Проект "История денег"
проект по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Призентация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_istoria_deneg_22_2020.docx740.74 КБ

Предварительный просмотр:

        Старшая группа №26

                                     

   Воспитатели:  

Сивизьянова Н.И .

                                                                                                Хадисова Т.Ш.

                                    Г. Когалым

2021г.

Тип проекта.

По деятельности: Информационно - исследовательский . По количеству участников: групповой.

По продолжительности: средней продолжительности (январь, февраль, март, апрель)

Участники проекта:

Дети

Родители

Воспитатели

Возраст детей: 5-6 лет.

Актуальность:

     В современных условиях жизни даже дошкольнику приходится сталкиваться с таким понятием, как «деньги». В настоящее время в связи с переходом России к рынку значительно повышаются требования к уровню экономической грамотности, как взрослых, так и детей. Ребенок участвует в экономических процессах. Он вместе с родителями ходит в магазин, иногда сам делает покупки, и хотим мы этого или не хотим, он все равно получает экономический опыт.

     На таком понятии, как «деньги», пересекаются три важнейшие проблемы    воспитания – нравственное, трудовое и экономическое. Интерес к деньгам является признаком социализации детей. Уже в три-четыре года современные дошколята понимают назначение денег, как мерило стоимости товаров и услуг. Естественно, в самых общих чертах: много-мало, хватит-не хватит, к пяти годам дети начинают четко осознавать, что многие проблемы, о которых они слышат от взрослых, по телевидению, связаны с наличием и количеством этих разноцветных бумажек и металлических кружочков, которые хранятся в кошельках.

     Таким образом, мы увидели  необходимость  работы воспитателей в ДОУ, родителей в семье, по воспитанию у детей правильного отношения к явлению «деньги», уточнению знаний и представлений детей о происхождении денег, их связи с трудом. Задача педагога не только дать  объем экономических знаний, но, что очень важно, научить правильно этими знаниями распоряжаться.

Продукт детской деятельности.

Выставка детского творчества на тему «История денег»:

Коллаж «Монета моей семьи»

Проблема проекта.

Недостаточные представления о происхождение денег.

Цель проекта.

Создание условий для формирования у воспитанников интереса к истории возникновения денег, для чего они нужны в современном мире.
 Задачи проекта:

Образовательные:

 Познакомить с историей возникновения денег, их предназначением.

 Раскрыть сущность понятий «деньги», «монета», «купюра»;

 Познакомить с древними монетами разного достоинства и разной  ценности.

Развивающие:

Закрепить знания детей о внешнем виде современных денег; купюрами разного достоинства; Помочь детям осознать роль денег в жизни людей; 

учить находить отличительные и сходные признаки между монетой и купюрой.

Развивать умение детей общаться, договариваться, распределять роли в сюжетно-ролевой игре. Формировать интерес к экономической сфере жизнедеятельности.

Воспитательные:

Воспитывать бережливость.

Этапы работы над проектом.

Подготовительный этап

  1. Сбор информации, фотографий, плакатов, работа с методической литературой по данной теме
  2. Выявление первоначальных знаний детей о деньгах,
  3. Составление плана работы над проектом.

Предварительная работа:

  1. Подобрать методическую и художественную литературу по данной теме.
  2. Подобрать иллюстрации, аудио и видеоматериал.
  3. Подобрать материалы, атрибуты для игровой, театрализованной деятельности детей.
  4. Подготовить материал для изобразительной и продуктивной деятельности детей.

Для родителей:

  1. Повышать активность родителей воспитанников в участии в различных формах партнерства с ДОУ.
  2. Информированность об истории денег и банках.

Предполагаемые результаты

По завершению проектных мероприятий дети могут:

Активно использовать в игровой деятельности основные экономические понятия и категории, которым было уделено внимание в ходе реализации проектных мероприятий (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.).

Дошкольники приобретают первичный экономический опыт, учатся устанавливать разумные экономические отношения в различных сферах жизнедеятельности;

Родители получают дополнительные знания по экономическому воспитанию детей;

Дошкольное  учебное заведение будет иметь обобщенный опыт  данной проблемы;

Педагоги получат систему работы по формированию экономического опыта детей.

