Проект по финансовой грамротности в старшей группе "Я - финансист!"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Першина Евгения Сергеевна

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово - экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_finansovoy_gramotnosti.docx297.89 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

г. Новосибирска «Детский сад № 275 комбинированного вида «Миша»

т: 317-18-33, 317-09-02.

ПРОЕКТ

ПО ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ

«Я – финансист!»»

Разработали: воспитатель высшей квалификационной

категории Першина Евгения Сергеевна

воспитатель первой квалификационной категории

Гранкина Анастасия Николаевна

Новосибирск 2022

Проект по финансовой грамотности

для детей старшего дошкольного возраста

Название проекта: «Я – финансист!»

Цель проекта: содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения их финансовой грамотности.

Задачи:

1 познакомить детей с экономическими понятиями: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас.

2 развивать умение подмечать в литературных произведениях простейшие экономические явления; развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.

3 воспитывать любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности; формировать положительные взаимоотношения детей.

Обогатить знания родителей по экономическому воспитанию детей.

Организовать систему работы по формированию финансового опыта детей в дошкольном учреждении.

Актуальность.

Сегодняшнее поколение живет в иных экономических условиях. Наши дети должны быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни. Дети рано включаются в экономическую жизнь семьи, сталкиваются с деньгами, ходят с родителями в магазины, участвуют в финансово - экономических отношениях, овладевая, таким образом, экономической информацией на житейском уровне.

Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре и зле, красивом и некрасивом, хорошем и плохом. Основная задача – дать понятие о бережливом отношении к вещам, природным ресурсам, а затем и деньгам.

Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не знают, почему тот или иной поступок хорош или плох, но знают, как именно они должны поступить («поделиться», «подарить», «положить в копилку» и т.п.) Дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезными. Отсюда правило: представления о нормах финансового поведения формируются на основе определенной последовательности поступков, умело демонстрируемых взрослыми.

Все это делает актуальной проблему формирования элементарных экономических представлений и формирования финансовой грамотности, начиная с дошкольного возраста, когда детьми приобретается первичный опыт в элементарных экономических отношениях.

Проблема

У детей старшего дошкольного возраста не сформирован понятийный аппарат по финансовой грамотности, нет верных представлений об экономике, финансовых отношениях.

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта: долгосрочный (2 месяца).

Участники проекта: педагоги группы, дети и их родители.

Планируемые результаты

  • У детей сформированы представления об экономических понятиях: труд и продукт труда, деньги, бюджет, реклама; они умеют выделять слова и действия, относящиеся к экономике.
  • Дети подмечают в литературных произведениях простейшие экономические явления; у них развиты познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
  • Дети проявляют любознательность в процессе познавательно – игровой деятельности.
  • Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.
  • Педагоги получают систему работы по формированию финансового опыта детей.

Интеграция образовательных областей

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Основные формы реализации проекта: беседы, непосредственно образовательная деятельность, детское художественное творчество, дидактические игры, чтение художественной литературы, работа с родителями.

Реализация проекта

Работа с детьми проводится на протяжении 2 месяцев. 25 минут с периодичностью – 2 мероприятия в месяц (2-ая половина дня).

Каждое занятие имеет свою общую структуру: название, в конце работы подводятся итоги.

Перспективный план

Дата

Тема дня

Ожидаемый результат

03.11.2021

«Труд и продукты труда (товар)»

Дети должны знать, что каждый человек имеет свою профессию. Результатом труда людей является продукт — полезная и нужная вещь, предмет, изделие (строитель строит дом, повар готовит обед и т. п.). Продукты труда — это мир вещей, который окружает нас.

Продукты (товары) можно приобрести (купить) за деньги.

17.11.2021

«Что такое деньги»

Дети знают, что такое деньги, зачем они нужны людям, что за свой труд взрослые получают деньги. Деньги определяют достаток семьи, ее материальное благополучие.

24.11.2021

«Семейный бюджет и дети»

Дети должны знать, что такое бюджет и из чего он складывается; понятия «доходы» и «расходы». Из чего складывается бюджет (зарплата, стипендия, пенсия). Нельзя купить сразу все, что тебе хочется; каждая семья планирует свои расходы в зависимости от своего бюджета: что можно купить сейчас, а что — в следующий раз (приоритетность, планирование).

08.12.2021

«Реклама вокруг нас»

Дети знают, что такое реклама, зачем она нужна, в какой форме существует (текст, картинка, видеоролик и т. п.), где она размещается (в общественных местах, в печати, телевидении, на досках объявлений, раздается на улицах и т. д.). Понимают, что купить все нереально и не нужно; научить отличать реальные потребности от навязанных.

22.12.2021

«Финансовая грамотность – это интересно!»

Дети, совместно с родителями, педагогами изготавливают интерактивную папку (лэпбук) по финансовой грамотности «Я - финансист!»

Этапы проекта

Подготовительный этап.

Проведение мониторинга детей для выявления начального уровня представлений об экономических понятиях.

Работа с родителями.

Цель: повышать грамотность родителей в формировании у детей экономических представлений.

• Анкетирование.

• Консультации: «Финансовая грамотность с пеленок: 10 советов в помощь ответственным родителям», «Финансовая грамотность детей. Дайте ребенку знания о деньгах».

