Консультация для педагогов
консультация

Ильина Екатерина Викторовна

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение

центр развития ребенка детский сад «Аленький цветочек»

 

Консультация для педагогов

«Игры на развитие лексико – грамматического  

строя речи дошкольников»

                                 Подготовила:

                                                   воспитатель Ильина Е.В.


Хорошая речь — важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее его отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие. 

Общение ребёнка с окружающими формируется постепенно: оно включает понимание речи и активное пользование его с учётом правильного грамматического и фонетического оформления. На разных возрастных этапах требования к речи детей предъявляются разные. Так в 3 – 4 года дети должны уметь повторять за педагогом короткий рассказ (составленный по игрушке, картине, серии картин), употреблять предложения с однородными членами, согласовывать слова в роде, числе, падеже; в 4 – 5 лет – самостоятельно составлять небольшие рассказы, пересказывать несложные тексты, осознанно пользоваться словами с обобщающим значением. В 5 – 6 лет – свободно строить простые и сложные по структуре предложения и грамматически правильно оформлять их, употреблять конструкции с прямой и косвенной речью, рассказывать о предмете, картине, используя готовый план, а также составлять самостоятельно.

Но, к сожалению, в настоящее время многие дети испытывают трудности при формировании собственных речевых высказываний. Основные трудности проявляются при развернутых ответах на сложные вопросы,  дети не могут последовательно, грамотно и логично излагать свои собственные суждения, воспроизводить содержание текстов, они испытывают трудности при составлении рассказов. Поэтому проблема формирования лексико-грамматического строя речи является одной из самых актуальных проблем.

На необходимость формирования лексико-грамматических конструкций у детей особое внимание обращали такие авторы как Т.Б.Филичева, Т.В. Туманова, Т.А. Ткаченко.

Работа по развитию лексико-грамматического строя речи ведется по 3 направлениям: накопление словаря, формирование фразы и включение её в связную речь.

Остановимся подробнее на  ключевых моментах - формирование фразы и включение её в связную речь.

Содержание словарной работы опирается на постепенное расширение, углубление и обобщение знаний детей о предметном мире.

В итоге у детей накапливается значительный объем знаний и соответствующий словарь, что обеспечивает свободное общение в широком плане (общение с взрослыми и сверстниками, понимание литературных произведений, теле- и радиопередач и т. п.). Этот словарь характеризуется разнообразием тематики, в нем представлены все части речи, что позволяет сделать речь ребенка в конце дошкольного детства содержательной, достаточно точной и выразительной.

Очень важным моментом для формирования у детей фразы и развития связной речи является знакомство детей с элементарными формами словообразования. Работа, направленная на формирование словообразования происходит последовательно-параллельно и начинается с существительных. Сначала дети учатся образовывать существительные при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов, суффикса – ниц – со значением вместилища, учатся образовывать существительные обозначающие названия детенышей животных и птиц; профессии. Параллельно идет работа по образованию прилагательных (притяжательных, качественных, относительных). А так же глаголов  (возвратных, приставочных, совершенного и несовершенного видов) и подбору родственных слов. Упражнения в самостоятельном образовании форм существительных, прилагательных и глаголов проводятся на разнообразном тематическом материале.

Формирование словоизменения у дошкольников начинается с упражнений по различению, сопоставлению форм слов. Дети вслушиваются в окончания существительных, глаголов единственного и множественного числа, в изменения падежных окончаний одного и того же слова. 

Навыки словоизменения закрепляются сначала в словосочетаниях; затем в предложениях, далее и связанной речи.

Вся работа по практическому усвоению лексико-грамматического строя языка является основной для формирования разных типов предложения.

Для того чтобы дети умели правильно строить и употреблять в своей речи простые предложения, важно, чтобы все слова были им понятны. Необходимо следить за порядком слов в предложении (в случае необходимости поправлять с помощью вопросов), за правильным употреблением соответствующей формы глагола, согласованием его в лице и числе с существительным. Детям предлагается самостоятельно подбирать однородные подлежащие, сказуемые, дополнения и т.д.

Основой для организации речевой практики детей служат практические действия с предметами, активные наблюдения за жизненными явлениями. Составляя предложения по описанию различных действий по содержанию картинки и т.п., дети учатся связно рассказывать об увиденном. Постепенно такие сообщения объединяются в короткий рассказ.

Эффективным средством формирования лексико-грамматического строя речи детей являются игры и упражнения, применяемые на занятиях, в разных видах деятельности, в режимных моментах.

