ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.
статья (старшая группа) на тему

Черёмухина Светлана Юрьевна

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                        / А.С. Макаренко/

      Наша работа по духовно - нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», разработанной учреждением самостоятельно на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой» образовательные области «Познание» и «Социализация». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальных программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева , М.Д. Маханева; «Я,ты,мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

     Комплексная программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей пользуется большой популярностью. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: приветствия и прощания, празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю. Наши дети – это будущие отцы и матери, они тоже будут воспитателями своих детей. Наши дети должны вырасти прекрасными гражданами, хорошими отцами и матерями... Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной».

                                                                        / А.С. Макаренко/

           Важный период в жизни ребенка – детство. У детей формируется потребность в самостоятельной деятельности, представления о добре и зле, о представления об окружающем мире, о родной земле, о семейных традициях.

       В настоящее время важно создать систему духовно-нравственного воспитания, которая функционирует в дошкольных учреждениях. Остро стоит проблема духовно-нравственного воспитания детей. Народ определяется духовно-нравственным здоровьем, развитием культурного наследия, культурными традициями, нормой общественной жизни, сохранением национального достояния.

       К проблеме воспитания духовно-нравственных качеств интерес никогда не ослабевал. В нашей стране произошли перемены социально - экономического и политического характера в 90-х годах и начале 21 века, которые изменили в обществе морально - нравственные ценности и нормы поведения. В нравственном воспитании в детях произошли негативные тенденции: книги их не интересуют, им больше нужен телевизор, с которого они видят такие персонажи сказок, героев мультфильмов, которые не отличаются душевностью или нравственностью. В детском саду больше внимания стали уделять детям по познавательному развитию, в подготовке их к школе. Родители покупают детям красочные и интересные книги, водят на занятия в детские клубы, не жалея на это ни времени, ни денег. Свободного времени у родителей не остаётся ни на чтение для детей книг, ни на изготовление поделок, ни на совместные игры. Значит, мы, педагоги, должны восполнить этот пробел. Это мы, педагоги, должны воспитывать у детей нравственные и духовные чувства и привлечь  к этому родителей. 

        В период дошкольного детства, особо значимым является период вхождения ребенка в большой, удивительный и прекрасный мир. Именно в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно - нравственных ценностей, которая определяет отношение человека к миру. У ребенка формируется отношение как к себе, так и к окружающим, обществу в целом. Духовно - нравственное воспитание расширяет и углубляет понятия о семье, о родных людях, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками. В процессе духовно – нравственного воспитания даются представления о непосредственном и далеком окружении (дом, двор, улица, город, страна).

          В пределах детского сада воспитателю вручаются важные полномочия:, он не только учит и воспитывает детей, он  дает пищу уму и сердцу. Осознавая, что воспитатель имеет дело с детьми неопытными, открытыми и незащищенными, можно сделать вывод о колоссальном доверии к носителю этого высокого звания.

        Возрождение и становление духовного потенциала развивающейся личности, формирование у детей духовно-нравственных ориентаций должно идти путем приобщения к различным видам культурно-творческой деятельности. Широкий спектр предлагаемых ребенку видов деятельности позволяет ему, во-первых, проявить и реализовать свои склонности или способности к тому или иному роду занятий, а во-вторых, помогает усвоить морально-этические нормы поведения и взаимодействия с людьми, поскольку осознанное присвоение личностью этих норм возможно только в процессе соответствующей деятельности.

        В дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представления о многообразии человеческих отношений, о правилах и нормах жизни в обществе, о правилах поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных жизненных ситуациях. Огромную роль в решении этих задач играет ознакомление дошкольников с социумом. За дверями детского сада – огромный мир, сотрудничество с которым способно принести много пользы. Детский сад в своей работе активно использует воспитательный потенциал объектов социума и природной среды.

        Большое значение по духовно-нравственному развитию детей имеет активная, разнообразная деятельность детей. Педагог может и должен найти для детей такую деятельность, чтобы содержание её согласовывалось с задачами воспитания, а форма была доступной каждому ребёнку и соответствовала содержанию. Для этого педагогу нужно хорошо знать содержание, особенности организации и руководства всеми видами деятельности детей, а также уметь сочетать их в едином педагогическом процессе, подчинив единой задаче. Освоение детьми представлений о родном крае происходит во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, на прогулках, в процессе организаций экскурсий, наблюдений .                         Высокое чувство любви к Родине в сердцах детей не возникает само по себе, его надо пробуждать. Это значит, что мы, педагоги, должны выбрать факты, примеры, события, доступные пониманию дошкольников и осветить их так, чтобы вызвать глубокие переживания. Ведь ребёнок глубже воспринимает то, что задевает его чувства.

