Формирование основ финансовой грамотности дошкольников
статья по основам финансовой грамотности

из опыта работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_finansovoy_gramotnosti_u_doshkolnikov.docx22.99 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование финансовой грамотности у дошкольников –

основа экономического воспитания

младшего школьника

Сл. 1. 

Поскольку в школах активно внедряются программы экономического воспитания, начиная с уровня начального общего образования, поэтому дошкольные образовательные организации включают в образовательную деятельность обучение детей  первичным экономическим представлениям, азам финансовой грамотности в качестве пропедевтики, чтобы обеспечить преемственность программ при переходе ребенка из дошкольной организации в начальную школу.

Сл. 2. В дошкольном возрасте под финансовой грамотностью понимается воспитание у ребенка бережливости, деловитости и рационального поведения в отношении простых обменных операций, ценностной оценки любых результатов труда, будь то товары или деньги, а также формирование у ребенка правильного представления о финансовом мире, которое сможет помочь ему стать самостоятельным и успешным человеком в будущем.

Сл. 3. В нашей дошкольной организации решаются такие основные образовательные задачи изучения основ финансовой грамотности:

- познакомить детей с основными экономическими понятиями, такими как деньги, ресурсы, цена, семейный бюджет и др);

- формировать умение правильного обращения с деньгами, способам их зарабатывания и разумному их использованию;

- объяснить взаимосвязь между экономическими и этическими категориями: труд, товар, деньги, цена, стоимость – с одной стороны и нравственными -  бережливость, честность, экономность, щедрость;

-научить детей правильно вести в ситуациях, носящих экономический характер: покупка в магазине, плата за проезд в транспорте и др;

-воспитывать уважение к труду, людям труда, бережливое отношение ко всем видам собственности.

Сл. 4. Условием успешного обучения основам финансовой грамотности  дошкольников является педагогический процесс, спроектированный на базе единства задач, содержания форм и методов обучения и основанный на установлении взаимодействия по типу «педагог – ребенок – родитель» при наличии специально созданной предметно- пространственной среды.

Содержание образовательной и воспитательной деятельности в данном направлении  распределено  по нескольким блокам: «труд – продукт», «деньги, цена, доходы, расходы»,  «реклама: желания и возможность», «полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика».

Включение в образовательную деятельность основ финансовой грамотности начинаем с понятия «труд - продукт», с диалога о том, что у каждого человека должно быть интересное дело, «профессия», с помощью которой он зарабатывает на жизнь.

Сл. 5. В работе педагоги использовали  презентации: «Моя любимая профессия», «Почему взрослые работают», «Сколько заработал, столько и купил», в ходе которых дети понимали, что товары являются продуктом труда человека, учились ценить свой и чужой труд, беречь его результаты.

Играли с детьми в интерактивную игру «Как Незнайка побывал в мире профессий», дошколята  рисовали свою будущую профессию. Уточнили представления детей о профессиях их родителей, бабушек, дедушек. 

Сл. 6. Провели виртуальные экскурсии по предприятиям  области, из которых дети узнали, какую продукцию выпускают угледобывающие предприятия, предприятия металлургической промышленности. Воспитателями вместе с  родителями изготовлены  различные лепбуки по профессиям. Таким образом, дети узнали, что такое результат труда – это то, что сделали люди своими руками или с помощью машин и за это получают денежное вознаграждение – заработную плату.

Сл. 7. Самый интересный для детей блок – под названием  «Деньги, цена, доходы, расходы».

Задачами блока являются: уточнить  представления детей о деньгах, воспитывать правильное отношение к деньгам как к предмету жизненной необходимости (деньги как средство удовлетворения основных жизненных потребностей, как средство купли-продажи).

Дети познакомились с понятием «деньги» через просмотры презентаций «История денег», «Деньги разных стран». Дети высказывали разные мнения о том, как люди могли в давние времена приобретать нужную им вещь, если не было еще изобретено денег. Провели исследовательскую работу: из какого материала изготовлены деньги: купюры и монеты, отметили плюсы  и минусы купюр и монет.

Сл. 8. В играх «Доход семьи экономистов», «Какие бывают доходы и расходы» знакомили  детей с понятиями: бюджет, доход, расход, из чего складывается семейный бюджет. В игре-занятии «Дом, в котором «живут» деньги» дети познакомились с понятием «банк». В группе появился почти настоящий банкомат, а ребята, играя,  смогли  почувствовать себя взрослыми, разбирающимися во многих финансовых операциях: прием платежей, обмен и перевод денежных средств,  и  банковских продуктах, таких как банковская карта, потребительский кредит, ипотека.

Сл. 9. Игра «Банк»

Сл. 10. При проведении сюжетно-ролевых игр «Семья», «Магазин», «Покупки», «Салон красоты» дети   покупали товары и услуги, устанавливали цены на них, пользовались  «деньгами» или банковскими картами. Дети поняли, что любой товар имеет свою цену, усвоили основные экономические понятия: товары, услуги, продажа, цена, деньги.

Педагоги подвели детей к мысли, что невозможно  иметь все товары и услуги, которые можно пожелать, а также бережно относиться к тому, что имеешь.