Значительную помощь в формировании лексико-грамматических конструкций оказывают родители. Совместная работа с родителями является неотъемлемой частью комплексного процесса развития речи. Для повышения компетентности родителей проводятся открытые занятия, беседы консультации, обучающие семинары-практикумы и другие виды работы. Активная и сознательная помощь родителей значительно сокращает  сроки работы над улучшением речи детей и дает  положительные результаты.

Таким образом, к школьному возрасту, дети овладевают в основном всей сложной системой практической грамматики.

Приложение.

Игры на развитие лексико-грамматического строя речи

Задание №1.

Дать «ласковые имена»:

Валя-Валечка,  Вася, Соня, Саша, Даша,  Ира, Люда, Катя, Аня, Зина, Рая, Сима, Серёжа, Миша, Костя, Дима, Наташа, Вера.

Задание №2.

Покажи на себе и на кукле и назови:

голова-головка, лоб, уши, нога, затылок, губы, рука, щёки, пальцы, спина, глаза, ногти, живот, брови, ресницы, шея, нос, язык.

Задание №3.

Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один  предмет, а ребёнок – много.

Огурец – огурцы, баклажан - ... редька - ... помидор - ... кабачок - ... редиска - ... боб - ... тыква - ... патиссон - ...

Задание №4.

Считай овощи до трёх по образцу: один помидор, два помидора, три помидора.

Один огурец …  Одна редиска…  Один баклажан, …  Одна морковка … Один кабачок …  Одна репка …  Один боб … Одна редька …

Задание №5.

Проведите игру «Есть - нет». Ребёнок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».

- У меня есть свежая капуста.

- У меня нет свежей капусты.

Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.

  Задание №6.

Подбери как можно больше определений к каждому предмету. Нарисуй в тетради.

Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.

Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.

Задание №7.

Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.

Стол-столик. Булка - ... Стул - ... Чашка - ... Салфетка - ...  Тарелка - ... Огурец - ... Конфета - ... Диван - ... Полка - ... Нож - ... Кружка - ...

Задание №8.

Проведите игру с мячом «Один - много».

Яблоко – яблоки, груша – груши, слива – сливы, персик, банан, ананас.

Затем проведите игру «Много - один».

Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор. Огурец, мандарин,  лимон

Задание №9.

Дополнить предложения, изменив слово в скобках.

В корзине лежит один (помидор).

В лесу растёт много (дерево).

В зоопарке мало (зверь).

У меня меньше (ягода), чем у Вовы.

Петя собрал столько же (гриб), сколько и Света.

В шкафу лежит больше (плащ), чем на вешалке.

Задание №10.

Подобрать  несколько существительных к прилагательным.

Красные машины, стулья, блюдца. Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …

Существительные должны быть всех трёх родов.

Задание №11.

Проведите игру «Большой-маленький».

Шапка – шапочка, кофта - ..., юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки.

Задание №12.

Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».

Машина в гараж … (въезжает).

Мальчик из школы … (выходит).

Шофёр к машине … (подходит).

Девочка с горы … (съезжает).

Старушка через улицу … (переходит).

Девочка через лужу … (перепрыгивает).

Птичка из клетки … (вылетает).

Задание №13.

Измените предложения по образцу:

Он сидит на диване. – Они сидят на диване.

Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …

Задание №14.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу.

Хвост собаки – собачий хвост.

Молоко коровы – коровье молоко.

Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …

Задание №15.

Образуйте притяжательные прилагательные по образцу.

Шуба из белки – беличья шуба.

Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …

Задание №16.

Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).

Солнце, как мяч, круглое.

Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд …

Задание №17.

«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений. Например:

Рукавички – новые, красивые, дорогие, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.

Задание №18.

Скажи по образцу, какая посуда.

Из стекла – стеклянная.

Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы …

Задание №19.

Дай полные ответы на вопросы.

Чем дворник подметает улицу?

Чем медсестра делает укол?

Чем парикмахер расчёсывает волосы?

Чем повар режет морковь?

Чем садовник рыхлит землю?

Чем маляр красит стены?

Чем столяр строгает доски?

Задание №20.

Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.

Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.

Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.

Задание №21.

Изменить по образцу:

Белый – беленький. Тёплый Старый Кислый Лёгкий Чистый Добрый Толстый Сладкий Тонкий Узкий Мягкий

СОСТАВЛЕНИЕ РАССКАЗА

Рассказ – самостоятельно составленное развернутое изложение какого-либо факта, события. Составление рассказа – более сложная деятельность, чем пересказ. Ребенок должен сам в соответствии с данной темой определить содержание и выбрать речевую форму повествования.

