Театрализованные игры как средство развития дошкольников
консультация по теме

Макарова Ирина Валерьевна

Игра как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл igry-dramatizatsii.docx54.48 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ СОШ № 514

Дошкольное отделение № 3

Доклад на тему:

Развитие творческих способностей детей в играх-драматизациях

Выполнила:

Воспитатель группы № 3

Макарова И.В.

Москва 2013

Содержание

  1. Театрализованная игра в детском саду.
  2. Сюжетно-ролевая игра как основа игры-драматизации.
  3. Классификация театрализованных игр.        
  4. Проявление творчества детей в играх-драматизациях.
  5. Руководство играми-драматизациями.
  6. Этюды и упражнения на выявление актерских умений.

Список использованной литературы

  1. Театрализованная игра в детском саду

В настоящее время всё чаще поднимается вопрос о том, что необходимо  использовать все имеющиеся педагогические ресурсы для эффективного  развития ребёнка.

 Искусство театра представляет собой  органический  синтез музыки, танца, живописи, риторики, актерского мастерства, тем  самым,  создает  условия  для  воспитания целостной  творческой личности.

Как пишет Н.Ф. Губанова, в настоящее время не существует единого взгляда на сущность понятий «театрализованная игра» и «игра-драматизация».  Одни ученые полностью отождествляют театрализованную игру и игру-драматизацию, другие считают, что игра-драматизация является разновидностью театрализованных игр.

Что же такое театрализованная игра и в чем ее ценность для развития творчества детей дошкольного возраста?

Игра – ведущая деятельность детей дошкольного возраста. Это наиболее доступный ребенку способ  переработки впечатлений, выражения эмоций. Исследователи детской игры Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин  и др. отмечают, что вся жизнь детей насыщена игрой. Игра, как говорил Л. С. Выготский, ведет за собой развитие. Развивающее значение игры заложено в самой ее природе, ибо игра – это всегда эмоции, а там, где эмоции, - там активность, там внимание и воображение, там работает мышление. Среди многочисленных игр особенной любовью детей пользуются игры в «театр», драматизации, сюжетами которых служат хорошо известные сказки, рассказы, театральные представления.

Театрализованные игры являются играми-представлениями, где с помощью атрибутов (картинок, кукол, костюма) и разнообразных выразительных средств (интонация, мимика, жест, походка, поза) разыгрывается определенное литературное произведение, воссоздаются конкретные образы, взятые из литературных, сказочных произведений. Герои произведений становятся действующими лицами игры, а их приключения, иногда изменяемые детской фантазией – сюжетом. Характерными особенностями театрализованной игры являются литературная или  фольклорная основа  содержания, а иногда и наличие зрителей.

        Авторы пособия «Театрализованные игры в детском саду» Т.И. Петрова, Е.Л. Сергеева, Е.С. Петрова отмечают, что театрализованная деятельность позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с:

- художественным образованием и воспитанием детей;

- формированием эстетического вкуса;

- нравственным воспитанием;        

- развитием коммуникативных качеств личности (обучение вербальным и невербальным видам общения);

- воспитанием воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога);

- созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру;

- раскрытием духовного и творческого потенциала ребенка, возможность адаптироваться ему в социальной среде.

В создании игрового образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, эмоциональной выразительности сюжета (Л.В. Артемова, Е.Л. Трусова).

С театрализованной деятельностью тесно связано  совершенствование речи, так как в процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй.
Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, он начинает активно пользоваться словарем, который, в свою очередь, тоже пополняется.  

Участвуя в  театрализованной деятельности, дети знакомятся с окружающим миром во всем его многообразии через образы, краски, звуки, а правильно поставленные вопросы заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения, способствуют развитию умственных способностей.