 1.  Этап. Погружение в проект

 Деятельность педагога:

 Формулировка проблемы: Вводит в игровую ситуацию. Формулирует задачи.

Просмотр презентации «История денег».

Подбор материала о денежных знаках России 19- 20 веков.

Изучение исторических сведений о денежных знаках Российской

Империи.

  Рассматривание рисунков, иллюстраций по данной тематике.

 Чтение и обсуждение рассказов Петр Кошель «История денег». Рассказы для детей» (цикл из 4 занятий).

 Подбор наглядного материала для ознакомления детей с данной темой. «Муха - Цокотуха»).

Разработать конспекты совместной деятельности на  темы «История возникновения денег», «Деньги вчера, сегодня, завтра», «Особенности создания денег».

 Подобрать народный фольклор о деньгах (приметы, пословицы).

Привлечь родителей к поиску  необходимой информации по данной теме. Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр.

Подбор сказок в которых есть  простейшие экономические явления («Золотой ключик».

Деятельность детей: Вхождение в проблему. Вживание в игровую ситуацию.

Принятие задач. Дополнение задач проекта. Обогащение и расширение представлений и знаний о деньгах.

Помочь  понять, кто такие банкиры.

2.Этап. Организация деятельности. Помогает спланировать деятельность. Организует деятельность. Взаимодействие с семьями.

Деятельность детей: Собирают информацию, материал. Распределение между детьми каждой группы ролей и обязанностей. Участие в сюжетно-ролевых играх, дидактических и настольных играх.

3.Этап. Осуществление деятельности. Ознакомление с литературой по теме, игровые ситуации, проблемные ситуации, игровая деятельность. Воспитатель наблюдает, оказывает практическую помощь, поддерживает интерес детей, направляет, контролирует, систематизирует.

 Родители: активные участники проекта, помощники своим детям.

Деятельность детей: Ищут варианты решения задач. Обрабатывают и применяют необходимую информацию, наглядный материал.

Выбирают необходимый материал для игровой деятельности.

4.Этап. Презентация результатов. Презентация проекта. Коллаж « Монета моей семьи». Итоговое мероприятие.

Деятельность детей: Активные участники.

Заключение

        До участия в проекте всё, что связано с деньгами, воспитанникам казалось сложным и даже загадочным, но с каждым новым этапом «взрослый» мир денег становился участникам проекта, более понятен и близок. На старте работы были сомнения, смогут ли воспитанники выполнить предложенные задания, в том числе и в режиме самостоятельного освоения (дома при поддержке родителей). Опасения оказались напрасными – участники проекта с интересом работали, по-взрослому ответственно и по-детски увлечённо, задавали много вопросов, а при необходимости обращались за консультацией к взрослым. Пришли к выводу, в необходимости продолжения трудной, но полезной работы с ребятами по овладению начальными навыками адаптации в мире финансовых отношений.

                                                      ПРИЛОЖЕНИЕ

I. Чтение и обсуждение рассказов.

Петр Кошель «История денег. Рассказы для детей». (Проводится в течение нескольких занятий.)

Занятие 1. Чтение глав «Что такое деньги?», «Первые деньги», «Какие еще были деньги» или пересказ их воспитателем.

Вопросы по содержанию:

– Что делали люди, когда у них не было денег, но им хотелось приобрести какой-то товар?

– Были ли какие-то правила обмена?

– Что люди могли обменять?

– Какие товары ценились дороже, а какие – дешевле?

Занятие 2. Чтение глав «Что такое банк?», «Бумажные деньги», «Первые металлические деньги» или пересказ их воспитателем.

Вопросы по содержанию:

– Что люди могут сделать, когда придут в банк?

– Какие были деньги?

– Из каких металлов делали деньги?

– Как же случилось, что золото и серебро стали деньгами вместо железа и меди?

Занятие 3. Чтение глав «Первые монеты на Руси», «Русский рубль», «Пятак-самозванец», «Первые монеты» или пересказ их воспитателем.