По форме рассказы могут быть описательными и сюжетными. Описание – это изложение характерных признаков отдельного предмета или явления. Описание носит деловой характер, в нем много точных определений, обстоятельств, но желательно, чтобы присутствовали элементы образности, которая так привлекает детей. Описание должно быть лаконичным.

Сюжетный – это передача событий, происходящих в определенной временной последовательности с каким- нибудь героем. Детям дается представление о типичной структуре таких рассказов – вначале (экспозиция) называется герой (или герои), иногда дается описание его внешнего вида, затем излагается первое событие (завязка), по возможности объясняется, когда, где оно происходило.

В 3-4 года ребенка учат воспроизводить последовательность событий в рассказе, сказке, опираясь на вопросы взрослого человека, иллюстрации. На пятом году жизни появляется способность к монологической речи. В подготовительный период к школе закрепляются все навыки монологической речи, сформированные ранее, совершенствуются выразительная сторона пересказов и творческих рассказов, их точность.

Рассказывая, дети должны обращаться не к одному педагогу, а ко всем товарищам. При этом им надо прививать соответствующие культурные навыки: как встать, выйти, повернуться лицом к товарищам, следить за своей позой.

 В обучении рассказыванию применяются специфичные приемы, назначение которых – получить от ребенка связное высказывание, монолог, а не ответ одним словом, жестом, фразой. Образец рассказа – это краткое, живое описание какого-либо предмета или события, доступное детям для заимствования по содержанию и форме.

Частичный образец применяется в процессе закрепления умения рассказывать, если ребенку трудно дается выполнение какого-либо задания, например придумывание начала повествования. Осмысленному отбору речевых форм способствует такой прием, как разбор образца рассказа, который подводит к вычленению плана высказывания.

План рассказа – это 2-3 основных вопроса, определяющих содержание и последовательность изложения. 

Коллективное составление рассказа – преимущество этого приема в том, что в работе активно участвуют все дети, в процессе которой они получают наглядное представление о том, что значит придумать рассказ, постепенно формируется их воображение. Составление рассказа по частям – благодаря этому приему содержание рассказа становится полнее и глубже, кроме того, много детей можно вовлечь в данный процесс.

В комплексе приемов существенное место занимают указания относительно того, каким должен быть рассказ: рассказывать подробно или кратко, обдумать весь рассказ от начала до конца, менять голос, когда говорят разные герои. При обучении некоторым видам рассказывания находит место такой прием, как окончание детьми рассказа, начатого взрослым (по предложенному плану, а затем и без него).

Вопросы в обучении рассказыванию играют второстепенную роль. Их задают в основном после того, как рассказ бывает составлен, для уточнения или дополнения его. Оценка также обучающий прием. Она применяется для того, чтобы ребенок подражал тому, за что его похвалили. Наглядным своеобразным воплощением плана рассказа являются модель и схема. Модель рассказа может представлять собой круг, разделенный на три части, отображающие части рассказа. В схеме при помощи условных обозначений (рисунков, условных знаков) передается последовательность изложения содержания рассказа.

Для закрепления навыков связной речи у детей и создания игровой мотивации активно используются разнообразные игры. В играх – драматизациях осуществляется переход от ситуативной речи к контекстной, от диалога к монологу, от речи по подражанию к собственной речи. Игры на основе сюжета («Почта», «Магазин», «Ателье» и т.д.) служат для закрепления навыков описания предметов и построения диалога.

Таким образом, обучение дошкольников рассказыванию – сложный, многогранный процесс, результатом которого является самостоятельно составленный и изложенный ребенком текст. Монологическая речь – наивысшая точка развития речи дошкольника, она требует последовательного систематического обучения.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов 

«Дошкольник и экономика»

Подготовила: Ильина Е.В.

Приобщение ребёнка к миру экономической действительности - одна из сложных и в тоже время важных проблем. Сегодня – это предмет специальных исследований в школьной и в дошкольной педагогике. Нынешним дошкольникам предстоит жить в веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятельно, творчески действовать, а значит - строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно.

Процесс экономического воспитания реализуется через различные формы его организации. Главное – говорить ребёнку о сложном мире экономики на языке, ему понятном. Поэтому приоритет закрепляется за такими формами, которые интересны, эффективны в плане познавательного и личностного развития, действенны и значимы для ребёнка, способствуют саморазвитию личности, проявлению его «Я», - играм, комплексно – тематическим занятиям, вечерам досуга и пр.

