Москвоведение. Кратко о самом главном
статья по теме

Селюнина Нина Васильевна

Москвоведение. Кратко о самом главном

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shporgalki_po_moskvovedeniyu.docx21.82 КБ

Предварительный просмотр:

3. Москва - столица великого княжества Московского. Причины возвышения Москвы.

1.Выгодное географическое положение Москвы. 2. Таланты и ловкость первых московских князей, умевших использовать выгоды своего положения. 3. Срединность ее положения, дававшая политические, торговые и церковные преимущества. 4. Правильность престолонаследия в Москве. 

4. Москва в исторических событиях XII-XV вв.

Первое летописное упоминание о Москве. Батый сжигает Москву. Образование самостоятельного Московского княжества. Голод на Руси. Закладка первого здания Успенского собора митрополитом Петром. Иван Калита обносит Кремль дубовыми стенами. Начало строительства белокаменных стен Кремля, которым руководит митрополит Алексий. Куликовская битва. Большой пожар уничтожает Москву и Кремль.

6. Литература, архитектура  и искусство Москвы в XII-XV вв.

условия для развития московской литературы в XIII в. были явно неблагоприятными. В основном развитие московской литературы падает на конец XIV в., на правление Дмитрия Донского и его ближайшего наследника. три московских литературных памятника конца XIV в.: 1) «Задонщину», 2) «Сказание или повесть о Мамаевом побоище», 3) житие Дмитрия Ивановича.

7. Образование и развитие педагогических взглядов в Москве в XII-XV вв.

Образование в средние века было уделом немногих.  В рядах русского общества XIV- XV вв. образование распространялось неодинаково. Грамотность была обязательна для духовенства, которое не могло исправлять церковных служб без книг.  Грамотность имела несомненное распространение и в среде горожан, в первую очередь купцов.  Грамотность распространялась также в сословии московских бояр.

9. Литература, архитектура  и искусство Москвы в XVI-XVII вв.

Русская литература в XVI веке: XVI век — время окончательного складывания и укрепления Русского централизованного государства. В этот период продолжает развиваться русская архитектура, живопись, возникает книгопечатание. Вместе с тем XVI век был временем жесткой централизации культуры и литературы — разнообразные летописные своды сменяет единая общерусская великокняжеская (потом царская) летопись, создается единый свод церковной и частично светской литературы.

14. Образование и развитие педагогических взглядов в Москве в XVIII в. В развитии образования прослеживались две тенденции: во-первых расширение сети учебных заведений во-вторых, закрепление принципа сословности образования (рост числа дворянских учебных заведений). Число кадетских корпусов увеличивается до 5, возникает новый тип учебного заведения - благородный пансион. Главным центром научной деятельности оставалась Академия наук; в 1755 году к ней прибавился Московский университет.

13. Литература, архитектура  и искусство Москвы в XVIII в.

В литературе XVIII века доживает свой век русское средневековье и происходит становление новой, ориентированной на западную жанровую систему поэзии, драматургии и прозы. Отсюда многообразие литературных жанров: и сатира, и политическая публицистика, и философская поэзия, романы и богословские трактаты. В архитектуре стиль барокко во второй половине XVIII века сменяется классицизмом, использовавшим античное наследие. Величайшим мастером русского классицизма, чьи работы способствовали признанию русского зодчества в Европе, был В.И.Баженов. Он построил Пашков дом в Москве, Михайловский замок в Петербурге.

17. Развитие экономической жизни Москвы XIX в. Экономическое развитие России в первой половине XIX в. Можно охарактеризовать как предкризисное, поскольку в экономике переплелись самым сложным образом старые, феодальные формы хозяйства и новые, рыночные отношения. Конец XIX - начало XX вв. характеризуется вступлением ведущих мировых держав, в том числе и России, в новую эпоху своего экономического и политического развития, именуемую "империализмом". Империализм- это развитие крупных монополий. Монополистический капитализм сложился примерно к 1908 г. и охватил почти все сферы крупной промышленности и банковское дело.

