ВЫ МОЖЕТЕ ПОМОЧЬ РЕБЕНКУ НАУЧИТЬСЯ ОБЩАТЬСЯ С ДРУГИМИ ДЕТЬМИ
статья (младшая группа) по теме

Тылик Анна Николаевна
- Приводите ребенка в то место, где он может находиться в обществе детей хотя бы два раза в неделю. Ребенку 2—3 лет необходимо общество других детей. 
- Учите ребенка обращать внимание на то обстоятельство, что вещи кому-то принадлежат. Как правило период «собственничества» начинается в 2 - 2,5 года, когда ребенок впервые заявляет: «Это мое!». Поддержите право собственности ребенка в отношении его игрушек. Если «мое» сказано о чужой вещи, можно возразить: «Нет, это Катино. Твое - вот!». Обязательно покажите ребенку его вещь или игрушку. Обозначайте и свои вещи: «Это мамино полотенце. Это - папино!». На основе понимания принадлежности вещей разным людям можно будет учить ребенка просить чужую вещь.
- Учите просить у другого вещи и игрушки на время. Попросите у ребенка разрешения посмотреть его вещи: «Какая у тебя красивая игрушка! Можно посмотреть? Я посмотрю и отдам!» Похвалите ребенка, если он дает игрушку, и сразу же верните. Если ребенку сложно расстаться с игрушкой, не ругайте его. Рассмотрите игрушку в руках ребенка или оставьте за ним право вообще не показывать ее. Так вы научите малыша просить чужое и принимать отказ. Во время игры на площадке учите ребенка просить разрешения взять чью-то игрушку - подойдите вместе с ним к владельцу и сначала сами озвучьте просьбу: «Можно?», - а затем попросите ребенка повторить.
- Учите детей делиться своими игрушками («Посмотри, у Вани нет ни одной игрушки, ему также хочется играть, дай ему кубики»); считаться с интересами другого («Нельзя отнимать у Насти, она тоже хочет играть куколкой»); помогать друг другу, оказывать внимание («Посмотри, Поля никак не может достать игрушку, ты побольше, пойди, помоги ей достать»); вызывать сочувствие («У него ножка болит, и он не может бегать, поди поиграй с ним, покажи ему твою машину»).
- Учите меняться. Начать можно примерно так: «Отдай мне, пожалуйста, этот важный папин документ, а я тебе дам красивую бумагу для рисования!» Затем поощряйте меняться с другими детьми: «Ты взял Мишину машинку, а Мише отдай свой совочек, ты же им пока не играешь!» Не стоит настаивать, если ребенок ни в какую не расстается со своими вещами, возможно, он пока не чувствует себя в достаточной безопасности. Постепенно все придет в норму.
А сейчас  мини-тренинг. 
Предположим, действие происходит на игровой площадке. Сашенька, играя рядом с Машенькой, жадничает - не дает ей свои игрушки. К чему должна быть готова мама? 
 
Мама должна быть готова придумать множество вариантов выхода из данной проблемы. Например: 
 
Отвлечь: “Давай, мы сейчас пойдем с тобой кататься на качельках, а твое ведерко и совочек дадим Машеньке. Она будет с ними и играть, и их охранять! Когда мы вернемся, она тебе все вернет”. 
 
Предложить обмен игрушками. 
 
Придумать ситуацию, включающую поочередное владение вожделенным предметом: “Давайте украсим песочницу пасочками в форме ведерка. Три пасочки на половине Саши и три пасочки на половине Маши. Делать и любоваться будем по очереди”. В конце обязательно похвалить: “Ай, какие мы все молодцы!”. 
 
И так далее… Ваша фантазия, исходя из конкретной ситуации, подскажет вам множество других вариантов. Однако, если ваш ребенок сегодня не соглашается ни на какой компромиссный вариант, - не стыдите и не ругайте его. Вы можете просто громко сказать: “Извини Машенька, Саша сегодня хочет поиграть сам, но он обязательно поделится с тобой в следующий раз!”. Всегда поощряйте ребенка, когда он готов делиться своими игрушками с другими детьми и идет с ними на контакт. Не считайте это как нечто само собой разумеющееся. Такая форма поведения для данного возраста является достижением и достойна поощрения со стороны взрослых (для ее закрепления). И помните, что до четырех-пяти лет маленькие дети не могут самостоятельно длительно играть, мирно взаимодействуя друг с другом. Если вы потеряете бдительность, то я вас уверяю, что мирно соседствующие малыши вскоре разревутся от обиды и негодования. 
 
Кроме проблемы, как научить ребенка делиться, у родителей детей этого возраста (с года до трех) может возникать и противоположная проблема, – как научить его защищаться. 
 
Часто, у ребенка, не имеющего опыта общения с другими детьми, сверстники с легкостью забирают игрушки и помыкают им. Сначала ребенок приходит в замешательство, потом в слезах бежит к родителям. В большинстве случаев проблема в том, что он пока еще просто не научился играть с другими детьми, примерно через месяц общения он сам научится отстаивать свои права и взаимодействовать с ними. Вы не должны активно вмешиваться в этот процесс. Однако ребенок всегда должен знать, что вы рядом и готовы выразить ему свою любовь. Лучше всего - спокойно предложить ему пойти и забрать свою игрушку, не следует настаивать, чтобы он делился игрушками, если он этого не хочет (точнее, если он к этому еще не готов).

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Как помочь ребенку научиться говорить

Консультация для родителей...

"Я не жадина!" Как помочь ребенку научиться делиться. Как поступить взрослому, чтобы не произошел конфликт?

Если другой ребенок хочет взять у вашего игрушку, а тот сопротивляется:►заговорите с подошедшим ребенком, постарайтесь переключить его внимание на что-то нейтральное ("ой, какое у тебя платье красивое...

Как помочь ребенку научиться решать конфликты с другими детьми?

Рекомендации для родителей по обучению детей бесконфликтного взаимодействия со сверстниками....

Консультация для родителей на тему «Как помочь ребенку при переходе в другую группу, к другим воспитателям».

Ваш малыш немного подрос. Позади адаптация к новому коллективу, адаптация к болезням, ко сну в садике, к еде. Первый год дети ходили в одну группу, с одними и теми же воспитателями. Теперь наступ...

Кто же такой дефектолог и чем он может помочь ребенку с ЗПР?

В широком понимании дефектологом является специалист, который занимается изучением, обучением, воспитанием и социализацией детей, имеющих отклонения в своем развитии. Какие же функции выполняет...

Чек - лист «Как взрослый может помочь ребенку с нарушением речи»

Если ваш  ребенок только начинает говорить или у него есть проблемы с речевым развитием: все понимает, но может сказать,  тогда информация этого чек - листа будет вам полезна. Применяя эти п...