Лэпбук по финансовой грамотности «В Денежном Царстве – в Рублевом Государстве»
методическая разработка по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Морозова Наталья Александровна

Актуальность:
Современная жизнь предполагает обучение азам финансирования уже в дошкольном возрасте. Конечно, в дошкольном возрасте не предполагается обучать детей грамотно составлять бюджет, составлять бизнес-план. Но познакомить ребенка с понятием бюджет, доход семьи, траты, профессии и работа, воспитывать у него уважение к труду, необходимо. Задача воспитателя детского сада -  познакомить детей с миром экономики, преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

 Для этой цели, мною и с помощью моих «почемучек» было создано замечательное интерактивное пособие — лэпбук, ведь ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта.  

 

Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная деятельность, НОД, прогулка, индивидуальная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk_po_finansovoy_gramotnosti.docx26.12 КБ

Предварительный просмотр:

Паспорт лэпбук по финансовой грамотности

«В Денежном Царстве – в Рублевом Государстве»


Автор: Воспитатель первой квалификационной категории Морозова Н.А.
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №126»

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: художественно – эстетического развитие, речевое развитие, социально – коммуникативное развитие.

Возрастная категория: 5-7 лет.
Актуальность:
Современная жизнь предполагает обучение азам финансирования уже в дошкольном возрасте. Конечно, в дошкольном возрасте не предполагается обучать детей грамотно составлять бюджет, составлять бизнес-план. Но познакомить ребенка с понятием бюджет, доход семьи, траты, профессии и работа, воспитывать у него уважение к труду, необходимо. Задача воспитателя детского сада -  познакомить детей с миром экономики, преподнести элементарные финансовые понятия в максимально доступной и увлекательной форме.

 Для этой цели, мною и с помощью моих «почемучек» было создано замечательное интерактивное пособие — лэпбук, ведь ребёнку приятнее заниматься с пособием, в которое вложена частичка его труда и таланта.  

Методическая ценность: Универсальное развивающее пособие для организации самостоятельной, индивидуальной и совместной деятельности педагога и детей.

Возможность использования: Совместная деятельность, самостоятельная деятельность, НОД, прогулка, индивидуальная работа.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять, и запомнить материал. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное. Дети учатся самостоятельно собирать и организовывать информацию. Это дидактическое пособие хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним – кармашки с карточками по данной теме, а другим детям – задания, подразумевающие рассмотреть картинки и ответить на вопросы воспитателя и т. д.). И создание лэпбука - это просто интересно!

Этапы создания Лэпбука:

1 Изготовление основы лэпбука – банкомата. Банкомат изготовлен из

пластмассы, покрашен краской из баллончика, прикручены застежки.

2 Подборка в интернете картинок для банкомата.

3 Подборка материалов для лэпбука: картинок, сказок, загадок, стихов,

раскрасок и т.д.

4 Распечатка картинок и текста.

5Ламинирование картинок.

6 Изготовление кармашков для лэпбука (конвертики).

Аннотация

Дидактическое пособие лэпбук «В Денежном Царстве – в Рублевом Государстве» представляет собой терминал - раскладушку. Внешне он напоминает терминал банка: цвет, название, внешний вид придумали дети, на внутренних сторонах терминала прикреплены различные карточки, конверты, в которых собрана информация по теме, игра «Шаги к успеху». Содержание лэпбука можно пополнять и усложнять. Лэпбук может быть использован, как самостоятельное пособие, либо как вспомогательный познавательно – игровой материал в разных видах детской деятельности. Дети совместно с «Банкнотиком» познают мир игр по финансовой грамотности, приобретая знания. Стоит он в доступном для детей месте на трансформированной полочке с колесиками, поэтому дети могут с легкостью передвигать по всей площади группы.

Цель: помочь детям пяти – семи лет войти в социально – экономическую жизнь, способствовать формированию основ финансовой грамотности у детей данного возраста.

Задачи:

Образовательные: Формировать представление об истории появления денег. Закрепить знания детей о внешнем виде и названии наиболее распространенных купюр (банкнот), монетах разных стран, познакомить с понятием «валюта», литературными произведениями, в которых есть упоминание о деньгах, банках, продажах, обмене, экономии. Формировать правильное отношение к деньгам как предмету жизненной необходимости. Совершенствовать умение считать монеты и отличить монеты и банкноты по номиналу, делать размен; закрепить знания детей о разных профессиях и как при помощи своего труда можно заработать деньги, познакомить с понятием – предприниматель; совершенствовать умение детей отличать профессии людей, оказывающих услугу от профессии производящих товар; формировать способность детей рекламировать товар и знать о её назначении.

