Адаптация детей ясельной и младшей групп
методическая разработка (младшая группа) по теме

Старчакова Наталья Николаевна

Описание условий, которые помогут ребенку легче перенести период адаптации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Практическая работа с детьми ясельной и               1 младшей группы.

Период адаптации – тяжелое время для малыша. Но в это время тяжело не только детям, но и их родителям. Поэтому очень важна совместная работа воспитателя с родителями.

Первые дни посещения д/с начинались с того, что во время адаптации присутствует мама. Первые 2-3 часа мы знакомимся с детьми, ведем беседы, показываем все что есть у нас в группе, а также наблюдаем за поведением ребенка. При этом мы использовали элементы устного народного творчества. Сказки, песни,потешки,загадки,поговорки,считалки – являются незаменимым средством пробуждения позновательной активности,самостоятельности. Через элементы фольклора мы доносим до ребенка свою нежность, заботу, любовь, веру в него.

Хорошо подобранная, с выразительностью произнесенная потешка помогает быстрее установить контакт с ребенком. Например:

Ой, мой маленький,

Ненаглядненький,

Мой пригоженький.

Или

Кто у нас хороший,

Кто у нас пригожий?

Ванечка хороший,

Ванечка пригожий!

А для родителей было дано первое домашнее задание, ответить на анкету – опрос. От мам я хотела узнать, какой у ребенка темперамент, чем он любит заниматься, какие любимые игрушки и какими ласковыми словами его называют дома. На первых порах эти знания мне очень пригодились. В это же  время мы провели первое родительское собрание, где мы рассказали про особенности адаптациионого периода. Наряду с этим я для родителей постоянно использую информационные листы с разной тематикой: «В д/с с радостью», «Как надо вести себя родителям с ребенком,когда он начал впервые посещать д/с», «Что необходимо знать родителям о  детском упрямстве и капризности».

Постоянно организую видео и фотовыставки «Наша группа», где родители могут видеть и анализировать день пребывания ребенка в детском коллективе. Широко практикую совместное проведение утренников с привлечением родителей, что повышает уровень адаптации.

Большую помощь в период адаптации мне оказывает мой младший воспитатель – няня. Воспитатель должна соблюдать режим дня, гигиену и приучать ребенка к ней.  Она также как и я  занимается с ребенком: лепит, рисует, играет, читает книжки. Для этого мы делимся опытом, и стараемся создать условия, чтобы все время, проведенное в группе, было интересным и полезным.

В первое время пребывания малыша в д/с осложняется его поведение, нарушается аппетит, сон, ребенок плохо идет на контакт со взрослыми и ровесниками, что в итоге отрицательно сказывается на его состояние здоровья.

Поэтому нельзя забывать, что незаменимое воздействие на укрепление здоровья оказывают физические нагрузки : утренняя гимнастика, физкультура, подвижные игры и закаливание. Важно помнить об их регулярности и игровой форме проведения.

Движения приносят радость малышам, значит оказывают самое положительное влияние на их психическое развитие. Например:

Нос, рот, голова,

Уши, щечки, лоб, глаза,

Плечи, плечи, шея, грудь,

Не забыть бы что-нибудь.

Ножками топ-топ-топ,

Ручками хлоп-хлоп-хлоп,

Шаг вперед, шаг назад,

Это нет, а это да.

Обращение к устному народному творчеству в работе должно быть постоянным. В нем заложены неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, пробуждения познавательной активности. Ребенок, вслушиваясь в потешки, песенки овладевает новым запасом слов, приобщается к красоте речи. Так при воспитании культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания мы поддерживаем стремление детей к самостоятельности. Мы учим через потешки, ребенок встает, умывается, воспитатель читает:

Водика, водичка,

Умой мое личико,

Чтобы глазки блестели,

Чтобы щечки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок.

Во время завтрака:

Умница Катенька,

Ешь кашку сладеньку,

Вкусную, пушистую,

Мягкую, пушистую.

При одевании на прогулку:

Вот они сапожки:

Этот с левой ножки,

Этот с правой ножки.

Если дождичек пойдет,

Наденем сапожки:

Этот с правой ножки,

Этот с левой ножки.