Вопросы по содержанию:

– Почему русские деньги называли именно «рублем»? Откуда пошло такое название?

– Всегда ли монеты были круглыми?

Занятие 4. Чтение глав «Монеты раньше и теперь», «Фальшивые монеты», «Что такое инфляция?» или пересказ их воспитателем.

Вопросы по содержанию:

– Какие названия иностранных денег вы запомнили или знаете?

– Кто такие фальшивомонетчики?

– Как наказывали фальшивомонетчиков раньше?

– Как вы думаете, сегодня существуют фальшивомонетчики?

– А как их сейчас наказывают?

II. Беседа «Дети и деньги».

– Ребята, скажите, у кого из вас есть свои деньги? Кто их вам дает? Для чего?

– Кто из вас копит деньги? Где вы их копите?

– Что вы можете купить за деньги?

– Как нужно обращаться с деньгами?

– Где ваши родители берут деньги?

– Ребята, я предлагаю вам спросить ваших мам, пап, бабушек и дедушек, есть ли у них образцы старых российских денег, тех, которые сейчас уже не используются. Если вы принесете такие деньги, мы составим с вами коллекцию.

Аналогичное предложение необходимо озвучить родителям для поиска и подбора старых российских денег разных времен. Цель – создание коллекции монет и купюр «Российские деньги».

III. Игры и развлечения.

1. Сюжетно-ролевая игра «Менялы».

Дети перевоплощаются в жителей двух племен, которые приходят на поляну и обмениваются предметами мебели, продуктами, одеждой и т. д.

Беседа:

– Ребята, сегодня мы с вами попадем в прошлое, в далекие времена, когда еще совсем не было денег. Что тогда делали люди, когда им требовалась какая-то вещь? (Менялись с другими людьми.) Вот и вы будете меняться. Вы разделитесь на два племени, придумаете каждому название, выберете вожака. Вожак будет самым главным, он будет решать все ваши споры и конфликты (то есть если кто-то не может договориться, то идет к вожаку и делает так, как он скажет).

Дети делятся на два племени: «Чунга-чанга» и «Юка-кука», выбирают вожаков, после чего они определяют место для поляны (центр ковра).

Педагог раздает вожакам по мешку с предметами (в одном – тарелки, ложки, вилки, хлеб, фрукты, одеяло, штаны, шорты, панамка и т. п., в другом – бокалы, кастрюля, овощи, ножи, майки, футболки, подушка, простыни и т. п.). Задача каждой команды – организовать быт племени: питание (посуда и продукты, место для сна (на чем будут спать и чем укрываться, одежду. У каждой команды чего-то не хватает из предметов, и они приступают к обмену.

Педагог следит за ходом игры, помогает в сложных ситуациях. Игра заканчивается, когда обе команды организовывают быт племени и могут рассказать о том, как они сделали это и что у них получилось.

2. Сюжетно-ролевая игра «Магазин».

Вечернее время можно посвятить игре в магазин; по выбору детей это может быть магазин «Продукты», «Одежда», «Игрушки». Выбирается продавец, остальные дети – покупатели.

3. Развлечение «Волшебная монетка».

В свободное время детям можно предложить данное развлечение.

Дети накрывают листом бумаги монету и закрашивают это место цветным или простым карандашом, получается отпечаток монеты.

Выступления детей об истории денег.

1-й ребенок. Представляем вашему вниманию проект нашей группы «История денег». Давным-давно денег совсем не существовало. Человек тогда еще жил в пещерах и все свое время тратил на добывание пищи. Деньги этому человеку совершенно не были нужны. Но прошло много лет, и люди научились делать себе из камня топоры, ножи, глиняные горшки, копья, стрелы. Пищу добывали охотой и рыбной ловлей.

А если чего-то нельзя было достать трудом, они это просто отнимали у других.

Какое-то племя жило, например, в той местности, где можно было добывать соль. Другому племени соль тоже была нужна. И начиналась война, тот, кто побеждал, становился хозяином соли. Но бывало и так, что сила не помогала. Тогда приходилось поступать по-другому. Племена заключали союз и начинали меняться. Из одного племени давали соль, а из другого – топоры, стрелы, горшки.

