Занятие по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)
Представлен конспект занятия по финансовой грамотности "Что такое деньги и зачем они нужны" для детей старшей группы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 27.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
начальная школа «Прогимназия»
Конспект
занятия по финансовой грамотности
на тему: «Что такое деньги и зачем они нужны»
для детей старшей группы
Подготовила: Чернявская Э.Х.,
воспитатель 2 группы
Сургут, 2021
Цель: формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
- познакомить с историей возникновения денег и их ролью в жизни человека; с понятиями: «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта», наличные и безналичные деньги;
- воспитывать отношение к деньгам, как к средству обмена денежных знаков на товары, удовлетворяющие разумные потребности;
- развивать речь детей, любознательность, логическое мышление, интерес к экономике.
Тип занятия: изучение и усвоение нового материала.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические.
Оборудование и демонстрационный материал: банкомат, мольберт, мяч, копилка, ракушки, перья, мех, купюры и монеты разного достоинства, пластиковая карта, кошельки, схема «Расходы семьи», дидактические материалы к игре «Что можно, а что нельзя купить за деньги».
Предварительная работа: рассматривание картинок с изображением монет и купюр (а также настоящих денежных средств, беседа о значимости и необходимости наличия денег для людей, чтение сказки К. Чуковского «Муха Цокотуха», индивидуальная работа.
Материал:«волшебная» коробочка, презентация «История возникновения
Ход занятия
Вводная часть. Орг.момент
Воспитатель: Ребята, послушайте, пожалуйста, отрывок из произведения:
Муха, Муха-Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла, Муха денежку нашла.
Пошла Муха на базар и купила самовар.
- Из какого произведения этот отрывок?
Дети: Муха-Цокотуха.
Воспитатель: Правильно, а кто автор этого произведения?
Дети: Корней Чуковский.
Воспитатель: Правильно, ребята. А хотите узнать, какую денежку нашла Муха-Цокотуха?
Дети: Да.
Воспитатель: Что это у нас?
Дети: Копилка.
Воспитатель: А для чего нужна копилка?
Дети: Чтобы копить там деньги.
Воспитатель: Правильно, в моей копилке есть разные деньги (показывает).
- А как вы думаете, всегда ли были деньги или раньше что-то другое использовали, чтобы заплатить за товар? Ответы детей.
А хотите узнать?
Дети: Да.
Основная часть:
Воспитатель: Сегодня на занятии мы с вами узнаем историю появления денег, что такое деньги и зачем они нам нужны.
- Несколько тысяч лет назад люди не знали, что такое деньги. Но если у людей не было денег, как же они покупали товар?
Например, у тех людей кто жил недалеко от моря были ракушки и они их обменивали на масло и куриные яйца. У охотников были шкуры и мех животных, они обменивали их на топоры и глиняные горшки. Перья птиц на зерно. Но такой обмен стал вскоре неудобным и люди изобрели деньги.
Воспитатель: А какими деньгами мы с вами сейчас пользуемся, как они называются?
Дети: Монетами, банкнотами.
Воспитатель: Да, деньги бывают разные.
Железные деньги называются…(монетами), а бумажные… (банкнотами).
- А сейчас ответьте мне, пожалуйста, чем деньги отличаются.
Я начну предложение, а вы закончите:
- Монета железная, а банкнота (бумажная);
- Монета круглая, а банкнота (прямоугольная);
- Монеты железные, они звенят, а банкноты бумажные, они (шуршат);
- Монета тяжелая, а банкнота (легкая).
- Ребята, а может кто-то из вас знает где делают деньги?
Дети: В Монетном дворе.
Воспитатель: Правильно, монеты там чеканят, а бумажные деньги-банкноты, печатают.
Воспитатель: Скажите мне, пожалуйста, что же такое деньги?
Дети: За деньги можно купить какой-то товар.
Воспитатель: Деньги- это такой предмет, который можно обменять на любой товар или услугу. Например, хлеб можно купить за несколько монет, а куртку можно купить за несколько банкнот.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам встать и поиграть в игру «Для чего нам нужны деньги» (с мячом). Подумайте и ответьте. (бросает мяч каждому ребенку с фразой «Для чего нам нужны деньги»).
Воспитатель: Итак, деньги нам нужны:
-для покупки продуктов питания; для оплаты коммунальных услуг, бытовых услуг; для отдыха и развлечений; для оплаты проезда на транспорте; для покупки подарков; для оказания помощи бедным (такая деятельность называется благотворительностью) и т.д.
- Смотрите, сколько нужно всего купить, сколько нужно всего заплатить.
Но сколько же денег нм нужно для оплаты за различные товары и услуги. Давайте с вами посмотрим на схему, какая часть денег каждый месяц нужна на разные приобретения и услуги. (Схема на мольберте)
- Посмотрите, самая большая часть денег у нас идет на что?
Дети: на продукты.
Воспитатель: Правильно, мы покупаем целый месяц еду, чтобы нам быть здоровыми и сильными.
- Посмотрите, немного поменьше нам сумма денег нужна на что?
Дети: для дома.
Воспитатель: Мы с вами когда играли сказали, что нужно оплачивать каждый месяц коммунальные услуги: за электричество, свет, воду, газ, отопление. Эти деньги нам обязательно понадобятся.
