Сценарий НООД по формированию финансовой грамотности "Урок в школе "Экономики"
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Данный материал подходит для воспитанников подготовительной к школе группе. Может проводиться как для показа родителям, так и для обмена опытом педагогам. Мною проводился в рамках проекта "Сказочные финансы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_otkrytogo_nood_po_fin_gram.docx20.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НООД по формированию финансовой грамотности

Урок в школе «Экономики»

подготовительная группа

Цель: Расширение знаний старших дошкольников по финансовой грамотности.

Задачи: - Формировать умения выражать свои мысли и анализировать.

- Формировать навыки сотрудничества, умения договариваться друг с другом.

- Расширять активный и пассивный словарь детей, знакомя с экономическими терминами.

-При помощи опытов знакомить с различными свойствами металла и бумаги.

- Развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта.

- Развивать логическое мышление, память, внимание.

- Развивать познавательную активность в процессе экспериментирования.

- Закреплять умение выполнять математические вычисления.

- Воспитывать личностные качества дошкольников, связанные с экономической деятельностью (бережливость, трудолюбие).

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие.

Вид детской деятельности – познавательно – исследовательская деятельность.

Форма работы: подгрупповая. (3 стола по 4 человека)

Оборудование для НООД: Для экспериментов: стол, доска, таз с водой, кошелёк 2шт., железные монеты, бумага. Настоящие и не настоящие деньги разного достоинства (купюры:50,100, 200, 500,1000 рублей; монеты: 5, 10, 50 копеек, 1 рубль, 5 рублей, 10 рублей). Копилка большая, баночки на стол детям, конверты с заданиями, магазин с товарами. Жетоны, столы и стулья – по количеству детей. Деньги разных стран.

Ход занятия

Воспитатель: Ребята, а можно у вас спросить, какое у вас сегодня настроение? Ответы детей. Давайте поприветствуем сейчас друг друга и гостей в нашей группе, пожелаем всем доброго утра и хорошего дня.

Доброе утро улыбчивым лицам!

Доброе утро солнцу и птицам!

Пусть каждый становится добрым, доверчивым.

Пусть доброе утро продлится до вечера!

Воспитатель: а хотите я вам сейчас расскажу стихотворение?

Стихотворение называется «Три копейки на покупки»

Маму в магазин провожает сын,

Три копейки ей даёт:

«Вот! Купи мне самолёт.

А ещё ружьё, лопатку,

Танк, лошадку, шоколадку,

Самосвал, тетради, краски,

Маски, сказки и салазки!

Постарайся не забыть.

И на сдачу, можешь даже,

И свистульку мне купить…»

Воспитатель: А теперь скажите можно ли на такую сумму купить столько товара? Почему нельзя? Ответы детей

Воспитатель: А что значит быть экономным? (ответы детей). Правильно, и мы с вами знаем, что есть такая наука Экономика, которая нас учит чему? (ответы детей) Как правильно вести хозяйство, как разумно тратить деньги, экономить их.

Воспитатель: Давайте сегодня мы с вами поиграем в школу, только не в обычную, в которую играем каждый день, а в школу «Экономики». Поучимся с вами и возможно научим наших гостей быть экономными. Перед тем, как начать занятия в нашей школе, я попрошу вас подойти к столу и одеть жетоны «Юных экономистов».

Звенит звонок. Начинается урок.

Воспитатель показывает копилку.

Воспитатель: Ребята, что это такое? Для чего она нужна? Ответы детей

Воспитатель: Правильно, чтобы копить деньги. Но мне очень интересно узнать, на что люди копят деньги? Ответы детей

Воспитатель: Все верно. Перед тем как начать урок, я хочу с вами поиграть в игру «Для чего я коплю деньги?». Для этого надо встать в круг и передавать копилку друг другу называя цель своей копилки. Проводится игра

Воспитатель: Молодцы. А сейчас скажите мне, где мы будем брать деньги для копилки и что в этом случае нас нужно делать? Ответы детей.

А теперь внимательно посмотрите на свой жетон, на нём написана цифра, Эта цифра обозначает за каким столом вам нужно занять своё рабочее место.

 Дети на жетонах находят цифру на задней стороне (по 4 одинаковых, стол с такой же цифрой.)