Демонстрационный материал: иллюстрации первобытных людей и орудий.

2-й ребенок. А больше всего любили первобытные люди меняться украшениями (раковины, кусочки янтаря и прочие красивые вещи). Так украшения постепенно стали деньгами. Но меняться не всегда было удобно, тогда на свет появились бумажные и металлические деньги. С того времени, как появились монеты, торговля пошла очень бойко. Купцы все богатели, и чем дальше, тем больше у них становилось денег. Они стали уже бояться за свои капиталы. Как ни прятали по сундукам и подвалам свои мешки с золотом, как ни зарывали в землю, все же нет-нет, да и украдут у кого-нибудь такой мешочек, да еще и хозяина убьют. И стали зажиточные люди сдавать свои деньги на хранение в банк или казначейство. Это такое место, где деньги хранятся в специальных сейфах и строго охраняются.

Демонстрационный материал: иллюстрации украшений, сундуков с золотом, банков.

3-й ребенок. Некоторые нечестные люди тоже тайком пытались делать монеты. Причем иные так наловчились, что их монеты трудно было отличить от настоящих.

Во многих странах фальшивомонетчиков даже казнили, в иных – отрубали одну, а то и обе руки, чтобы впредь они не могли подделывать деньги.

Но самым страшным наказанием было вливание в горло расплавленного металла, из которого фальшивомонетчики делали свои монеты.

Демонстрационный материал: заключенный в тюрьме.

4-й ребенок. Каждое государство чеканит свои деньги. У этих денег свой вес, свои надписи и рисунки, свой герб и свои названия монет. В России это копейки, в Америке – центы, во Франции до недавнего времени были сантимы, в Германии – пфенниги и т. д. Сейчас на монетах выбиваются очень сложные рисунки. Посмотрите на наши российские монеты: там выбит герб России – двуглавый орел.

Конечно, государству нужно много денег. У него большие расходы: на школы, больницы, на армию и на многое другое. Где же взять деньги на все это, если их не выпускать постоянно? Государство берет деньги в виде разных налогов, в виде доходов от работы заводов и фабрик, от продажи нефти и газа другим странам. Поэтому, чтобы деньги не дешевели, нужно каждому исправно платить государству налоги. Нужно, чтобы хорошо работали заводы и фабрики, выпуская много нужных нам предметов. Мы будем их покупать и тем самым как бы возвращать деньги государству.

           

 

Рекомендации для родителей                                                                       ПРИЛОЖЕНИЕ

1. Разговаривайте с детьми, отправляясь вместе с ними за покупками.

Когда вы идете с ребенком в магазин за школьными принадлежностями или подарками к празднику, обязательно делитесь с ним своими мыслями по поводу цен и качества товаров.

2. Возьмите ребенка в банк.

Когда вы берете деньги из банкомата или направляетесь для этого в банк, возьмите с собой ребенка и объясните ему свои действия. Расскажите, каким образом можно заработать деньги, не снимая их с банковского счета.

3. Поговорите с детьми о вложении денег.

Приобретайте вместе с детьми акции компаний, с продукцией которых они знакомы. Специалисты утверждают, что начать этим заниматься можно и с детьми с младшего школьного возраста. Однако тут следует проявить осторожность, и, если вы видите, что ребенок не понимает, о чем идет речь, на какое-то время отложите реализацию этого «семейного мероприятия».

Неважно, воспользуются они в будущем приобретенными навыками или нет, главное – дать им такой шанс, с детства подготовить к тому, что у каждого человека есть варианты, позволяющие изменить свое финансовое положение к лучшему.

4. Определите норму выдачи денег, и подарите ребенку копилку.

Выдавайте ребенку деньги на карманные расходы и убедитесь в том, что часть этих денег он будет откладывать. Подарите ему копилку. Копилка – один из способов научить ребенка следить за тем, как растут его деньги. Посоветуйте своему сыну или дочери завести специальный дневник, в который он (она) будет записывать свои «финансовые операции».

5. Научите детей зарабатывать деньги.

