Приключение Умника и Торопыжки
план-конспект занятия по основам финансовой грамотности (старшая группа)

Авезбаева Александра Евгеньевна

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priklyuchenie_umnika_i_toropyzhki.docx30.98 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное дошкольное образовательное автономное учреждение детский сад № 38

(МДОАУ д/с № 38 г. Свободного)

Подробный конспект организованной образовательной деятельности

Организационная информация

Автор ООД (ФИО)

Авезбаева Александра Евгеньевна

Должность, категория

Воспитатель МДОАУ д/с № 38

Образовательная область

Познавательное развитие

Возрастная группа,

количество человек

Дети старшей группы, 10 человек

Продолжительность ООД

25 минут

Методическая информация

Тема ООД

«Приключение Умника и Торопыжки»  

Классификация ООД в системе образовательных мероприятий (обучающее, закрепление, итоговое, развлекательное)

Обучающее занятие по финансовой грамоте

Цель ООД

Формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека.

Задачи ООД

 Образовательные задачи:

  • Повторить понятие «потребности человека»;
  • Закрепить названия основных потребностей и что к ним относится;
  • Подвести к пониманию того, что человек не может иметь все, что хочет.

Развивающие задачи:

  • Способствовать развитию внимания, логического мышления, связной речи; формированию коммуникативных социальных компетентностей.

Воспитательные задачи:

  • Способствовать воспитанию социально-личностных качеств и ценностных ориентиров, необходимых для рационального поведения в сфере экономики.

Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют, закрепят

дети в ходе ООД

 Познакомятся с понятием – потребности человека. Закрепят умение экономить.

Целевые ориентиры

•        Проявляет самостоятельность в разнообразных видах деятельности, стремится к проявлению творческой инициативы.

•        Проявляет инициативу в общении — делится впечатлениями со сверстниками, задает вопросы.

•        Может предварительно обозначить тему игры, заинтересован совместной игрой.

•        Пользуется не только простыми, но и сложными предложениями.

•        Проявляет интеллектуальную активность. Может принять познавательную задачу и решить ее доступными способами. Проявляет интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность. Испытывает интерес к событиям, находящимся за рамками личного опыта.

•        Проявляет умение взаимодействовать со сверстниками в процессе выполнения работы; умение внимательно слушать и активно обсуждать, задавать вопросы и отвечать на них в пределах своей осведомленности и опыта; умение делиться с педагогом и детьми своими впечатлениями.

•        Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах деятельности, способен к произвольным действиям, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия, способен удерживать в памяти правило, высказанное взрослым, и действовать по нему без напоминания, способен аргументировать свои суждения, стремится к результативному выполнению работы в соответствии с темой, к позитивной оценке результата взрослым.

Предварительная работа

Беседы с детьми «Что такое бюджет, доход, расход»; просмотр мультфильмов «Финансовая грамотность»  знакомство с профессиями, предметами труда, руководство педагогом сюжетно-ролевыми играми «Магазин», «Кафе», изготовление кошельков из бумаги.

Виды детской деятельности 

Игровая, продуктивная, двигательная, коммуникативная 

Формы организации

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Форма реализации

- использование пособий музыкального сопровождения, демонстрация иллюстративных пособий;

- поисковые и проблемные вопросы к детям, поощрение, пояснение, подведение к выводу;

- создание игровой мотивации, сюрпризный момент, игры, активная деятельность детей.

Методические приёмы

Успокаивающие упражнения перед занятием.

Игровой (использование сюрпризных моментов).

Наглядный (использование иллюстрации).

Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).

Поощрение, анализ занятия.

Необходимое оборудование, материалы и другие условия для качественного проведения ООД

1. Интерактивная доска, проектор, ноутбук

2. Мягкие игрушки - котята

3. Кошельки с монетами

4. Бумажные кошельки

5. Шкатулка с зеркалом

Структура ООД

Вводная часть (длительность 3 мин) Цель: создание интереса, эмоционального настроя к занятию по математике.

Основная часть: (длительность 20 мин) Цель: реализация задач программного содержания.

Методические приемы:

Вопросы к детям, создание проблемных ситуаций,  дидактические электронные игры

Заключительная часть: (длительность 2 мин) Цель: подвести итог занятия.

Интеграция образовательных областей

- социально – коммуникативное развитие (игра)

- познавательное развитие

- физическое развитие (физминутка)

- художественно-эстетическое (раскрашивание карандашей)

Использованная литература

Программа «От рождения до школы»  Н.Е. Веракса, М.А.Васильева, Т.С.Комарова

Ход организованной образовательной деятельности:

1 этап Организационный

Воспитатель: Ребята,  у меня для вас есть интересный сюрприз. Сегодня из сказочной страны  к нам доставили волшебную шкатулку, давайте в нее заглянем по очереди. В шкатулке вы увидите волшебное озеро, в отражении которого заметите самого удивительного, уникального, замечательного и неповторимого человека на свете. Улыбнитесь ему! Улыбнулись? Настроение отличное! 

2 этап Вхождение в тему

(Слышат мяуканье)

Воспитатель: Ребята, слышите кто-то мяучит, давайте посмотрим (смотрят за ширмой два котенка)

Воспитатель: Давайте знакомится.

Первый котенок на все вопросы всегда отвечает «Нужно подумать!». И его назвали Умник. А вторая – не задумываясь, говорит «Ай, пусть так». И назвали ее Торопыжка. С ними часто происходят разные истории. И сегодня я расскажу вам одну из них.(Садятся на стулья)

Однажды котята отправились в сказочное путешествие в страну Финансов, где узнали много интересного о деньгах и для чего они нужны.

Воспитатель: В дорогу каждый из них взял….

