Основы финансовой грамотности
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Иванова Валентина Николаевна

НОД "Путешествие в страну Экономика"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_ekonomika.docx20.93 КБ

Предварительный просмотр:

Непосредственная образовательная деятельность

по финансовой грамотности

«Путешествие в страну Экономика»

Подготовила Иванова В.Н.

с Аликово

 Цель: Расширить знания старших дошкольников по финансовой грамотности.

 Программные задачи:

  1. Образовательные: - познакомить детей с экономическим понятием – потребность, - закрепить представления детей экономических понятий: деньги, семейный бюджет: доход и расход. - познакомить с экономическим понятием: потребность: «Хочу» и «Надо»
  2.  Развивающие: - развивать у детей умение подмечать в сказках простейшие экономические явления, - выделять слова и действия, относящиеся к экономике, обогащать словарный запас, -закреплять умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуации творческой и игровой ситуации, - развивать познавательный интерес, мышление, память, внимание и воображение.
  3. Воспитательные: - воспитывать любознательность в процессе познавательно- игровой деятельности - формировать положительные взаимоотношения детей.

 

Материал и оборудование: ноутбук, колонки, картинки по теме, монетки для обозначения остановок, карта с остановками,  

Ход занятия 

  1. Организационный момент.

 Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)

 Встанем мы в кружочек дружно,

Поздороваться нам нужно

Говорю тебе «Привет!»

 Улыбнись скорей в ответ.

 Здравствуй правая рука,

 Здравствуй левая рука,

Здравствуй друг, здравствуй друг,

 Здравствуй весь наш дружный круг.

  1. Введение в тему.

Воспитатель: Ребята, сегодня я хочу с вами отправиться в очень интересную страну. (Дети предполагают место, куда они могут отправиться).

 Страна эта называется Экономика. Экономика - это страна, где учат правилам ведения хозяйства. Экономика учит нас разумно тратить деньги, экономить их. Покупать то, что нам нужно для жизни.

Но для начала путешествия попробуем отгадать загадки:

  1. В этой фирме все бывают,

Бланк сначала заполняют,

 вносят в кассу платежи.

 Что за фирма, подскажи? (Банк.)

2. Из какого аппарата выдаётся всем зарплата? (Банкомат.)

 3. На товаре быть должна обязательно … (Цена)

 4. Герб и циферки в рядах стоят на разных сторонах (монета)  

5. И врачу, и акробату Выдают за труд. (зарплату)

 (Ребята затрудняются правильно ответить на загадки)

 Воспитатель: Что бы разобраться в ответах, мы с вами и посетим страну Экономику. Ну а раз мы отправляемся в путешествие, то нам необходим какой-нибудь транспорт. Вы согласны?

Дети: Да

Воспитатель: А на каком транспорте можно путешествовать? (Дети перечисляют названия транспорта)

 Воспитатель: Сколько много названий транспорта вы сказали. А чтобы узнать на каком транспорте мы отправимся, вам нужно отгадать загадку.

 Братцы в гости снарядились,

 Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далек,

Лишь оставили дымок… (Поезд)

 Воспитатель: Занимаем места. (Дети встают паровозиком и едут за воспитателем под песню паровозик)

Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Он бежит, качается,

 Охает, старается…

Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,

Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

 Стоп!

 -Приехали, посмотрите ребята это страна –Экономика .(показываю ватман с остановками) Нам с вами нужно проехать все станции. Приступим?

Дети:Да

1.Станция «Денежная»

Воспитатель: -Посмотрите, ребята, что изображено на первой остановке.(Сказочное дерево с деньгами)

Отгадайте загадку:

Бывают они медные,

Блестящие, бумажные,

Но для любого из людей,

Поверьте, очень важные! (деньги)

Воспитатель: Какие же деньги бывают? Деньги бумажные, они называются «купюра» и железные деньги, это «монеты». А ещё в современном мире, есть карточки ,на которых лежат деньги.

-Но, вот есть вопрос: откуда появляются деньги?(Ответы детей)

 - Правильно ребята, их зарабатывают родители, ходят каждый день на работу, трудятся и получают за это деньги, которые называются «зарплатой». А вы знаете, кем работают ваши мамы и папы? (Ответы детей) Профессий очень много.

Всем вам приходилось иметь дело с деньгами. Что такое деньги? Деньги – это такой предмет, за который можно все купить. Например, пальто можно приобрести за несколько купюр, а хлеб можно купить за несколько монет. Чтобы каждый мог покупать то, что ему нужно. То чего человек желает – называется потребностью.

На этой остановке необходимо выполнить следующие задания:

Игра « Что можно купить, а что нельзя»

Воспитатель: Ребята давайте отправимся на следующую остановку.

Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Чух — чух, чух – чух — паровозик,

Он бежит, качается, Охает, старается…

 Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,

Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

Стоп!