Деньги не растут на деревьях, поэтому следует научить детей работать – для того, чтобы они имели собственный доход. Они могут начать, например, с того, что уберут разбросанные игрушки, вынесут мусор, или же соберут во дворе опавшие листья.

6. Помогите детям определить цель, для достижения которой они будут откладывать деньги.

Если ребенок имеет четкую цель, это заставляет его стремиться к осуществлению мечты. Независимо от того, что ребенок хочет приобрести – игрушку, велосипед или машину – помогите ему понять, что он получит это лишь в том случае, если будет упорно работать и копить деньги.

7. Покажите ребенку как пользоваться кредитной карточкой.

Обязательно познакомьте с кредитной карточкой.

Прежде чем дать в руки сына (или дочери) кредитку, подробно объясните ему, что такое кредит и как надо с ним обращаться.

8. Вовлекайте детей в обсуждение семейного бюджета и планирование отпусков.

Расскажите детям о необходимости оплачивать коммунальные услуги и о том, что каждая семья обязательно должна выделять деньги на непредвиденные расходы (неожиданно вышел из строя, скажем, водопроводный кран и надо купить новый). Объясните, что для того, чтобы съездить куда-нибудь на каникулы, надо потратить деньги на приобретение билетов, оплату гостиничных номеров и развлечений.

9. Расскажите детям о том, что такое пожертвования на благотворительные цели.

Жертвуя деньги на благотворительные цели, вы тем самым помогаете ребенку понять, почему люди делятся друг с другом и делают друг другу подарки.

Такие «уроки радости» многим детям запоминаются на всю жизнь. Когда они становятся взрослыми, у них сохраняется ощущение, что акт дарения приносит истинное удовольствие и удовлетворение.

Кроме того, передача пожертвований может стать естественным поводом для обсуждения с детьми непреходящих жизненных ценностей.

10. Будьте для ребенка примером.

На собственном примере демонстрируйте своим детям, как следует относиться к деньгам. Научитесь осмотрительно планировать семейный бюджет и разумно копить средства.

Русские пословицы и поговорки о деньгах.

Без копейки рубля нет.

Был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля.

Горе — деньги, а вдвое — без денег.

Горе — деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить.

Гроша нет за душой.

Денег ни гроша, да слава хороша.

Денежка без ног, а весь свет обойдет.

Деньги счет любят.

Деньги — что пух: только дунь на них — и нет.

Кто не богат, тот и копейке рад, а богатому — и тысячи мало.

Не горюй о деньгах: не они нас наживали, а мы их.

Нелегко деньги нажить, а легко прожить.

Отплатил той же монетою.

Тот без нужды живет, кто деньги бережет.

Трудовая денежка всегда крепка.

Уговор дороже денег.

НОД «Знакомство с деньгами»

Цель:

Познакомить детей с деньгами, какие были при древнем человеке до наших времен;

Познакомить детей с деньгами достоинством 1,2,5,10 рублей,1,5,10 копеек;

Ввести понятия: деньги, монета, купюра, рубль, копейка;

Учить устанавливать соотношение между монетами и числами;

Закрепить знание о составе числа из двух меньших чисел и из единиц;

Учить составлять различные комбинации из имеющегося набора монет;

Обогащать активный словарь;

Ход мероприятия:

Воспитатель: Здравствуйте, ребята. Посмотрите, кто к нам пришел в гости?

Дети: Кот.

Воспитатель: Правильно, это кот Ученый, он все знает.

Кот: Здравствуйте, ребята. ВЫ любите отгадывать загадки?

Дети: Здравствуй

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что очень любит делать кот?

Варианты ответов.

 Кот: Да, я очень люблю считать. Я считаю все, дома, деревья, детей. Посмотрите, что у меня? (Деньги) А кто знает, зачем они нам?

Дети: Варианты ответов.

Кот: А где мы с вами расплачиваемся деньгами?

Дети: Варианты ответов.

Кот: В кошелек мы их кладем,

С ними в магазин идем. (Деньги)

Воспитатель: Правильно, ребята. Вот бы нам попасть в магазин, но попасть можно с помощью одного волшебного предмета. Как вы думаете какой? (Цветик – семицветик) Ребята, но нам оторвать и сказать волшебные слова. Отрывают и говорят слова.