Театрализованная деятельность создаёт условия для развития творческих способностей. Этот вид деятельности требует от детей: внимания, сообразительности, быстроты реакции, организованности, умения действовать, подчиняясь определённому образу, перевоплощаясь в него, живя его жизнью. В театрализованной игре и игре-драматизации ребенок стремится познать собственные возможности в перевоплощении, в поиске нового и комбинациях знакомого. В этом проявляется особенность театрализованных игр как творческой деятельности.

Маханева М.Д. подчеркивает действие театрализованной деятельности:

В сфере познавательного развития:

- развитие разносторонних представлений о действительности,

- развитие памяти, воображения, умения планировать действия.

В сфере социального развития:

- формирование положительных взаимоотношений между детьми в процессе совместной деятельности,

- воспитание культуры общения,

- развитие эмоций.

В сфере речевого развития:

- содействие развитию диалогической и монологической речи,

- обогащение словаря,

- овладение выразительными средствами общения.

В сфере эстетического развития:

- приобщение к высокохудожественной литературе,

- совместное моделирование костюмов, декораций, атрибутов,

- создание выразительного художественного образа,

- обучение самостоятельному нахождению приемов изображения.

В сфере развития движений:

- согласование действий и речи,

- развитие умения воплощать настроение, характер образа,

- выразительность исполнения основных видов движений.

Таким образом, театрализованные игры способствуют художественному воспитанию, эстетическому развитию ребенка, обогащает детей новыми впечатлениями, закрепляет их знания, полученные ранее, активизируют, развивают инициативу, речь, художественный вкус, в общем, оказывает всестороннее влияние на развитие ребенка-дошкольника.

  1. Сюжетно-ролевая игра как основа игры-драматизации

        

Н.А. Реуцкая, Н.Ф. Губанова и др. отмечают тесную связь театрализованных игр с сюжетными играми, важное значение в возникновении первых имеет именно сюжетно-ролевая игра.

Особенность театрализованной игры состоит в том, что со временем дети уже не удовлетворяются в своих играх только изображением деятельности взрослых, их начинают увлекать игры, навеянные литературными произведениями. Такие игры являются переходными, в них присутствуют элементы драматизации, но детей больше увлекает сам сюжет, чем выразительность исполняемых ролей. Именно сюжетно-ролевая игра является плацдармом, на котором получает свое дальнейшее развитие театрализованная игра. Театрализованной игре также сопутствует режиссерская игра, которая отличается своим индивидуальным характером. Н.Ф. Губанова, анализируя исследования развития игры дошкольников, выделяет близость сюжетно-ролевой и театрализованной игры на основе их структурных компонентов, данные могут быть представлены в таблице 1.

Таблица 1

Сравнительная характеристика театрализованных и сюжетно-ролевых игр

компоненты игры

сюжетно-ролевая игра

театрализованная игра

Источник

впечатления, полученные  из жизни

впечатления, полученные из готового источника (литературно-художественного)

Сюжет

инициатива направлена на создание сюжета

направленность на выразительность разыгрываемых ролей

деятельность детей

ориентировочная, не имеет своего продукта

действие, может быть показано зрителям: родителям, детям

могут существовать как самостоятельная деятельность и относятся к разряду творческих игр, в сюжетно-ролевой игре, как и в театрализованной, прослеживаются элементы драматизации

Д.Б. Эльконин называл  отличительную черту театрализованных игр в том, что передавать характер персонажа можно с помощью средств образной выразительности (интонации, мимики, жеста, позы, походки и т.д.). Использование этих средств требует соответствующей подготовки, выработки умений пользоваться ими, находить соответствующее эмоциональное состояние персонажа.

          Л.В. Артемова отличительной особенностью театрализованных игр, в частности игр-драматизаций, считает, что, участвуя в играх драматизациях, ребенок как бы входит в образ, перевоплощается в него, живет его жизнью, это наиболее сложное исполнение, так как оно не опирается ни на какой общественный образец. В отличие, от сюжетно-ролевых, подчеркивает автор,  театрализованные игры развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого – содержание сказки, стихотворения, рассказа, здесь готовый сюжет ведет за собой игру.

