«Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»
статья (подготовительная группа) по теме

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, своего народа.
                                               М. Ахундов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл antsiferova_tezisy_.docx43.3 КБ

Предварительный просмотр:

Александра Александровна Анциферова, воспитатель

1квалификационной категории, муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение Центр развития ребенка -  «Детский сад № 3 «Морозко» г. Северодвинск

 «Приобщение дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой»

Патриот – это человек, который не пожалеет ни добра своего, ни жизни своей ради возвышения своей Родины, ради любви к своему народу, человек, который жертвует собой ради блага и свободы своей Родины, своего народа.
                                              М. Ахундов

 В  условиях современной социально-экономической и культурной жизни России одним из приоритетных направлений совершенствования общества является духовное возрождение национальной культуры. Нет ни одного народа, который бы не стремился к сохранению своего национального своеобразия, проявляющегося в родном языке, фольклоре, традициях, искусстве. Северный регион традиционно является местом довольно развитой народной культуры, он славится резьбой по дереву, плетением из бересты и т.д.

  Воспитание человека культурой начинается с раннего детства. Педагогические исследования отечественных ученых  XX века показали, что дети дошкольного возраста способны познавать культурные ценности, проявлять интерес к окружающей действительности (Р. И. Жуковская, Е. И. Радина и др.).  Посредством народного творчества дошкольник может последовательно развиваться, проявлять свои неограниченные умения и фантазию. Посеять и взрастить в детской душе семена любви к родному дому, семье, к истории и культуре своей страны, родного края – задача родителей и педагогов.

 Большую роль в приобщении дошкольников к культуре родного края играла и играет художественная литература. Она открывает и объясняет детям жизнь общества и природы, мир человеческих чувств и взаимоотношений, развивает мышление и воображение ребенка, обогащает его эмоции. Северные писатели Степан Григорьевич Писахов, Борис Викторович Шергин и многие другие дают прекрасные образцы языка родного края.   Сказки этих писателей обогащают образность речи, учат  главному жизненному принципу истинного поведения русского человека: торжеству жизни, доброте, любви, трудолюбию, честности; формируют патриотические чувства и представление детей о богатстве русской северной культуры, национальных особенностях характера и быта  поморов. Вводя ребенка в некоторые воображаемые обстоятельства, они заставляют переживать его вместе с героями чувства, оказывающие влияние на всю последующую жизнь.

      Тема приобщения детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой нас заинтересовала и увлекла. Мы проанализировали свои возможности, содержание книжного уголка, перспективное планирование по разделу «Чтение художественной литературы» и пришли к выводу:

  •  в данном направлении работа проводится, но она не носит систематический характер: в перспективное планирование включено слушание сказок северных писателей, однако  в течение года запланировано по данной теме всего 2 занятия;
  • развивающая среда группы недостаточно  оснащена дидактическими играми,  а в книжном уголке художественная литература северных писателей представлена в небольшом количестве.

Мы решили создать систему работы по приобщению детей к культуре родного края через художественную литературу и апробировать ее.  Наметили этапы работы:

  1. Мониторинг уровня знаний у детей о писателях Архангельской области, их культурном наследии, знании устного народного творчества;
  2. Постановка цели и задач. Реализация основных видов деятельности по направлениям;
  3. Определение эффективности работы с детьми.

Рассмотрим этапы подробнее:

1 этап.

     Для определения уровня знаний о художественной литературе родного края провели мониторинг по разделу «Чтение художественной литературы» (О.О. «Речевое развитие). Мы взяли за основу метод - индивидуальные беседы с ребенком на тему: «Площадь поэтов, писателей, сказочников», цель которого изучение познавательного интереса детей, их знаний о писателях Архангельской области, способностей к самостоятельной творческой речевой деятельности с использованием литературных произведений родного края.

      Результаты диагностики  на начало старшей группы были следующие:

Низкий уровень-57%

Средний уровень-40%

Высокий уровень-3%

Анализ результатов показал:

  • дети предпочитают слушанию чтения произведений художественной литературы о родном крае другим занятиям, не заинтересованы рассматриванием  иллюстраций к сказкам;
  • дети пассивны при обсуждении сказок писателей Архангельской области, в драматизации и других видах художественной деятельности;
  • не проявляют внимание к языку литературного произведения
  • испытывают трудности в  самостоятельной  творческой речевой деятельности с использованием литературных произведений родного края.

Исходя из анализа мониторинга, мы определили цель: приобщить дошкольников к культуре родного края через ознакомление с произведениями писателей Архангельской области.

Для достижения данной цели мы обозначили следующие задачи:

  1. Ознакомление детей с художественным наследием родного края.
  2.  Привлечение  дошкольников к  внимательному и заинтересованному слушанию художественных произведений.
  3. Формирование интереса детей к книге через сопровождение чтения небольших произведений игровыми действиями и инсценировками.
  4. Развитие умения выражать свои мысли опираясь на впечатления от прочитанной сказки.
  5. Развитие элементов творчества, умения использовать прочитанное в других видах деятельности (игровой, продуктивной, коммуникативной).
  6. Воспитание способности наслаждаться художественным словом (загадки, народные высказывания, звукоподражания), уважения к культуре родного края.

