«Организация обучающих мероприятий по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»
консультация по основам финансовой грамотности

Борисенко Ольга Владимировна

Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_borisenko.docx57.92 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «Организация обучающих мероприятий по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»

Обучение основам финансовой грамотности детей дошкольного возраста сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Финансовая грамотность является социальной проблемой общества, неотделимой от ребёнка с ранних лет жизни. Современный ребенок рано включаются в экономическую жизнь семьи, участвует в покупках в магазине, в 4-7 лет детям могут разрешить иметь карманные деньги. При этом многие родители жалуются на то, что дети не знают цену деньгам, ждут дорогих подарков или не ценят новые игрушки, и родители ищут помощи педагогов в решении этих проблем.

Не секрет, что финансовой грамотности почти не обучают в детских садах, а это большое упущение, человек, умеющий управлять своими финансами уверен в своем будущем, поэтому наши дети должны быть в курсе, того как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

Для формирования у детей дошкольного возраста основ финансовой грамотности в нашем детском саду реализуется проект «Азбука денег». В рамках проекта ребята знакомятся с такими понятиями как экономика, калькулятор, доходы, расходы, бюджет, сбережения, накопления, бизнес. Учатся составлять семейный бюджет, рисуют сказочные деньги, открывают свой бизнес по изготовлению книжек – малышек, различных поделок.

Мы уверены полезные привычки в сфере финансов, начиная с раннего возраста, помогут избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности жизни, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении всей жизни.

Грамотность в сфере финансов, так же как и любая другая, воспитывается в течение продолжительного периода времени на основе принципа «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления, направленного на практическое применение знаний и навыков. Формирование полезных привычек в сфере финансов, начиная с раннего возраста поможет избежать детям многих ошибок по мере взросления и приобретения финансовой самостоятельности, а также заложит основу финансовой безопасности и благополучия на протяжении жизни.

В нашем детском саду мы выстроили целую систему работы по формированию финансовой грамотности у дошкольников. которая включает в себя:

  • создание предметной развивающей-образовательной среды
  • совместная деятельность с детьми
  • работа с родителями

Моя цель работы - показать важность обучения дошкольников финансовой грамотности. Рассказать, с какого возраста нужно учить ребенка распоряжаться деньгами и отвечать за свои решения, на каких ступенях развития стоит говорить о финансах. Обучение финансовой грамотности дошкольников, это необходимость для России, как процветающей страны в будущем, занимающую лидирующее место в мире по качеству жизни. Поэтому я поставила перед собой следующие задачи:

-создать условия для формирования финансовой грамотности у детей;

- познакомить детей с явлениями социальной действительности (понимание и оценка окружающего предметного мира);

-расширить знания детей и дать осознать на доступном уровне взаимосвязь понятий: «труд - товар - деньги» и «стоимость товара в зависимости от качества»;

-развить эмоциональную сферу детей, умение понимать свое эмоциональное состояние, и управлять своими эмоциями;

-воспитать у детей навыки и привычки речевого этикета, культурного поведения в быту (вести себя правильно в различных жизненных ситуациях);

- развить навыки осмысленного поведения;

-сформировать правильное отношение к деньгам как предмету, необходимого для жизни.

Деятельность по данному направлению ориентирована на совместную работу всех участников образовательного процесса: детей, родителей, педагогов.

Работу с дошкольниками по формированию финансовой грамотности я разделила на восемь экономических блоков.

1 блок: Экономика. Это, прежде всего, решение двух ключевых вопросов: откуда берутся средства (не обязательно деньги, и как ими распорядиться. Научить выделять в окружающем мире экономические характеристики. Развивать умение выделять экономическое содержание из сказочного произведения.

Дети подготовительных групп посетили отделение «Сбербанка», где в  доступной форме дети узнали обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Специалист банка обратила внимание ребят на кредитные карты и продемонстрировала, как пользоваться банкоматом, объяснила, к каким тяжким последствиям может привести их бесконтрольное пользование. Специалист пояснила, что жить нужно по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается.

Дети с интересом участвовали в беседе, задавали вопросы, по окончании встречи получили буклеты, которые вечером передали своим родителям.

2 блок: Потребность. Дети получают знания и представления о том, что человек, как живое существо, подобно животным и растениям нуждается в воде, воздухе, тепле, свете, пище, одежде, жилье, т. е., потребности, без удовлетворения которых человек не может существовать. Однако дети должны знать, что кроме этих существуют и другие, не менее важные, так называемые социальные потребности: потребность в безопасности, любви, дружбе, защите, общении и т. д.

