«Театр воспитателя – первый эмоциональный практикум для малыша».
статья по теме

Каурова Татьяна Аркадьевна

Материал статьи содержит доказательства эффективности введения театральной деятельности в общение с малышами даже очень раннего возраста. "Каждое действие с малышами я обговариваю, а точнее обыгрываю очень ярко и эмоционально, пополняя ежеминутно детский опыт".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kaurovoy.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

 «Театр воспитателя – первый эмоциональный практикум для малыша».

        Работать с детьми раннего возраста я начала с первых дней своей педагогической деятельности и вот уже на протяжении 32 лет я отдаю им свою любовь, опыт и знания. Дети в моей группе от 1 года до 3 лет. Особое внимание я уделяю театрализованной деятельности «учу искусству через искусство». Ведь театр способствует развитию творческих способностей, воображению, фантазии, ассоциативного мышления, устраняет замкнутость, застенчивость. Ребенок раскрепощается, становится более свободным в выражении своих эмоций.

        Любому непосвященному ясно, что театрализованная деятельность связанна со словом «театр». Когда же эта деятельность возникает в группе раннего возраста? Да с театра воспитателя! Каждое действие с малышами я обговариваю, а точнее обыгрываю очень ярко и эмоционально, пополняя ежеминутно детский опыт. Я использую всю свою фантазию, приемы народной педагогике, знания художественной литературы, артистические способности. Часто встречаются ситуации, когда ребенок спонтанно может воспроизвести цепочку действий, но самостоятельно, по слову, повторить не может. Поэтому обучения я начинала с самых простых эмоций и состояний, которые ребенок может наблюдать в реальной жизни. С первых шагов учила детей владеть языком жестов, свободно пользоваться своим телом, начиная с выполнения имитационных движений, определения типичного в образах близких детям (повадки животных, игрушки, явления природы...). И даже порой скучная, но необходимая процедура режимных моментов превращается в элемент театрализации, который потом дети перенесут в спектакль. Оживляя предметы, говорю от их имени, чтобы обнаружить характерный образ и раскрыть его ребенку. Малыш очень горд и доволен тем, что вместе с взрослым уже что-то умеет делать. Он сам побуждает нас к общению, содействию с ним, в надежде еще и еще раз повторять имитационные игры. Таким образом, помогаю своим крохам сделать первый огромный шаг на пути к их развитию, а также приобщаю их к частице человеческой культуры.

        Принципы моей работы – система и постоянство. Театрализованная деятельность дает возможность охватить всех детей группы: активных и пассивных, бойких и робких. Я поняла, что условность театра близка малышам, ведь к ней они привыкли в своих играх. Именно поэтому дети так быстро включаются в «спектакль». Дети с удовольствием участвуют в инсценировках, очень забавно и выразительно изображают персонажи, хотя некоторые из них еще совсем не научились говорить. Огромное наслаждение доставляет крохе театральное содействие вместе с взрослым. Конечно же, в этом «спектакле» главную роль играю я, ведь театр воспитателя – это действительно первый эмоциональный практикум для малышей. Проявить отзывчивость дети нередко способны в раннем возрасте. Показывая очередной спектакль, я учу детей понимать и откликаться на разные эмоциональные состояния героев. Радость и грусть, гнев, обида и доверие – обо всем этом и о многом другом могут рассказать и выразительные жесты, и позы, и мимика.

        Используя мудрость народной педагогике, ввожу своих ребят в мир сказочных героев, которых пока изображаю сама. В воображаемых обстоятельствах малыши переживают настоящие чувства, узнают о добре и зле, о справедливости и долге. Детишки, у которых достаточно развита речь, действия начинают сопровождать словом, вступая в диалог со мной – героем сказки, постоянно осваивая ту или иную роль. «Спектакль» с использованием игрушки помогают точнее воспринимать содержание художественного произведения, создает яркие образы, обогащает впечатления, развивает внимание, мышление, память, речь. Постепенно появляются новые герои, и я с радостью замечаю, что театр одного актера превращается в слаженную труппу талантливых малышей, «спектакль» которых с удовольствием смотрят и старшие дети, и сотрудники, и, конечно, самые счастливые зрители – родители.