Воспитатель: Ребята, скажите, как в семье появляются деньги? Ответы детей

Воспитатель: Как называются деньги, которые зарабатывают ваши родители? Ответы детей

Воспитатель: Зарплата — это деньги, полученные за работу. Кроме родителей, кто является членами вашей семьи? Ответы детей

Воспитатель: Да правильно дедушки и бабушки, как называется их доход, что им выплачивает наша страна каждый месяц? Ответы детей (им платят пенсию, так как они проработали много лет.) А кто ещё живёт в семье?

Воспитатель: Да еще есть братики и сестрички, а дети могут приносить в бюджет семьи деньги? Ответы детей

Воспитатель: Большие дети, окончившие школу, обучающиеся в училищах, институтах, получают стипендию. А маленьким деткам государство наше платит пособие. Зарплата, пенсия, стипендия, пособия. А как одним словом назвать все эти деньги? (семейный бюджет)

Воспитатель: Сегодня вы будите тоже зарабатывать монеты, за правильные ответы. Заработанные монеты будите складывать в баночки, которые стоят у вас на столах. Если вы ответите правильно, получаете монетку.

1 задание. «Подсчитайте семейный бюджет»

Воспитатель: Папа зарабатывает 6 рублей. Мама зарабатывает 3 рубля. Бабушка с дедушкой — пенсию 2 рубля. Сестра стипендию 1 рубль. Подсчитайте семейный бюджет. (Дети выполняют математическое вычисление и получают число 10)

Воспитатель: Молодцы! Следующие задания находятся в конвертах, выбирайте, каждый стол выбирает себе конверт.

2 задание.

1–й вариант. Дети должны расположить карточки по мере возрастания цены на товар.

2–й вариант. Дети должны найти два разных товара по одинаковой цене.

3–й вариант. Дети определяют, какой из товаров «дороже», а какой «дешевле».

Воспитатель: Молодцы. Все справились с заданием. Ребята вы, когда-нибудь, делали покупки самостоятельно? Ответы детей

Воспитатель: В магазин за покупками, с чем ходят? Ответы детей.

3 задание. «Найди российские деньги».

Воспитатель: У вас на столе ещё по конверту лежит.Посмотрите сколько разных денег в нём. Надо определить какими деньгами можно рассчитываться в нашем магазине. Ответы детей

Воспитатель: Как называются наши деньги? (Рубль).

Воспитатель: Ой, почему среди денег оказалась ракушка? Ответы детей

Воспитатель: Совершенно верно. Это древняя денежка. Ракушку использовали как средство обмена.

Воспитатель: Молодцы! За проделанную работу все получаете по 3 монетки.

Воспитатель: Давайте подсчитаем, сколько вы заработали монет. Теперь вы можете смело идти в магазин и купить то, что вам необходимо. Сначала рассмотрите товар, определите вместе с товарищами по столу, что бы вам хотелось купить и хватит ли у нас на всё это монет. Каждый товар имеет свою цену. Обратите внимание, в магазине есть товар с разными ценами. А почему, как вы думаете? По какой цене лучше покупать товар, за меньшую, или за большую цену? Ответы детей

Воспитатель: Почему? Ответы детей

Воспитатель: Да, конечно за меньшую цену, потому что так вы экономите ваш бюджет, сохраняете часть своих денег.

Проводится игра «Магазин»

После покупок дети подсчитывают, сколько денег у них осталось, и объясняют свою экономию.

Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, наш детский сад платит за что-нибудь деньги? Ответы детей (За воду, свет).

Воспитатель: Мы можем помочь в экономии детского сада? Ответы детей (Нужно экономно расходовать воду, свет, беречь имущество, одежду, книги, мебель).

Воспитатель: Правильно, а как это сделать? Ответы детей (Выключать свет, когда он не нужен, не включать воду без надобности)

Воспитатель: Если вы это будите делать, то вам удается сэкономить деньги детского сада.

Воспитатель: Вот мы всё говорим с вами про деньги, а скажите какие они бывают? (ответы детей)

Воспитатель: Правильно, есть монеты и купюры. А как вы думаете, какие деньги удобнее монеты или купюры? Ответы детей

Воспитатель: Я предлагаю это проверить? Давайте пройдем в нашу мини лабораторию. Давайте вспомним правило – как надо вести себя в лаборатории? Ответы детей

Воспитатель: Встаньте так, чтобы было удобно всем.

Воспитатель: Как настоящие исследователи мы результаты опытов будем записывать в карту, которая находится на доске.

Воспитатель: Посмотрите на оборудование. Назовите что вы видите? (ответы детей)

1. Эксперимент:

Воспитатель: Сначала надо сжать в одном кулаке монетку в другом бумагу. Что произошло? Ответы детей (помялась, не помялась).

