Главные вкладки

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».
    методическая разработка (подготовительная группа) на тему

    Савкина Татьяна Александровна

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл opyt_raboty_titulnaya.docx29.31 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Чесменский детский сад «Солнышко».

    Опыт работы по теме:

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    Выполнила: Савкина Т.А.

    Музыкальный руководитель

    МКДОУ Чесменский детский сад «Солнышко».

    Чесма.

    2014год

    ОГЛАВЛЕНИЕ.

    ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………

    ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В СОВРЕМЕННОЙ ПЕДАГОГИКЕ И ПСИХОЛОГИИ ………………………………….……………………..

    5

    1.1. Психолого-педагогическое обоснование детского музыкального творчества …….……………..……………………………………………

    5

    1.2. Условия развития творческих способностей дошкольников 5-7 лет средствами театрального искусства………………………………

    19

    ГЛАВА 2. РОЛЬ ВЛИЯНИЯ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО  ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА………………………………………

    26

    2.1. Разностороннее развитие творческих способностей детей средствами театрализованной деятельности …………………..………

    26

    2.2. Методика развития творческих способностей детей средствами театральной деятельности………………………………………………..

    35

    ГЛАВА 3. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ВЛИЯНИЮ ТЕАТРАЛИЗОВАННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА…………... ………….

    3.1. Результаты работы по формированию творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через театрализованную деятельность ……………………………………………………………...

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………

    36

    СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ И ЦИТИРУЕМОЙ

    ЛИТЕРАТУРЫ…………………………………………………………..

    38

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    ПРИЛОЖЕНИЯ.

    Приложение 1

     

    Методики диагностики творческих способностей для детей

    5 лет (авторы: В. Синельников, В. Кудрявцев)

    1. Методика« Солнце в комнате»   

     Основание. Реализация воображения. 

    Цель. Выявление способностей ребенка к преобразованию "нереального" в "реальное" в контексте заданной ситуации путем устранения несоответствия. Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений.

    Задачи. Обогащение представлений детей солнце. Активизация вербальных реакций (высказываний) детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников. 

    Материал. Картинка с изображением комнаты, в которой находится человечек и солнце; карандаш, качественная аудиозапись музыки С.Прокофьев «Дождь и радуга»  

    Инструкция к проведению. 

    Воспитатель, показывая ребенку картинку: «Я даю тебе эту картинку. Посмотри внимательно и скажи, что на ней нарисовано». По перечислении

    деталей изображения (стол, стул, человечек, лампа, солнышко и т. д.) воспитатель дает следующее задание: «Правильно. Однако, как видишь, здесь солнышко нарисовано в комнате. Скажи, пожалуйста, так может быть или художник здесь что-то напутал? Попробуй исправить картинку так, чтобы она были правильной» . 

    Пользоваться карандашом ребенку не обязательно, он может просто объяснить,  что нужно сделать для «исправления» картинки. 

    Обработка данных.

    В ходе обследовании воспитатель оценивает попытки ребенка исправить рисунок. Обработка данных осуществляется по пятибалльной системе: 

    1.   Отсутствие ответа, непринятие задания («Не знаю, как исправить»  , «Картинку исправлять не нужно»  )

    2.   «Формальное устранение несоответствия (стереть, закрасить солнышко) Содержательное устранение несоответствия: 

    а) простой ответ (Нарисовать в другом месте - «Солнышко на улице»  )

    б) сложный ответ (переделать рисунок - «Сделать из солнышка лампу»  ) .

    4.   Конструктивный ответ (отделить несоответствующий элемент от других,  сохранив его в контексте заданной ситуации («Картинку сделать»  , «Нарисовать окно»  , «Посадить солнышко в рамку»   и т.д.). 

    2. Методика «Птенцы и невылупившие птенцы»   

     Основание. Реализация воображения и фантазии. 

    Цель: Активизация и развитие творческого воображения дошкольников в процессе восприятия музыкальных произведений. 

    Задачи. Обогащение представлений детей о птенцах и невылупившихся птенцах. Активизация вербальных реакций (высказываний)детей на музыку и детской фантазии. Развитие самостоятельной творческой деятельности дошкольников.

    Материал. Качественная аудиозапись музыки "Балет невылупившихся птенцов" из фортопеанной сюиты М.П.Мусорргского "Картинки с выставки"(например, в исполнении С.Рихтера),магнитофон, яйцо, картинки с изображением птенцов, крупная мягкая игрушка-птенец, необходимые предметы для рисования красками или восковыми мелками на каждого ребенка.

    Инструкция к проведению. 