Основная форма обучения – игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир. Обучение, осуществляемое с помощью игры, естественно для дошкольника.

Сделать экономику понятной помогут сюжетно – дидактические игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. В сюжетно –дидактических играх моделируются реальные жизненные ситуации: операции купли – продажи, производства и сбыта готовой продукции и др. Соединение учебно – игровой и реальной деятельности наиболее эффективно для усвоения дошкольниками сложных экономических знаний.

Одной из форм познавательно – игровой деятельности является комплексно – тематическое занятие. Так, экономическим содержанием обогащаются занятия по математике, экологии, ознакомлению с социальным и предметным миром. Это даёт возможность интегрировать задачи экономического воспитания в разные виды деятельности. В процессе комплексно – тематических занятий новые образовательные задачи, в том числе и экономические, решаются через математическую, экологическую, художественную и другие виды детской деятельности, через создание и решение проблемных задач, ситуаций, вопросов.

Развлечения и вечера досуга (конкурсы, викторины, олимпиады) – это своего рода праздники – яркие, необычные, таинственные. У детей пользуются большой популярностью различные интеллектуальные игры«Что? Где? Когда?»«КВН» и др. Для них это и весёлая игра, и серьёзная работа, требующая внимания и сосредоточенности. Детям нравятся нестандартные вопросы, весёлые, необычные и в то же время содержательные задания (отгадывание кроссвордов и ребусов, разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты.

Особый интерес вызывают развлечения(«Ярмарка прошлого, настоящего и будущего»«Бизнес-клуб»«Аукцион», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности.

Для усвоения экономических знаний используются самые разнообразные методы, приёмы и средства обучения. Так, овладение экономическим содержанием осуществляется и в процессе чтения художественной литературы (рассказы с экономическим содержанием,народный фольклор: пословицы, поговорки, сказки).

Значительное место отводится сказке. Сказка – литературный жанр с огромными дидактическими возможностями. Народные сказки, аккумулировавшие вековой экономический опыт народа, используются для воспитания таких «экономических» качеств личности, как трудолюбие, бережливость, расчётливость, практичность и др. В них экономическое содержание развёртывается перед детьми в виде проблемных ситуаций, разрешения которых развивает логику, нестандартность, самостоятельность мышления, коммуникативно-познавательные навыки, способность ориентироваться в ситуации поиска. Включаясь в решение сюжетной задачи, дошкольник открывает для себя новую сферу социальной жизни людей – экономическую.

Логические и арифметические задачи, задачи – шутки оживляют путь познания сложных экономических явлений. Они сочетают в себе элементы проблемности и занимательности, вызывают напряжение ума и доставляют радость, развивают фантазию, воображение и логику рассуждений. Решение таких задач повышает интерес ребёнка к экономическим знаниям, учит видеть за названиями и терминами жизнь, красоту мира вещей природы, людей.

Известно, что развитие ребёнка зависит от многих факторов, в том числе и от соответствующей обстановки, т. е. среды в котором оно происходит. Поэтому столь актуальным является создание в дошкольном образовательном учреждении предметно-развивающей среды – того пространства, в котором ребёнок живёт и развивается: мир природы, мир людей, мир предметно-пространственного окружения.

В игротеках должен быть представлен весь необходимый комплекс дидактических материалов, игр и пособий, используемый в воспитании дошкольников.

Доминирующими формами работы является общение педагога с ребёнком в рамках личностно-центрированной модели взаимодействия между людьми и игра. Созданные благоприятные, комфортные условия позволяют каждому ребёнку найти собственный путь в «экономику» через игру, математику, рисование и т. д., обеспечивают формирование и потребности в познании, способствуют умственному и личностному развитию.

Работа по экономическому воспитанию дошкольника невозможна без участия родителей. На всех этапах требуется поддержка ребёнка дома, в семье. Однако это в настоящее время представляет собой определённую проблему. Результаты анкетирования показывают, что родители, в основном, теоретически признают необходимость и полезность экономического воспитания, обосновывая это требованиями времени, а практически не содействуют приобщению детей к миру экономики.

Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагогов и родителей по экономическому воспитанию старших дошкольников. К ним относятся:

  • информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье;
  • участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в дошкольном учреждении (экономические ярмарки, праздники, конкурсы);
  • создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях;
  • организация семейных клубов в целях обеспечения сотрудничества детского сада с семьёй.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи даёт хорошие результаты, и способствуют более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.



