СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по основам финансовой грамотности (подготовительная группа)

Вакуленко Елена Ивановна

В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организации детской деятельности, которые помогают преподносить ребёнку информацию о сложном мире экономики и финансов на доступном ему уровне. Создаются условия для финансового просвещения детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл bakaeva_l.v._checheneva_o.a._vakulenko_e.i._statya.docx25 КБ

Предварительный просмотр:

СКАЗКА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Бакаева Любовь Владимировна

магистр педагогики

 старший воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Чеченева Оксана Александровна

Музыкальный руководитель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Вакуленко Елена Ивановна

воспитатель

МДОУ «Детский сад комбинированного вида №21 п. Северный»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный Белгородского района Белгородской области» функционирует с 1982 года. Расположено здание в густонаселенном массиве п. Северный. Ближайшее окружение – МОУ СОШ №1, МОУ СОШ №2, МДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №9 п. Северный», МДОУ «Детский сад №22 п. Северный», Управление образования администрации Белгородского района Белгородской области, Церковь Рождества Иоанна Предтечи,  Центр семейной медицины, Центр культурного развития посёлка Северный, МАУ центр развития спорта Белгородского района, ФОК Северный.  Все это создает благоприятные возможности для обогащения деятельности МДОУ, системности работы по осуществлению сотрудничества с  социальными институтами; создания  положительного имиджа детского сада среди жителей микрорайона и близлежащей территории.  

В настоящее время приоритетным направлением реализации основной образовательной программы дошкольного образования нашего детского сада является формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.

В соответствии с приказом Управления образования администрации Белгородского района от 25 июля 2022г. №834 «Об утверждении плана действий («дорожной карты») по созданию условий, направленных на  формирование основ финансовой грамотности и экономическое воспитание детей дошкольного возраста» создана рабочая группа по разработке механизмов  формирования основ экономического воспитания у детей дошкольного возраста, в состав которой вошел старший воспитатель Бакаева Л.В.  МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 21 п. Северный» вошел в состав муниципальных ресурсных площадок по внедрению механизмов формирования основ финансовой грамотности и экономическое воспитание детей дошкольного возраста.

Развитие грамотности в сфере финансов у детей формируется на протяжении длительного периода времени и основывается на принципе «от простого к сложному», в процессе многократного повторения и закрепления материала, направленного на практическое применение знаний и навыков.

В нашем детском саду мы работаем над созданием системы работы по формированию финансовых представлений у детей старшего дошкольного возраста. Педагоги применяют разнообразные методы и приемы организации детской деятельности, которые помогают преподносить ребёнку информацию о сложном мире экономики и финансов на доступном ему уровне. Создаются условия для финансового просвещения детей.

Особое  внимание  при формировании основ финансовой грамотности у дошкольников мы уделяем сказке.

Сказки демонстрируют вековой финансовый опыт народа, способствует освоению новых знаний и умений в непринуждённой форме. Сказка обладает социальным, нравственно-педагогическим, обучающим потенциалом, создаёт богатые возможности для развития творческого воображения, познавательной активности ребёнка. Она перевоплощает слушателя из объекта в субъект взаимодействия.

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок, позволяют решить следующие задачи:

  • Создание условий для формирования предпосылок финансовой грамотности у детей;
  • Построение системы работы с применением сказок, способствующих формированию нравственных качеств, необходимых для финансового просвещения;
  • Обогащение словарного запаса дошкольников основными финансово-экономическими понятиями, соответствующими их возрасту;
  • Формирование умения соизмерять потребности с реальными возможностями их удовлетворения;
  • Стимулирование мотивации к бережливости, накоплению, полезным тратам;
  • Становление финансово-экономического мышления;
  • Формирование волевых качеств личности, способствующих развитию умения принимать самостоятельные, рациональные решения;
  • Вовлечение родителей в совместную деятельность, направленную на финансовое воспитание детей.

Этапы работы над экономической сказкой. На первом этапе определялись вопросы экономической направленности, короткие диалоги, подбирались иллюстрации, картинки с изображением сказочных героев и их действий. На втором этапе дети знакомятся со сказкой (необходимо целостное восприятие произведения при первичном ознакомлении дошкольников). На третьем этапе дети осваивают экономическое содержание сказки, овладевают умениями высказывать оценочные суждения о поступке героев с экономических позиций. На четвёртом этапе происходит творческое применение экономических представлений в самостоятельной детской деятельности (игровой,  трудовой, коммуникативной и др.). 