Развивающие: Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков; развивать память, мышление, усидчивость; формировать умение аргументировано выражать своё мнение и уважать мнение товарищей; способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей, развивать умение детей использовать игры лэпбука в разных видах деятельности.

Воспитательные: Воспитывать интерес к теме финансов, воспитывать желание детей повышать финансовую грамотность и использовать знания в жизни; воспитывать бережное отношение к деньгам и дружеские взаимоотношения в детском коллективе.

Рекомендации по использованию

Как и любой лэпбук, интерактивное пособие по экономике может сделать не только воспитатель, но и родители для домашних занятий с ребёнком.

Лэпбук на финансовую тему — уникальная разработка для воспитателя, которую можно использовать не только на занятии, но и для индивидуальной работы с детьми. К этому интерактивному пособию ребятам захочется возвращаться снова и снова. Ведь это не просто папка или книжка, а целый микромир экономики внутри.

Информационное наполнение лэпбука:

  1. Муляж – Банкомат «ДЦРГ» 

Цель: внедрение в сюжетные игры банкомата, для того, чтобы оплачивать свои покупки в магазине, в аптеке, услуги парикмахера, ремонта одежды и т.д. С помощью данной игры у ребенка сформируется нужная последовательность действий с банкоматом: вставить пластиковую карту (изготовлена своими руками) в окошко, набрать код, взять деньги. Также будут совершенствоваться навыки счета.

  1. «Как появились деньги»

Цель: познакомить детей с историей возникновения денег и о их значении в жизни человека.

Материал: картинка с этапным появлением денег.

Дошкольникам будет интересно узнать, что когда -  то давно люди обходились без денег. Но со временем возникло разделение труда: одни занимались только разведением скота, другие выращивали зерно и у каждого народа были свои предметы обмена. Возникла проблема бартера, поэтому было трудно решать, сколько же мешков зерна нужно выручить за лошадь. Так и придумали деньги. В творческой деятельности для игры дети могут создать чеканки.

  1. Карточки «Доход» и «Расход»

Цель: формировать представление детей о семейном бюджете как правильно вести его, грамотно распоряжаться теми средствами, которыми располагает в данный момент ваша семья; знакомить с понятием «доходы», «расходы» и учить их классифицировать.

Материал: карточки с картинками.

В данной игре игроки могут узнать, как формируется семейный бюджет, какие существуют статьи дохода из карточек, а также куда тратятся деньги, т.е. статьи расхода (познавательно - исследовательская деятельность). Дети узнают, как можно распределить семейный бюджет и на чем можно сэкономить. Дети, используя речевую деятельность и художественно – творческую деятельность, рассказывают о бюджете своей семьи и рисуют необходимые расходы их семьи. При помощи картинок – карточек можно закрепить знания в подвижной игре. На два стола ставятся сигнальные карточки – жёлтая, красная, а в противоположной стороне по середине между командами стол с разложенными карточками – картинками. Дети переносят к жёлтому сигналу – необходимые расходы, а к красному – лишние расходы.

  1. Карточки «Где хранят деньги»

Цель: закреплять знания детей о том, где можно хранить деньги (от сундука до носка).

Материал: карточки с картинками.

Игроки поочерёдно вынимают карточку и узнают, где можно хранить деньги. Дети рассказывают, а где же они хранят деньги – используя речевую деятельность, выясняют, где безопаснее хранить деньги.

  1.  Карточки «Учимся экономить»

Цель: Формировать у детей рациональный подход к выбору товаров, обращая особое внимание на их полезные свойства; Объяснить, что при трате денег необходимо прежде всего ориентироваться на доходы семьи, сопоставлять потребности и желания с возможностями; Стимулировать познавательный интерес детей к значению слов копить, сберегать, копилка, экономить; Развивать осмотрительность в денежных тратах двух точек зрения «могу» и «хочу»; Формировать систему ценностей, в которой на первое место ставятся бережное отношение к приобретаемым вещам, помощь близким, умение отложить на время личные желания.

Материал: Картинки

  1. Карточки "Экономические сказки"

Цель: формирование умения делать правильные выводы, принимать самостоятельные решения, брать на себя ответственность; воспитание у дошкольников таких черт характера, как хозяйственность, трудолюбие, бережливость, практичность и расчетливость.

Сказка - это лучший хрестоматийный материал для лучшего восприятия экономических концепций.

Материал: карточки со сказками, загадки по сказкам.

  1. Картотека проблемных ситуаций

Цель: формирование у детей экономических представлений, развитие

мышления.

Материал: Карточки с проблемными ситуациями.

