Консультация для родителей
консультация (младшая группа) по теме

Никифорова Наталья Александровна

 

Консультация для родителей

 

«КАК ЛАДИТЬ С МАЛЫШОМ?

ИЛИ

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley_-_temperamenty_detey.docx36.44 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

«КАК ЛАДИТЬ С МАЛЫШОМ?

ИЛИ

ТИПЫ ТЕМПЕРАМЕНТОВ».

Воспитатель ГБДОУ №20

Никифорова Н.А.

2014г.

Часто, находясь в кабинете психолога, родители задают разнообразные вопросы. Одни интересуются, что надо сделать, чтобы растормошить ребенка, побудить его к активным действиям. Другие спрашивают, как, наоборот, успокоить малыша, у которого, по словам взрослых, внутри вечный двигатель. Смысл этих «опросов сводится к одному: как повлиять на преобладающий эмоциональный настрой ребенка?

Одна мама рассказывает:
Я хочу, чтобы Даша росла современной девчонкой, энергичной, целеустремленной, ловкой, умела за себя постоять, чтобы всегда была центром и душой компании, чтобы за словом в карман не лезла, чтобы вся была в меня. Но пока получается все наоборот: говорит тихо, едва слышно, медленно, неуверенно, нараспев, постоянно ищет моей поддержки, а если что-то не так — сразу замолчит, надует губы и в слезы. За столом может сидеть три часа, разглядывать, что у нее в тарелке, а начну кормить быстро — опять плачет. Водила к невропатологу, врач сказал, что девочка совершенно здорова, что к ней нужен другой подход. Но о каком подходе идет речь, я не понимаю. Очень хочется помочь Даше быть современной. Подскажите, пожалуйста, что для этого надо сделать? Как ее воспитывать?


В данном и во многих похожих случаях родители сталкиваются с проявлением темперамента ребенка. Темперамент включает те индивидуальные особенности человека, которые характеризуют динамическую и эмоциональную сторону его поведения. Свойства темперамента являются врожденными и начинают проявляться уже с первых месяцев жизни малыша и почти не меняются в последующие возрастные периоды. Именно поэтому многочисленные попытки родителей переделать темперамент сына или дочери терпят неудачу. Кроме того, вероломное вторжение в индивидуальность малыша может способствовать развитию таких личностных черт, как капризность, нервность, упрямство, агрессивность, тревожность и др. Поэтому темперамент ребенка лучше не переделывать, а изучать и принимать таким как есть. Знание же поведенческих проявлений различных типов темперамента поможет родителям избежать многих ошибок в воспитании своего любимого чада.

Традиционно выделяют 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик и меланхолик, и каждый из них требует определенного подхода в воспитании, а в дальнейшем и в обучении.

Дети-холерики являются активными, подвижными и общительными. Как правило, они часто, но далеко не всегда, оптимистично настроены, любят много говорить, быстро вступают в контакте другими взрослыми и детьми. После общения с незнакомыми людьми или после посещения театра, музея, зоопарка могут быть возбуждены. Холерики подвержены быстрой смене настроения: их радость может мгновенно перейти в беспокойство и раздражительность, а печальное состояние вдруг обратиться в невиданную активность. Нередко они бывают несдержанными и агрессивными, особенно если родители их не понимают.

Дети-сангвиники также общительны и разговорчивы. Они могут долго говорить без умолку, задавать множество вопросов и тут же комментировать их — это не просто детский лепет, это мысли вслух, в которых нуждается сангвиник. После общения с другими людьми сангвиники обычно активны и деятельны. В целом, эти дети производят впечатление отзывчивых, открытых, жизнерадостных, непринужденных людей. Но, как отмечают многие родители, такого ребенка трудно чем-то надолго увлечь, заинтересовать, а еще труднее оставить одного без внимания взрослых. Он не любит находиться один. Чаще всего он там же, где много народу.

