Проект "Чувашия"
проект (старшая группа) по теме

Денисова Луиза Леонидовна

Проект разработан для работы с воспитанниками дошкольных групп

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект "Чувашия"36.75 КБ

Предварительный просмотр:

Курсовой проект

«Развитие творческих способностей дошкольников на традициях чувашского декоративно-прикладного искусства»

                                         

Чебоксары 2013

Содержание

1. Паспорт проекта………………………………………………………..………

2. Актуальность ………………………………………………………………..…

3. Цель и задачи проекта………………………………………………………….                          

4. Анализ внутренней среды…………………………………...............................

5. Анализ внешней среды……………………………………………………...…

6. Древо проблем………………………………………………………………….

7. Этапы реализации проекта………………………………………………….....

8. План реализации проекта………………………………………………………

9. Задачи психолого-педагогической работы…………………………………...

10. Формы работы с детьми…………………………………………………….....

11. Ожидаемые результаты………………………………………………………

12. Литература…………………………………………………………………...                                                                                                                                                                    

Актуальность проблемы

• Развитие способностей неотделимо от гармоничного развития всех сторон личности. Только при общем гармоничном развитии ребенка можно выявить задатки, склонности и уже на их основе развивать те или иные способности.

• Природа щедро наделила каждого здорового ребенка возможностями развиваться. И каждый здоровый малыш может подняться на самые большие высоты творческой деятельности!

•  У детей 4-5 лет  наблюдается свежесть и острота восприятия, способность удивляться, яркость воображения, умственная активность. Поэтому я считаю, что это наиболее благоприятный возраст для развития творческих способностей у детей. Обстановка вокруг малыша должна позволять ему свободно заниматься разными видами деятельности: играть, двигаться, рисовать мелом и красками, лепить и конструировать, рассматривать книги. Рисование, лепка, аппликация, конструирование— одно из самых больших удовольствий для ребенка. Они приносят малышу много радости. Рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляет собственную фантазию. Кроме того, ребёнок познаёт себя, наш мир сегодня, развивает в себе потребность художественных впечатлений.  

 Чувашское декоративно-прикладное искусство занимает достойное место среди культур других народов. Постоянное общение с произведениями чувашского ДПИ является первым шагом в освоении ребёнком богатств своей национальной культуры, воспитании любви к родному и близкому, развитии уважения и гордости к своему народу и осознании себя его частичкой, что способствует его художественному развитию, нравственному становлению и развитию творческой активности. Определённая часть содержания ДПИ чувашского народа усваивается в дошкольном возрасте.

• В ходе исследовательской работы необходимо заинтересовать детей, увлечь выполнением творческих заданий.

• Ознакомить родителей с ходом исследовательской работы, привлечь родителей к решению данного проекта.

• Дать детям возможность самостоятельно выполнять работу представленном уголке «Эреш».

• Создать эмоционально-благоприятную среду между взрослыми и детьми.

Этапы реализации проекта

I. Организационно-подготовительный:

\ сбор, анализ методической литературы;

\ обращение за консультацией в педагогический институт, в методический центр, в методический кабинет.

П. Основной этап:

1. ознакомление детей с различными видами продуктивной деятельности;

2. просмотреть результаты анкетирования для использования полученных данных в дальнейшей работе;

3. вести наблюдение за продуктивной деятельностью в процессе работы;

4. сфотографировать детей во время работы над проектом;

5. оценить проведенную работу (самооценка воспитателя, отзывы воспитателей, опрос родителей) ;

6. оценка по результатам учебной работы.

Ш. Заключительный этап.

1. Организовать презентацию итогов проекта для педагогов МДОУ и родителей группы.

2. Представить материал на конкурс «Защита авторских программ».

Цель и задачи проекта

ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:

-формирование интереса к эстетической стороне окружающей действительности;

-создание ситуации, стимулирующей активность детей, побуждающей их к развитию творческих способностей;

-создание оптимальных условий для приобщения взрослых и детей к истокам чувашской народной культуры;

-воспитание ребёнка на материальной и духовной культуре чувашского народа.