        В доступной для детей форме в течение длительного времени воспитатель раскрывает значение слова Родина, расширяя и углубляя на конкретных примерах общественные представления детей, которые становятся основой патриотического воспитания дошкольников любви к Родине.

       Мы должны помочь открыть Родину маленькому гражданину, показать детям связь их счастливого детства с героическим прошлым старшего поколения.

     Родной край - это то, где человек родился и вырос, где получил образование и встал на ноги. Каждый человек должен любить и защищать свою Родину. "Где родился, там сгодился" - эту поговорку знают многие, но никто не задумывается о её смысле. Так как же её понимать? Человек не должен уезжать куда-либо со своей Родины, он должен жить там, где ему подарили жизнь и помогать своему государству изо всех сил. Родной край - это люди, которые здесь родились, жили здесь до нас, и те, которые живут сейчас рядом с нами.

              Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.

      Наша работа по духовно - нравственному воспитанию детей, основывается на «Основной общеобразовательной программе дошкольного образования», разработанной учреждением самостоятельно на основе комплексной программы «Радуга» под редакцией Т.Н. Дороновой» образовательные области «Познание» и «Социализация». Педагоги также черпают информацию и интересный материал из парциальных программ «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О.Л. Князева , М.Д. Маханева; «Я,ты,мы» О.Л. Князева, Р.Б. Стеркина.

     Комплексная программа «Радуга» воспитания, образования и развития детей пользуется большой популярностью. Она направлена на решение трех основных задач: укрепление здоровья, полноценное психическое развитие каждого ребенка и обеспечение радостной и содержательной жизни в детском саду. Среди целей воспитания выделяются, в частности, развитие дружелюбия и терпимости по отношению к сверстникам. Это достигается путем формирования моральных норм: приветствия и прощания, празднования дней рождений, помощи детям в конфликтных ситуациях, нейтрализации агрессивных проявлений, а также демонстрации детям норм справедливости и их равных прав. Другой важной целью воспитания является формирование эмоциональной отзывчивости к переживаниям и проблемам других детей. Решать эту задачу предлагается путем побуждения детей откликаться на боль и переживания взрослых и сверстников, демонстрации примеров чуткого отношения к живым существам, а также акцентом на сходство чувств всех людей (боль, страх).

         Вместе с тем следует отметить, что программа страдает недостаточной разработанностью практических средств для решения тех благородных целей и задач, которые в ней поставлены. За развернутой и обоснованной постановкой целей и общих путей их решения не стоит описание конкретных педагогических методов и приемов их достижения.

       Важная цель патриотического воспитания - как можно раньше пробудить в ребёнке любовь к родной земле, сформировать у детей такие черты характера, которые помогут ему стать человеком и гражданином.  

            Знание истории Оренбурга поможет нам сохранить национальные традиции в нашем обществе, особенно это важно в духовной сфере.       Воспитательная система, сложившаяся в ДОУ по духовно-нравственному развитию личности дошкольника содействует целостному духовно–нравственному и социальному развитию, формированию внутреннего мира и направлена на развитие нравственной позиции ребенка.

              Неоценимую помощь в приобщении детей к истории Оренбургского края оказывают постоянные встречи с краеведами, в доступной форме краеведы рассказывают дошкольникам об исторических событиях, памятных местах, замечательных людях Оренбуржья. Во время этих бесед они стараются подчеркнуть: как важно сохранить всё ценное, созданное трудом и талантом людей, живших до нас и наших современников. Наше ДОУ работает в тесном сотрудничестве с Оренбургским краеведческим музеем. У нас есть план мероприятий, посещений. Дети с удовольствием посещают музей, с большим интересом всё рассматривают, слушают.

           Использование в практике работы с дошкольниками элементов музейной педагогики заключает в себе не только образовательное значение, но и воспитательное. Посещения краеведческого музея  помогают педагогам расширять представления дошкольников об окружающем мире, учат любить родной край, формируют умение выполнять элементарные исследовательские действия.

         Дошкольный возраст – важнейший период становления личности, когда закладываются предпосылки гражданских качеств, формируются ответственность и способность  ребенка к уважению и пониманию других людей. Именно поэтому педагогический коллектив на основе научных исследований В.Т. Нечаевой, А.М. Виноградовой, С.А. Козловой внедряет в практику деятельности детского сада новые образовательные программы и технологии, направленные на формирование в растущем человеке начала духовности.