Дети-флегматики отличаются вдумчивостью, осмотрительностью, осторожностью. Как правило, они неторопливы, сдержанны, им в меньшей степени свойственны резкие перепады настроения. Они не любят устраивать капризы по пустякам и в большей степени, чем другие дети, умеют контролировать свое поведение. Одним из самых серьезных недостатков флегматиков является некоторая пассивность. Им трудно самостоятельно принимать какие-либо решения, поэтому иногда создастся впечатление, что они безразличны ко всему, что происходит вокруг.

Дети-меланхолики так же, как и флегматики, не отличаются особой общительностью, они нс любят шумных компаний, с осторожностью относятся к новым знакомствам, а после общения с незнакомыми людьми часто чувствуют себя утомленными. Эти дети ведут себя тихо и почти незаметны в группе своих сверстников. Они тонко чувствуют настроения окружающих и беспокоятся по самым незначительным пустякам. Ничего не стоит расстроить ребенка-меланхолика, но и обрадовать его также совсем несложно. Это — милые, обаятельные и легко ранимые малыши.

Следует отметить, что помимо так называемых чистых типов 1смпсрамснта встречаются еще и смешанные. Поэтому определить, кем является малыш, иногда бывает не так просто. В случае, если наши рекомендации окажутся неподходящими для вашего малыша и проблемы нс будут решены, можно обратиться за помощью к психологу.

Итак, какие же правила общения с детьми различных типов темперамента должны знать родители, а также близкие родственники, которые принимают участие в воспитании?


С холериками следует играть в быстрые, подвижные игры. Им рекомендуется заниматься прыжками на батуте, ритмическими танцами. Таких детей нельзя стыдить в присутствии посторонних за их несдержанность и непослушание. Малышей необходимо учить держать себя в руках, на что родителям самим потребуется немалое терпение и такт.

С ребенком-сангвиником родителям стоит играть в веселые подвижные игры, можно совместно просматривать диафильмы, сочинять и фантазировать. Сангвиники быстро устают от однообразных занятий, быстро переключаются с одного дела на другое, поэтому в арсенале взрослого всегда должен быть набор разноплановых и при этом нескучных игр.

Флегматики могут долго заниматься одним и тем же делом: рассматривать картинки в книжке, лепить, рисовать. Эти дети предпочитают спокойные игры. Чтобы флегматик развивался более гармонично, родители могут также учить его фантазировать и сочинять.

Меланхолики предпочитают спокойные виды деятельности. Они любят животных, особенно тех, которых можно погладить и приласкать. Родителям меланхоликов следует помнить, что грубое обращение с такими детьми просто неприемлемо.

Темперамент ребенка необходимо учитывать не только при общении с ним и выборе игр, но и в некоторых других ситуациях: например, при организации детского уголка. Флегматикам и меланхоликам необходимо чуть больше пространства, чем холерикам и сангвиникам. Если холерики и сангвиники могут спокойно переносить шум в доме, постоянное звучание приемника или телевизора, то флегматики и меланхолики могут быстро утомиться, и у них, вероятно, появится желание немного побыть в тишине. В группе детского сада для таких детей желательно устроить «уголок уединения», где они смогут побыть в одиночестве, устав от шумных и беспокойных сверстников.

Немало проблем доставляют родителям эмоциональные вспышки ребенка (внезапные капризы, проявления агрессии, слезы безо всякой причины и др.). Это в большей степени свойственно меланхоликам и холерикам. В такие минуты можно посоветовать  родителям больше наблюдать за поведенческими проявлениями своих детей и учиться воздействовать на малыша до того, как он расплачется или сильно разозлится. Ребенка можно переключить на другое занятие, заинтересовать чем-либо или просто успокоить. Чтобы избежать многочисленных конфликтов, вызванных плохим настроением ребенка, родители могут прибегать к добродушному юмору и созданию дружелюбной атмосферы. В минуты, когда ребенок перевозбудился, его желательно отвести в спокойное место, где ему можно сделать легкий массаж или просто тихонечко посидеть рядом.