  1. Станция «Семейный бюджет» (отмечаем остановку)

Воспитатель: Посмотрите, ребята, кто встречает нас на этой остановке? (Показ картинки семья)

В ней есть папа- он работает в рекламном агентстве и получает зарплату – это деньги, полученные за труд.

 Мама- работает в банке и тоже получает зарплату.

Есть бабушка и дедушка. Он пенсионеры и не работают. Они получают пенсию – это деньги, получаемые в старости за то, что они работали в молодости.

 Есть сын- он учится в университете, и получает стипендию- это деньги за хорошую учебу.

Есть дочка- она маленькая, и ходит в детский садик и ничего не получает. Все вместе эти деньги называются – семейный доход.

- Скажите, а чтобы приобрести себе еду, квартиру, что нужно? (Деньги).

 - А для того, что бы были деньги нужно, чем заниматься? (Работать).

 Воспитатель: Папа получил зарплату, давайте с вами узнаем, как дочка Маша решила ее потратить.

 Папа получил зарплату

, Папа наш теперь богатый!

 Сходим с папой в магазин,

 Купим маме апельсин.

 Купим килограмм конфет,

 И сардельки на обед.

Купим ананас для брата

- Папа получил зарплату!

Купим бабушке банан,

В общем, королевский план!

 Купим пряники, сосиски,

 И трески для нашей киски.

 Купим всё, что нам угодно,

Вместе с папою сегодня.

Я счастливей всех, ребята,

Папа получил зарплату!

 Воспитатель: Как вы думаете, правильно ли Маша потратила папину зарплату ? (Нет.) А почему не правильно, мы узнаем посетив следующую остановку.

Ну что ребята поехали дальше…

 Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Он бежит, качается, Охает, старается…

 Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,

 Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

 Стоп!

  1. Станция "Расходы" (отмечаем остановку)

Воспитатель: Ребята , мы узнали что Маша потратила не правильно папину зарплату. - Как бы вы распределили семейный доход? На что надо потратить в первую очередь? (Оплата за квартиру, еда, одежда, оплата за детский сад, игрушки...) 

Проводится игра «Хочу, надо»

Воспитатель: Те деньги, которые мы зарабатываем и вкладываем в семейный бюджет, называются (доход), а то, что мы тратим на определённые нужды, называется (расход). Я начну читать сейчас. А вы хором мне отвечайте: доход или расход

Мама получила зарплату — Д.

 Бабушка заболела — Р.

 Выиграли в лотерею — Д.

Потеряли кошелёк — Р.

 Нашли монетку — Д.

 Купили куклу- Р.

 Заплатили за воду — Р.

 Папа получил зарплату – доход.

 Порвались штаны – расход.

 Воспитатель: Молодцы. Поехали дальше.

Чух — чух, чух – чух — паровозик,

 Чух — чух, чух – чух — паровозик,

Он бежит, качается, Охает, старается…

Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки,

 Оххх, Шшш, Таки-таки, таки-таки.

Стоп!

4.Станция "Банк"(отмечаем остановку)

Восптитатель: Ребята, а есть ли у вас мечта? (Да)

-Вот представьте вы хотите купить какую-либо дорогую игрушку, а денег у вас ещё не хватает. Что же делать?

 -Как сохранить деньги и не потратить их на ненужные вещи?

 — Правильно, ребята. Деньги нужно поместить в банк.

Может, кто знает, что такое банк?

Воспитатель: Банк — это специальный дом для денег, который держится деньгами, они здесь хозяева. -Ребята, а что значит дом для вас? (Место, куда ты приходишь, где у тебя есть своя жизнь, где с тобой всегда что-то происходит.) То же самое и банк для денег. Он создан для того, чтобы собирать деньги от людей и фирм, которым они временно не нужны, и давать их тем, кто временно в них нуждается.

 -Ребята, вот и подошло к концу наше путешествие:

 - Что вам запомнилось?

 - Что вам понравилось больше всего?

 - Чем мы ещё занимались?

 – Что вы расскажите родителям дома? (На память о занятии детям выдаётся раскраска-копилка)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы финансовой грамотности»

Методическая разработка по формированию финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста....

Консультация для педагогов "Основы финансовой грамотности для детей дошкольного возраста"

Современная социально-экономическая ситуация создает не совсем благоприятные условия для нравственного развития детей. Прагматическая направленность поведения стимулирует стремление детей и молодежи ...

Конспект занятия по формированию основ финансовой грамотности «Знакомство с основами финансовой грамотности»

Цель: формирование основ финансовой культуры дошкольников через основные экономические понятия в процессе игровой деятельности.Образовательные задачи: дать представление о составляющих семей...

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»

Мастер класс на тему «Финансовая грамотность в игровой деятельности детей дошкольного возраста» через реализацию программы «Основы финансовой грамотности»...