Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности
материал по основам финансовой грамотности

Двуреченская Татьяна Ивановна

Сообщение на педагогическом совете 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл soobshchenie_na_pedsovet.docx20.12 КБ

Предварительный просмотр:

Сообщение – презентация на педагогическом совете по теме:

«Формирование финансовой грамотности дошкольников

в игровой деятельности»

Дошкольный возраст благоприятен для формирования экономической грамотности детей. Для обеспечения успешности познания дошкольниками социально-экономических категорий важным представляется использование игры, которая является доступной и интересной для ребёнка деятельностью.

Сюжетно-ролевая игра является эффективным средством экономического воспитания старших дошкольников.

Успешность использования сюжетно-ролевой игры как средства экономического воспитания детей старшего дошкольного возраста существенным образом зависит  от руководства ею. СЛ  2

Основными педагогическими условиями, оказывающими на успешность использования сюжетно-ролевой - игры в качестве средства экономического воспитания детей дошкольного возраста, являются:

— реализация комплексного подхода к обогащению игровой практики дошкольников экономически целесообразным содержанием совместно с организацией нравственно-трудового воспитания;

— организация развивающей предметно-пространственной среды;

— целенаправленное взаимодействие дошкольной образовательной организации с семьями дошкольников. СЛ  3

Сюжетно-ролевые игры, которые можно использовать с целью формирования финансовой грамотности дошкольников, можно сгруппировать в соответствии с темами:
— труд;
— мир денег;
— товары;
— экономный хозяин. СЛ  4

Примерами сюжетно-ролевых игр по теме «Труд» являются: «Стройка», «Аптека», «Парикмахерская», «Поликлиника», «Кондитерская фабрика» и др.

 В рамках организации данных игр у детей дошкольного возраста  закрепляются представления об орудиях труда, о труде, о роли труда в жизни человека, осуществляется знакомство с производственным циклом изготовления товара или получения услуги, устанавливаются взаимосвязи между понятиями «труд», «продукт», «деньги». СЛ  5

По теме «Мир денег» могут быть проведены следующие сюжетно-ролевые игры: «Банк», «Ярмарка», «Пункт обмена валюты».

Реализация данных игр позволит познакомить детей с денежными знаками, простейшими финансовыми операциями,  умениями самостоятельно  совершать  выгодные  покупки. Даётся понятие качества товара и понятие прибыли при его продаже. Данные игры позволяют также формировать правильное отношение к деньгам, являющихся предметом жизненной необходимости. СЛ 6

В качестве примеров сюжетно-ролевых игр по теме «Товары» могут быть представлены следующие: «Супермаркет», «Детское кафе», Туристическое агентство» и др.

В результате применения данных игр дети узнают, что существуют разные формы сбыта продукции, детьми устанавливается зависимость стоимости товара от таких важных параметров, как качество и количество. Игры учат правильному восприятию рекламы, происходит воспитание разумных потребностей, экономности, расчётливости. СЛ 7
Тема
«Экономный хозяин» может быть реализована в процессе организации следующих сюжетно-ролевых  игр: «Экономная семья», «Путешествие», «Полезные  покупки».

В ходе данных игр воспитывается разумное поведение в различных жизненных ситуациях, которые непосредственно связаны с деньгами, у дошкольников формируется представление о бюджете, необходимости соотносить доходы и расходы. Игры  учат планированию, самостоятельному решению проблемных экономических ситуаций, даются  представления о комплексе качеств (бережливость, рациональность, экономность, трудолюбие.

В рамках экономического воспитания детей старшего  дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры в качестве предварительной работы проводятся беседы, СЛ 8

создаются проблемные ситуации, направленные на решение разнообразных экономических задач. СЛ  9

Важным условием  в формировании финансовой грамотности у дошкольников  в процессе игры является организация развивающей предметно-пространственной среды (активизирующая экономическая зона». Экономическую зону может представлять  игровое оборудование с  экономической тематикой (игрушечные кассы, банкомат, машинки для пересчёта денег, офисная техника, прилавки и т. д.), наборы денежных купюр, монет, куклы в костюмах разных профессий, муляжи товаров, печати, готовые бланки, магнитные карты, различный бросовый материал для изготовления  атрибутов, униформа, др. материалы.

Развивающая предметно-пространственная среда также пополняется за счёт оформления альбомов, в которых представлены монеты, купюры, библиотека книг о деньгах, бизнесе, дидактические игры, иллюстрации, фотографии. СЛ 10

Дидактические игры включают в себя познавательное и воспитательное содержание, что позволяет решать задачи по формированию у дошкольников основ финансовой грамотности.

 СЛ 11  

Интеллектуальные игры и развлечения. Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда?» Развлечение «Азбука денег» Интеллектуальные игры способствуют развитию мыслительных способностей ребенка, умению анализировать, выделять главное, сравнивать, выбирать из различных вариантов, а также умению отстаивать свою позицию. СЛ 12

Театрализованные мини-постановки могут успешно использоваться для закрепления пройденных понятий: работать и зарабатывать деньги, желания и потребности, расходовать и экономить, копить, сберегать и занимать в долг и пр. Сказка «Муха - Цокотуха», «Курочка Ряба», «Репка» СЛ 13

Формирование финансовой грамотности  в процессе игры не только приближает детей к реальной жизни, но и помогает успешнее обучать их ориентированию в  происходящем, формировать деловые качества личности, способствовать эффективной социализации детей  и усвоению программного материала.

В игре  дети приобретают такие качества, как чувство собственного достоинства, умение честно соревноваться и не бояться проигрыша, стремление доводить начатое до конца.

У детей возникает интерес к деньгам как социокультурному феномену, осознаются правила честного отношения к ним. И, самое  главное, грамотно организованная работа  будет  способствовать  формированию успешной личности в будущем. СЛ14

С детства детям нужно прививать чувство ответственности и долга во всех сферах жизни, в том числе и финансовой, это поможет им в будущем никогда не влезать в долги, держать себя в рамках и аккуратно вести свой бюджет.  СЛ 15


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

Материалы семинара для педагогов "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

"Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"

презентация на тему: "Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности"...

Семинар для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...

«Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Автором разработана консультация для педагогов для работы с детьми по финансовой грамотности дошкольников....

Семинар - практикум для педагогов «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности».

Данный семинар прошел в рамках решения годовой задачи, поставленной перед педагогами детского сада – это приобщение дошкольников к миру экономики через проведение образовательной деятельности по...

Семинар для педагогов: «Формирование финансовой грамотности дошкольников в игровой деятельности»

Цель: формирование первичных экономических представлений у дошкольников об экономических категориях.ФГОС ДО ставит задачу формирования общей культуры личности детей. Экономиче...