- Ещё поменьше часть денег нужна на что?
Дети: на непродовольственные товары.
Воспитатель: Это те средства, которые необходимы в квартире, чтобы она была чистой. А также на обувь и одежду нужно тоже отложить деньги. Потому что может порваться обувь или одежда станет не по размеру.
- Ещё часть денег нужна нам для чего?
Дети: на транспорт.
Воспитатель: Правильно, прежде чем поехать на автобусе, поезде или самолете мы должны купить билет.
- И последняя часть, для чего откладываются деньги?
Дети: на отдых и развлечения.
- Правильно, здесь откладывается сумма денег для того, чтобы поехать в отпуск, на какие-то развлечения (поход в кино, театр, на выставку) или если кто-то заболел, нужно купить лекарства, даже если животное заболеет, его нужно вести в ветеринарную клинику и за эти услуги нужно заплатить.
- Ребята, теперь мы с вами знаем, сколько денег и куда тратится.
- А сейчас вспомним нашу физминутку «Покупка».
Мы бежали по дорожке (бег на месте),
Вдруг (хлопок) порвались босоножки (показываем на ноги),
Что же делать, как нам быть (руки в сторону, потом в другую),
Как же обувь нам добыть (руки у щек, качаем головой).
Будем обувь покупать (потопать ногами),
Станем денежки считать (пальцами пошевелить).
Раз, два, три, четыре (тарелочки хлопаем),
Вот и туфельки купили (показываем на ноги).
Воспитатель: Скажите, за что люди получают зарплату?
Дети: За работу.
Воспитатель: Правильно, взрослые люди ходят на работу. Там они выполняют свою работу добросовестно и качественно, и за это получают деньги.
Воспитатель: Ребята, скажите, а где хранят деньги ваши родители?
Дети: в кошельке.
Воспитатель: Да, у всех взрослых есть кошелек. В кошельке лежат деньги. В моём кошелке вот такие деньги (показывает). Мы их видим, мы можем их посчитать и можем узнать, хватит ли нам на ту или иную покупку. Эти деньги называются наличными, потому что мы держим их в руках, мы их видим.
- Посмотрите, а в этом кошелке наличных денег нет. А есть деньги безналичные, и они хранятся на пластиковой карте. Чтобы снять с неё наличные деньги, мы должны будем пойти в банк или в магазин, где стоит банкомат. Мы карточку вкладываем в банкомат и запрашиваем ту сумму, которая нам необходима. Но просто так банкомат нам деньги не выдаст, потому что у каждой карты есть свой пинкод. Цифры, которые нужно запомнить. Эти цифры как вы думаете, можно всем рассказывать.
Дети: Нельзя рассказывать, так как могут по этому пинкоду снять деньги с карты.
Воспитатель: Да, никому нельзя рассказывать свой пинкод, чтобы деньги с карты не пропали.
- Ребята, а как вы считаете за деньги можно купить абсолютно всё или есть что-то, что за деньги не купишь?
- А сейчас, я предлагаю поиграть в игру «Что можно, а что нельзя купить за деньги». Участвуют две команды.
На каждую картинку нужно положить фишку.Если этот товар можно купить за деньги, вы положите фишку с нарисованными деньгами, а если этот предмет нельзя купить за деньги, вы положите фишку с зачеркнутыми деньгами.
- А сейчас мы сравним результаты у команд.
Мы с вами выяснили, что оказывается не всё можно купить за деньги.
Заключительная часть:
- Ребята, вам понравилось сегодняшнее занятие? А что вам запомнилось больше всего? (Ответы детей).
- Давайте я сформулирую правило и вы его запомните на всю жизнь: Деньгами нужно распоряжаться экономно и бережно. Не тратить их по пустякам, а иметь привычку копить. Запомнили? Молодцы.
- Спасибо вам за хорошую работу на занятии. Будем и дальше знакомиться с финансовой грамотностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспекты занятий по формированию представлений о деньгах, как мере стоимости у детей старшего дошкольного возраста
Занятие №1 «Деньги. Купюра. Монета»Цель:- раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;- закрепить знания детей о внешнем виде современных денег;- учить находить отличительные и сходные приз...

Конспект занятия по познавательному развитию на тему «Забавы вокруг печки» для детей старшей группы.
Приобщать детей к истокам народной культуры....
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Цель: Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Задачи:- дать первичные знания по финансовой грамотности;- расширять представления о профессиях, соотносить ...

Конспект занятия по финансовой грамотности «В гости к гному Эконому» для детей старшей группы
Формирование основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект занятия по финансовой грамотности на тему "Копим и сберегаем" для детей старшего дошкольного возраста.
Финансовое просвещение и воспитание старших дошкольников посредством формирования умения производить денежные траты с умом, сберегать и экономить....

Консультация для родителей. Что такое ТИКО и зачем он нужен в старшей группе? ТИКО (Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения)
Трансформируемый Игровой Конструктор для Обучения — это инновационная платформа, предназначенная для создания интерактивных образовательных игр. Она позволяет пользователям разрабатывать уникаль...