3 блок: Труд и профессии. Дети узнают о том, что люди трудятся, чтобы прокормить себя и свою семью, чтобы сделать запасы на будущее, приносить пользу другим. В процессе труда люди создают, производят различные предметы, продукты труда. Производство невозможно без средств производства, с помощью которых осуществляется процесс производства продуктов труда. Для того чтобы что-то изготовить, необходимо знать способ изготовления, который называют технологией.

4 блок: Товар, товарообмен. Обмен товарами и услугами – путь удовлетворения экономических потребностей. Для продажи и покупки в игровой форме дети изучают спрос и предложение, принимают «заказы» на товары и услуги. Привлечение детей к производству рекламы, прослеживание вместе с ними действенности рекламы. Происходит развитие представлений: о спросе и предложении и их влиянии на величину цены; об установлении цены; об обмене товарами и услугами.

5 блок: Выгода и убыток. Формировать положительное отношение к труду людей, умеющих хорошо трудиться, честно зарабатывать деньги, признавать авторитетными качества хозяина, бережливость, рациональность, экономичность, щедрость, благородство, честность, отзывчивость.

6 блок: Деньги и бюджет семьи. Дети знакомятся с понятием «деньги» как общим эквивалентом, а также с тем, что они являются тоже товаром, но необычным, т. к. количество его всегда оказывается равноценным другому товару, который может быть на них обменен. Кроме того, деньги это средство платежа при купле-продаже. Необходимо подвести детей к тому, что любой товар имеет свою цену. Одни товары – дорогие, другие стоят меньше (дешевле).

7 блок: Реклама. Реклама – это определенная информация, которая упакована в оригинальную форму. Кроме информации реклама несет в себе определенный эмоциональный настрой. Именно поэтому дети так любят рекламу, играют в нее. Дать максимум информации при минимуме слов, выделить основные, характерные черты рекламируемого объекта, выгодно подчеркнуть его отличие от других и доказать преимущества.

8 блок: Бизнес и капитал. Продолжать знакомить детей с понятиями экономической категории «Бизнес», «Капитал», «Купля-продажа», как вид бизнеса, выделяя составные части капитала. Воспитывать отрицательное отношение к жадности и корысти; деловые качества личности, чувство восхищения смекалкой, добротой.

Исходя из перечисленных тем, можно сделать вывод о том, что работа по формированию финансовой грамотности должна проводиться по разработанной блочной системе и осуществляться поэтапно.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Накопленный опыт позволяет определить некоторые направления совместной деятельности педагога и родителей по экономическому воспитанию дошкольников.

К ним относятся:

1. анкетирование родителей по теме формирование финансовой грамотности дошкольников;

2. информирование родителей о задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и дома (Приложение № 2);

3. участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей в детском саду (экономические ярмарки, познавательные квесты, конкурсы);

4. создание обогащенной развивающей среды в домашних условиях.

Опыт показывает, что только совместная работа дошкольного учреждения и семьи дает хорошие результаты и способствует более серьезному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод: блочная система работы положительно воздействуют на формирование финансовой грамотности, а значит и основ экономической культуры у детей-дошкольников. Эта работа позволяет активизировать познавательную деятельность детей, совершенствовать коммуникативные качества. У дошколят появляется интерес к людям разных профессий, они стали бережнее относиться не только к игрушкам, но и к предметам окружения, творчески подходят к решению игровых задач, улучшились взаимоотношения в детском коллективе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совет педагогов «Современные подходы к повышению к повышению финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста: азы финансовой грамотности в ДОУ»

Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – это новое направление в дошкольной педагогике, так как финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделим...

Проект «Организация и проведение комплекса мероприятий (образовательных событий) для повышения профессиональной компетентности педагогов ДОО по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста»

Национальная стратегия повышения финансовой грамотности населения на 2017-2023гг. определяет приоритеты, цели и задачи, основные направления и способы их эффективного решения во всех сферах, в том чис...

План –конспект занятия по обучению финансовой грамотности для детей дошкольного возраста. Тема: «Финансовая грамотность»

В процессе формирования позитивных установок к различным видам труда, закладывания основ экономической и финансовой грамотности у детей дошкольного возраста вырабатываются навыки самообслуживания, эле...

Конспект ООД по формированию основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста "Приключения Буратино в школе финансовой грамотности"

Экономическая культура личности дошкольника характеризуется наличием первичных представлений об экономических категориях, интеллектуальных и нравственных качествах: бережливость, смекалка, трудолюбие,...

«Современные педагогические технологии и формы работы по финансовой грамотности с детьми дошкольного возраста»

Современная жизнь диктует свои стандарты: в условиях рыночной экономики человеку в любом возрасте, чтобы быть успешным, необходимо быть финансово грамотным. Поэтому обучение основам экономических знан...