Наша система работы по данной проблеме строилась по трем направлениям:

  1. предметно-развивающая среда
  2.  работа с детьми;
  3. работа с родителями.

Свою работу мы начали в средней группе, но поскольку  детей этого возраста  еще рано знакомить с творчеством северных писателей, т.к язык  этих сказок  им не понятен и у них нет устойчивого интереса к слушанию сказок родного края, поэтому мы решили начать работу с русских народных сказок. Русские народные сказки близки детям, легки для восприятия, в них также описан быт, убранство, жизнь людей в старые времена. Данная работа является подготовительным этапом для ознакомления дошкольников со сказками Степана Писахова и Бориса Шергина.

Непосредственное знакомство с творчеством этих писателей мы начали со старшей группы и построили систему работы следующим образом:

Исходя из  поставленной цели и  задач, мы создали в группе следующие условия:

-сделали подборку  детской художественной литературы (сказки С.Писахова и Б.Шергина).

- создали аудиотеку по сказкам С.Писахова и Б.Шергина).

-изготовили схемы к сказкам: Б.Шергина «Шиш и рифмы», «Шиш и трактирщица», С.Писахова «Апельсин».

Работа с детьми

Работа с детьми, проводимая в ДОУ по приобщению детей с художественной литературой родного края строится по принципу интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников. Использование интегративного подхода позволяет организовать различные виды деятельности с детьми, которые мы использовали в своей работе:

- Проведение НОД: «Пересказ сказки С.Писахова «Апельсин»

- Самостоятельная деятельность детей и индивидуальная работа (Дидактическая игра «Найди последовательность сказки»)

- Театрализованная деятельность: инсценировка  сказок С.Писахова - «Апельсин», «Как поп работницу нанимал»,  Б.Шергина - «Шиш  и рифмы»

 - Совместная деятельность: создание иллюстраций к сказкам северных писателей

- Провели музыкальный утренник «Посиделки с мамами»

Работа с родителями

Важная роль в процессе приобщения дошкольников к художественной литературе родного края отводится семье. Используя различные формы работы, как:

-создание альбома «Северные писатели для детей».

- Творческие задания «Придумайте вместе с ребенком сказку (рассказ)», «Прочитайте с ребенком сказку серных писателей и нарисуйте к ней иллюстрацию»

Мы сумели пробудить у родителей интерес к данной теме и повысить их компетентность.

В подготовительной группе продолжается работа по данной проблеме  в этих же  направлениях:

Развивающая среда:

Оформлены папки:

  •  «Словарь малоизвестных слов и выражений из сказок северных писателей».
  •  «Наш край Северный» (о городах Архангельской области)

Работа с детьми

  • В НОД: «Кто не работает, тот не ест»;
  • провели конкурс чтецов: «Мое счастье-моя семья»;
  • Театрализованная деятельность: показ сказок северных писателей для старших групп детского сада

Работа с родителями

  • -провели «День открытых дверей»
  • -творческое задание «Придумайте с ребенком герб своей семьи»
  • -семейный праздник «Дары Архангельской области»

Результаты  мониторинга  проделанной работы представлены в сравнении с результатами на начало обучения. Данная диаграмма говорит о результативности нашей системы работы:

Низкий уровень-8%

Средний уровень-32%

Высокий уровень-60%

 Результаты  работы следующие:

  • у детей появился интерес к слушанию произведений художественной литературы о родном крае,  рассматриванию иллюстраций к сказкам;
  • они с желанием инсценируют и пересказывают сказки, выражая свои мысли и чувства;
  • верно осознают мотивы поступков героев, видят их переживания,  мысли и чувства, сопереживают героям;
  • проявляют внимание к языку литературного произведения, стремятся сохранить характерную лексику, осознанно используя типичные средства выразительности;
  • проявляют речевое творчество в сочинении сказок, рассказов, активно проявляют себя в разных видах художественной деятельности.

Вывод: мы убедились в том, что наша система работы по приобщению дошкольников к культуре родного края через ознакомление с художественной литературой  является эффективной. Целенаправленная работа по созданию развивающей среды, обновление содержания образовательной детской деятельности, активизация родителей как участников образовательного процесса способствуют достижению поставленных задач.

Данную работу мы продолжаем в подготовительной к школе группе и надеемся, что у наших воспитанников будет  развит устойчивый интерес к культуре родного края через литературное наследие северных писателей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ.

ПРИОБЩЕНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ К КУЛЬТУРЕ РОДНОГО КРАЯ....

Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

В современном обществе остро ощущается навязывание детям западной культуры. Настало время, когда необходимо «вернуть» современных родителей и детей к истории кубанского народа, богатству природных рес...

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)

Презентация "Приобщение детей к культуре Краснодарского края через ознакомление с предметами быта (Секреты волшебного чемоданчика)...

«Приобщение детей дошкольного возраста к культуре родного края через ознакомление с творчеством писателей Республики Крым».

       Первоочередными задачами современной воспитательной политики в Республике Крым являются формирование у детей любви и уважения к своей малой и большой Родине, гр...

Приобщение детей к культуре родного края через ознакомление с творчеством поэтов и писателей Южного Урала

В настоящее время, главным приоритетом становится воспитание достойного гражданина, который знает и любит свою Родину. Для решения данной задачи, важное значение приобретает формирование регионального...