Кот: Как вы думаете, где мы оказались? Попали мы к древним людям.

Воспитатель: Ребята, какие были деньги в мультфильме?

Д/и: «Что когда было?»

Правила: Выбрать из нескольких картинок, что могло быть денежками.

Физминутка: «Апельсин»

Мы делили апельсин

Много нас, а он один.

Эта долька - для ежа,

Эта долька - для стрижа,

Эта долька - для утят,

Эта долька - для котят,

Эта долька - для бобра,

А для волка. кожура.

Он сердит на нас - беда!

Разбегайтесь кто куда.

Воспитатель: Ребята, а давайте вспомним, из какой сказки цветик – семицветик?

Какие желания были у девочки?

Кот: А можно было обойтись без Цветочка? Как можно было исполнить желания девочки?

Воспитатель: Мы пошли купить продукты:

Молоко, сметану, фрукты.

На кассу все несем в корзине.

Мы в продуктовом магазине.

Воспитатель: Что загадывала девочка из сказки?

Дети: Куклы, баранки, велосипеды.

Кот: Ребята, давайте с вами нарисуем, то что можно девочка загадала.

Рисование цветными карандашами предметы, которые девочка загадала с помощью цветка.

Кот ученый рассматривает рисунки детей.

« Виртуальная экскурсия в магазин»

Цель: Продолжать знакомить детей с социально значимыми зданиями

города их назначением магазин «Продукты»;

закреплять умения считать в пределах 10;

профессии людей продавец продуктового магазина,

содержанием и значением их труда для жителей города.

Ход экскурсии:

Воспитатель: Ребята мы сегодня с вами отправимся на экскурсию в магазин. Давайте вспомним как мы можем узнать сколько стоит еда или игрушка?.

ответы детей

Воспитатель: Правильно. Возле товара всегда есть ценник, на котором написана цена.

Что могут продать детям?

Ответы детей.

Воспитатель: Совершенно верно, детям могут продать хлеб, молоко, конфетку.

А что нам надо сделать, когда мы взяли товар?

Дети: Пройти с ним на кассу.

Воспитатель: Как называется человек, который продает в магазине продукты?

Дети: Продавец

Воспитатель: Да, в магазине работает продавец. В больших магазинах как «Виктория», есть продавец и на кассе работает кассир.

Воспитатель: А что потом мы делаем?

Правильно, взять товар и подойти к кассиру, заплатить деньги, только тогда можно выйти из магазина.

А откуда мы с вами берем деньги?

Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно, мы ходим на работу и получаем их за работу. Какие профессии вы знаете?

Экскурсия в магазин

Воспитатель: Ребята, что мы видим в магазине?

Дети: еду, продукты, чай и т. д.

Воспитатель: Правильно, мы с вами видим продукты, значит этот магазин называется продуктовый.

Давайте с вами купить мармелад. Мы выбрали, продукт. Что мы с вами должны сделать дальше?

Дети: Пройти на кассу и оплатить.

Воспитатель: Выходим из магазина. Кто запомнил, какими деньгами мы расплатились?

Как вы думаете, что поможет купить все, что надо в магазине?

А что можно сделать, чтобы не забыть предметы, которые нам надо купить?

Ответы детей

Воспитатель: Надо аккуратно пользоваться деньгами, чтобы они не потерялись.

 

Сюжетно – ролевая игра «Магазин»

Цель: закрепить знания детей по теме: «Супермаркет»;

закреплять знания о деньгах;

продолжать формировать интерес детей к игре;

закреплять умения считать в пределах 10;

воспитывать уважение к труду взрослых.

Материал: продукты, корзинки, чеки, кошельки, одежда для продавцов, стеллажи с продуктами, банковские карточки.

Ход игры:

(Распределение ролей, выбор продавца, директора, кассира. Директор магазина приглашает на работу: Продавца, водителя, кассира)

Воспитатель: Ребята давайте вспомним как себя вести в магазине?

Можно отходить далеко от родителей в магазине?