         Хорошим начинанием является открытие фольклорной экспозиции «Русская изба» на базе  нашего детского сада.  Экспонаты музея помогают развивать интеллект дошкольников и привлекать к сотрудничеству родителей. Результатом всей работы можно считать то, что практически каждый ребенок старшего дошкольного возраста может выступить в роли экскурсовода и рассказать много интересного гостям, посетителям мини-музея. Так же в каждой группе оформлены мини-музеи: «Народное творчество», «Дымковская игрушка», «Люблю тебя, мой край родной», «Золотая Хохлома», «Русский сувенир», «Ромашковая Русь», «Наши золотые руки».   Здесь проходят посиделки, непосредственно образовательная деятельность, развлечения.                                

         Дошкольное детство – пора воспитания человека и его души. Наверстать упущенное практически невозможно. И мы сосредотачиваем свое внимание именно на этом.  Во всех возрастных группах планомерно и целенаправленно организована работа по духовно-нравственному воспитанию.

       В целях духовного развития детей организовываем тематические поездки на экскурсию в город, посещение Оренбургского драматического театра им. Горького, Центра детского и юношеского творчества им. Поляничко и Оренбургского кукольного театра, кукольного театра «Пьеро».

       Дошкольное образовательное учреждение №125 находится в городе Оренбурге. Рядом с детским садом расположен лицей № 7, школа №51, Культурный комплекс «Национальная деревня», Детская библиотека. С данными учреждениями налажено взаимодействие, составлены совместные планы работы, проводятся совместные мероприятия. Дети нашего ДОУ выступают и на День города, и на открытиях в Национальной деревне. В детскую  библиотеку дети ходят по приглашению сотрудников библиотеки, участвуют в конкурсах, посвященных юбилею писателей, прилёту птиц, Дню Победы и др.

      Социальное партнерство детского сада краеведческого музея и музея изобразительных искусств дарит дошкольникам возможность знакомства с историей малой родины, природой, культурой и искусством родного края. В течение учебного года дети посещают специально организованные, ориентированные на особенности восприятия дошкольников тематические занятия: «О труде хлеборобов», «Художники Оренбуржья», «Путешествие в старый город», «Они защищали Родину», «Оренбургский пуховый платок», «Животный мир Оренбургского края», «Голубое золото Оренбуржья» и др. Ознакомление детей с родным краем, воспитание у них любви к своей «малой родине», связано с формированием основ патриотического воспитания и является фундаментом духовно – нравственного развития.

        Работа детского сада и школы в рамках преемственности организуются совместные мероприятия: занятия, экскурсии. Воспитанники детского сада принимают активное участие на торжественной линейке посвященной Дню Знаний, проводятся совместные праздники: «Масленица», «Пасха», «Оренбуржье моё - край родной, любимый», «День Космонавтики» с посещением площади имени Гагарина и участием администрации города, учащиеся школы приходят в детский сад с театральными постановками, с концертами.  Музыкальный руководитель и воспитатели в преддверии Светлого Христова Воскресения организовали  для родителей презентацию  пасхального яичка «Чудо - писанки».  Так же в детском саду была организована выставка совместных работ детей, воспитателей и родителей, где были представлены расписанные детьми яйца, сделанные из ткани и бумаги ангелочки. К прилёту птиц из тёплых стран ежегодно проводим «Праздник встречи птиц», где дети лепят жаворонков из теста, выпекают их, играют в народные игры и, конечно, с чаепитием. До этого проходит посещение детской библиотеки, где её сотрудники проводят беседу о птицах, викторину, дети читают стихотворения.

      Традициями стали такие праздники, как «Рябинник», «Праздник Картошки». К ним готовятся и дети, и родители. Из ягод рябины делаем бусы, которые девочки надевают на праздник. Проводим выставку поделок и рисунков о рябине. К «Празднику Картошки» мамы готовят различные угощения из неё, делаем поделки, приносят необычно уродившиеся картофелины самой разнообразной формы. Очень интересно проходят все эти развлечения. Наш музыкальный руководитель сама сочиняет песни и об Оренбурге, и о рябине, и о картошке, и много других.

      Главной задачей в духовном   воспитании   ребёнка является   воспитание  милосердия. Воспитание любви  должно   строиться   на   чувствах  сострадания,   сопереживания,  соучастия.

      Нередко в семьях, особенно с единственным ребёнком, создаются тепличные условия, оберегающие детей от переживаний, неудовольствия, горя, сострадания;  и такое оберегание на некоторый момент действительно удаётся обеспечить. Разумнее - научить ребёнка переживать и горе, и плохое самочувствие, и неудачи, и ошибки. «Страдание – это первая вещь, которой он должен научиться, и это умение ему понадобится больше всего», - писал великий просветитель 18 века Ж.-Ж. Руссо.