18. Московская литература в XIX в. В XIX в. ведущей областью культуры России становится литература. Многие ее представители были тесно связаны с освободительным движением или сами являлись его деятелями, пропагандируя в своих бесцензурных произведениях, расходившихся во множестве рукописных списков (стихотворениях, памфлетах, эпиграммах и т. д.), идеи борьбы против крепостничества, тирании и произвола. Дух оппозиционности и критической настроенности был присущ и подцензурной литературе, в особенности литературе критического реализма, которая таким образом становилась одной из активных общественных сил. Для русской литературы первой половины XIX в. характерна быстрая смена различных эстетических направлений: классицизм XVIII в. на короткое время сменяется сентиментализмом, который затем уступает место романтизму, а на смену романтизму приходит реализм. Смена этих литературных направлений происходила в рамках одного-двух поколений, так что некоторые писатели в своем творчестве отдавали дань различным направлениям. В 30 - 40-х годах XIX в. в русской литературе утверждается реализм. С именами Пушкина, Грибоедова, Гоголя связано развитие реалистического направления в русской драматургии.

19. Живопись и архитектура Москвы XIX в.

Новые тенденции в русской живописи, знаменовавшие собой отход от академизма, развивались вне стен Академии художеств. Купеческий сын А. Г. Венецианов, обратившись к бытовому жанру, создал в начале XIX в. серию картин, изображавших сельский быт крестьян.

Решительный поворот русской живописи к критическому реализму мы находим в творчестве П. А. Федотова. В архитектуре более прочные позиции занимал классицизм, господство которого продолжалось до 40-х годов XIX в. Он утвердился в России в конце XVIII в., сменив барокко. Разновидностью классицизма являлся ампир, получивший широкое распространение в первой трети XIX в. Ампир опирался на художественное наследие императорского Рима (откуда и название этого стиля). Ему присущи парадная монументальность, стройность и строгость линий. Важную роль в нем играла скульптура, дополнявшая архитектурное оформление зданий. В стиле ампир в то время возводились роскошные особняки знати, но преимущественно здания общественного назначения: высших правительственных учреждений, присутственных мест, дворянских собраний и клубов, театры, храмы. В эти годы шла интенсивная застройка Москвы и Петербурга, а также наиболее крупных губернских городов, возводились усадьбы богатых вельмож, создавались крупные архитектурные ансамбли. Именно тогда окончательно сформировались Дворцовая, Адмиралтейская и Сенатская площади в Петербурге, Театральная в Москве; завершена застройка центральных частей Ярославля, Твери, Владимира, Калуги, Нижнего Новгорода, Смоленска и других городов. 30 - 50-е годы XIX в. знаменуют упадок классицизма в русской архитектуре. В моду входят псевдорусский стиль и псевдоготика, проявляется интерес к византийскому стилю и барокко.

21. Наука, образование и развитие педагогических взглядов в Москве в XIX в.

Отличительными чертами второй половины XIX столетия были вера в науку и просвещение как залог общего благоденствия, стремление образованных людей дать знания народу, а народа – получить знания. В стране развернулось общественно-просветительное движение. С энтузиазмом и бескорыстием в него включились многие люди – от студентов и гимназистов до маститых писателей и ученых – таких, как Л.Н.Толстой, И.С.Тургенев, университетские профессора. Повсеместно основывались комитеты грамотности, всевозможные просветительские общества, воскресные школы для народа. Возросла просветительная роль периодической печати, расширилась ее информативность.

На первый план выдвинулись общественные науки, наиболее тесно связанные с современностью – история, политическая экономия, правоведение. Московский университете занимал первенствующее положение не только среди учебных заведений Москвы, но и во всей России.

20. Музыкальная и театральная жизнь Москвы XIX веке.  Музыка России в XIX веке

Для России XIX век стал эпохой формирования национальной музыкальной школы. В

предыдущем столетии высокого уровня развития достигла только хоровая духовная музыка; традиции же оперной, камерно- вокальной и симфонической музыке сложились в новом веке. На этот процесс решающее влияние оказали, с одной стороны, западноевропейская  культура, а с другой - русский фольклор. Русские композиторы стали

выезжать за границу. Там они общались с видными мастерами музыкального искусства, а главное – получали европейское музыкальное образование.