Ребята предлагаю вам побывать на открытии нового супермаркета.

Директор магазина перерезает ленточку при открытии супермаркета.

Воспитатель обращается к детям: «Ребята, давайте выясним, как правильно купить товар?» (выбрать нужный товар, заплатить за него, взять чек).

Покупатель: Здравствуйте, мне нужен товар

Продавец: ДА у нас есть такой товар. Вам с доставкой на дом или сами сейчас заберете?

Покупатель: Спасибо сейчас сам.

(параллельно диктор или продавец читает объявление «Приглашаем на работу», «Привоз нового товара)

Продавец: Вот вам карта скидок.

Все продукты на витрине:

чай, конфеты, колбаса –

Разбегаются глаза.

Подходите, покупайте.

Деньги в кассу отдавайте.

Покупатели расходятся по отделам.

В нашем городе наступил вечер.

Рабочий день закончился.

Закрываются магазины.

В конце игры диктор читает, что магазин закрывается на перерыв (или конец рабочего дня). Покупатели совершают свои последние покупки, охрана провожает их, двери закрываются

 

Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному  развитию. Старшая группа.

Тема: «Приключения Умника и Торопыжки».

Цель: Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений;

Задачи:

Образовательные:

Формировать представления  о потребностях человека;

Уточнять от чего зависят потребности человека, и что к ним относится;

раскрыть сущность понятий семейный бюджет и его основные источники заработная плата, стипендия, пенсия);

Развивающие:

Закреплять представления детей экономических понятий: деньги, доход и расход;

Продолжать учить решать проблемные ситуации, аргументировать свои ответы, активизировать словарь;

 Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет;

 Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи;

Воспитательные:

Воспитывать в детях бережливость и умение экономно (разумно) тратить деньги;

Словарная работа: Обогащение словаря: потребности. Активизация словаря: доход, расход, семейный бюджет, зарплата, пенсия

Методы и приемы: Словесные: вводная беседа, загадывание загадки, вопросы, дискуссия, объяснения, уточнения, поощрения. Наглядные: рассматривание картинок, карточек. Игровой  сюрпризный момент, дидактические игры: Игра «Экономим деньги», «Доходы и расходы» Практические: счет монет

Материалы и оборудование: Две куклы - мальчики, 2 кошелька с пятью монетками, предметные картинки  (еда, вода, жилье, одежда), корзина с муляжами (хлеб, сыр, молоко, овощи), корзинка со сладостями (муляж), мяч,  изображения трёх домиков.

Предварительная работа: Беседы о семейном бюджете, работа с лэпбуком, загадывание загадок.

Ход занятия:

Вводная часть:

Ребята! Встанем мы в кружочек дружно,

 Поздороваться нам друг с другом нужно.

 Здравствуй правая рука (вытягиваем правую руку вперед),

Здравствуй левая рука, (вытягиваем левую руку вперед),

Здравствуй друг (дать правую руку соседу справа),

 Здравствуй друг (дать левую руку соседу слева),

 Здравствуй, здравствуй дружный круг (держимся за руки все вместе)

Воспитатель: «Здравствуйте»! Сегодня я хочу познакомить вас с двумя братцами. А вот и они! показ кукол - мальчиков. Куклы здороваются.

 Воспитатель: Давайте знакомится. Первый мальчик на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Умник. А второй – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали его Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них. Однажды два братца отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны. Основная часть:

 Воспитатель: В дорогу каждый из них взял…

Отгадайте что:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

 Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

 - Что это? Дети: Деньги, монеты.

- В дорогу каждый из мальчиков  взял кошелёчек с монетками.

- Сколько монеток у Умника?

- А у Торопыжки? – Сравните количество монет у братцев.

 Воспитатель: - Совершенно верно. Как вы думаете, для чего нужны людям деньги? Ответы детей.

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно!

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности, как вы думаете? Ответы детей.

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь. Перед вами картинки вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: Вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья. И решили мальчики выбрать себе дом.

 На доске изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2. Торопыжка сразу взял самый дешевый домик, зачем платить лишнее. А Умник стал думать и рассуждать. Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

- Как вы думаете почему? (Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

 И взял домик за две монетки.