Предварительный просмотр:

Консультация для воспитателей

«Патриотическое воспитание дошкольников»

Подготовила: Ильина Е.В.

О важности приобщения ребенка к культуре своего народа написано много, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. Поэтому детям необходимо знать и изучать культуру своих предков. Именно акцент на знание истории народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
       Таким образом, нравственно-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного образовательного учреждения.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время выходит достаточно много методической литературы по данному вопросу. Зачастую в ней освещаются лишь отдельные стороны нравственно-патриотического воспитания детей в конкретных видах деятельности и нет стройной системы, отражающей всю полноту данного вопроса. Видимо, это закономерно, поскольку чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны.

      Исходя из этого данная работа включает целый комплекс задач:
— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
— формирование бережного отношения к природе и всему живому;
— воспитание уважения к труду;
— развитие интереса к русским традициям и промыслам;
— формирование элементарных знаний о правах человека;— расширение представлений о городах России;
— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);
— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;
— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.
Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту — так как воспитывают в ребенке не только патриотические чувства, но и формируют его взаимоотношения со взрослыми и сверстниками. Нравственно-патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.
Чувство Родины... Оно начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.
Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе... И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота.
     У каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. “Это — первые 
и блестящие попытки русской народной педагогики, — писал К.д. Ушинский, — и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа”. Не случайно К.д. Ушинский подчеркивал, что “... воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным”. Он ввел в русскую педагогическую литературу термин народная педагогика”, видя в фольклорных произведениях национальную самобытность народа, богатый материал для воспитания любви к Родине.
Таким образом, произведение устного народного творчества не только формируют любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.
      Немалое значение для воспитания у детей интереса и любви к родному краю имеет ближайшее окружение. Постепенно ребенок знакомится с детским садом, своей улицей, городом, а затем и со страной, ее столицей 
и символами.
     Система и последовательность работы по нравственно-патриотическому воспитанию детей может быть представлена следующим образом:
Безусловно, настоящая схема не может передать всю полноту рабoты по данному вопросу. Все эти задачи присутствуют как бы внутри работы по нравственно-патриотическому воспитанию.
      Задача педагога — отoбрать из массы впечатлений, получаемых ребенком, наиболее доступные ему: природа и мир животных дома (детского сада, родного края); труд людей, традиции, общественные события 
и т.д. Причем эпизоды, к которым привлекается внимание детей, должны быть яркими, образными, конкретными, вызывающими интерес.

Поэтому, начиная работу пo воспитанию любви к родному краю, педагог обязан сам его хорошо знать. Он должен продумать, что целесообразнее показать и рассказать детям, особо выделив наиболее характерное для данной местности или данного края.
       Любoй край, область, даже небольшая деревня неповторимы. В каждом месте своя природа, свои традиции и свой быт. Отбор соответствующего материала позволяет формировать у дошкольников представление о том, чем славен одной край.
Родной город... Надо показать ребенку. что родной город славен свoей историей, традициями, достопримечательностями, памятниками, лучшими людьми.
Какие сведения и понятия о родном городе способны усвоить дети?
Четырехлетний ребенок должен знать название своей улицы и той, на которой находится детский сад.
     Внимание детей постарше нужно привлечь к объектам, которые расположены на ближайших улицах: школа, кинотеатр, почта, аптека и т.д., рассказать об их назначении, подчеркнуть, что все это создано 
мя удобства людей. диапазон объектов, с которыми знакомят старших дошкольников. расширяется — этo район и город в целом, его достопримечательности, исторические места и памятники. детям объясняют, в честь кого они воздвигнуты. Старший дошкольник должен знать название своего города, своей улицы, прилегающих к ней улиц, а также в честь кого они названы.  Ему объясняют, что у каждого человека есть родной дом и город, где он родился и живет. для этого необходимы экскурсии по городу, на природу, наблюдения за трудом взрослых, где каждый ребенок начинает осознавать, что труд объединяет людей, требует от них слаженности, взаимопомощи, знания своего дела. И здесь большое значение приобретает знакомство детей с народными промыслами края, народными умельцами.
       В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, в особенности же близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи (дедушек и бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигов необходимо привить детям такиe важные понятия, как “долг перeд Родиной”, “любовь к Отечеству’!, “ненависть к врагу”, “трудовой подвиг” и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну, Родина чтит своих героев, отдавших жизнь зa счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
     Продолжением данной работы является знакомство детей с другими городами России, сo столицей нашей Родины, с гимном, флагом и гербом государства.
    Однако следует подчеркнуть, что предложенная система нравственно-патриотического воспитания может видоизменяться в зависимости от конкретных условий.
  Неверно полагать, что воспитывая любовь к семье, мы уже тем самым прививаем любовь к Родине. К сожалению, известны случаи, когда преданность своему дому уживается с безразличием к судьбе страны, а иногда даже с предательством. Поэтому важно, чтобы дети как можно раньше увидели “гражданское лицо” своей семьи. (Знают ли они, за что их дедушка и бабушка получили медали? Знают ли знаменитых предков? и т.д.)
Показать через малое большое, зависимость между деятельностью одного человека и жизнью всеx людей — вот что важно для воспитания нравственно-патриотических чувств.
    Организованная таким образом работа будет способствовать правильному развитию микроклимата в семье, a также воспитанию любви к своей стране.
Например, воспитывая у детей любовь к своему городу, необходимо подвести их к пониманию, что их горoд — частица

