Вся семья вместе – и душа на месте
план-конспект занятия (старшая группа) по теме

Ерина Ольга Николаевна

Данное занятие по социально-эмоциональному развитию старших дошкольников, направленное на оптимизацию детско-родительских отношений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zanyatie.doc39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Вся семья вместе – и душа на месте.

Цели:

- закрепить знания детей о различных родственных отношениях в семье (сын, внук, брат);

- помочь каждому ребёнку почувствовать себя любимым и принимаемым другими членами семьи;

- учить детей проявлять уважение, доверие, взаимопонимание и заботливое отношение к членам семьи;

- формировать в детях чувство семейной сплочённости на основе  древних представлений о семье, её составе, взаимоотношениях;

- воспитывать потребность радовать своих близких добрыми делами и заботливым отношением к ним.

Оборудование: картина на тему «Семья», карточки  в форме цветов и полянка для выявления эмоционального состояния детей, альбом мастеров и мастериц Воронежской области, маленькая мягкая игрушка, мяч.

                                Ход занятия.

1. Организация начала занятия.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Василиса Премудрая, а пришла я к вам из сказок, чтобы побеседовать о вас и ваших семьях. Тема нашего занятия звучит так: Вся семья вместе – и душа на месте. Но сначала давайте пройдем на поляну настроений.

2. Выявление эмоционального состояния детей.

- Посмотрите сколько красивых цветов!  Давайте выберем по одному цветочку, который больше всего похож на ваше настроение, и украсим нашу полянку. Молодцы!

3. Беседа «С кем ты живёшь?».

- Дети, как вы думаете, что такое семья? Чтобы ответить на этот вопрос мы поиграем в игру «С кем я живу». Пусть каждый по очереди расскажет о людях, близких ему. Давайте присядем на ковёр и побеседуем.

/Дети садятся по-турецки на ковёр и рассказывают, передавая по кругу игрушку/

Итак, что же такое семья?

- Да, семья – это близкие, родные друг другу люди, чаще всего они живут вместе. А хотите я вам расскажу о том, как жили в старину, как важно было иметь семью?

/Дети проходят и садятся на стульчики, расставленные по кругу/.

 4. Беседа «Как жили в старину».

В стародавние времена, когда на свете ещё не было ваших мам и пап, семьи были очень большие, и родители воспитывали по восемь, десять и даже большее количество детей. Дома строили большие, с учётом прибавления в семействе. Рождение ребёнка было настоящим праздником. В дом к новорождённому приходили близкие родственники, соседи и поздравляли родителей с тем, что Бог послал им ребёночка.  Семья – это святое, люди, которые не имели такого дара, считались обиженными Богом.

Все вместе под одной крышей жили деды и отцы, внуки и правнуки. «Семья сильна, когда над ней крыша одна», -  считали наши предки. Много мудрых пословиц пришло к нам с тех давних времён. Народная мудрость гласит: «Одному страшно, а ораве нипочём» или «Семья в куче – и не страшна туча». А как вы понимаете эти слова?

В доме все жили дружно, младшие с уважением и почтением относились к родителям, бабушкам и дедушкам. Дети никогда не грубили старшим, а прислушивались и спрашивали совета. А взрослые любили побаловать деток пряниками да подарками.

Мать величали матушкой, мамкой, мамочкой, а главу семейства – отцом, батькой или батюшкой. Родители ласково называли своих деток солнышком, заюшкой, касатиком, кровинкой, соловушкой.

Все в семье связаны невидимыми, но крепкими ниточками, а называются они родственные узы. Посмотрите на эту картину. Давайте выясним, кто кем кому доводится.

5. Беседа «Родственные узы».

/Дети подходят к картине и рассказывают о том, кто кому кем доводится./

- Ребята, как вы думаете, эта молодая семья дружная? Почему вы так думаете?

- Я согласна с вами. Мама напевает малышу колыбельные, а отец и сын тихо сидят за столом и пьют чай.

- Дети, ваши родители тоже вас очень любят, лелеют и желают вам только добра. А как вас ласково называют ваши мамы и папы, бабушки и дедушки? Мне очень интересно, ведь прошло столько времени и, наверное, ласковых имён стало больше.

5. Игра «Мы очень любим».

- Давайте сделаем круг, присядем и поиграем. Выберем ведущего, он встанет в центр круга, а остальные представят, что они – мама, папа, бабушка, дедушка – те, кто любит нашего ведущего. Он будет по очереди катать нам мячик, а мы – называть его ласковым словом.

Молодцы, дети. Как много ласковых слов вы знаете, я вижу, что ваши родители вас очень любят.  

6. Этюд «Утреннее фото».