          О. Акулова отмечает, что характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей. Театрализованную игру (особенно игру-драматизацию) характеризует перенос акцента процесса игры на ее результат, интересный не только участникам, но и зрителям. Здесь автор рассматривает ее как разновидность художественной деятельности.

И.В. Штанько пишет, что в театрализованных играх по мере подготовки к спектаклю дети проходят путь от рождения замысла до его творческой реализации. Эта деятельность позволяет ребенку побывать в роли драматурга, художника, музыканта, костюмера, кукловода, актера и даже режиссера, осмыслить значимость результата общего дела. Спектакль – это своего рода творческий проект, для реализации которого требуется:

- хорошее знание художественного произведения, взятого в основу спектакля;

- умение выделять в произведении композиционные части;

- создавать словесный портрет, используя образные выражения;

- образно описывать события, ведя рассказ от лица главного героя или от другого лица;

- подбирать музыкальные характеристики к персонажам и частям композиции будущего спектакля;

- показывать героя, используя мимику, жест, пластические движения тела;

- создавать эскизы (рисунки) на основные действия спектакля, используя цвет, движение, композицию, как средства выразительности;

- создавать декорации, художественные образы персонажей из различных персонажей из различных материалов (бумаги, пластилина, ткани, природного и бросового материала);

- владеть навыками кукловождения в настольном и кукольном театре;

- уметь работать в коллективе (планирование, согласованность действий, доброжелательность, взаимопомощь, активность, самостоятельность).

  1. Классификация театрализованных игр

Л.С. Фурмина в книге «Художественное творчество и ребенок» отмечает, что в детском саду театрально-игровая деятельность детей принимает две формы, И.В. Штанько также отмечает, что во многих исследованиях театрализованные игры классифицируются по способам реализации сюжета:

1.  предметные игры, когда действующими лицами являются определенные предметы (игрушки, куклы, фигуры, куклы бибабо настольного и кукольного театра и т.д.), или режиссерские игры;

2. непредметные игры когда дети сами в образе действующего лица исполняют взятую на себя роль, дети сами находятся в образе действующего лица – игры-драматизации.

Т.Н. Караманенко, Ю.Г. Караманенко, один из видов театрализованных игр – кукольный театр характеризуют как синтетическое искусство, с целым комплексом художественных средств воздействия на детей.  Авторы разделяют их на следующие виды:

1) театр картинок, представлен плоскостными изображениями:

  • фланелеграф;
  • картинки на картоне, представлены картонными декорациями, которые с помощью подставок передвигаются по столу;

2) театр игрушек с использованием обычных детских кукол и игрушек;

3) театр петрушек, где кукловод одевает на руку куклу-петрушку, управляет куклой, говорит за нее.

Л.В. Артемова предлагает наиболее полную классификацию и разделяет  театрализованные игры  по средствам изображения, которыми пользуются участники игры, в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают тему, сюжет:

1. режиссерские игры; к ним относят настольный, теневой театр, театр на фланелеграфе, где ребенок или взрослый сам не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа – объемного или плоскостного, он действует за него, изображает его интонацией, мимикой; но пантомимика ребенка ограничена, так как он действует неподвижной или малоподвижной фигурой, игрушкой;

2.игры драматизации, основанные на собственных действиях исполнителя роли, который при этом может использовать куклы бибабо или персонажи, надетые на пальцы, костюмы или их элементы ребенок или взрослый в этом случае играет сам, преимущественно используя свои средства выразительности – интонацию, мимику, пантомиму.

В свою очередь, режиссерские игры Артемова Л.В. подразделяет на следующие:

  1.  Настольные театрализованные игры:
  • Настольный театр игрушек. Здесь используются самые разнообразные игрушки – фабричные и самодельные, из любого материала, важно, чтоб игрушки и поделки устойчиво стояли на столе и не создавали помех при передвижении.
  • Настольный театр картинок. Здесь используются картинки – персонажи и декорации, обязательно двухсторонние, устойчивые.