Ход игры: педагог зачитывает детям проблемную ситуацию и предлагает ее

решить. Решая проблемную ситуацию, ребенок приобщается к экономической

действительности, учится думать, ориентироваться в окружающем, проявлять

инициативу, высказывать собственную и принимать чужую позицию, растет и

реализуется его творческий потенциал.

  1. Карточки «Ребусы»

Цель: Научить детей решать и составлять ребусы.     

Материал: карточки с ребусами в картинках.

  1. Раскраски на финансовые темы.

Цель: Обучение правильному подбору цветовых сочетаний, развитие и укрепление. навыков рисования. Развитие мелкой моторики, содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста.

  1. Купюры и монеты

Цель: закреплять знания детей о внешнем виде современных Российских денег (бумажные и металлические); способствовать пониманию детей назначения денег, их необходимости в жизни человека;

  1. Краткий словарик " Экономические термины"

Цель: пополнение словарного запаса детей

Здесь представлены различные экономические термины, которые ребенок

может освоить. Когда ребенок уже освоится с терминами, можно читать ему

описание, а он должен дать определение.

  1.  Картотека «Пословицы и поговорки разных народов мира о деньгах».

Цель: познакомить детей с пословицами и поговорками народов разных стран, способствовать развитию речи детей при помощи пословиц и поговорок о деньгах - мерило отношения русского народа к финансовому капиталу.

Они показывают жизненный опыт, который дает обладание большими денежными средствами. В этих выражениях можно отыскать и фразы о том, к чему ведет скудное состояние.

  1. Карточки «Загадки».

Цель: знакомство с загадками, тренировать смекалку, учить логически мыслить.
В познавательной деятельности, дети при помощи взрослого могут познакомиться с загадками на финансовую тематику и отгадывать их.

  1. Макет «Мировая валюта» (прилагается лупа).

Цель: Дать детям понятие о том, что в каждой стране есть свои деньги, что лучше обменивать деньги при подготовке к зарубежному путешествию. Познакомить с понятием «валюта», внешним видом и названиями денег других стран, а также с единой валютой европейских стран – евро. рассмотреть иностранные банкноты.

Рассказать о производстве денежных знаков. Воспитывать негативное отношение к фальшивомонетчикам, нечестным деньгам.

  1. Макет «Первые деньги на Земле»

Цель: познакомить детей необычными, странными деньгами из прошлого и настоящего времени.

Экономические игры:

  1. Игра «Посчитай деньги» 

 Цель: познакомить детей с номиналом денег и научить считать их.

Материал: карточки – примеры из монет; монеты.

Игроки берут карточки – примеры, решают их и в пустую клеточку вставляют ответ, подбирая монеты из существующего номинала. Тем самым дети знакомятся с понятием «сдача», «размен». Используя монеты из этой игры, игроки могут организовать сюжетно – ролевую игру «Поможем Мурке купить продукты на ужин». В этой игре закрепляются математические понятия - состав числа.

  1.  Дидактическая игра «Найди пару» (банкноты разных стран).

Цель: знакомство детей с деньгами разных стран, учить выявлять сходства и различия разных банкнот, находить пары. Развивать внимание, память, мышление.

Ребенок должен найти одинаковые купюры. Во время

игры он запоминает, как называется валюта и какой стране принадлежит.

18. Игра - пазлы «Собери купюру»

Цель: продолжать учить детей складывать из частей целое, развитие наглядно-образного мышления, тренировка усидчивости. 

Материал: разрезные купюры разного номинала.

Игроки собирают купюры из частей, рассказывают, чем они отличаются друг от друга (номиналом и достопримечательностями).

  1. Дидактическая игра «Собери картинку» (сказки). 

Цель: закреплять умение складывать из частей картинки по сказкам, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.).

19а. Дидактическая игра «Отгадай сказку» (картинки, по которым можно беседовать с детьми).

Цель: закреплять умение узнавать по картинкам и правильно называть сказки, в которых затрагиваются экономические понятия (труд, обмен, товары и услуги, последовательный процесс производства и пр.).

20. Дидактическая игра «Найди купюру страны». 

Цель: Формировать представления детей о купюрах разных стран различного достоинства. Развивать память, мышление.

21. Игра «Профессии»

Цель: закрепить и расширить знания детей о профессиях, их характерных атрибутах и как при помощи своего труда можно заработать; познакомить с понятием «предприниматель». Воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: сюжетные карточки – картинки с профессиями людей.

Вариант 1

Игроки берут по одной карточке и называют профессию, род занятий (отвечают на вопрос что делает?), если кто-то не может назвать, карточка убирается вниз стопки. Если ответили берут себе. Выигрывает тот, кто наберет больше карточек.

