ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ «ЮНЫЙ ФИНАНСИСТ» В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ 2022-2023 уч.год
методическая разработка по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Жулмуканова Лаура Серкалиевна

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

          Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

         Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

Скачать:


Предварительный просмотр:

F:\НПМ\скан3.jpg

ПАСПОРТНЫЕ ДАННЫЕ

Направление:  информационно - ориентированный

Продолжительность проекта: долгосрочный.

Срок реализации проекта: с 03.10.2022г по 28.02.2023 уч.год.

Руководитель проекта: воспитатель 1-ой категории Жулмуканова Лаура Серкалиевна.

Участники проекта:

- дети подготовительной группы;

- воспитатель группы;

- родители;

- социальные партнеры.

Постановка проблемы:

Помочь детям дошкольного возраста сформировать представления об экономических понятиях: экономика, потребности, нормы жизни, деньги, товар, цена в соответствии с их возрастными особенностями.

Цель проекта:

- формирование у детей старшего дошкольного возраста элементарных представлений по финансовой грамотности через проектную деятельность.

Задачи:

Образовательные

- Формировать основы финансовой грамотности у дошкольников;

- Познакомить с элементарными экономическими понятиями: «деньги», «товар», « банк», потребность», «зарплата», « кредит», «карта» и др.;

- Расширять знания детей об истории возникновения денег;

- Расширять и активизировать словарный запас детей, совершенствовать коммуникативные качества детей;

- Расширять представления о профессиях, связанных с финансами;

- Учить детей сравнивать, анализировать и соотносить потребности и возможности.

Развивающие

- Развивать познавательный интерес к основам финансовой грамотности;

- Развивать основы финансовой грамотности дошкольников посредством разнообразных видов детской деятельности;

- Развивать умение творчески подходить к решению ситуаций финансовых отношений посредством игровых действий;

- Расширить представление детей о необходимости рационально использовать деньги;

- Способствовать развитию внимания, логического мышления

Воспитательные

- Воспитывать эмоционально положительное отношение и интерес к деятельности экономического характера;

- Воспитывать основы финансовой культуры;

- Воспитывать у детей умение применять на практике в жизни полученные знания по финансовой грамотности, понимать и ценить окружающий предметный мир, как результат труда людей;

- Воспитывать у детей уважение к людям, которые трудятся и честно зарабатывают свои деньги;

- Воспитывать социально – нравственные качества личности: бережливость, честность, трудолюбие.

Введение

«Нажить много денег – храбрость,

сохранить их – мудрость, а умело расходовать – искусство»

А. Бертольд

Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» включает:

- актуальность экономического воспитания на современном этапе и социальную значимость;

- цели и задачи с детьми в рамках предложенного проекта;

- сроки и этапы реализации проекта;

- планируемые мероприятия в рамках проекта;

- ожидаемые результаты после реализации проекта;

- заключительные положения, перспективы дальнейшего развития проекта.

           Проект составлен в соответствии с принципами, определенными Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (далее ФГОС ДО), примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».

          Проект по формированию финансовой грамотности «Юный финансист» разработан в целях финансового просвещения детей подготовительной к школе группе в рамках комплексно-тематического планирования образовательной деятельности.

          Мероприятия проекта направлены на формирование у дошкольников необходимых представлений о финансовой составляющей современной семьи, организации материальной стороны окружающего пространства.

Проект предусматривает тесный контакт между детьми, воспитателями и родителями, что облегчает восприятие детьми нового материала.

Данный проект реализован с воспитанниками подготовительной к школе группе.

Актуальность

          В современном мире ребенок встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнаёт, что такое «моё», «твоё», «наше», «обмен», «деньги», «цена» и пр. Дети стараются подражать родителям. Если родители сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком. Если у ребенка не сформировать правильное представление о деньгах, то у него появится собственное, зачастую неверное мнение. Дети должны осознавать, что денежные средства зарабатываются собственным трудом. Ребёнку нужно помочь в освоении финансовой грамотности, но не делать все за него.

         Обучение экономической культуре не сводится к тому, чтобы учить зарабатывать деньги. На первый план ставится формирование нравственных понятий: честность, обязательность, умение подчинять свои желания возможностям, законопослушность, взаимопомощь и пр. А также ориентация дошкольников в экономическом пространстве современного мира на материале в соответствии с возрастными возможностями.

         Финансовое просвещение и воспитание детей дошкольного возраста – сравнительно новое направление в дошкольной педагогике. Ведь финансовая грамотность является глобальной социальной проблемой, неотделимой от ребенка с ранних лет его жизни.