Действия игрушек и картинок в настольном театре ограничены, состояние персонажа, его настроение передает интонация ведущего. Персонажи появляются по ходу действия.

  1.  Стендовые театрализованные игры:
  • Стенд-книжка. Последовательность событий изображается при помощи сменяющих друг друга иллюстраций.
  • Фланелеграф. Картинки удерживаются на экране из фланели кусочками наждачной бумаги. Картинки и рисунки можно подобрать вместе с детьми из журналов, старых книг, нарисовать вместе с детьми.
  • Теневой театр. Здесь используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные из черной бумаги плоскостные фигуры персонажей и яркий источник света, благодаря которому отбрасываются на экран тени. Можно также использовать изображения при помощи пальцев рук.

Показ необходимо сопровождать текстом, соответствующим звучанием.         Далее Артемова Л.В. приводит разновидности игр-драматизаций, где важное значение имеет атрибут – признак персонажа, который символизирует его типичные свойства:

  • Игры-драматизации с пальчиками. Атрибуты ребенок надевает на пальцы, но, как и в драматизации, сам действует за персонажа, изображение которого находится на его руке.
  • Игры-драматизации с куклами бибабо. В данных играх на руку надевают куклу, движение ее головы, рук, туловища осуществляются с помощью движений пальцев, кисти, рук.
  • Импровизация. Это разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки – пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней подводят все предыдущие виды театра.                

  1. Проявление творчества детей в играх-драматизациях

Исследованием развития и руководства театрализованными играми детей дошкольного возраста занимались Д.В. Менджерицкая, В.Ф. Ширяева, Н.В. Карпинская, Л.С. Фурмина, Т.Н. Караманенко, С.Л. Новоселова, Н.А. Ветлугина, Л.В. Артемова и др. Все они считают театрализованную игру (игру-драматизацию) предэстетической деятельностью, усматривая в ней источник художественного творчества.

Как отмечает Л.С. Фурмина, изучение театрализованных игр свидетельствует о сложном характере деятельности детей в ней, а также считает, что творчество детей проявляется в создании драматургического материала, в исполнении своего или авторского замысла, в оформлении спектакля.

Д.В. Менджерицкая видит переход игры-драматизации к искусству в том, что у детей 6 – 7 лет она часто становится спектаклем. Таким образом, в театрализованной игре деятельность детей предстает как художественно-эстетическая, носящая игровой характер. Театрально-игровая деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и является сама по себе художественной деятельностью.

В театрализованной игре образ героя, его основные черты, действия, переживания определены содержанием произведения. Тогда в  чем же проявляется творчество ребенка? Театрализованные игры дают большой простор для творческих проявлений ребёнка. Литературное произведение лишь подсказывает сюжет, но их еще надо воссоздать с помощью движений, жестов, интонации, мимики. Ребенок сам выбирает выразительные средства, перенимает их от старших детей, педагогов. Творчество ребенка проявляется в правдивом изображении персонажа. Для этого надо понять, каков персонаж, почему так поступает, представить себе его состояние, чувства, уметь анализировать и оценивать поступки.

В театрализованной игре дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы эмоционального выражения, самореализуются, самовыражаются, знакомятся с окружающим миром через  образы, краски, звуки, которые способствуют развитию психических процессов, качеств и свойств личности – воображения, самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости.  

Поэтому большинство исследователей приходят к выводу о том, что  театрализованные игры наиболее близки к искусству
и
часто называют их «творческими» (С.А. Козлова,
Д.Б. Эльконин).

Творчество детей в театрально-игровой деятельности проявляется в трех направлениях:

  •  продуктивное (сочинение собственных сюжетов или творческая интерпретация заданного сюжета);
  • исполнительское (речевое, двигательное) – актерские способности;
  • оформительское (декорации, костюмы и т.д.).