Родины, поскольку во всех местах, больших и маленьких, есть многo общего:
повсюду люди трудятся для всех (учителя учат детей; врачи лечат больных; рабочие делают машины и т.д.);
везде соблюдаются традиции: Родина помнит героев, защитивших ее от врагов;
повсюду живут люди разных национальностей, совместно трудятся и помогают друг другу; люди берегут и охраняют природу;
есть общие профессиональные и общественные праздники и т.д.
     Быть гражданином, патриотом — это непременно быть интернационалистом. Поэтому воспитание любви к своему Отечеству, гордости за свою страну должно сочетаться с 
формированием доброжелательного отношения к культуре других народов, к каждому человеку в отдельности, независимо от цвета кожи и вероисповедания.
          Безусловно, гуманное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка 
в первую очередь под влиянием родителей и педагогов, т.е. взрослых, которые находятся рядом с ним. Особенно это актуально в наши дни, когда среди какой-то части взрослого населения возникают противостояния по данным проблемам. Поэтому особенно важно в детском саду поддержать и направить интерес ребенка к людям других национальностей, рассказать, где территориально живет данный народ, о своеобразии природы и климатических условий, от которых зависит его быт, характер труда и т.д.
        К концу дошкольного периода ребенок должен знать: нашу страну населяют люди разных национальностей; у каждого народа свой язык, обычаи и традиции, искусство 
и архитектура; каждый народ талантлив и богат умельцами, музыкантами, художниками и т.д.

Таким образом, решая задачи нравственно-патриотическогo воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с местными условиями и особенностями детей, учитывая следующиe принципы:
“позитивный центризм” (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста);
непрерывность и преемственность педагогического процесса;
дифференцированный подхoд к каждому ребенку, максимальный учет его психологических особенностей, возможностей и интересов;
рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок; деятельностный подхoд; развивающий характер обучения, основанный на детской активности.
       Планирование данной работы наиболее целесообразно по следующим темам: “Моя семья”, “Моя улица”, “Мой детский сад”. Работа по каждой теме должна включать занятия, игры, экскурсии, нерегламентированную деятельность детей, по некоторым темам
— праздники.
Тематическoе планирование способствует эффективному и системному усвоению детьми знаний о своей стране, родном крае, той местности, где они живут. Причем темы повторяются в каждой группе. Изменяются только содержание, объем познавательного материала и сложность, следовательнo, и длительность изучения. Отдельные темы желательно приурочивать к конкретным событиям и праздникам, например, знакомство с правами и обязанностями — в декабре (перед Днем Конституции), Богатыри Земли Русской — в феврале (перед Днем защитника Отечества) и т.д., обеспечивая тем самым связь с общественными событиями.