         Дети, так или иначе, рано включаются экономическую жизнь семьи: сталкиваются с деньгами, рекламой, ходят с родителями в магазин, участвуют в купле-продаже, овладевая, таким образом, первичными экономическими знаниями, пока еще на житейском уровне.

        К сожалению, финансовой грамотности почти не обучают в детских садах. А грамотное отношение к собственным деньгам и опыт пользования финансовыми продуктами в раннем возрасте открывает хорошие возможности и способствует финансовому благополучию детей, когда они вырастают.

         Финансовая грамотность - понятие, выходящее за пределы политических, географических и социально-экономических границ.

Финансовая грамотность - это психологическое качество человека, показывающее степень его осведомленности в финансовых вопросах, умение зарабатывать и управлять деньгами.

          Человек, который уверен в своем будущем, чувствует себя гораздо лучше. И поэтому наши дети достойны того, чтобы быть в курсе, как правильно пользоваться средствами, которые они будут зарабатывать во взрослой самостоятельной жизни!

         Дети должны знать обо всех банковских продуктах, которые появляются на рынке. Например, что такое кредитная карта. Сейчас это очень распространенное явление. Наши дети видят, как просто, достав пластиковую карту, легко совершать покупки. Как правило, они не в курсе, к каким тяжким последствиям может привести бесконтрольное пользование кредитными картами.

        Дети должны знать, что жить надо по средствам, тратить надо меньше, чем зарабатывается. Понятно, что счастье за деньги не купишь, но детям не лишним будет знать, что достаточное количество финансовых ресурсов открывают перед ними большие возможности, способные дарить радость.Чем раньше дети узнают о роли денег в частной, семейной и общественной жизни, тем раньше могут быть сформированы полезные финансовые привычки.

          С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.

         Содержание проекта, в соответствии с ФГОС ДО, обеспечивает развитие личности, мотивации и способностей детей в различных видах деятельности и охватывает направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие.

        Таким образом, актуальность проекта в том, чтобы за счет использования информационной среды максимально полно использовать интерес детей к экономической деятельности, оптимизировать их интеллектуальную нагрузку.

Этапы проекта:

1этап – Организационный:

- Изучение справочной, методической, энциклопедической литературы, сбор материала необходимого для реализации цели проекта.

- Информирование родителей о планировании работы с детьми по проекту «Юный финансист».

- Подбор художественной литературы для детей по выбранной тематике.

- Подбор необходимого оборудования и пособий для практического обогащения проекта.

- Создание развивающей среды по теме.

2 этап – Практический:

Реализация проектных мероприятий в форме совместной деятельности воспитателя с детьми. Это использование раздаточного материала в соответствии с темой проекта, изготовление пособий для занятий и атрибутов для игр; чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов, презентаций, беседы, экскурсии, дидактические игры, художественное творчество, решение проблемных ситуаций, сюжетно-ролевые игры, игровые ситуации, продуктивная деятельность. Проведение конкурса детских творческих работ «Рубль в красках». Изготовление лэпбука по финансовой грамотности, мини-музея «Путешествие денег».

3 этап – Заключительный:

Подведение итогов реализации проекта в форме интеллектуально-познавательной игры «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»; мини-музея «Путешествие денег» ; организация выставки рисунков.

Предполагаемые результаты

В конце реализации проекта планируется сформировать у детей следующие понятия и представления:

- деньги не появляются сами собой, а зарабатываются.Развитие духовно-богатой личности ребенка, как активного участника проекта.

- сначала зарабатываем – потом тратим: соответственно, чем больше зарабатываешь и разумнее тратишь, тем больше можешь купить.

- стоимость товара зависит от его качества, нужности и от того, насколько сложно его произвести (а товар в магазине – это результат труда других людей, поэтому он стоит денег; люди как бы меняют свой труд на труд других людей, и в этой цепочке деньги – это посредник).

- деньги любят счет (дети должны уметь считать деньги, например, сдачу в магазине, деньги, которые они могут потратить в магазине).

- финансы нужно планировать (приучаем вести учет доходов и расходов в краткосрочном периоде).

- твои деньги бывают объектом чужого интереса (дети должны знать элементарные правила финансовой безопасности).

- не все продается и покупается (дети должны понимать, что главные ценности – жизнь, отношения, радость близких людей – за деньги не купишь).

- финансы – это интересно и увлекательно.

На всех этапах требуется поддержка ребенка дома, в семье. Совместная работа педагога и семьи даёт хорошие результаты и способствует более серьёзному и ответственному отношению взрослых к экономическому воспитанию детей:

- Дети приобретают первичный финансовый опыт, учатся устанавливать разумные финансовые отношения в различных сферах жизнедеятельности.