Основываясь на сюжетах известных сказок, создавались проблемные ситуации, решение которых способствует развитию у ребёнка логики, нестандартности, самостоятельности мышления, а также умение прогнозировать исход событий и находить идеальный конечный результат. Авторская экономическая сказка, развивает личность, творческую сущность ребёнка, акцентирует внимание на необходимых знаниях и умениях.

Принимая на себя роль сказочного героя, ребёнок решает его финансовые трудности, что даёт ему возможность в будущем спроецировать подобную ситуацию в жизни и найти выход без особого труда.

Основные условия экономического воспитания на основе сказок - это использование сказки не только как средство формирования предпосылок финансовой грамотности, но и как средство развития личности, организация комплексной работы со сказкой, создание экономически развивающей среды в дошкольном учреждении.

Развивающая предметно-пространственная среда подготовительной группы «Б» обогатилась: создан игровой центр «Банк «Северная Сказка», появился  банкомат, камера хранения, супермаркет, мастерская для изготовления товаров. Заработную плату ребята получали за изготовление игрушек, книг, раскрасок и других собственных изделий. В супермаркете дети могли потратить свои заработанные в мастерской деньги. Постепенно правила игры усложнялись, открывались новые мастерские, а деньги сменились на именные пластиковые карточки и счёт в банке.

Ожидаемые результаты:  приближенные знания детей к реальной действительности, начало экономического мышления, интерес  к социальным явлением происходящих в общественной жизни знания новых профессиях умение рассказывать о них; обогащённый словарный запас, связанный с областью экономики трудовой деятельностью людей современных профессий;  приобретение таких качеств, как умение честно выигрывать соревнования,  радоваться успехам товарищей, проигрывать, и не боятся проигрыша, общительность, чувство собственного достоинства, ответственность, стремление доводить дело до конца, здоровый интерес к деньгам, осознание правил их честного приобретения взаимосвязи понятие труд деньги понимание факта купли-продажи.

Направление работы с семьёй: информирование родителей о задачах содержании экономического воспитания детей в саду и дома, участие родителей в работе по экономическому воспитанию детей дошкольного учреждения, экономические ярмарки, праздники, конкурсы,  создание обогащённой развивающей среды в домашних условиях.

Таким образом, сказка занимает особое место в жизни ребенка и несет в себе большой образовательный и воспитательный потенциал.

Сказки помогают ребенку, совместно со взрослыми увлеченно и активно открывать маленькие экономические истины! Используя сюжеты сказок, можно развивать творческий, интеллектуальный потенциал детей дошкольного возраста.

Погружение в сказочную атмосферу помогает дошкольнику активизировать собственную деятельность, легко и непринуждённо освоить необходимые знания и умения. В ходе реализации проекта дети познакомились со сказками с элементами финансового содержания, которые включены в групповую картотеку

ЛИТЕРАТУРА

  1. Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности. [Электронный ресурс] // URL: http://t880248.dou.obrazovanie33.ru/upload/site_files/48/1Примерная%20парц.%20программа%20Экон.обр%20(1).pdf (дата обращения: 12.10.2022).
  2. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ (5-7 ЛЕТ) И ВОЗМОЖНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯХ ИХ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=46480090(дата обращения: 12.10.2022).
  3. ФИНАНСОВАЯ ГРАМОТНОСТЬ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЭКОНОМИЧЕСКИХ СКАЗОК [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=43692614(дата обращения: 12.10.2022).
  4. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ЭКОНОМИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=45706351(дата обращения: 12.10.2022).
  5. НЕОБХОДИМОСТЬ И МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА [Электронный ресурс] // URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=47916273(дата обращения: 12.10.2022).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста   «Со сказочными героями в мир экономики»

Картотека сказокпо формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста «Со сказочными героями в мир экономики»...

«Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

В данный комплект входят игровые обучающие ситуации с литературными персонажами, с игрушками аналогами и типа путешествий. Комплект разделен на разделы: 1. Труд, 2. Деньги, 3. Покупаем-продаем, 4. Рек...

Комплект игровых образовательных ситуаций по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Автором разработаны ИОС по финансовой грамотности для работы с детьми старшего дошкольного возраста в помощь педагогам....

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Особенности организации занятий по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста...

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста

Картотека сказок по формированию предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста  " Со сказочными героями в мир экономики"...

«Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста»

Финансовое просвещение дошкольников в современном мире становится все более актуальной темой.Формирование финансовой грамотности – одна из глобальных социальных проблем, неотделимых от ребенка с...

Формирование предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста средствами проектной деятельности

Авторы статьи изучили методическую литературу по проблеме формирования основ финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста. Авторами  выявлены эффективные средства формирования осн...