Вот так хорошо!

В воспитании навыков культурного поведения можно употреблять и  пословицы:

Когда я ем, я глух и нем.

Или

Маша знала слов немало,

Но одно из них пропало.

Нет ни одного вида занятий, куда невозможно было бы включить элементы фольклора, использование которого делает занятие более эмоциональным, развивает логическое и образное мышление.

Особое место занимает фольклор в игровой деятельности. Мы играем в прятки, используя песенки, прибаутки:

Ой-да,

Ой-да,

Ой-да, ух!

Я лечу, лечу,

Как пух!

Дети хорошо их воспринимают и играют.

Формы подачи фольклора разнообразны. Поэтому мы используем все доступные виды деятельности, чтобы открыть для детей занимательный и яркий мир творчества народа.

Работая над этой формой подачи, мы старались наладить взаимодействия с родителями. При опросе было выявлено, что только 50% родителей знают, что такое фольклор, и используют его редко – родителям не когда. Тогда мы стали раздавать тексты, пропевать песенки, чтобы они могли их использовать дома. Это помогает родителям освоить формы подачи фольклора, они с удивлением поняли, что ребенку это нравиться.

Есть еще одна игровая форма, которая благотворно влияет на координацию движений, способствует  развитию мелкой моторики рук, их силы – это пальчиковая гимнастика. Тренировка движений пальцев и всей кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребенка. Благотворное воздействие оказывают игры с предметами: мозаика, пирамидки, застегивание пуговиц, кнопок; наборы колец разной величины для нанизывания их на стержень; игры с карандашами и крупой.

Малышу интересно раскручивать и закручивать, разбирать предметы на части и собирать их. Нужно поддерживать это стремление, организовывать общение ребенка с кем-либо в процессе игровой деятельности, обогащать его словарь. Все это формирует сознательное поведение малыша, понимание того, что можно делать, а что нельзя.

К работе по развитию моторики я подключаю родителей. Советую родителям учить ребенка манипулировать предметами – среди его игрушек  обязательно должны быть различные пирамидки, матрешки, строительный материал, машинки, конструкторы.

Совместная работа с родителями по развитию мелкой моторики и координации движений детей положительно влияет на формирование познавательных процессов: восприятие, память, мышления, внимание, воображение – а также на развитие речи и готовит к овладению навыками письма, чтоб в будущем избежать многиз проблем в школе.

В итоге совместной работы семьи и д/с должно стать стремление ребенка идти в группу не просто без слез, но и с желанием, и с радостью!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Физкультминутки с элементами психогимнастики для детей ясельных и младших групп

снятие физического и эмоционального напряжения,сплочения группы, создания благоприятной эмоциональной атмосферы. Для детей ясельных и младших групп....

"В гостях у игрушек" Развлечение для детей ясельных и младших групп

Данный материал предназначен для детей младшего дошкольного возраста....

Консультация для родителей «Адаптация детей в первой младшей группе»

Консультация для родителей «Адаптация детей в первой младшей группе»Описание: Эта консультация поможет молодым родителям преодолеть страх и тревогу за своего ребёнка в период привыкания ребёнка в детс...

Родительское собрание «Итоги адаптации детей в 1 младшей группе»

Данное родительское собрание будет интересно для воспитателей и родителей младших групп  детского сада...

Сценарий осеннего развлечения для детей ясельных и младших групп. В ГОСТЯХ У БАБУШКИ НАТАЛЬИ

Сценарий осеннего развлечения для детей ясельных и младших групп.В ГОСТЯХ У БАБУШКИ НАТАЛЬИ Дети, взявшись за руки, под музыку заходят в музыкальный зал. Встают по центру. Ведущий:...

Протокол родительского собрания № 1 в младшей группе "Адаптация детей в 1 младшей группе"

Протокол родительского собрания № 1 в младшей группе "Адаптация детей в 1 младшей группе"...

Совместная театрализованная деятельность для детей 2-3 лет «Снеговик и елочка» c привлечением родителей детей ясельной и младшей группы

Отчетная презентация с фотографиями о проведенном празднике "Старый новый год" с участием родителей детей....