ЗАДАЧИ  ПРОекТНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ:

> Создание эмоционально-положительного настроения.

> Развитие интереса к занятиям по продуктивной деятельности.

> Формирование восприятия предметного мира и моделирование в различных видах продуктивной деятельности.

> Приобщение к изобразительному искусству.

> Формирование представления о культуре чувашского народа, её орнаментальном богатстве, умение создавать художественный образ на основе повтора.

ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА.

Если у ребенка не будут развиты основные сенсорные эталоны, то возможно более позднее развитие его познавательной активности.

МЕТОД ПРОЕКТА - наглядный, продуктивный, позволяющий ребенку развивать руку и речь.

Анализ внутренней ситуации

    Данный проект осуществляется в рамках педагогической системы МБОУ «Большешигаевская ООШ» дошкольная группа «Колобок»

с детьми разновозрастной группы «Илемпи»: специально организованной деятельности, совместной деятельности педагога и ребенка (подгруппы), в самостоятельной детской деятельности;

с педагогами в условиях проведения активной методической деятельности;

изучение методической литературы по проблеме художественного творчества;

знакомство с лучшим  педагогическим опытом;

подбор дидактического материала для  развития творческих способностей  у дошкольников.

Сильные стороны                                                   Слабые стороны

Программа ФГТ «От рождения до школы»,                             Работа с родителями(отсутствие педагог-

2012г.                                                                                                 ического опыта у большинства родителей

Комплексная программа «Программа                                  Недостаточная оснащённость продуктивн-

Воспитания и обучения в детском саду»                                 ой  зоны группы

п/р М.А.Васильевой, 2006г.

Возможности                                                    Угрозы и препятствия

Использование ИКТ – технологий при                                   Отсутствие у родителей времени и потреб-      

проведении занятий;                                                                   ности заниматься с детьми дома;    

использование современных программ;                               низкий уровень нервно-психического

программы художественно-творческого                              развития детей

развития детей 3-7лет

Анализ внешней среды

Благоприятные факторы                                Отрицательные факторы

Политические  

                                                           

-Подкреплённая законодательная база                                     нет

-Конституция РФ и ЧР

-Конвенция о правах ребёнка

-Конвенция дошкольного образования

Социальные

-Рост образовательного ценза родителей                       -Разнородность социального      

воспитанников                                                                        статуса родителей

                                                                                                     Снижение воспитательного

                                                                                                     потенциала семьи:тенденция  

                                                                                                     увеличения детей,оставшихся

                                                                                                     без  попечения родителей.  

Экономические  

Возможность внебюджетного финансирования                    Рост числа семей,проживающих

Организация республиканских конкурсов                              за чертой бедности;

с возможностью получения гранта.                                          Низкий уровень заработной платы

                                                                                                            работников образования;                                  

                                                                                                            Недостаточное бюджетное финансиро-

                                                                                                            вание для приобретения  материала

                                                                                                             экспериментирования.

 В современном обществе отмечается повышение требований к физическому, психическому, личностному  развитию детей. Система  общественного воспитания дошкольников проходит в обстановке меняющейся экономической и  политической ситуации. Сохранить здоровье  и  интеллект нации на современном этапе – главная задача, в решении которой  проблема  развития дошкольников  в условиях семьи и  общественного  воспитания  является  центральной. Данные факты говоря о том , что проблемы  материнства и детства разрешить без помощи системы общественного образования невозможно.

  Детский сад сегодня становится «открытой» системой для населения села по всем вопросам развития и воспитания ребёнка. Семейное и общественное воспитание  выступают как две стороны единого процесса в интегративном взаимодействии.