      Процесс игры – драматизации возможен, если ребенок:        

  • имеет опыт восприятия литературных произведений, их переживания и осмысливания;
  • имеет опыт взаимодействия с театральным искусством (знает, что такое театр, что такое спектакль и как он рождается, имеет опыт восприятия и переживания театрализованного действия, владеет специфическим языком театрального искусства);
  • включается в игровую деятельность соответственно своим способностям  и возможностям (ребенок–«режиссер», ребенок–«актер», ребенок-«зритель», ребенок –«оформитель»-«декоратор» спектакля).

Ребенок -«режиссер» - имеет хорошо развитую память и воображение, это ребенок-эрудит, обладающий способностями быстро воспринимать литературный текст, переводить в игровой постановочный контекст. Он целеустремлен, обладает прогностическими, комбинаторными (включение в ход театрализованного действия стихов, песен и танцев, импровизированных миниатюр, комбинирование нескольких литературных сюжетов, героев) и организаторскими способностями (инициирует игру-драматизацию, распределяет роли, определяет “сцену” и сценографию в соответствии с литературным сюжетом, руководит игрой-драматизацией, ее развитием, регламентирует деятельность всех остальных участников спектакля, доводит игру до конца).

Ребенок-«актер» - наделен коммуникативными способностями, легко   включается в коллективную игру, процессы игрового взаимодействия, свободно владеет вербальными и невербальными  средствами выразительности и передачи образа литературного героя, не испытывает трудности при исполнении роли, готов к импровизации, умеет быстро найти необходимые игровые атрибуты, помогающие точнее передать образ, эмоционален, чувствителен, имеет развитую способность самоконтроля.(следует сюжетной линии, играет свою роль до конца).

Ребенок-«декоратор» наделен способностями образной интерпретации литературной основы игры, которые проявляются в стремлении изобразить впечатления на бумаге. Он владеет художественно – изобразительными умениями, чувствует цвет, форму в передаче образа литературных героев, замысла произведения в целом, готов к художественному оформлению спектакля через создания соответствующих декораций, костюмов, игровых атрибутов и реквизита. 

Ребенок-«зритель»  обладает хорошо развитыми рефлексивными способностями, ему легче «участвовать в игре» со стороны. Он наблюдателен, обладает устойчивым вниманием, творчески сопереживает игре – драматизации, любит анализировать спектакль, процесс исполнения ролей детьми и развертывание сюжетной линии, обсуждать его и свои впечатления, передает их через доступные ему средства выразительности (рисунок, слово, игру).

  1. Руководство играми-драматизациями

Эффективность детской театрализованной деятельности и создание оригинальных сценических образов обусловлены степенью готовности дошкольника к ним.
          Готовность к театрализованной деятельности ребенка они определяли  как систему знаний и умений, обеспечивающих возможность совместной деятельности по созданию спектакля и комфортность ребенка на всех ее этапах. Эта система включает:

  • знания об искусстве театра и эмоционально-положительное отношение к нему;
  • умения, позволяющие дошкольнику создать образ в соответствии со сценической задачей;
  • педагогическое сопровождение  с учетом постепенного нарастания самостоятельности и творчества ребенка.

Это во многом зависит от опыта ребенка: чем разнообразнее его впечатления об окружающей жизни, тем богаче воображение, чувства, способность мыслить. Поэтому очень важно с самого раннего возраста приобщать ребёнка к музыке, театру.

Н.Ф. Губанова рекомендует начинать работу по формированию театрализованной деятельности с накопления детьми эмоционально-чувственного опыта, развития интереса и эмоционально-положительного отношения к театрализованной деятельности. Для успешного формирования творческой активности детей в театрализованной деятельности автор отмечает ряд условий, необходимых для реализации задач:

1) Следует осуществлять дополнительную подготовку воспитателей средствами театральной педагогики для того, чтобы они могли являться образцом творческого поведения для своих подопечных.