Сл. 11. При изучении товарно-денежных отношений одновременно решались  задачи формирования математических представлений у детей: раскрытие двузначности числа, определение с помощью денежных знаков  количественного состава числа не только из двух, но и из нескольких меньших чисел, обучение счету до 20 и показ образования чисел второго десятка при помощи монет; углубление понятия о нуле; развитие навыков счета десятками; показ счета со сменой его основания; раскрытие математической зависимости между величинами: цена, количество, стоимость; расширение понимания действий сложения и вычитания; закрепление умений решения арифметических задач.

Сл. 12. Третий блок «Реклама: желания и возможность». Основная задача работы по блоку – воспитывать  правильное, осознанное отношение детей к рекламе.

Знакомство с рекламой организовали с рассматривания разнообразных буклетов, газет, чтения текстов рекламы, просмотра мультфильма «Как старик корову продавал».

В творческой командной игре «Сделай рекламу» воспитанники получили представление о том, что такое реклама, для чего она нужна, а также познакомились с такими профессиями, как рекламщик, пиар-агент. В конце игры команда девочек создала рекламу супермаркета, а команда мальчиков – гипермаркета.

Сл. 13.  «Полезные навыки и привычки в быту – это тоже экономика». 

Поэтому в детском саду и  дома нужно воспитывать у детей полезные привычки и закреплять их. Для этого выработали правила группы: соблюдать чистоту и порядок, пользоваться бережно всем, что дают для игр и труда, не тратить ничего зря. Выключать – значит, экономить.

Необходимо помочь воспитанникам освоить начальные навыки планирования: интересно и с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи (игрушки, канцтовары и пр.), экономно использовать расходные материалы (бумагу, краски), готовить материалы для занятий. У каждого ребенка, начиная со старшей группы, есть портфель или папка, в которой находятся все канцелярские принадлежности для занятий. Дети по указанию педагога перед началом занятий готовят свое рабочее место самостоятельно, достают из портфеля необходимые для занятия предметы. Считаем, что в дальнейшем, в школе, ребенок не будет испытывать затруднений в подготовке к уроку.

Сл. 14. Пониманию многих экономических явлений в значительной степени способствует художественная литература. На примере сказок «Жадная старуха», «Морозко», «Муха – Цокотуха», «Лисичка со скалочкой», «Каша из топора», «Цветик - семицветик» знакомим  с такими «экономическими» качествами, как трудолюбие, смекалка, щедрость, жадность, лень, экономность, предприимчивость, расчетливость, практичность. Используем народную мудрость - пословицы и поговорки на экономическую тематику. Дети объясняют значение поговорок: «Без копейки рубля не бывает», Семь раз отмерь, один отрежь», «Не в деньгах счастье»,  «Дело мастера боится». Чтение художественной литературы способствует выделению мотивации и поступков героев и характеристике их действий, формирует словарь детей, а главное – дает объяснение многим непонятным экономическим явлениям.

Сл. 15. Результатами работы педагогов по формированию финансовой грамотности у дошкольников является то, что дети:

  • проявляют интерес к экономической деятельности взрослых (кем работают родители, как ведут хозяйство и т. д.).
  • активно используют в игровой деятельности основные экономические понятия и категории (деньги, цена, товар, семейный бюджет и пр.);
  • осознают и соизмеряют свои потребности и возможности;
  • имеют представление о том, что зарплата – это оплата за количество и качество труда, пенсии - за прошлый труд, а пособия на детей – это аванс детям в расчете на их будущий труд;
  • понимают, что расходы семьи не должны быть расточительными и что ребенок может, будучи экономным, их уменьшить;
  • осознали, что сбережения семьи – это денежные средства, которые остаются, если разумно расходовать свои доходы, и могут быть использованы для отдыха всей семьей или приобретения необходимых вещей; 
  • знают и называют разные места и учреждения торговли: рынок, магазин, ярмарка, супермаркет, интернет-магазин;
  • знают и называют разные виды рекламы, ее назначение, способы воздействия;
  • могут подготовить к занятиям свое рабочее место, бережно, экономно используют расходные материалы для игр и занятий (бумагу, карандаши, краски, материю и др.);
  • освоили начальные навыки планирования: с пользой использовать свободное время, принадлежащие ребёнку вещи, денежные средства.

Сл. 16. Таким образом, у наших выпускников сформирована основа для дальнейшего экономического воспитания в начальной школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Парциальная образовательная программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников

Парциальная программа основ финансовой грамотности дошкольников старшего дошкольного возраста, расчитанная на один учебный год. В программе описана: актуальность, цели, задачи, формы и методы образова...

Применение современных технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников.

Представленная статья раскрывает сущность современных педагогических технологий при формировании основ финансовой грамотности дошкольников. С практической стороны раскрываются технологии: проектная де...

Отчёт по теме самообразования "Формирование основ финансовой грамотности дошкольников"

Перспективно-календарное планирование по теме самообразования...

Практический материал "Дидактические игры по формированию основ финансовой грамотности дошкольников"

Автором представлена подборка дидактических игр по финансовой грамотности дошкольников....

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...

Дополнительная общеразвивающая программа по формированию основ финансовой грамотности дошкольников «Школа Гнома Эконома»

Дополнительная общеразвивающая программапо формированию основ финансовой грамотности дошкольников«Школа Гнома Эконома»...