Задачи психолого-педагогической работы:

3-4 года

Общие:


  • поддерживать желание сотрудничать со взрослыми;

  • проявлять интерес к результату изобразительной деятельности детей (регулярно вместе с детьми рассматривать их работы и побуждать к рассказу о том, что они нарисовали, слепили, выполнили путем аппликации, сконструировали);

  • создавать в группе условия для ежедневного свободного рисования, лепки, создания изображения путем аппликации, конструирования с использованием изобразительных и конструктивных материалов;

  • информировать родителей о том, как протекает художественно-эстетическое развитие их ребенка и консультировать относительно того, как организовать изобразительную деятельность в домашних условиях;

  •  По развитию продуктивной деятельности: 
    знакомить с изобразительными материалами (красками, фломастерами, маркерами, карандашами, ) и формировать практические навыки по их использованию: правильно держать инструменты, аккуратно обмакивать кисть всем ворсом в баночку с краской, затем легким прикосновением ворса снимать лишнюю краску о край баночки и свободными движениями накладывать мазки; своевременно насыщать ворс кисти краской, промывать кисть по окончании работы и прежде чем начинать пользоваться краской другого цвета, осушать промытую кисть о мягкую тряпочку или бумажную салфетку и по мере использования размещать ее ворсом вверх, придав ему заостренную форму
    (Физическая культура);

  • учить рисовать простые предметы, живые объекты и явления окружающей действительности разной формы (округлой и прямоугольной) и состоящие из комбинаций этих форм и линий, штрихов, пятен, мазков, передавая общие признаки, относительное сходство по форме и некоторые характерные детали образа; проводить линии в разных направлениях, обозначая контур предмета и наполняя его деталями; дополнять созданное изображение рассказом о нем
    (Коммуникация, Познание);

  • помогать в рисовании и аппликации создавать несложные сюжетные композиции, повторяя изображение несколько раз и располагая его по всему листу бумаги
    (Познание);


По развитию детского творчества:


  • стимулировать самостоятельный выбор детьми цветов красок, фона листа бумаги, поощрять желание к экспериментированию с изобразительными материалами
    (Познание);

По приобщению к изобразительному искусству:


  • продолжать работу по знакомству детей с 2-3 видами произведений народного, декоративно-прикладного и изобразительного искусства, развитию устойчивого интереса к народному и декоративному искусству; формировать представление о средствах его выразительности (элементы узора, их цвет, расположение на форме, ритм элементов и др.); продолжать знакомить детей с историей народных промыслов, материалом, из которого они изготовлены
    (Социализация);

  • развивать способность эмоционально откликаться на произведения изобразительного искусства и «прочитывать» настроение героев, состояние природы
    (Социализация);

  • воспитывать чувство гордости за свой народ, уважение к труду народных мастеров и вызывать желание самим создавать работы для оформления дошкольного образовательного учреждения
    (Социализация).

Формы работы с детьми 3 – 4 лет

(образовательная область «Художественное творчество»)


 Задачи и содержание работы


Формы работы


Формы                                    организации детей


            Сроки выполнения


Непосредственно образовательная деятельность


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)


Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства

Игры, в процессе которых дети осуществляют выбор наиболее привлекательных предметов


Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная


в течении года


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в ХК

Самостоятельная деятельность детей


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественного конструирования


Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование

Рассматривание


Индивидуальная


в течении года


Формы работы с детьми 4 – 5 лет

(образовательная область «Художественное творчество»)


 Задачи и содержание работы


Формы работы


Формы организации детей

Сроки выполнения

Непосредственно образовательная деятельность


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)


Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и

произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики.

Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства


Групповая

Подгрупповая

Индивидуальная

в течении года


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественного конструирования


в течении года

Самостоятельная деятельность детей


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественного конструирования


Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование


Рассматривание


Индиви-дуальная

Подгрупповая


в течении года


Формы работы с детьми 5 – 6 лет

(образовательная область «Художественное творчество»)

 Задачи и содержание работы


Формы работы


Формы организации детей


Сроки выполнения


Непосредственно образовательная деятельность


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)


Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов, коллекций и их оформление

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства, произведений книжной графики, иллюстраций, произведений искусства, репродукций с произведений живописи и книжной графики

Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений ДПИ, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных), репродукций произведений живописи и книжной графики, тематических выставок (по временам года, настроению и др.)