2) Для успешного овладения способами творческих действий в театрализованной игре необходимо предоставлять детям возможность самовыражаться в своем творчестве. Здесь важным моментом является поддержка взрослых, заключающаяся в систематической работе с родителями, способствующей расширению форм сотрудничества детского сада и семьи.

 3) Педагог должен сознательно выбирать художественные произведения для работы. Критериями отбора являются художественная ценность произведения, педагогическая целесообразность его использования, соответствие жизненному и художественно-творческому опыту ребенка, яркая образность и выразительность интонаций

В основе руководства театрализованными играми лежит работа над текстом литературного произведения. Р.И. Жуковская советует преподносить текст произведения выразительно, художественно, а при повторном чтении вовлекать их в несложный анализ содержания, подводить к осознанию мотивов поступков персонажей.

Огромную роль в организации театрализованной деятельности играет воспитатель, умело направляющий данный процесс. Важно, чтобы воспитатель не только выразительно читал или рассказывал что-либо, умел смотреть и видеть, слушать и слышать, но и был готов к любому "превращению", то есть владел основами актерского мастерства, а также основами режиссерских умений. Именно это ведет к повышению его творческого потенциала и помогает совершенствовать театрализованную деятельность детей. Педагог должен  следить за тем, чтобы своей актерской активностью и раскованностью не подавить робкого ребенка, не превратить его только в зрителя. Нельзя допускать, чтобы дети боялись выйти "на сцену", боялись ошибиться. Недопустимо деление на "артистов" и "зрителей", то есть на постоянно выступающих и постоянно остающихся смотреть, как "играют" другие.

В процессе работы над ролью рекомендуется:

-   составление словесного портрета героя;

-   фантазирование по поводу его дома, взаимоотношений с родителями, друзьями, придумывание его любимых блюд, занятий, игр;

-   сочинение различных случаев из жизни героя, не предусмотренных инсценировкой;

-   анализ придуманных поступков;

-  работа над сценической выразительностью:  определение целесообразных действий, движений, жестов  персонажа, места на сценической площадке, мимики,  интонации;

-   подготовка театрального костюма;

-   использование грима для создания образа.

Правила драматизации (Р. Калинина)

Правило индивидуальности. Драматизация – это не просто пересказ сказки, в ней нет строго очерченных ролей с заранее выученным текстом. Дети переживают за своего героя, действуют от его имени, привнося в персонаж свою личность. Именно поэтому герой, сыгранный одним ребенком, будет совсем не похож на героя, сыгранного другим ребенком. Да и один и тот же ребенок, играя во второй раз, может быть совсем другим.

Проигрывание психогимнастических упражнений на изображение эмоций, черт характера, обсуждение и ответы на вопросы взрослого являются необходимой подготовкой к драматизации, к «проживанию» за другого, но по-своему.

Правило всеобщего участия. В драматизации участвуют все дети. Если не хватает ролей для изображения людей, зверей, то активными участниками спектакля могут стать деревья, кусты, ветер, избушка и т.д., которые могут помогать героям сказки, могут мешать, а могут передавать и усиливать настроение главных героев.

Правило помогающих вопросов. Для облегчения проигрывания той или иной роли после знакомства со сказкой и перед ее проигрыванием необходимо обсудить, «проговорить» каждую роль. В этом вам помогут вопросы: что ты хочешь делать? Что тебе мешает в этом? Что поможет сделать это? Что чувствует твой персонаж? Какой он? О чем мечтает? Что он хочет сказать?

Правило обратной связи. После проигрывания сказки проходит ее обсуждение: Какие чувства ты испытывал во время спектакля? Чье поведение, чьи поступки тебе понравились? Почему? Кто тебе больше всего помог в игре? Кого ты хочешь теперь сыграть? Почему?