    Воспитатель, предъявляя ребенку картинку: "Сейчас я тебе дам эту картинку. Посмотри, пожалуйста, внимательно и скажи, что на ней нарисовано?" Выслушав ответ, воспитатель складывает картинку и спрашивает: "Что станет с уткой, если мы сложим картинку вот так?" После ответа ребенка картинка расправляется, снова складывается, а ребенку задается вновь тот же вопрос. Всего применяется пять вариантов складывания - "угол", "мостик", "домик", "труба", "гармошка". 

    Обработка данных.

    В ходе обследования ребенка воспитатель фиксирует общий смысл ответов при выполнении задания. Обработка данных осуществляется по трехбалльной системе. Каждому заданию соответствует одна позиция при сгибании рисунка. Максимальная оценка за каждое задание - 3 балла.  Всего – 15 баллов. Выделяются следующие уровни ответов: 

    2.   Отсутствие ответа, непринятие задания ("Не знаю", " Ничего не станет",  "Так не бывает") - Ответ описательного типа, перечисление деталей рисунка, находящихся в поле зрения или вне его, т.е. утеря контекста изображения ("У утки нет головы",  "Утка сломалась", "Утка разделилась на части" и т. д.)

    Ответы комбинирующего типа: сохранение целостности изображения при  сгибании рисунка, включение нарисованного персонажа в новую ситуацию ("Утка нырнула", "Утка заплыла за лодку"), построение новых композиций ("Как будто сделали трубу и на ней нарисовали утку") и т. д. Некоторые дети дают ответы, в которых сохранение целостного контекста изображения "привязано" не к какой-либо ситуации, а к конкретной форме,  которую принимает картинка при складывании ("Утка стала домиком", "Стала похожа на мостик" и т. д.). Подобные ответы относятся к комбинирующему типу

    3. Методика "Как спасти зайку"

    Основание. Надситуативно-преобразовательный характер творческих решений. 

    Цель. Оценка способности и превращение задачи на выбор в задачу на преобразование в условиях переноса свойств знакомого предмета в новую ситуацию. 

    М а т е р и а л. Фигурка зайчика, блюдце, ведерко, деревянная палочка. сдутый воздушный шарик, лист бумаги.

    Инструкция к проведению.

    Перед ребенком на столе располагают фигурку зайчика, блюдце, ведерко, палочку, сдутый шарик и лист бумаги. Психолог, беря в руки зайчика: "Познакомься с этим зайчиком. Однажды с ним приключилась такая история. Решил зайчик поплавать на кораблике по морю и уплыл далеко-далеко от берега. А тут начался шторм, появились огромные волны, и стал зайка тонуть. Помочь зайке можем только мы с тобой. У нас для этого есть несколько предметов (психолог обращает внимание ребенка на предметы, разложенные на столе). Что бы ты выбрал, чтобы спасти зайчика?"

    Обработка данных.

    В ходе обследования фиксируются характер ответов ребенка и их обоснование. Данные оцениваются по трехбалльной системе.

    Первый уровень. Ребенок выбирает блюдце или ведерко, а также палочку при помощи, которой можно зайку поднять со дна, не выходя за рамки простого выбора; ребенок пытается использовать предметы в готовом виде, механически перенести их свойства в новую ситуацию. Второй уровень.  Решение с элементом простейшего символизма, когда ребенок предлагает использовать палочку в качестве бревна, на котором зайка сможет доплыть до берега. В этом случае ребенок вновь не выходит за пределы ситуации выбора. Третий уровень. Для спасения зайки предлагается использовать сдутый воздушный шарик или лист бумаги. Для этой цели нужно надуть шарик ("Зайка на шарике может улететь") или сделать из листа кораблик. У детей находящихся на этом уровне, имеет место установка на преобразование предметного наличного материала. Исходная задача на выбор самостоятельно превращается ими в задачу на преобразование, что свидетельствует о надситуативном подходе к ней ребенка.

     

    4. Методика "Дощечка"

    Основание. Детское экспериментирование.

    Цель. Оценка способности к экспериментированию с преобразующимися объектами.

    Материал. Деревянная дощечка, представляющая собой соединение на петлях четырех более мелких квадратных звеньев (размер каждого звена 15*15 см)

    Инструкция к проведению.

    Дощечка в развернутом виде лежит перед ребенком на столе. Психолог: "Давай теперь поиграем вот с такой доской. Это не простая доска, а волшебная: ее можно сгибать и раскладывать, тогда она становится на что-нибудь похожа. Попробуй это сделать". 

    Как только ребенок сложил доску в первый раз, психолог останавливает его и спрашивает: "Что у тебя получилось? На что теперь похожа эта доска?"