- А теперь подойдём к окну и представим, что наступило утро, и мы увидели солнышко.  

Встань, как только солнце встанет,

И тихонечко к окошку

Солнце луч к тебе протянет –

Ты подставь скорей ладошку,

Пусть тебя увидит мама

И умытым, и одетым

Всё прибрав, иди к ней прямо

И скажи её: «С добрым утром!».

А потом с улыбкой, с песней

Выйди к травам, людям, птицам.

И весёлым, интересным

День твой должен получиться!

Ребятки, вы отдохнули? А теперь давайте присядем на стульчики и побеседуем об обязанностях по дому.

 7. Беседа «Обязанности в семье».  

Дети, в давние времена, когда жили ваши прабабушки да прадедушки, в семье каждый выполнял ту или иную работу. Время было нелёгкое, ведь тогда не было всего того, что есть сейчас, поэтому люди делали орудия труда своими руками, а главным помощником в поле и средством передвижения считалась лошадь.

С весны по осень все взрослые трудились в поле, заготавливали дрова для холодов. Дети собирали грибы да ягоды, помогали матери да отцу ухаживать за живностью.

Долгими зимними вечерами отец учил сыновей резать из дерева миски, ложки, ковши, делать посуду да игрушки из глины. Матушка обучала дочерей премудростям вышивания, плетения кружева. Свои секреты мастерства передавались из поколения в поколение. Давайте посмотрим книгу мастеров Воронежского края.

/Просмотр альбома мастеров художественных ремёсел/.

- Ребята, я вам рассказала о том, как семьи трудились в давние времена, а вы можете рассказать о том, как трудятся ваши родители?

- Кто же больше всех трудится? А чем занимаетесь вы?  

- Молодцы, вы очень хорошие и заботливые детки.

8. «Преврати ладошку».

- Дети, давайте пройдём и сядем за стол. Посмотрите, что вы видите на листах?

- Я предлагаю вам превратить ладошку в дружную семью. Каждый пальчик – это кто-то из семьи. Дорисуйте так, чтобы каждый пальчик стал похожим на вас и ваших близких.

- Молодцы!

- Ребята, а как вы понимаете пословицу: Вся семья вместе – и душа на месте?

- Правильно, когда все вместе, сразу становиться теплее, веселее и на душе спокойно.

9. Выявление эмоционального состояния детей.

- Давайте вновь пройдём на полянку и выберем по одному цветочку, похожему на ваше настроение.  

10. Организация окончания занятия.

- Ребята, о чём мы сегодня беседовали?

- Мне хочется, чтобы вы всегда помнили, что когда вы появились на свет, ваши родители и другие родственники каждого из вас окружили заботой, любовью, вниманием ваш. Семья для того и создаётся, чтобы любить друг друга и воспитывать детей. Вы ещё маленькие, но уже сейчас должны помогать родителям, слушаться и заботиться, потому что они – самые близкие и дорогие.

- Наше занятие подошло к концу, давайте сделаем круг и отправимся на весеннюю площадку.

На площадку мы пойдём, мы пойдём.

И цветов мы наберём, наберём.

К солнцу тянутся ромашки,

В травке бегают букашки.

Мы идём, идём, идём

И букет цветов несём.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект комплексного занятия учителя-дефектолога, учителя-логопеда в старшей логопедической группе для детей с нарушением зрения по теме «Вся семья вместе, и душа на месте»

Сформировать представление о семье как о людях, которые живут вместе; дать первоначальные сведения об истории семьи, родственных отношениях; учить строить генеалогическое древо семьи, способствуя осоз...

Проект "Вся семья вместе и душа на месте"

Формировать представление о семье, как о людях,  которые живут вместе, любят друг друга, заботятся друг о друге.  Воспитывать желание заботиться о близких, развивать чувство гордости за свою...

Конспект занятия Семья вместе и душа на месте

Конспект занятия  Семья вместе и душа на месте...

Тематическая неделя "Вся семья вместе и душа на месте" (для родителей)

Рекомендации для родителей по тематической недели "Вся семья вместе и семь на месте"...

Конспект НОД в средней группе ко Дню семьи, любви и верности «Когда семья вместе и душа на месте»

Что такое семья – понятно всем. Семья – это дом. Семья – это мир, где царят любовь, преданность и самопожертвование. Это одни на всех радости и печали. Это привычки и традиции. А ещё...

Сценарий праздника, посвященного Дню Семьи на тему: "Вся семья вместе и душа на месте!"

Данное мероприятие проходит в нашем саду ежегодно. 15 мая-День Семьи!Пригласили родителей,гостей и организовали праздник в виде соревнований, где использовались разные задания-интеллектуальной направл...