Публикация "Формирование финансовой грамотности воспитанников ДОУ через проектную деятельность"
статья по основам финансовой грамотности

 Формирования  финансовой грамотности воспитанников ДОУ через проектную деятельность

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ped._chteniya.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Дрянных Елена Геннадиевна,

воспитатель

МБДОУ №39

elenka19892703@mail.ru

ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ ВОСПИТАННИКОВ ДОУ ЧЕРЕЗ ПРОЕКТНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Ключевые слова: финансовая грамотность, финансовая культура, экономика, деньги, реклама.

В соответствии с ФГОС ДО главной целью и результатом образования является развитие личности. Формирование финансовой грамотности приближает дошкольника к реальной жизни, пробуждает экономическое мышление, позволяет приобрести качества, присущие настоящей личности.

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с самых ранних лет его жизни. Дети, так или иначе, рано включаются в экономическую жизнь семьи: сталкиваются с многочисленной рекламой, деньгами, ходят с родителями в магазин, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на начальном уровне.

К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

В дошкольном возрасте закладываются не только азы финансовой грамотности, но и стимулы к познанию и образованию на протяжении всей жизни. Поэтому знания по формированию функциональной грамотности необходимы не только школьникам и студентам, но и дошкольникам.

Цель: формировать финансовую культуру и финансовую грамотность у дошкольников.

Задачи:

1. Создать условия для формирования элементарных экономических знаний у детей.

2. Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности.

3. Сформировать у детей первичные экономические понятия и умение применять их в конкретных условиях.

4. Способствовать развитию правильного отношения к деньгам, способам их зарабатывания, разумного подхода к своим желаниям, сопоставление их с возможностями.

5. Модернизировать развивающую предметную пространственную среду, способствующую решению задач экономического воспитания.

Для решения поставленных задач, с целью создания условий для формирования финансовой грамотности у дошкольников ДОУ, мною было предложено создать проект по финансовой грамотности для дошкольников «Финансистики».

Проект состоит из 3 этапов:

1. Организационный.

Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта. Разработка методических материалов, направленных на формирование финансовой грамотности.  Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Финансистики». Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике. Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта. Создание развивающей среды по теме.

2. Практический.

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми и их родителями. Использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность, проектная деятельность, квест-игры, клубный час.

3. Заключительный.

Подведение итогов реализации проекта в форме совместной деятельности детей и родителей.

В реализации проекта планируется использование различных методов:

- игровые (игры, квест-игры, игровые упражнения, дидактические игры, викторины, КВН, сюжетно-ролевые игры тематической направленности по основам финансовой грамотности);

- словесные (беседа, объяснение, рассуждение, рассказ, чтение и обсуждение художественной литературы, пояснение и др.);

- наглядные (наблюдение, просмотр мультфильмов, рассматривание предметов, плакатов, зарисовок, картин, иллюстраций и др.);

- практические (исследование, моделирование, опыты др.).

Формы проведения: групповые и индивидуальные.

Также можно отметить, что реализация этапов будет основываться на следующих педагогических технологиях:

1. Игровая технология. Основной формой познания основ финансовой грамотности выступает игра, как ведущий вид деятельности.

2. Технология проблемного обучения. Суть проблемного обучения в детском саду заключается в том, что воспитатель создает познавательную задачу, ситуацию и предоставляет детям возможность изыскивать средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.

3. Социгровая технология. Пробуждает интерес детей друг к другу, помогает педагогу в способности читать и понимать свое и детское поведение, а через это понимание создавать условия, раскрывающие таланты детей. Интеграция нескольких видов деятельности – неотъемлемая часть в этой технологии.

4. Технология проектной деятельности. Развивает и обогащает социально-личностный опыт детей, посредством включения их в сферу межличностного взаимодействия.

Новизна проекта заключается в разработке системы работы по формированию у детей дошкольного возраста финансовой грамотности в занимательной игровой форме, с использованием различных форм, средств, методов и технологий. Использование разнообразных форм дает детям проявить творчество, индивидуальность и в тоже время, что особенно важно сделать процесс познания экономики интересным, доступным.

Планируемые результаты:

1. Воспитанники употребляют в играх, занятиях, общении со сверстниками и взрослыми знакомые экономические понятия.

2. Знают современные профессии, содержание их деятельности.

3. Знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия.

4. Проявляют интерес к экономической деятельности взрослых.

5. Пополнится развивающая предметно-пространственная среда, способствующая экономическому воспитанию детей.

Реализация проекта значима для развития системы образования, так как способствует:

- обеспечению работы в рамках «Стратегии повышения финансовой грамотности населения в Российской Федерации на 2017-2023 годы»;

- развитию детей дошкольного возраста в сфере экономики и финансовой грамотности;

- формированию инфраструктуры, содействующей развитию образования детей экономической направленности;  

- формированию имиджа детского образовательного учреждения;

- удовлетворенности родителей в образовательных услугах дошкольного учреждения;  

- повышению профессионального уровня педагогов;

- участию педагогов и детей в конкурсах различных уровней.

В результате реализации проекта планируется, что  создание условий и практической деятельности положительно воздействуют на формирование познания финансовой грамотности, а значит и основ финансовой культуры дошкольников. Активизируется познавательная деятельность детей, совершенствуются коммуникативные качества. У детей появится интерес к людям разных профессий, они станут бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески будут подходить к решению игровых задач, улучшатся взаимоотношения в детском коллективе.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аношина Л.М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.

2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е.Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.

3. «Экономика детям, большим и маленьким» О. И. Меньшикова, Т.Л. Попова, Л.В. Кнышева.

4. Курак Е.А. Экономическое воспитание дошкольников [Текст]: примерная программа, перспективное планирование, конспекты занятий/ Под ред. Е.А. Курака. - М.: ТЦ Сфера, 2002. - С.58.

5. Смоленцева А.А. Введение в мир экономики, или Как мы играем в экономику: Учебно-методическое пособие, - СПб.: «Детство – пресс», 2001. – 176с.

6. Смоленцева А.А. Знакомим дошкольника с азами экономики с помощью сказок. М.: АРКТИ, 2006. – 88 с.

7. Смоленцева А.А. Проблемно-игровая технология экономического образования дошкольников // Детский сад от А до Я.2003. №4. с.63

8. Шатова, А. Д. Нужно ли и зачем дошкольнику экономическое воспитание / А. Д. Шатова // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 17–24.

9. Шатова, А. Д. Дошкольник… и экономика / А. Д. Шатова // Обруч. – 1999. – № 1.

10. Шатова, А. Д. Экономическое воспитание дошкольников / А. Д. Шатова. – М., 2005. – 254 с.

11. https://iro51.ru/images/upload/2020/ФГОС/ФГОС_ДО/2020-МР-Основы-финансовой-грамотности-ДОО.pdf

12. https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/04/29/finansovaya-gramotnost-v-dou


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность...

ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Презентация содержит информацию о трех проектах по финансовой грамотности1 проект: Окружающий мир каак результат труда людей2 проект: Что такое деньги, откуда они берутся и зачем они нужны3 проект: По...

Представление опыта работы по теме «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке – веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самост...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников  через игровую деятельность...

Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность.

Формирование основ финансовой грамотности старших дошкольников через игровую деятельность. Презентация....

Статья «Формирование основ финансовой грамотности у дошкольников через игровую деятельность»

Экономическое воспитание дошкольников – это процесс формирования экономического кругозора, освоения экономических представлений и понятий, начальных экономических умений, приобретение таких каче...