        Одна из важных задач воспитателя – понять индивидуальные особенности духовно-нравственного опыта ребёнка: какие предметы и события вызывают переживания прежде всего; насколько они сильны; в каких условиях они ослабляются и затухают. В  условиях семьи складывается только ей духовно-нравственный опыт: убеждения и идеалы, оценки и ценностные ориентации, отношение к окружающим людям и к деятельности. Предпочитая ту или иную систему оценок и эталонов ценностей, семья в значительной степени определяет уровень и содержание духовно - нравственного развития ребёнка.

        Особо  значимыми,  в   нашем   дошкольном   учреждении,  стали   такие мероприятия, как «День пожилого человека».  Активное   участие  в   организации   и   проведении  акций  принимают  родители   и   педагоги.  С   особой любовью и трепетом дети и взрослые готовят концерт, незатейливые  сувениры, играют в игры.  Дети приглашают на праздник своих бабушек и дедушек, а также рядом живущих пожилых людей. Ещё проводятся такие мероприятия на «День матери», «День Победы», «День Защитников Отечества». Также у нас в детском саду каждый год проходит викторина «Мама, папа,я – оренбургская семья».

   Работа с семьей позволяет соблюдать принцип непрерывности и преемственности духовно-нравственного воспитания в семье и детском саду. При этом семья и детский сад не заменяют друг друга, а дополняют.

     Проведенные анкетирования и беседы с родителями, показали, что основная часть родителей наших воспитанников считают себя православными людьми, однако, они  не часто бывают в Храме, а духовное родство с Православной Церковью ощущают, в основном, только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало знаний о возрастных особенностях детей, о народной педагогике.

      Многим родителям просто неизвестно, что именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.

      Практика работы по духовно-нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание.

       То, что обязана дать малышу семья, никто, кроме нее, не даст в полной мере. Наша задача – помочь родителям осознать, что, в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей перед Богом и обществом.

         С родителями  по данной теме проведены:

–  Родительское собрание: «Воспитание любви к родному краю, городу и природе в детском саду и семье», «Духовно-нравственное воспитание дошкольников».

- Анкетирование «Детям о родном крае», «Малые формы фольклора в воспитании детей».

– Консультация «Музейная педагогика – дошкольникам».

– Экскурсия в музей детского сада «Русская изба».

– Выставки детских работ, творческих работ родителей.

– Выпуск информационных листов с фоторепортажами экскурсий.

- Беседа «Славься, Оренбургский край, своими мастерицами».

– Открытые занятия по устному народному творчеству, декоративному рисованию, ознакомлению с родным краем, утренники.

- Участие в конкурсе «Русский сувенир» (семьи воспитанников оформили проект «Народное творчество»).

-Участие в областном конкурсе рисунков «Пусть всегда будет солнце».

- Семейные творческие гостиные, где родители являются участниками по изготовлению поделок, рисуют, лепят в стиле народного промысла.

-Презентация «Люблю тебя, мой край родной», «Оренбург спортивный».

        Дети в детском саду живут в  мире тепла и доброты, в мире духовности и фантазии. Всё лучшее, начинает формироваться в детском саду, оказывает влияние на развитие духовно-нравственных достижений человека и найдёт отражение в дальнейшей жизни. Проблема духовно-нравственного воспитания детей в настоящее время стоит особенно остро. Будущее российского общества и государства определяется духовно-нравственным здоровьем народа, развитием  культурного наследия, бережным  сохранением исторических и культурных традиций, национального достояния  народов России. норм общественной жизни. Педагогам следует постоянно помнить об ответственности, которая на них ложится, в процессе духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Мы должны постоянно повышать свой уровень самообразования в сфере духовно-нравственного воспитания, чтобы реализовывать работу в этом направлении с детьми.                                                                        Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что работа по развитию нравственного начала в детях сложна, многогранна и никогда не кончается. Мы надеемся, что добрые семена взрастут в детских душах и наши дети вырастут добрыми и умными, хорошими гражданами родной страны.                                                      

                                    Литература

1.Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. - Издательство Детство-пресс, 2004.

2. Нравственное воспитание дошкольников (младший и средний дошкольный возраст) / Под ред. В.Г. Нечаевой. М.: Педагогика, 1972.

3. Островская Л.Ф. Беседа с родителями о нравственном воспитании дошкольника. – М, - 1987.

4. Эмоциональное развитие дошкольника (под ред. А.Д. Кошелевой). М., 1985.

5.Якобсон С.Г. Проблемы этического развития детей. М., 1984.

6.»Основная общеобразовательная программа» разработанная коллективом детского сада самостоятельно на основе комплексной программы «Радуга».

                                                 Черёмухина С.Ю.

                                                 Бышкина Н.А.

                                                 Осипова Т.В.