Занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Чернявская Элина Хамитовна

Представлен конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_chto_takoe_dengi_i_zachem_oni_nuzhny.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

начальная школа «Прогимназия»

Конспект

занятия по финансовой грамотности

на тему: «Что такое деньги и зачем они нужны»

для детей старшей группы

Подготовила: Чернявская Э.Х.,

   воспитатель 2 группы

Сургут, 2021

Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи:

- познакомить с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека; с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;

- воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности;

- развивать речь детей, любознательность, логическое мышление, интерес к экономике.

Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.

Методы обучения: словесные, наглядные, практические.

Оборудование и демонстрационный материал: банкомат, мольберт, мяч, копилка, ракушки, перья, мех, купюры и монеты разного достоинства, пластиковая карта, кошельки, схема «Расходы семьи»,  дидактические материалы к игре «Что можно, а что нельзя купить за деньги».

Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением монет и купюр (а также настоящих денежных средств, беседа о значимости и необходимости наличия денег для людей, чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», индивидуальная работа.

Материал:«волшебная»  коробочка,  презентация  «История  возникновения

Ход занятия

Вводная часть. Орг.момент

Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения:

Муха, Муха-Цокотуха,

Позолоченное брюхо!

Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.

Пошла Муха на базар и купила самовар.

- Из какого произведения этот отрывок?

Дети: Муха-Цокотуха.

Воспитатель: Правильно, а кто автор этого произведения?

Дети: Корней Чуковский.

Воспитатель: Правильно, ребята. А хотите узнать, какую денежку нашла Муха-Цокотуха?

Дети: Да.

Воспитатель: Что это у нас?

Дети: Копилка.

Воспитатель: А для чего нужна копилка?

Дети: Чтобы копить там деньги.

Воспитатель: Правильно, в моей копилке есть разные деньги (показывает).

- А как вы думаете, всегда ли были деньги или раньше что-то другое использовали, чтобы заплатить за товар? Ответы детей.

А хотите узнать?

Дети: Да.

Основная часть:

Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнаем историю появления денег, что такое деньги и зачем они нам нужны.

- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали товар?

Например, у тех людей кто жил недалеко от моря были ракушки и они их обменивали на масло и куриные яйца. У охотников были шкуры и мех животных, они обменивали их на топоры и глиняные горшки. Перья птиц на зерно. Но такой обмен стал вскоре неудобным и люди изобрели деньги.

Воспитатель: А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся, как они называются?

Дети: Монетами, банкнотами.

Воспитатель: Да, деньги бывают разные.

Железные деньги называются…(монетами), а бумажные… (банкнотами).

- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, чем деньги отличаются.

Я начну предложение, а вы закончите:

- Монета железная, а банкнота (бумажная);

- Монета круглая, а банкнота (прямоугольная);

- Монеты железные, они звенят, а банкноты бумажные, они (шуршат);

- Монета тяжелая, а банкнота (легкая).

- Ребята, а может кто-то из вас знает где делают деньги?

Дети: В Монетном дворе.

Воспитатель: Правильно, монеты там чеканят, а бумажные деньги-банкноты, печатают.

Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что же такое деньги?

Дети: За деньги можно купить какой-то товар.

Воспитатель: Деньги- это такой предмет, который можно обменять на любой товар или услугу. Например, хлеб можно купить за несколько монет, а куртку можно купить за несколько банкнот.

Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги» (с мячом).  Подумайте и ответьте. (бросает мяч каждому ребенку с фразой «Для чего нам нужны деньги»).

Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:

-для покупки продуктов питания; для оплаты коммунальных услуг, бытовых услуг; для отдыха и развлечений; для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.

- Смотрите, сколько нужно всего купить, сколько нужно всего заплатить.

Но сколько же денег нм нужно для оплаты за различные товары и  услуги. Давайте с вами посмотрим на схему, какая часть денег каждый месяц нужна на разные приобретения и услуги. (Схема на мольберте)

- Посмотрите, самая большая часть денег у нас идет на что?

Дети: на продукты.

Воспитатель: Правильно, мы покупаем целый месяц еду, чтобы нам быть здоровыми и сильными.

- Посмотрите, немного поменьше нам сумма денег нужна на что?

Дети: для дома.