         Основной формой нравственнo-патриотического воспитания детей являются тематические занятия. Важно, чтобы они повышали детскую мыслительную активность. Этому помогают приемы сравнения (труд в колхозе раньше и теперь, счеты и компьютеры и т.д.), вопросы, индивидуальные задания. Нужно приучать детей самостоятельно анализировать увиденное, делать обобщения, выводы. Можнo предложить найти ответ в иллюстрациях, спросить у родителей и т.д.
          Следует подчеркнуть, что для ребенка дошкольного возраста характерны кратковременность интересов, неустойчивое внимание, утомляемость. Поэтому неоднократное обращение к одной 
и той же теме лишь способствует развитию у детей внимания и длительному сохранению интереса к одной теме. Кроме того1 необходимо объединять в одну тему занятия не только по родному языку, но и по ознакомлению с природой, музыкой, изодеятельностью (например, “Мой город”, “Столица нашей Родины — Москва”).
      Учет возрастных особенностей детей требует широкого применения игровых приемов, которые важны как для повышения познавательной активности детей, так и для создания эмоциональной атмосферы занятия. Например, в игре “Магазин сувениров” ребенку предлагается определить: где, из какого материала изготовлена конкретная поделка, как она называется (хохлома, дымка, гжель). Таким образом, каждая тема должна подкрепляться различными играми, продуктивными видами деятельности (изготовление коллажей, поделок, альбомов, тематическое рисование). Итоги работы над темой, объединяющей знания детей, могут быть представлены во время общих праздников, семейных развлечений.

Следует подчеркнуть, что трудности в ознакомлении детей с бытом, традициями, отдельными историческими моментами вызваны тем, что дошкольникам свойственно наглядно-образное мышление. Поэтому необходимо использовать не только художественную литературу, иллюстрации, шутку и т.д., но и “живые” наглядные предметы и материалы (национальные костюмы, старинную мебель, посуду, орудия труда и т.д.). “Бытовая повседневность” чрезвычайно эффективна для ознакомления детей со сказками, народными промыслами, бытовыми предметами старины. Для этого желательны посещения музеев, а также организация специальных помещений в детском саду. Именно здесь для ребенка открывается возможность первого проникновения в историю быта родного края. Кроме того, в подобном “помещении” расширяются возможности подачи информации посредством игры (через героев сказок и т.д.).
Не менее важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Прикосновение к истории своей семьи вызывает у ребенка сильные эмоции, заставляет сопереживать, внимательно относиться к памяти прошлого, к своим историческим корням.               Взаимодействие с родителями по данному вопросу способствует бережному отношению к традициям, сохранению вертикальных семейных связей. “В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин <...> Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям, — эту заповедь А.С. Макаренко необходимо использовать при работе воспитателя и с детьми, и с их родителями.
        В настоящее время эта работa актуальна и особенно трудна, требует большого тактa и терпения, так как в молодых семьях вопросы воспитания патриотизма, гражданственности не считаются важными, и зачастую вызывают лишь недоумение. Привлечение семьи к нравственно-патриотическому воспитанию детей требует от воспитателя особого тактa, внимания и чуткости к каждому ребенку. В связи с этим можeт возникнуть необходимость в задействовании кого-либо в поиске документов о членах семьи. Добровольность участия каждого — обязательное требование и условие данной рабoты.
         Необходимо отметить, что в настоящее время у 
людей наблюдается интерес к своей генеалогии, к исследованию национальных, сословных, профессиональных корней и своего рода в разных поколениях. Поэтому семейное изучение своей родословной поможет детям начать осмысление очень важных и глубоких постулатов:
корни каждого — в истории и традициях семьи, своего народа, прошлом края 
и страны;
семья — ячейка общества, хранительница национальных традиций;
счастье семьи — счастье и благополучие народа, общества, государства.
    Большoе значение имеют семейные экскурсии по району, городу или селу, посещение с родителями отдельных предприятий и учреждений района и т.д. Итоги таких экскурсий могут быть выражены в фотовыставке, совместном с ребенком выступлении или снятом фильме.

            Не менее интересно провести “мини- исследование”. Причем воспитатель вместе с родителями должен выбрать и определить тему исследования, разумно ограничивая ее “территориальные” и “временные рамки, например, исследование не истории села вообще, а истории улицы (на которой находится детский сад или живут дети), или прошлого дома и судеб егo жителей, истории шефствующего предприятия и
т.д. Хорошо, когда занятия семейных клубов включают в себя работы фольклорного плана (разрисовка глиняных игрушек, народное плетение 
и т.д.), а также местные традиционные праздники и обряды, рождественские балы, праздник русской масленицы, березки и т.д. Безусловнo, все это приобщает детей к истории края и своего народа, воспитывает любовь к Родине.



Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное автономное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад «Аленький цветочек»

ПАМЯТКА

для педагогов на тему:

«Предметно-развивающая среда

в патриотическом воспитании дошкольников»

Подготовила:

воспитатель

Ильина Е.В.

2022 г

Психологические особенности детей дошкольного возраста таковы, что именно в игровой деятельности достигаются основные педагогические задачи образовательного и воспитательного характера.