Чайковский стал первооткрывателем жанра инструментального концерта в русской

музыке.

В начале XIX века сложилась сеть русских Императорских театров, которые управлялись

«министерством двора Его Императорского Величества». В подчинении двора было

3 театра в Петербурге – Александрийский, Мариинский и Михайловский – и 2 в

Москве- Большой и Малый.

С появлением пьес А.Н. Островского, И.С. Тургенева, прозы Ф.М. Достоевского поэзия Некрасова в русскую культуру пришёл реализм. Актёрское искусство изменялось вместе с драматургией, ломая старые представления о том, что такое

правда на сцене.

23. Политическая и экономическая жизнь Москвы в  20-40-х  годах ХХ в.

Москва укрепляла свои позиции крупнейшего торгового и промышленного

центра. Наряду с традиционными отраслями (текстильной, пищевой) бурно

развивалось машиностроение, химия, металлообработка, полиграфия. Изменился

и внешний вид города. Развернулось бурное строительство крупных магазинов,

ресторанов, страховых обществ, банков, особняков разбогатевших

предпринимателей, доходных домов. Строились первые «высотки» — дома в 6—10

этажей. Создавалась широкая водопроводная и канализационная сеть, для

освещения улиц стали использовать электричество.

В условиях появления новых тенденций в экономике возрастала потребность в

самоорганизации всех классов и социальных слоев, их политической

консолидации. Начало ХХ в. в России отмечено зарождением политических

партий.

24.Литература и искусство Москвы в 1-й половине ХХ в.

Литература. Художественная литература второй половины XIX — начала XX в. сохраняла традиции критического реализма: гуманизм, народность и гражданственность. Их развивали И. С. Тургенев. Н. Д. Некрасов, Ф. М. Достоевский, И. А. Гончаров, М. Е. Салтыков-Щедрин, В. Г. Короленко, А. П. Чехов, И. А. Бунин, А. И. Куприн и др. Социальные и философско-нравственные проблемы особенно отразились в творчестве Л. Н. Толстого, который был мировым лидером критического направления в литературе. В произведениях М. Горького наиболее явственно проявилась связь реалистического метода с постановкой острых социально-политических проблем России начала XX в. Вместе с тем в начале XX в. Россию захлестнула волна бульварной литературы, ориентированной на мещанские вкусы (низкопробная мелодрама, детективы, эротика).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулка - одно из самых главных условий воспитания здоровых детей

Информационный материал для воспитателей на тему: "Прогулка - одно из самых главных условий воспитания здоровых детей"Педагогический диктант для воспитателей: Тема "Прогулка"Информационный материал дл...

ПАМЯТКА ДЛЯ ПЕДАГОГОВ "САМОЕ ГЛАВНОЕ В ВОСПИТАНИИ ДЕТЕЙ - ЛЮБОВЬ, ТЕРПЕНИЕ И ЛИЧНЫЙ ПРИМЕР"

ПАМЯТКА ПОМОЖЕТ МОЛОДЫМ ПЕДАГОГАМ НАЙТИ ПОДХОД К СВОИМ ВОСПИТАННИКАМ, ЧТОБЫ ЖИЗНЬ ДЕТЕЙ В ДЕТСКОМ САДУ БЫЛА РАДОСТНОЙ, ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ....

Ребенок самый главный на свете

Ребенок самый главный на свете. Индийская притча...

«Самый главный пассажир».

Досуг по ПДД в старшей группе...

Модифицированная программа по профилактике синдрома эмоционального выгорания педагогов. «Самое главное – услышать, помочь, полюбить самого себя»

В течение последних десятилетий особенно острой стала проблема сохране­ния психического здоровья педагога в образовательном учреждении. Особое внимание этому вопросу уделяют А.К. Маркова, Л.М. Митина,...

"Математика-самое простое, самое сложное, самое главное".

Обучению дошкольников азам математики должно отводиться важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьют...

И в самом деле, кто же такие логопеды и самое главное, чем они занимаются?

Логопед — коррекционный педагог, занимающийся устранением речевых нарушений у детей и взрослых. Логопед не только «ставит» звуки. В задачи логопеда входят расширение и обогащени...