    Услышав ответ ребенка, психолог вновь обращается к нему: "Как еще можно сложить? На что она стала похожа? Попробуй еще раз". И так до тех пор, пока ребенок не остановится сам.

    Обработка данных.

    При обработке данных оценивается количество неповторяющихся ответов ребенка (называние формы получившегося предмета в результате складывания доски ("гараж", "лодочка" и т.д.), по одному баллу за каждое название. Максимальное количество баллов изначально не ограничивается.

    Игра-фантазия "Полет шмеля"

      Цель.Развитие творческого воображения детей старшего дошкольного

    Приложение 2.

     

    Игры на развитие ассоциативности мышления

    Игра "Что на что похоже "

    3-4 человека (отгадчики) выходят за дверь, а остальные участники игры договариваются, какой предмет будет сравниваться. Отгадчики заходят ведущий начинает: "То, что я загадал похоже на ..." и даёт слово тому, кто первый нашел сравнение и поднял руку: Например, бант может быть ассоциирован с цветком, с бабочкой, винтом вертолета, с цифрой "8", которая лежит на боку. Отгадавший выбирает новых отгадывальщиков и предлагает следующий предмет для ассоциации.

     

    "Сюрреалистическая игра " (рисунок в несколько рук)

    Первый участник игры делает первый набросок, изображает какой-то элемент своей идеи. Второй игрок, обязательно отталкиваясь от первого наброска, делает элемент своего изображения и т.д. до законченного рисунка.

     

    "Волшебные кляксы "

    Перед игрой изготавливают несколько клякс: на середину листа выливается немного чернил или туши и лист складывают пополам. Затем лист разворачивают и теперь можно играть. Участники по очереди говорят. Какие предметные изображения они видят в кляксе или её отдельных частях. Выигрывает тот, кто назовёт больше всего предметов.

    Игра "Словоассоциации"

    Взять любое слово, например, батон. Оно ассоциируется:

    3    с хлебобулочными изделиями.

    4    с созвучными словами: барон, бекон.

    5    с рифмующимися словами: кулон, салон.

    Создать как можно больше ассоциаций по предложенной схеме.

    Ассоциативность мышления можно развивать что называется "на ходу". Гуляя с детьми можно вместе подумать, на что похожи облака, лужи на асфальте, камушки на берегу.

    Приложение .

    Игры на развитие диалектичности мышления.

    Игра "Хорошо - Плохо"

    Вариант 1. Для игры выбирается объект безразличный ребенку, т.е. не вызывающий у него стойких ассоциаций, не связанный для него с конкретными людьми и не порождающий эмоций. Ребёнку предлагается проанализировать данный объект (предмет) и назвать его качества с точки зрения ребенка положительные и отрицательные. Необходимо назвать хотя бы по одному разу, что в предлагаемом объекте плохо, а что хорошо, что нравится и не нравится, что удобно и не удобно. Например: карандаш.

    - Нравится, что красный. Не нравится, что тонкий.

    - Хорошо, что он длинный; плохо, что он остро заточен - можно уколоться.

    - Удобно держать в руке, но неудобно носить в кармане - ломается.

    Рассмотрению может быть подвергнуто и конкретное свойство предмета. Например, хорошо, что карандаш длинный - может служить указкой, но плохо, что не входит в пенал.

    Вариант 2. Для игры предлагается объект, имеющий для ребенка конкретную социальную значимость или вызывающий у него стойкие положительные или отрицательные эмоции, что приводит к субъективной однозначной оценке (конфеты - хорошо, лекарство - плохо). Обсуждение идёт также как и в варианте 1.

    Вариант 3. После того, как дети научатся выявлять противоречивые свойства простых объектов и явлений, можно переходить к рассмотрению "положительных" и "отрицательных" качеств в зависимости от конкретных условий, в которые ставятся эти объекты и явления. Например: громкая музыка.

    - Хорошо, если утром. Быстро просыпаешься и бодрым себя чувствуешь. Но плохо, если ночью - мешает уснуть.

    Не следует бояться затрагивать в этой игре такие категории, которые до этого воспринимались детьми исключительно однозначно ("драка", "дружба", "мама"). Понимание детьми противоречивости свойств, заключенных в любых объектах или явлениях, умение выделить и объяснить условия, при которых проявляются те или иные свойства, лишь способствует воспитанию чувства справедливости, умению в критической ситуации найти правильное решение возникшей проблемы, способности логично оценить свои действия и выбрать из множества различных свойств объекта те, которые соответствуют выбранной цели и реальным условиям.