Атрибутика к драматизациям. Атрибутика (элементы костюмов, маски, декорации) помогает детям погрузиться в сказочный мир, лучше почувствовать своих героев, передать их характер. Она создает определенное настроение, подготавливает маленьких артистов  к восприятию и передаче изменений, происходящих по ходу сюжета. Атрибутика не должна быть сложной, дети изготавливают ее сами. Каждый персонаж имеет несколько масок, ведь в процессе развертывания сюжета эмоциональное состояние героев неоднократно меняется (страх, веселье, удивление, злость и т.д.) При создании маски важным оказывается не портретное сходство ее с персонажем (насколько точно, например, нарисован пятачок), а передача настроения героя и нашего отношения к нему.

Правило мудрого руководителя. Соблюдение и сопровождение педагогом всех перечисленных правил драматизации, индивидуальный подход к каждому ребенку.

В занятия по театрализованной деятельности можно включить:

- просмотр кукольных спектаклей и беседы по ним, игры-драматизации;

- упражнения по дикции;

- задания для развития речевой интонационной выразительности;

- игры-превращения («учим владеть своим телом»), образные упражнения;

- упражнения на развитие детской пластики;

- упражнения на развитие выразительной мимики, элементы искусства пантомимы;

- театральные этюды;

- отдельные упражнения по этике во время драматизаций;

- репетиции и разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.

        Также Н.Ф. Губанова отмечает, что в руководстве формированием творческой деятельности детей в театрализованной игре воспитатель должен опираться на:

  • принципы гуманистической направленности (истинно гуманные отношения между взрослыми и детьми);
  • интеграции (объединение в театрализованной игре разных видов искусства и деятельности);
  • творческого взаимодействия взрослого и ребенка (сотворчества в художественно-эстетической деятельности).

Н.Ф. Губанова считает, что общими методами руководства театрализованной игрой являются:

1 – прямые приемы руководства (воспитатель показывает способы действия);

2 – косвенные приемы руководства (воспитатель побуждает ребенка к самостоятельному действию).

          Л.С. Фурмина отмечает важность организации предметно-развивающей среды как средства развития интереса детей к театрализованным играм. Создание условий для театрализованной деятельности детей предполагает следующее:

  1. оборудование определенного места определенной мебелью;
  2. оснащение его необходимыми пособиями и игровым материалом;
  3. учет возрастных особенностей и обусловленность содержанием воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе.

Автор отмечает, что театрализованная деятельность детей связана с развитием речи, ознакомлением с художественной литературой, поэтому особое место на книжных полках может принадлежать книгам, составляющим репертуар театрализованной деятельности детей. Так как театрализованные игры связаны со сценическим действием, это требует соответствующей организации места и оборудования: для настольного театра – любая горизонтальная плоскость; для театрально-игровой деятельности – ширмы, в зависимости от вида театра (теневого, кукольного, для оформления игр-драматизаций, где роли исполняют сами дети); а также наличие определенных кукол. Декорации и другие атрибуты для театрального действия  могут быть изготовлены взрослыми, особенно в младших группах. Л. Куцакова предлагает изготовление игрушек самими детьми, что имеет большую воспитательную ценность; игрушки, изготовленные старшими дошкольниками могут быть использованы в театрализованных играх как ими самими, так и детьми младших групп.

         И. Мусетова предлагает использовать для создания определенного образа сценического персонажа шапочки-маски, отвечающие таким требованиям, как практичность, универсальность, красочность, неповторимость, удобство и легкость применения, что позволяет использовать с детьми всех возрастных групп.

        Таким образом,          развитие театрализованных игр зависит от содержания и методики художественного воспитания детей в целом и от уровня образовательной работы в группе.  

        

  1. Этюды и упражнения на выявление актерских умений

Актерские умения  - понимание эмоционального состояния персонажа, и в соответствии с этим выбор адекватных выразительных средств для передачи образа персонажа - голоса, мимики, пантомимики.

Обогащению детей художественными средствами передачи образа способствуют этюды из прочитанного произведения или выбор любого события из сказки и его розыгрыш (зрители угадывают). Интересны этюды, в которых дети двигаются под фрагменты музыкальных произведений.