Вариант 2

Играющие должны отгадать по описанию ведущего выпавшую профессию, кто отгадает забирает карточку и загадывает следующую профессию. Выигрывает тот, у кого больше карточек.

22. Картотека финансово-экономических игр.

Цель: сформировать через сюжетно дидактическую игру экономическое мышление; развивать способность совместно развертывать игру, согласовывая собственный игровой замысел замыслами сверстников; активизировать использование в речи детей экономических терминов: «товар», «бизнес», «банкир», «банк», «акция», «рекламодатель»; воспитывать культуру речевого общения

23. Набор карточек «Найди десять отличий»

Цель: Продолжать развивать умение сравнивать предметы, устанавливать их различие и сходство. 

24. Кармашек «Деньги будущего»

Цель: закрепление представления детей о денежных знаках, развивать фантазию и мелкую моторику. 

Детям предлагается пофантазировать и нарисовать деньги будущегоОни должны придумать название и нарисовать монету или банкноту.

25. Игра «Придумай рекламу»

Цель: формировать умение у детей придумывать рекламу.

Материал: предметные и сюжетные карточки – картинки; зажимы.

Игрок выбирает карточку – картинку, прикрепляет её на резинку и рекламирует свой товар, так чтобы другому захотелось купить. В конце определяются победители, у кого больше купили товара. Используя эти же карточки – картинки, можно дорисовать рекламу сделав баннер или листовки. Организовать театрализованную игру «Реклама на телевидении».

26. Дидактическая игра «Что можно купить за деньги, а что нельзя?»

Цель: Научить детей понимать разницу между тем, что можно купить за деньги, а что нельзя. Понимать, что такое материальные и нематериальные ценности, формировать понимание того, что не все покупается за деньги.

Дети из предложенных карточек должны выбрать в левую сторону то, что можно купить за деньги, а в правую то, что купить нельзя.

Например, можно купить мебель, одежду, дом, игрушки. Нельзя купить любовь, воздух, чувство радости, хорошее настроение, реку.

Можно усложнить, чтобы они сами придумали что можно купить, а что нельзя купить за деньги.

27. Дидактическая игра с фонариком «Что в кошельке?»

Цель: Формировать у детей интереса к поисковой деятельности.

Материал: Карточки с кошельками, карточки с изображением содержимого кошелька, источник света. (фонарик).

Ребенку подложено посветить фонариком с обратной стороны карточки и соотнести увиденный образ с идентичной карточкой.

28. Кто собрал больше монет.

Цель: развивать умение сравнивать количество предметов в пределах 8.

Материал : Карточки с дорожками.

На игровом поле ребенок ведет пальчиком по дорожке, попутно считает монеты. Затем озвучивает результат и сравнивает у кого больше у мальчика или девочке.

Результативность использования лэпбука

Дети смогут:

  • Различать деньги по номиналу, считать их и делать размен;
  • Совместно с семьёй планировать семейный бюджет (расходы, доходы), научаться экономить и приумножать;
  • Реально оценивать рекламу в жизни;
  • Осознавать взаимосвязь понятий «труд – продукт – деньги»;
  • Могут отличить профессии людей, оказывающих услугу от производящих товар;
  • Уважать людей, умеющих трудиться и честно зарабатывать деньги;
  •  Ценить полученные знания по финансовой грамотности и применять их в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лэпбук "Уроки финансовой грамотности"

Данный лэпбук предназначен для работы с детьми старшего дошкольного возраста с целью знакомства с основами финансовой грамотности. Можно использовать как элемент непосредственно образовательной деятел...

Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников.

Интерактивное пособие  лэпбук "Азбука юного финансиста" по финансовой грамотности старших дошкольников....

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ: ЛЭПБУК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «БАНК ГНОМА ЭКОНОМА»

АВТОРСКОЕ ПОСОБИЕ: ЛЭПБУК ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «БАНК ГНОМА ЭКОНОМА»...

Лэпбук по финансовой грамотности

  Многие родители уверены, что у их детей должно быть счастливое детство без денег, экономии и распределения финансов. С этим сложно не согласиться, ведь распоряжение средствами – эт...

Лэпбук по финансовой грамотности дошкольников "Мир финансов".

Одно из современных направлений в дошкольной педагогике — это финансовое просвещение детей. Дети, так или иначе, оказываются вовлечёнными в экономическую жизнь семьи: ходят с родителями в магази...

Дидактическое пособие (лэпбук) по финансовой грамотности «Познаем основы экономики» .

Лэпбук - яркая, многофункциональная папка с множеством кармашков, окошек, книжек-малышек, гармошек, секретиков и картинок, которые можно не только рассматривать и играть с ними, но и создавать. Чтобы ...