    Вариант 4. Когда выявление противоречивых свойств перестанет вызывать у детей трудности, следует перейти к динамическому   варианту   игры, при котором для каждого выявленного свойства называется противоположное свойство,    при этом объект игры постоянно меняется, получается своеобразная "цепочка". Например:

    - Есть шоколад хорошо - вкусно, но может заболеть живот;

    - Живот болит - это хорошо, можно в детский сад не ходить;

    - Сидеть дома - плохо, скучно;

    - Можно пригласить гостей - и т.д.

    Одним из возможных вариантов игры "Хорошо - плохо" стала, может быть, ее модификация, отражающая диалектический закон перехода количественных измерений в качественные. Например, конфеты: если съесть одну конфету - вкусно и приято, а если много - заболят зубы, придётся их лечить.

    Желательно, чтобы игра "Хорошо - плохо" стала частью повседневной жизни ребенка. Для её проведения не обязательно специально отводить время. В нее можно доиграть на прогулке, во время обеда, перед сном.

    Следующим этапом формирования диалектичности мышления будет выработка у детей умения чётко формулировать противоречие. Сначала пусть ребёнок подбирает к заданным словам обратные по смыслу. Например, тонкий - (?) толстый, ленивый - (?) трудолюбивый, острый - (?) тупой. Затем можно взять любую пару слов, например, острый - тупой, и попросить детей найти такой объект, в котором эти свойства присутствуют одновременно. В случае "острый - тупой " - это нож, игла, все режущие, пилящие инструменты. На последнем этапе развития диалектичности мышления дети учатся разрешать противоречия, используя ТРИЗовские способы разрешения противоречий (всего их более сорока).

    Системность мышления

    Игра "Теремок"

    Детям раздаются картинки различных предметов: гармошки, ложки, кастрюли и т.д. Кто-то сидит в "теремке" (например, ребенок с рисунком гитары). Следующий ребёнок просится в теремок, но может попасть туда, только если скажет, чем предмет на его картинке похож на предмет хозяина. Если просится ребёнок с гармошкой, то у обоих на картинке изображен музыкальный инструмент, а ложка, например, тоже имеет дырку посередине.

    "Собери фигурки"

    Ребёнку дается набор  вырезанных из плотного  картона небольших фигурок: кругов, квадратов, треугольников и т.д. (примерно 5-7 фигурок). Заранее изготавливаются 5-6 картинок с изображением различных предметов, которые можно сложить из этих фигурок: собачка, домик, машина. Ребёнку показывают картинку, а он складывает нарисованный на ней предмет из своих фигурок. Предметы на картинках должны быть нарисованы так, чтобы ребёнок видел, какая из фигурок, где стоит, то есть рисунок должен быть расчленён на детали.

    "Нелепицы"

    Рисуется картинка по любому сюжету - лес, двор, квартира. На этой картинке должны быть 8-10 ошибок, то есть что-то должно быть нарисовано так, как это на самом деле не бывает. Например, машина с одним колесом, заяц с рогами. Некоторые ошибки должны быть очевидны, а другие незаметны. Дети должны показать, что нарисовано неверно.

    Приложение 3.

    План работы с родителями

    1. Сентябрь:

    Консультация для родителей  «Театр - наш друг и помощник» . Анкетирование, памятки, папка- передвижка.

    1. Март:

    Консультация для родителей «Роль эмоций в жизни ребенка». Анкетирование, памятки.

    1. Декабрь, Февраль:

              Помощь детям при участии в конкурсах.

     Апрель - Май:

    Помощь родителей в изготовлении декораций и костюмов к спектаклю.

    Помощь в организации похода в кукольный театр.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Театрализованной деятельности как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

    Данная консультация поможет родителям в воспитании творческого потенциала ребёнка....

    Опыт работы на тему: «Художественное конструирование, как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    «Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев» В.А.СухомлинскийТворчество является важной составляющей развития личности ребенка, поэтому очень важно развивать ...

    Опыт работы по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста».

    «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста». Теория и практика....

    Опыт работы: "Нетрадиционные методы изобразительной деятельности как средство развития творческих способностей детей младшего дошкольного возраста"

    laquo;Детский рисунок, процесс рисования – это частица духовной жизни ребенка. Дети не просто переносят на бумагу что-то из окружающего мира,  а живут в этом мире, входят в него, как ...

    Обобщение и распространение педагогического опыта работы воспитателя по теме: «Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста»

    Обобщение  педагогического опыта работы воспитателя Веденской М.А. и описание к презентации  по теме:«Театрализованная деятельность как средство развитиятворческих способност...

    Опытно-экспериментальная работа с детьми подготовительной группы детского сада на тему "Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста"

    Работа включает в себя теоретическое введение, объемный опытно-экспериментальный основной раздел с тремя этапами исследования (констатирующим, формирующим и контрольным) и приложения в виде практическ...