- Родители получают дополнительные знания по воспитанию финансовой грамотности детей.

- Педагоги получат систему работы по формированию финансового опыта детей.

-Пополнение РППС.

Перспективное планирование образовательной деятельности

Октябрь

3 неделя:

  1. ООД Беседа о труде

Цель: сформировать и закрепить у детей представления о труде и лени, познакомить

с профессиями взрослых.

Подвижная игра «Выбор профессии»

Цель: развивать у детей ловкость, скорость реакций и умение бросать и ловить мяч;

быстро реагировать и отвечать на вопросы.

Загадки о труде и профессиях.

  1. Обсуждение сказки К.Д. Ушинского «Два плуга»

 Игра «Какие ошибки допустил художник?»

Рисование на тему: «Моя будущая профессия»

4 неделя:

  1. ООД Беседа «В общем о деньгах»

Цель: сформировать и закрепить у детей представление о деньгах как о мере стоимо-

сти, средств платежа и накоплений; помочь осознать на доступном старшим дошкольни-

кам уровне взаимосвязь понятий «труд-продукт-деньги» и «стоимость продукта в зави-

симости от его качества»

Обсуждение сказки «Муха-цокотуха», К.И. Чуковский

Лепка на тему: «Необычные формы денег»

  1. ООД «Как же производят деньги?»

Обсуждение сказки Т.В. Грекова «Приключение монетки»

Цель: сформировать у дошкольников представление о денежных знаках нашей

страны.

      Просмотр мультфильма «Фиксики советы» - «Как делают деньги?»

Ноябрь

1 неделя:

  1. ООД Беседа «Откуда берутся деньги и на что тратятся?»

Цель: сформировать у детей понимание важности процесса планирования получения и расходования денежных средств в семье.

           Обсуждение сказки Б.В. Минина «Доверчивый Зайчик»

Сюжетно-ролева игра «Магазин игрушек»

Цель: дать возможность детям практически осуществить процесс купли-продажи; развивать умение определять материал, место производства, цену (стоимость).

  1. ООД "Что такое семейный бюджет?"

Цель: дать представление и семейном бюджете, его составляющими - пенсия, зарплата, пополнять активный словарный запас детей экономическими понятиями, воспитывать уважительное отношение к труду взрослых

        Игра «Хочу и надо»

Цель: дать представление о взаимосвязи понятий «потребности» и «возможности»

Обсуждение сказки «Золотой ключик, или Приключения Буратино», А.Н. Толстой.

2 неделя:

  1. ООД Беседа «История денег в России»

Цель: расширить знания детей о деньгах, эволюции форм денег.

        Конкурс детских рисунков на тему: «Рубль в красках!»

Обсуждение с детьми смысла пословиц и поговорок о деньгах.

Работа в мини-музее: просмотр экспонатов, альбомов, карточек по темам «Деньги».

  1. ООД "Знакомимся с профессией бухгалтера"

Цель: расширять представления о профессиях взрослых, их значении. Познакомить детей с профессией бухгалтера, её необходимости и общественной значимости, новыми словами «расходы», «бюджет», «зарплата».    

           Игра «Что быстрее купят?»

Цель: развивать умение устанавливать зависимость между качеством товара, его ценой (стоимостью) и спросом на него.

Сюжетно-ролева игра «В магазин за продуктами»

3 неделя:

  1. ООД "Дом, где живут деньги"

Цель: дать представление о банке, его назначении. Познакомить с профессиями банковских работников, валютами разных стран. Формирование экономического мышления воспитанников.       

           Игра «Копилка»

Цель: закрепить понятие о накоплении денежных средств, навыки составлять число из 2-х меньших чисел.

  1.  Экскурсия совместно с родителями «Познавательный маршрут «Банкомат»

            Игра «Назови монету»

Цель: Расширить представления о деньгах разных стран с помощью сказочных персонажей.

           Сюжетно-ролевая игра «Банк»

Обсуждение сказки Ш.Перро «Кот в сапогах»

 Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

Декабрь

1 неделя:

  1. ООД Беседа «Полезные экономические навыки и привычки в быту»

Цель: формирование у детей полезных навыков и привычек в быту.

       Обсуждение сказки А.С.Пушкин «Сказка о попе и его работнике Балде»

  1. Поделки, оригами, аппликации, конструирование на тему: «Копилка для монет»

 2 неделя:

  1.  Обсуждение рассказа Н. Носова «Заплатка»

       Обсуждение смысла пословиц и поговорок.

  1. Создание мастерской по ремонту книг. Заранее отобранные в группе или прине-

сенные из дома ветхие или с испорченными страницами книги предлагаем ребя-

там склеить, «отремонтировать».

