды по теме.
2. Практический.
Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность, проектная деятельность, квест-игры, клубный час.
3. Заключительный.
Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей.
В реализации проекта планируется использование различных методов:
- игровые (игры, квест-игры, игровые упражнения, дидактические игры, викторины, КВН, сюжетно-ролевые игры тематической направленности по основам финансовой грамотности);
- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);
- наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);
- практические (исследование, моделирование, опыты др.).
Формы проведения: групповые и индивидуальные.
Также можно отметить, что реализация этапов будет основываться на следующих педагогических технологиях:
1. Игровая технология. Основной формой познания основ финансовой грамотности выступает игра, как ведущий вид деятельности.
2. Технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
3. Социгровая технология. Пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. Интеграция нескольких видов деятельности – неотъемлемая часть в этой технологии.
4. Технология проектной деятельности. Развивает и обогащает социально-личностный опыт детей, посредством включения их в сферу межличностного взаимодействия.
Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием различных форм, средств, методов и технологий. Использование разнообразных форм дает детям проявить творчество, индивидуальность и в тоже время, что особенно важно сделать процесс познания экономики интересным, доступным.
Планируемые результаты:
1. Воспитанники употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия.
2. Знают современные профессии, содержание их деятельности.
3. Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.
4. Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых.
5. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, способствующая экономическому воспитанию детей.
Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:
- обеспечению работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»;
- развитию детей дошкольного возраста в сфере экономики и финансовой грамотности;
- формированию инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности;
- формированию имиджа детского образовательного учреждения;
- удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;
- повышению профессионального уровня педагогов;
- участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.
В результате реализации проекта планируется, что создание условий и практической деятельности положительно воздействуют на формирование познания финансовой грамотности, а значит и основ финансовой культуры дошкольников. Активизируется познавательная деятельность детей, совершенствуются коммуникативные качества. У детей появится интерес к людям разных профессий, они станут бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески будут подходить к решению игровых задач, улучшатся взаимоотношения в детском коллективе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
3. «Экономика детям, большим и маленьким» О. И. Меньшикова, Т.Л. Попова, Л.В. Кнышева.
4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.
5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.
6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.
7. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63
8. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.
9. Шатова, А. Д. Дошкольник… и экономика / А. Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1.
10. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.
11. https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР-Основы-финансовой-грамотности-ДОО.pdf
12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/29/finansovaya-gramotnost-v-dou
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2020/02/06/picture-1215968-1580991164.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/21/picture-1328049-1619001716.jpg)
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...
![](/sites/default/files/pictures/2019/02/09/picture-1114526-1549679118.jpg)
Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...
![](/sites/default/files/pictures/2020/11/05/picture-1285552-1604596277.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...
Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность
Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...
![](/sites/default/files/pictures/2023/02/05/picture-1455757-1675596299.jpg)
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.
Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....
![](/sites/default/files/pictures/2014/04/23/picture-441051-1398272804.jpg)
Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»
Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...