Для меня очень важно  пронести на протяжении всего дня настрой и атмосферу театра. И безусловно, в этом помогает моделирование развивающей среды, которой я предаю первостепенное значение. Это и маски – шапочки, и образные «фартучки», уголок ряжения с большим набором элементов костюмов, различные виды театров, многофункциональное панно, ширмы, фланелеграф с набором различных декораций. Для создания музыкального фона широко использую музыкальные игрушки, сделала подборку аудиозаписей музыкальных произведений контрастного характера и звуков живой природы. Технические средства позволяют перенести детей в мир волшебной сказки и музыки. Очень помогают в работе различные картотеки: имитационных, пальчиковых, хороводных игр, потешек, песенок и стихов. Грамотно оформленный книжный уголок также способствует развитию театрализованной деятельности.

Важным моментом я также считаю работу с родителями. Я знаю, как важно в налаживании контактов с детьми сделать своими союзниками родителей. В этой работе я нахожу радость и сделала много открытий для себя. Чем больше я даю детям, тем активнее отвлекаются родители. Они и декораторы, они и художники, они и модельеры, они – первые мои помощники. Семья дает ребенку чувство защищенности, любви и принятия. Всё это сильные психологические механизмы социализации ребенка.

Подводя итоги этой работы, я вижу, как происходит становление  индивидуальности ребенка, его «Я», как родители становятся моими единомышленниками. Когда все это получается, я чувствую себя режиссером и актером в спектакле под названием: «Воспитание». Я лучше стала понимать эмоциональный мир ребенка, быстрее и острее чувствую его переживания в различных ситуациях, понимаю, что именно его тревожит и радует. Эта работа позволяет мне при необходимости оказать каждому ребенку, который испытывает эмоциональный дискомфорт, особое внимание, помочь преодолеть отрицательные, а порой тяжелые переживания, у меня устанавливаются с детьми доверительные отношения, облегчающие процесс воспитания. Я понимаю, что первый эмоциональный букварь, который я задумала и воплощаю в жизнь – срабатывает! Это подтверждает правильность выбора и открывает много перспектив в работе.

Литература:

1. Антипина А.Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Караманенко Т.Н. Кукольный театр – дошкольникам.- М.: Просвещение, 1969.

3. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. – Ярославль: Академия развития, 2001.

4. Лебедев Ю.А. и др. Сказка как источник творчества детей /Пособие для педагогов дошкольных учреждений/. - М.: ВЛАДОС, 2001.

5. Маханева М.Д. Театрализованные занятия в детском саду. - М.: ТЦ Сфера, 2001.

6. Федорова Г.П. На златом крыльце сидели. Игры, занятия, частушки, песни, потешки для детей дошкольного возраста. – СПб.: “ДЕТСТВО – ПРЕСС”, 2006.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей "Коррекция эмоциональной сферы детей средствами музыки, пластики, театра"

Консультация проводится музыкальным руководителем и предназначена для воспитателей всех возрастных групп детского сада....

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников»Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Конспект Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А

Семинар-практикум для педагогов «Общение воспитателя с родителями воспитанников» Воспитатель первой квалификационной категории Шаркевич Ж.А...

Семинар-практикум для родителей и воспитателей "Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольников"

Данная методическая разработка может быть использована в работе педагогами-психологами для организации работы с родителями,воспитателями....

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»

Консультация для воспитателей с элементами практикума «Эмоциональное благополучие детей в группе детского сада»...

Семинар-практикум для воспитателей Тема: «Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста»

Практические упражнения для развития эмоциональной сферы детей дошкольного возраста....