3 неделя:

  1. Игра-эстафета «Хорошо — плохо»

Цель: заложить основы экономических навыков и привычек в быту у детей с помо-

щью подвижных игр.

  1.  Обсуждение произведения В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?»

       Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

Январь:

2 неделя:

  1. ООД Беседа «Что такое реклама?»

Цель: сформировать у детей взвешенное, осознанное отношение к рекламе.

         Рисование на тему: «Фантастическая реклама» для мини-музея

Игра «Рекламный мешочек»

закрепить знания детей о рекламе; учить устанавливать взаимосвязь между рекламой и успехом в торговых отношениях «продавец — покупатель».

  1. Обсуждение сказки Г.Х. Андерсена «Новое платье короля»

Викторина для детей «О какой сказке идет речь?»

3 неделя:

  1. Просмотр мультфильма «Барбоскины и реклама».
  2. Игровая ситуация «Рекламная компания»- дети выбирают товар и рекламируют его с целью продажи.

4 неделя:

  1. Сюжетно-ролевая игра «Пиццерия для всей семьи»

Цель: сформировать у детей многоаспектное представление о деятельности предпри-

ятия общественного питания.

  1. Обсуждение сказки С.В. Михалкова «Как старик корову продавал»

Февраль

1 неделя:

  1. ООД "Для чего нужная реклама?"

Цель: дать представление о назначении рекламы и ее создании; научить детей правильно воспринимать рекламу.        

  1. Игра «Реклама для приюта бездомных собак «Верный друг»

Цель: закрепить знания детей о необходимости использования рекламы для реализации продуктов труда; развивать коммуникативные навыки.

       Обсуждение рассказа В. Драгунский «Он живой и светится»

2 неделя:

  1. ООД "Что такое конкуренция?"

Цель: продолжать знакомить детей с экономическими терминами, дать представление о том, что такое конкуренция; воспитывать интерес к экономике.

  1.  Игра «Что дешевле?»

Цель: сформировать умение ориентироваться в цене товаров, устанавливать ассортимент предметов (товаров) по цене; развить самостоятельность в выборе решения.

       Просмотр мудьтфильма «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело».

3 неделя:

  1. ООД «Путешествие с Монеточкой по стране Экономике»  (итоговое)

Цель: закреплять экономические термины и понятия, упражнять в решении проблемных ситуаций, воспитывать интерес к экономике.    

  1. Выставка творческих работ «Юный финансист» 

        Мини- музей «Путешествие денег»

Работа воспитателей

Практическая деятельность

Изготовление атрибутов к СРИ (банкомат, сейф, деньги, ноутбук), лэпбук по финансовой грамотности

Работа с родителями

Анкета для родителей

«Финансовая грамотность детей»

«Рекомендации для родителей по экономическому воспитанию»

Практическое задание для родителей

Изготовление стойки «Касса».

Пополнение РППС. Изготовление атрибутов для игр (кошельки, визитницы, банковские карты).

Совместная деятельность

родителей и детей

Просмотр мультфильмов

Фиксики «Как делают деньги», «Азбука денег тетушки Совы», «Смешарики. Финансовая грамотность – благородное дело», «Трое из Простоквашино»,«Как старик корову продавал», «Муха – Цокатуха» и др.

Работа с социальными партнерами

Сельская библиотека

Литературная викторина «Путешествие по стране финансовой грамотности»

Музей истории денег

Виртуальная экскурсия «Российские деньги: путешествие во времени».

Литература:

  1. Примерная парциальная образовательная программа дошкольного образования Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
  2. Сборник методических материалов на основе примерной парциальной образовательной программы дошкольного образования Банка России и Министерства образования и науки Российской Федерации для детей 5–7 лет «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности».
  3. Сборник занимательных ребусов и задач «Путешествие в мир финансов»
  4. Интернет-ресурсы:

fincult.info - сайт Банка России по финансовой грамотности «Финансовая культура»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы с родителями воспитанников подготовительной к школе группы (2022-2023 учебный год)

Активное включение родителей в образовательный процесс.  Гармонизация детско-родительских отношений посредством совместной деятельности....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2022-2023 учебный год...

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 2022-2023

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  НЕПОСРЕДСТВЕННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ 2022-2023...

Работа с родителями в подготовительной к школе группе (2022-2023 учебный год)

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА ДОЛГОПРУДНЫЙМуниципальное автономное дошкольное образовательное учреждениегородского округа Долгопрудныйдетский сад общеразвивающего вида № 13 &l...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯ Подготовительная к школе группа 2022-2023 учебный год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВОСПИТАТЕЛЯПодготовительная к школе группа2022-2023 учебный год...