Нравственно-патриотическое воспитание является одним из основных направлений современного образования. Поэтому, необходимо серьезно подойти к созданию патриотического уголка в каждой возрастной группе дошкольного учреждения.

Требования к содержанию и оформлению патриотических уголков:

- Оборудование патриотического уголка: стеллажи, полки, этажерки для размещения игрового, дидактического и наглядного материала.

- Соответствие содержания образовательной программе ДОУ;

- Материал, содержащийся в патриотическом уголке, должен соответствовать возрасту детей группы, быть направленным на развитие познавательных способностей в познавательно-исследовательской деятельности;

- Оборудование патриотического уголка должно обеспечивать разнообразную познавательную и игровую деятельность под руководством взрослых.

- Разнообразность и доступность дидактического материала для самостоятельной деятельности детей.

По возможности, весь материал должен быть вариативным, что обеспечит разнообразие использования материала в дидактических играх, самостоятельной игровой деятельности, формируя и закрепляя патриотическое видение, создавая нужный образ для дальнейшей практической деятельности дошкольников.

Методические рекомендации по оформлению патриотического уголка.

1.Не следует перегружать патриотический уголок дидактическим оборудованием, наиболее целесообразно регулярное обновление дидактического оснащения уголка.

2. Оформление не должно носить выставочный характер. Игровой материал может быть систематизирован и помещён в коробки, папки, контейнеры, пластиковые боксы с легко снимающимися крышками и соответствующей маркировкой, и храниться в доступном для детей месте.

3. Представление и защита патриотического уголка с умением продемонстрировать творческий подход к применению дидактических пособий.

4. Расположение предметов и организация патриотического уголка могут иметь несколько вариантов в зависимости от возраста воспитанников.

Приветствуется творческий подход педагога в создании предметно-развивающей среды.

Учитывая программные требования в патриотическом воспитании дошкольников можно приблизительно рекомендовать содержание уголков в зависимости от возрастной группы:

Патриотические уголки в детском саду для младших групп могут быть представлены в основном материалами по знакомству с ближайшим окружением. Это в первую очередь: папки, дидактические игры, иллюстрации по темам «Взрослые люди», «Семья», «Дом, в котором ты живешь», «Ребенок и его сверстники», «Эмоции», «Правила поведения в общественных местах».

Также в уголке располагают: макеты и фотографии группы, дошкольного учреждения, улицы; предметы старины, русские народные игрушки, художественная литература для малышей.

В уголок средней группы добавляется материал о семейных праздниках и традициях. Помимо макета улицы и ДОУ добавляются альбомы, открытки с достопримечательностями родного города, знаменитыми соотечественниками, представителями животного и растительного мира, транспорта, архитектуры. В средней группе в оформлении уголка появляются элементы государственной и муниципальной символики (флаг и герб), а также папки с иллюстрациями по теме «Защитники Отечества».

В старших группах уголки могут быть представлены семейными фотоальбомами, самодельными книгами на темы «Герб моей семьи», «Семейное древо». Тематические папки с иллюстрациями об истории родного края, промышленности, достопримечательностях, культуре и образовании и так далее. В уголке присутствуют все символы государства и родного края (гимн, флаг, герб, портреты Главы республики, мэра города); карты края, адаптированные для детей. Вводится материал о православии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка» Консультация для педагогов на тему: «Двигательная активность – основа психологического здоровья ребенка»

Снижение двигательной активности отрицательно сказывается не только на физическом развитии, но и на физическом и психическом здоровье взрослого и ребенка....

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду«Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов...

Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»Консультация для педагогов «Развиваемся и учимся играя»

Мы не однократно слышали о эффективной системе развивающих игр для детей созданной известными педагогами Никитиными, родителями семерых детей, создателями принципиально новой системы воспитания и оздо...

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО».

Конспект консультации для педагогов ДОО «Использование технологии «Портфолио педагога» для организации процесса аттестации педагога ДОО»....

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ на тему "Коммуникативная компетенция педагога. Речевой этикет в профессиональной деятельности воспитателя. Требования к речи педагога как средству общения, пути её совершенствования."

Воспитатель для дошкольника - первый человек после родителей, обучающий его правилам жизни в обществе, расширяющий его кругозор, формирующий его взаимодействие в социуме. На педагоге лежит огромная от...

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов

Консультация для воспитателей в детском саду «Взаимоотношение педагога и детей в процессе игры» консультация для педагогов....