• Беседы: «Зачем нужна ребенку финансовая грамотность?», «Дети и деньги» и др.

Вся эта работа способствует развитию у родителей интереса к формированию финансовой грамотности детей.

Основной этап

Описание деятельности:

Тема: «Труд и продукты труда (товар)»

• Рассказ воспитателя о труде и его продуктах.

• ООД «Все работы хороши»

Задачи: формировать у детей отчетливое представление о роли труда в жизни общества и каждого человека; формировать обобщенные представления о труде взрослых; воспитывать правильное отношение к деньгам, уважение к людям, умеющим хорошо трудиться и честно зарабатывать деньги; обогащать речь детей пословицами о труде, трудолюбии.

• Просмотр мультфильма «Навигатум: в мире профессии»

• Чтение произведений: Г.П. Шалаева «Кем мне стать», «Профессии» (серия «Большая детская энциклопедия»)

• Рефлексия: Дети рассказывают, кем хотят стать, когда вырастут и объясняют почему; выбирают карточку с изображением соответствующей профессии.

Тема: «Что такое деньги»

• Демонстрация презентации «История возникновения денег»

• ООД «Что такое деньги?»

Задачи: закрепить представления детей экономического понятия: деньги; формировать умение выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас; развивать умение подмечать в произведениях простейшие экономические явления.

• Продуктивная деятельность: изготовление чеков, банковских карточек для сюжетно-ролевой игры «Магазин».

• Рефлексия: Дети по кругу передают монетку и рассказывают о том, что больше всего запомнилось по теме дня.

Тема: «Семейный бюджет и дети»

• Чтение произведений А. Романова «Чудеса в кошельке», К. Чуковского «Муха-Цокотуха».

• Презентация «Семейный бюджет».

• Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

• ООД «Семейный бюджет и дети» (организованная образовательная деятельность).

Задачи: познакомить детей с составляющими семейного бюджета, с путями экономии расходов бюджета семьи; расширить словарный запас детей понятиями «доходы», «расходы», «зарплата», «пенсия», «стипендия»; воспитывать чувство меры в своих желаниях; воспитывать правильное отношение к деньгам.

• Рефлексия: Решение проблемных ситуаций на тему «Семейный бюджет».

Тема: «Реклама вокруг нас».

• Просмотр мультфильма «Как старик корову продавал»

• Беседа о том, что такое реклама, для чего она нужна, положительные и отрицательные стороны рекламы.

• Игровая ситуация «Рекламное агентство» (Детям предлагается попробовать себя в роли художника – дизайнера, который придумывает эскизы к рекламе. Затем эти эскизы обсуждают на худсовете и отдают в печать).

• Дидактическая игра «Что быстрее купят?»

Цель: Развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

• Рефлексия: Дискуссия с детьми «Хорошо – плохо» на тему «Реклама товара»

Итоговое мероприятие: Совместная работа с детьми, родителями, педагогами по изготовление лэпбука по финансовой грамотности «Я – финансист!».

Цель: Обобщение знаний, умений и навыков детей, полученных во время проведения проекта финансовой грамотности; формирование положительных взаимоотношений в коллективе детей и родителей.

• Рефлексия: Дети заполняют «экран настроения» смайликами-монетками.

Заключительный этап

Проведение мониторинга сформированности финансовой грамотности воспитанников, анализ результатов мониторинга, планирование дальнейшей работы по повышению уровня финансовой грамотности дошкольников.

Список литературы

  1. Аношина Л. М. Экономическое воспитание старших дошкольников в процессе ознакомления с новыми профессиями // Детский сад от А до Я. 2003. №4. с.103.
  2. Дошкольникам об экономике: пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошкольного образования / Е. Н. Табих. – Минск: Выш. шк., 2007. – 48 с.: ил.
  3. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности» // Банк России. Министерство образования и науки Российской Федерации.
  4. Поварницина Г. П., Киселева Ю.А. Финансовая грамотность дошкольника.
  5. Шатова А. Д. Тропинка в экономику: для занятий с детьми 5-7 лет/ Издательство ВЕНТАНА-ГРАФ, 2015.


Вопросы для анкетирования родителей:

1. Как Вы думаете, имеет ли ваш ребенок представление об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю

2. Как Вы думаете, стоит ли формировать экономические представления в дошкольном возрасте?

А) да

Б) нет

В) не знаю

3. Спрашивает ли Ваш ребенок, откуда у Вас деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

4. Покупаете ли Вы вашему ребенку, что он хочет?

А) да

Б) нет

В) иногда

5. Понимает ли Ваш ребенок отказ, при покупке чего – либо, в целях экономить семейный бюджет?

А) да

Б) нет

В) иногда

6. Ведете ли Вы беседу на темы деньги?

А) да

Б) нет

В) иногда

7. Поощряете ли Вы труд вашего ребенка?

А) да

Б) нет

В) иногда

8. У Вашего ребенка есть копилка?

А) да

Б) нет

9. Хотите ли Вы, чтобы Ваш ребенок с дошкольного возраста имел первоначальные представления об экономике?

А) да

Б) нет

В) не знаю