Групповая

Подгрупп-повая

Индиви-дуальная



Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в лепке

В течении года


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в аппликации



Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества в художественном творчестве



Самостоятельная деятельность детей


Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественное конструирование


Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование

Рассматривание


Индиви-дуальная

Подгрупп-повая


Формы работы с детьми 6 – 7лет

(образовательная область «Художественное творчество»)


^ Задачи и содержание работы


Формы работы


Формы организации детей


Сроки выполнения

В течении года

Непосредственно образовательная деятельность

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании)

Изготовление украшений для группового помещения к праздникам, предметов для игры, сувениров, предметов для познавательно-исследовательской деятельности

Создание макетов, коллекций и их оформление

Украшение предметов для личного пользования

Рассматривание эстетически привлекательных предметов (овощей, фруктов, деревьев, цветов и др.), узоров в работах народных мастеров и произведениях декоративно-прикладного искусства

Игры

Организация выставок работ народных мастеров и произведений декоративно-прикладного искусства, книг с иллюстрациями художников (тематических и персональных)



 Самостоятельная деятельность детей

Развитие продуктивной деятельности детей, детского творчества и приобщение к искусству в изобразительной деятельности (рисовании), лепке, аппликации, художественном конструировании

Создание соответствующей предметно-развивающей среды

Рисование, лепка, аппликация, художественное конструирование

Ожидаемый результат

   Реализация проекта строилась на следующих принципах: систематичности, учета возрастных особенностей, интеграции, координации деятельности педагогов и преемственности взаимодействия с ребенком в условиях МДОУ и семьей. В группе разработан перспективный план с использованием продуктивной деятельности детей. Работа по проекту органично вписалась в педагогический процесс детского сада. Продуктивная деятельность включилась в интегрированное занятие по познавательному развитию, сенсорике, развитию речи.

   При подборе содержания учитывалось желание, потребности, склонности и интересы детей. В ходе работы осуществлялась диагностика развития детей.

   Диагностика показала, что динамика усвоения программного материала стабильно положительная. По результатам диагностики за прошлый год и начало этого учебного

года можно сказать следующее: заметно повысился уровень знаний;

сформированы навыки связной речи, расширился активный запас;

активно развиваются познавательные процессы; развивается устойчивое внимание детей;

дети могут сравнивать величину, цвет, и форму предметов (круг, квадрат) воображение и мышление детей стали более развитыми,

   И что не менее важно, повысился интерес родителей к изучению детьми данного материала.

    ВЫВОД: Без развития творческих способностей через продуктивную деятельность невозможно интеллектуальное развитие ребенка. Они связаны между собой и активизируют деятельность друг друга. Поэтому можно сказать, чем больше малыш умеет делать руками, тем он умнее.

Литература:


1.Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы», под редакцией         Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой  (2011 г.) Москва, издание 3-е

2. З.А. Богатеева Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. сада.-2-е изд., перерабаб. И доп.- М.: Просвещение,1986. (методическое пособие)

3. Н.Б. Халезова и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада/ Н.Б. Халезова, Н.А. Курочкина, Г.В. Пантюхина.-2-е изд. Испр. И доп..-М.: Просвещение, 1986. (методическое пособие)

4. Н.Б. Халезова Народня пластика и декоративная лепка в детском саду . М., Просвещение, 1984. (методическое пособие)

5. Казакова Т.Г. Занятие с дошкольниками по изобразительной деятельности: Кн. для воспитателей дет. сада и родителей. – 2-е изд., дораб. – М.: Просвещение, 1996.

7. Казакова Т.Г. Развивайте у дошкольников творчество (Конспекты занятий рисованием, лепкой, аппликацией): Пособие для воспитателей дет. сада.- М.: Просвещение, 1985.

8.Комарова Т.С. Занятие по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет.сада.- 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991.

9.Васильева Л.Г. Программа художественно- творческого развития ребёнка –дошкольника средствами чувашского декоративно-прикладного искусства,Чебоксары,1994г.

10.Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров,Чебоксары,2005г.

11.Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента,Чебоксары,2002г.