Родителям эмоциональных детей следует учиться контролировать и свои собственные эмоции. Прежде чем закричать на ребенка или в грубой форме сказать ему что-либо, стоит на минуточку остановиться, сосчитать до 10 или сделать 3—4 глубоких вдоха, а потом задуматься о том, насколько эффективны подобные меры воспитания.

Общаясь с маленьким ребенком, следует соотносить темп своих движений с типом темперамента сына или дочери. Одевая меланхолика или флегматика, родителям лучше не делать слишком быстрых движений — это может не понравиться малышу и даже спровоцировать его на капризы. А сангвиники и холерики устанут долго ждать, пока неторопливая мама или бабушка в очередной раз поправит шарф и при этом поговорите напой или дедушкой. В этом случае холерик может проявить агрессию, а сангвиник — потерять всякий интерес к долгожданной прогулке.

Темп и интонации речи взрослого также должны строиться и соответствии с типом темперамента малыша, особенно в критические минуты, когда ребенок проявляет упрямство или недовольство безо всякой видимой па го причины. 
Темп и интонация голоса — это сильные инструменты педагогического воздействия.

Наблюдательные родители могут заметить, что, общаясь с ребенком раннего возраста, порой важно не то, что было сказано, а как это было сказано. Одна и та же фраза может вызвать совершенно разные эмоции у детей с различным типом темперамента. В общении с холериком и сангвиником рекомендуется более быстрый темп речи, а с флегматиком и меланхоликом, напротив, более медленный. При этом, общаясь с холериком и меланхоликом, особенно в «трудные» минуты, следует говорить спокойным и ровным голосом, чтобы не перевозбудить малыша, а общаясь с сангвиником и флегматиком, речь может быть более эмоциональной, чтобы увлечь, отвлечь или заинтересовать ребенка. Конечно, это всего лишь общие правила, но в большинстве случаев они срабатывают. Схематично это можно изобразить следующим образом:

Таблица. Как разговаривать с малышом, учитывая его тип темперамента

Как ладить с ребенком? Темперамент ребенка: дети-холерики, дети-сангвиники, дети-флегматики, дети-меланхолики. Как повлиять на эмоциональный настрой ребенка?



Заканчивая разговор о типах темперамента, хочется еще добавить, что 
многие конфликты и непонимание поступков ребенка связаны с несовпадением типа темперамента малыша и взрослого, который его воспитывает. Например, если мама обладает холерическим типом темперамента, а се маленькая дочь является меланхоликом, то, скорее всего, маму будет раздражать темп жизни, удобный для ребенка. Мама станет подгонять девочку: «Ешь скорее. Одевайся быстро!» - Дочка же при всем своем желании не сможет соответствовать маминым требованиям. Результатом будут: вес возрастающее мамино раздражение и недовольство ребенком и дочкины капризы и слезы. Разрешить противоречия может только чуткое отношение к ребенку и уважение его врожденных индивидуальных особенностей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей на тему "Трудности с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения". Консультация для родителей на тему "Игры и упражнения зимой".

Материал в первой консультации рассказывает родителям о трудностях с которыми сталкиваются дети с нарушением зрения, при освоении предметного мира.Материал во второй консультации подскажет родителям ,...

Консультация для родителей на тему: "Речевая готовность ребёнка к школе — консультация для родителей"

Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.Наиболее значимым для ребенка 7 лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником. Пе...

Консультация для родителей «Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители». Консультация для родителей

«Театрализованная деятельность в детском саду. Театр и родители».Важнейшей предпосылкой совершенствования речевой деятельности дошкольников является создание эмоционально благоприятной ситуации, ...

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе. Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»

Консультация для родителей «Кризис трёх лет» во второй младшей группе.Консультация для родителей «Родитель-пример поведения на улице и дороге»...

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?» Консультация для родителей Особенности речевого развития детей 2–3 лет. Консультация для родителей«Понимаем ли мы друг друга?»

Консультация для родителей «Зачем читать детям книги?»Зачем читать детям книги?Дети имеют огромную потребность, чтобы родители читали им вслух. Для благополучного развития ребенка семейное...