Воспитатель: Мы с вами когда играли сказали, что нужно оплачивать каждый месяц коммунальные услуги: за электричество, свет, воду, газ, отопление. Эти деньги нам обязательно понадобятся.

- Ещё поменьше часть денег нужна на что?

Дети: на непродовольственные товары.

Воспитатель: Это те средства, которые необходимы в квартире, чтобы она была чистой. А также на обувь и одежду нужно тоже отложить деньги. Потому что может порваться обувь или одежда станет не по размеру.

- Ещё часть денег нужна нам для чего?

Дети: на транспорт.

Воспитатель: Правильно, прежде чем поехать на автобусе, поезде или самолете мы должны купить билет.

- И последняя часть, для чего откладываются деньги?

Дети: на отдых и развлечения.

- Правильно, здесь откладывается сумма денег для того, чтобы поехать в отпуск, на какие-то развлечения (поход в кино, театр, на выставку) или если кто-то заболел, нужно купить лекарства, даже если животное заболеет, его нужно вести в ветеринарную клинику и за эти услуги нужно заплатить.

- Ребята, теперь мы с вами знаем, сколько денег и куда тратится.

- А сейчас вспомним нашу физминутку «Покупка».

Мы бежали по дорожке (бег на месте),

Вдруг (хлопок) порвались босоножки (показываем на ноги),

Что же делать, как нам быть (руки в сторону, потом в другую),

Как же обувь нам добыть (руки у щек, качаем головой).

Будем обувь покупать (потопать ногами),

Станем денежки считать (пальцами пошевелить).

Раз, два, три, четыре (тарелочки хлопаем),

Вот и туфельки купили (показываем на ноги).

Воспитатель: Скажите, за что люди получают зарплату?

Дети: За работу.

Воспитатель: Правильно, взрослые люди ходят на работу. Там они выполняют свою работу добросовестно и качественно, и за это получают деньги.

Воспитатель: Ребята, скажите, а где хранят деньги ваши родители?

Дети: в кошельке.

Воспитатель: Да, у всех взрослых есть кошелек. В кошельке лежат деньги. В моём кошелке вот такие деньги (показывает). Мы их видим, мы можем их посчитать и можем узнать, хватит ли нам на ту или иную покупку. Эти деньги называются наличными, потому что мы держим их в руках, мы их видим.

- Посмотрите, а в этом кошелке наличных денег нет. А есть деньги безналичные, и они хранятся на пластиковой карте. Чтобы снять с неё наличные деньги, мы должны будем пойти в банк или в магазин, где стоит банкомат. Мы карточку вкладываем в банкомат и запрашиваем ту сумму, которая нам необходима. Но просто так банкомат нам деньги не выдаст, потому что у каждой карты есть свой пинкод. Цифры, которые нужно запомнить. Эти цифры как вы думаете, можно всем рассказывать.

Дети: Нельзя рассказывать, так как могут по этому пинкоду снять деньги с карты.

Воспитатель: Да, никому нельзя рассказывать свой пинкод, чтобы деньги с карты не пропали.

- Ребята, а как вы считаете за деньги можно купить абсолютно всё или есть что-то, что за деньги не купишь?

- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Что можно, а что нельзя купить за деньги». Участвуют две команды.

На каждую картинку нужно положить фишку.Если этот товар можно купить за деньги, вы положите фишку с нарисованными деньгами, а если этот предмет нельзя купить за деньги, вы положите фишку с зачеркнутыми деньгами.

- А сейчас мы сравним результаты у команд.

Мы с вами выяснили, что оказывается не всё можно купить за деньги.

Заключительная часть:

- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).

- Давайте я сформулирую правило и вы его запомните на всю жизнь: Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили? Молодцы.

- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Будем и дальше знакомиться с финансовой грамотностью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста

Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:- дать первичные знания по финансовой грамотности;- расширять представления о профессиях, соотносить ...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы

Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности на тему "Копим и сберегаем" для детей старшего дошкольного возраста.

Финансовое просвещение и воспитание старших дошкольников посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить....

Консультация для родителей. Что такое ТИКО и зачем он нужен в старшей группе? ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)

Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения — это инновационная платформа, предназначенная для создания интерактивных образовательных игр. Она позволяет пользователям разрабатывать уникаль...