Отгадайте что:

Послушайте мою загадку:

Бывают они медные, блестящие, бумажные,

Но для любого из людей, поверьте, очень важные!

- Что это?

Дети: Деньги, монеты.

Воспитатель: - Совершенно верно. А для чего нужны людям деньги?

Ответы детей. (Деньги нужны для того, чтобы рассчитываться за товар и услуги)

Воспитатель: Вы правы. Деньги нужны в современном мире, без них прожить невозможно! И о том, что такое деньги, знают даже котята. Послушайте веселую песенку. (Песня на экране).

- В дорогу каждый из котят взял кошелёчек с монетками.

- Сколько монеток у Умника? (5 монет)

- А у Торопыжки? (5 монет)

- Сравните. (поровну)

Воспитатель: Деньги нужны для удовлетворения потребностей.

- Что такое потребности?

Ответы детей. (Потребности – это нужда в чём – либо, желания, необходимые предметы, без которых нельзя жить.)

Воспитатель: Значение слова потребность, происходит от слова, требуется. Потребности – это то, без чего человек не может жить и всё то, что он хочет иметь.

Перед вами картинки, вы должны среди них определить и выбрать жизненно важные потребности человека (вода, одежда, еда, жилье).

Воспитатель: вы правильно сказали - жилье, в доме можно укрыться от непогоды, от посторонних людей, дом - семейный очаг, где может собираться вся семья.

И решили котята выбрать себе дом.

(На доске или на экране изображения трёх домиков: очень большой, очень старый и разрушающийся и аккуратный маленький домик. Первый по цене 3 монетки, второй 1 и третий 2).

Воспитатель: Торопыжка сразу взяла самый дешевый домик, зачем платить лишнее.

А Умник стал думать и рассуждать.

Сначала он решил взять самый большой дом за 3 монетки, но потом отказался.

Как вы думаете почему?

(Одному не нужен такой большой дом, для одного дорого).

И взял домик за две монетки.

А как вы думаете, почему он не взял маленький и старый домик?

Ответы детей (потому что его придется ремонтировать)

Так и вышло! В этом домике Торопыжке было очень холодно, крыша протекала, и ей пришлось потратить ещё две монетки на его ремонт.

Воспитатель: Давайте поможем котятам сосчитать оставшиеся монетки.

(Дети на доске или на столе производят отсчёт и подсчёт монет. Сколько осталось - 2 монеты у Торопыжке и 3 монеты у Умника).

Стало холодно. И котята вспомнили ещё про одну важную потребность.

Какую? (Одежда).

Одеваем шапочки

И купили её, потратив по одной монетке.

- Отложим из их кошелёчков по одной монетке.

А потом у котят забурчали животики, и они вспомнили про ещё одну жизненно важную потребность. Какую?

(Потребность в еде)

Взяли котята по одной монетке, и пошли в магазин.

Посмотрите, что они купили.

(В корзинке у Умника крупа, мука, сыр, молоко, овощи. У Торопыжки много разных сладостей.)

Обсуждение с детьми«А чтобы купили вы?».

Подвести детей к пониманию, что сладости нежизненно необходимая потребность.

Физминутка «Будем денежки считать»

Один, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)

Будем денежки считать. (сжимаем и разжимаем пальцы рук)

Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)

Дом, в котором мы живём.

Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)

На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)

Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)

Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы)

Воспитатель: А теперь давайте подумаем, почему иногда, когда вы вечером просите у мамы что-нибудь купить, мама вам не покупает?

Ответы детей.

Воспитатель: Да, все верно, если каждый день что-то покупать, нужно очень много денег, а родители столько не зарабатывают. В каждой семье родители обычно подсчитывают свой семейный бюджет и планируют покупки.

А наши котята заглянули в свои кошельки, а там…. Давайте посчитаем, сколько монет осталось.

Подсчёт детьми.

Дети: У Умника осталась одна монетка.

Воспитатель: Торопыжка спросила у него, что он с ней сделает. А что бы сделали вы? Ответы детей.

Умник: Эта монетка поможет нам заработать много других монеток, но это уже другая история и я расскажу её вам в следующий раз.

4 этап Итог деятельности. Рефлексия.

А сегодня давайте напомним котятам правила обращения с деньгами:

1. Экономно распоряжаться деньгами.

2. Потраченные средства уже не вернешь.

3. В первую очередь удовлетворяй жизненно важные потребности.

4. Невозможно иметь все, что хочешь.

5. Бережно относиться к деньгам.

6. Деньги можно накопить или потратить.

Накопление должно быть привычкой. Простейшее и интереснейшее занятие – завести копилку и откладывать туда деньги «на потом». Можно вместе с родителями своими руками изготовить копилки.

А котята дарят нам на память вот эти кошелёчки. В них можно хранить монетки. Они все белого цвета. Каждый из вас с помощью цветных карандашей, восковых мелков и фломастеров сможет разукрасить свой кошелёк, так, что бы он стал самым красивым.

Котята благодарят детей и прощаются с ними.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ООД по финансовой грамотности детей дошкольного возраста " Приключение Умника и Торопыжки"

Конспект ООД по финансовой грамотности " Приключение Умника и Торопыжки"...

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста...

Конспект НОД «Приключения Умника и Торопыжки»

Конспект НОД по экономическому воспитанию для детей 5-6 лет....

Конспект ООД по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

Цель ООД: формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»

План-конспект по финансовой грамотности детей старшего дошкольного возраста «Приключения Умника и Торопыжки»...

«Приключения Умника и Торопыжки»

формирование у детей старшего дошкольного возраста первичных элементарных экономических представлений; обобщение знаний о потребностях человека....

Конспект по финансовой грамотности "Приключение умника и торопыжки"

Конспект по финансовой грамотности "Приключение умника и торопыжки"...