1. Ребенку предлагается передать содержание фразы, «считывая» интонацию, с которой звучит данный текст:

  • Чудо остров!
  • Наша Таня громко плачет...        
  • Первый снег! Ветер! Холодно!

2. Детям предлагается прочесть  текст  с разными интонациями (удивленно, радостно, вопросительно, сердито, ласково, спокойно, равнодушно):

  • «Два щенка, щека к щеке, щиплют щетку в уголке».

3. Пантомимические этюды.

Котята:

• сладко спят;

• просыпаются, лапкой умываются;

• зовут маму;

• пытаются утащить сосиску;

• боятся собаки;

• охотятся.

Покажи:

- как танцует добрая фея на балу у Золушки;

- как злится страшная ведьма на балу у Спящей Красавицы;

- как удивляется черепашка-ниндзя;

- как здоровается Снежная Королева;

- как обижается Винни-Пух;

- как радуется Карлсон..

4. Этюды на изменения тембра голоса.

Педагог.  Киска, как тебя зовут?

Ребенок.  Мяу! (Нежно)

Педагог. Стережешь ты мышку тут?

Ребенок.  Мяу! (Утвердительно)        Педагог. Киска, хочешь молока?

Ребенок. Мяу! (С удовлетворением)

Педагог. А в товарищи щенка?

Ребенок. Мяу! Ффф-ррр! (Изобразить: трусливо, пугливо...)

5.  Интонационное прочтение стихов-диалогов.

6.  Проговаривание скороговорок.

7. Ритмическое упражнение.  Простучать,  прохлопать, протопать свое имя: «Та-ня, Та-не-чка, Та-ню-ша, Та-ню-шень-ка».

8. Образные упражнения под музыку. Например: Е. Тиличеевой «Пляшущий зайчик», Л. Банниковой «Поезд», «Самолет», В. Герчика «Заводная лошадка».

Список использованной литературы

  1. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание. – 2005. – № 4. – С. 24 – 32.
  2. Артемова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991. – 127 с.
  3. Губанова Н.Ф. Игровая деятельность в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2006. – 128 с.
  4. Мусетова И. Шапочки-маски для детских праздников // Обруч. – 2004. – № 1. – С. 16.
  5. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика, учеб. Пособие для студ. пед. Уч., М.: Издательский центр «Академия», 2009.
  6. Петрова Т.И., Сергеева Е.Л., Петрова Е.С. Театрализованные игры в детском саду. – М.: Школьная пресса, 2004. – 128 с.
  7. Штанько И. Театрализованные игры дошкольников // Детский сад от А до Я. – 2003. – № 6. – С. 71 – 75.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."

Уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию консультацию с презентацией для педагогов, учителей-логопедов на тему: "Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников."...

Театрализованные игры, как средство развития коммуникативных способностей дошкольников.

Игра – важнейшая задача в программе дошкольного воспитания, а театрализованные игры помогают развивать коммуникативные способности дошкольников.Театрализованная деятельность развивает личность детей и...

Использование Театрализованной игры как средство развития навыков общения у дошкольников с ТНР

На протяжении 5 лет для формирования у детей навыков общения мы используем театрализованные игры. Это позволяет сделать выводы о том, что у детей с ТНР наблюдаются различии в сформированности на...

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"

"Театрализованная игра как средство развития связной речи дошкольников"...

Презентация опыта работы «Театрализованные игры как средство развития речевой деятельности дошкольников»

Обобщен опыт работы с дошкольниками  в театрализованной деятельности....

«Театрализованная игра как средство развития речи дошкольников»

Театрализованная  игра позволяет решать многие задачи, касающиеся формирования выразительной речи ребёнка....

Театрализованная игра как средство развития речевой деятельности младших дошкольников.

                  Выражение «сказочный мир детства» - не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка с...