Воспитатель: Теперь давайте попробуем порвать. Что произошло? Ответы детей (бумага мнётся, рвется; монета нет.)

ВЫВОД Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Ответы детей

Воспитатель: Правильно монета лучше. Она не мнётся и не рвется. Отметьте в нашей карте. На доске напротив монеты ставим +. В этом эксперименте монета показала лучшие качества.

2. Эксперимент:

ВоспитательКладите бумагу в воду. Что происходит? Ответы детей

Воспитатель: А если она намокнет, что произойдёт? Ответы детей

Воспитатель: А теперь кладите монету. Что происходит? Ответы детей

ВЫВОД Воспитатель: Какой вывод получается, кто в этом эксперименте выигрывает? Ответы детей. Отметьте в нашей карте. На доске напротив монеты ставим +

3 Эксперимент:

Воспитатель: Давайте определим, что тяжелее монета или купюра. Ответы детей

Воспитатель: Давайте опытным путём проверим. Возьмите на ладошки монету и купюру – бумажку. Что тяжелее?

ВЫВОД Воспитатель: Какой вывод сделаем? Что легче? Ответы детей. Что выигрывает? Ответы детей. Отметьте в нашей карте. На доске напротив купюры ставим +

4 Эксперимент

Воспитатель: Положите купюру и монету в кошельки, купюры в один кошелёк, монеты в другой. Потрясите. Переверните.

Воспитатель: Что удобнее хранить в кошельке? Дети проверяют.

Воспитатель: Сделайте вывод Ответы детей.  Отметьте в нашей карте. На доске напротив купюры ставим +

ВЫВОД Воспитатель: Посмотрите в доску, кто выигрывает? Ответы детей

Воспитатель: А что значит ничья? Ответы детей. Совершенно верно. По одним свойствам выигрывают монеты, а по другим купюры. Какой вывод мы сделаем? Ответы детей

Воспитатель: Вы правы, нам нужны и монеты, и купюры. Ребята, а что кроме денег можно использовать при оплате? Ответы детей (Банковскую карту)

Ребята на сегодня нам пора завершать своё обучение в школе «Экономики».

Итог. Рефлексия.

Воспитатель: Вам понравилось в школе «Экономики»? Ответы детей

Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю снова встать в круг. Мы будем передавать друг другу копилку, и продолжать фразу: «Сегодня мне понравилось…».

Воспитатель:  Многое в жизни нужно уметь беречь. Бережливость – это не просто умение экономить, но и умение жить.

Воспитатель: Молодцы! Мы сегодня хорошо поработали, и я хочу вам за вашу работу дать монеты, но только не настоящие, а шоколадные!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НООД по формированию основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Тема: «Моё здоровье в моих руках»

Конспект о пользе витаминов, закаливании и физических упражнениях. А так же о необходимости соблюдения режима дня...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности "Как Лисица Зайчишку обманула"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ "ДЕТСКИЙ САД №3 "РАДУГА" ГОРОДА ТЫНДЫ АМУРСКОЙ ОБЛАСТИ676290, г. Тында Амурской области, ул. Красная Пресня д.12 (корпус 1)...

Сценарий НОД по формированию финансовой грамотности детей 2 младшей группы на тему: «В гостях у куклы Маши».

Вергель Ирина ВасильевнаЦель: Содействие финансовому просвещению и воспитанию детей дошкольного возраста, создание необходимой мотивации для повышения финансовой грамотности.Задачи: Формиров...

Примерные сценарии игр и образовательных событий по формированию финансовой грамотности дошкольников

Цель: содействовать финансовому просвещению и воспитанию детей старшего дошкольного возраста, способствовать мотивации для повышения их финансовой грамотности....

Сценарий занятия с детьми 3-4 лет по формированию финансовой грамотности «Бабушкины помощники»

Формирование элементарных представлений о финансовой грамотности....

Сценарий театральной постановки по формированию финансовой грамотности "День рождение!

Цель : формировать представления  о роли сбережений. В процессе спектакля дети должны понять,  что  деньги не обязательно тратить прямо сейчас; почувствовоать как  приятно становит...

Сценарий квест-игры по формированию финансовой грамотности у детей дошкольного возраста.

Дети сталкиваются с понятиями финансы с самого раннего возраста. Уже во второй ранней группе дети знают, что такое магазин, что игрушки и сладости покупают им в магазине. С удовольствием рассказывают,...