-А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик? (Ответы детей)

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ему пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

 Воспитатель: Давайте поможем мальчикам сосчитать оставшиеся монетки. Дети на доске   производят подсчёт монет.

-Сколько осталось монет у Торопыжки, сколько осталось монет у Умника?

Стало холодно. И мальчики вспомнили ещё про одну важную потребность. Как вы думаете, какую? (Одежда). Мальчики купили одежду, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке. А потом у мальчиков забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность.

- Как вы считаете, какую? (Потребность в еде). Взяли Мальчики по одной монетке, и пошли в магазин. Посмотрите, что они купили. Дети перечисляют.

В корзинке у Умника хлеб, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.

Обсуждение с детьми: «А чтобы купили вы?». Подвести детей к пониманию, что сладости не жизненно необходимая потребность.

Физминутка.

«Будем денежки считать»

 Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

 Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

 Дом, в котором мы живём.

 Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

 На четвёртую монетку купим есть, и пить (отгибаем указательный палец)

 Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

 Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак, согнув все пальцы)

Воспитатель: Ребята, прежде чем что-нибудь купить, надо рассчитать бюджет. А давайте объясним Умнику и Торопыжке, что такое бюджет? Ответы детей.

 Воспитатель: Бюджет – это подсчет доходов и расходов. Доход - это деньги , полученные в результате работы. Как называют доход родителей (зарплата), а доход пожилых людей? (пенсия).  Расход - это деньги, затраченные на оплату услуг и на покупку вещей.

А чтобы Торопыжка лучше запомнил и понял, что такое доход и расход, давайте поиграем в игру «Доходы и расходы»

-Папа получил зарплату - доход

-Заболела бабушка - расход

-Мама выиграла приз - доход

- Сестра потеряла  кошелек - расход

-Заплатили за квартиру - расход

- Сын получил стипендию - доход

- Купили телевизор - расход

- Бабушка продала пирожки – доход

- Брат порвал куртку – расход

-Купили путевку на море - расход

Воспитатель: Как вы думаете, чего должно быть больше в семье: доходов или расходов? Почему?

 Воспитатель: А теперь давайте, подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама  не соглашается с вами  и не покупает, то, что вы просите? Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно  много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет. Давайте мы с вами попробуем помочь родителям сэкономить  семейный бюджет поиграем в игру «Экономим деньги».

 Игра «Экономим деньги»

Перед вами, на столе, карточки. Ваша задача объяснить, как мы можем сэкономить семейный бюджет. Выполнения задания детьми, объяснение своего выбора.

Заглянули малыши в свои кошельки, а там. Подсчёт детьми.

 У Умника осталась одна монетка.

 Заключительная часть.

  Давайте напомним мальчикам правила обращения с деньгами:

 1. Экономно распоряжаться деньгами.

 2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

 5. Бережно относитесь к деньгам.

 6. Деньги можно накопить или потратить.

 Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом».

Умник и Торопыжка благодарят вас за то, что вы научили их экономно относиться к деньгам. Мальчики хотят узнать

- Понравилось вам занятие?

-Что было самым интересным?

- Что было самым сложным?

Попрощаемся с мальчиками, до следующих встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Заготовка денег для игры в магазин

Заготовка денег для игры в магазин...

НОД "Что дороже денег"

Цель: формирование осознанного отношения к своему здоровью, потребности к здоровому образу жизни и обеспечение максимальной активности детей в преобладающем самостоятельном процессе сознания....

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» подготовительная к школе группа

Конспект образовательной деятельности по реализации образовательной области «Познание» Формирование целостной картины мира» на тему: «История возникновения денег» разработан для детей подготовительной...

Презентация "История денег".

Знакомство детей средней группы с историей денег по программе "От рождения до школы"....

Конспект НОД для детей старшего возраста. Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»

Тема: «ПУТЕШЕСТВИЕ В ПРОШЛОЕ ДЕНЕГ»Цель: дать детям представление о денежной единице; научить понимать назначение денег; вызвать интерес к прошлому предмета, развить воображение....