Дидактические игры
картотека по теме
Дидактические игры для детей в ДОУ
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 64 КБ |
![]() | 35.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Дидактические игры в ДОУ
Дидактическая игра № 1
« Найди такой же »
Задачи: Закрепить умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их свойства, устанавливать соответствия между двумя группами предметов. Развивать глазомер, внимание, игровую деятельность. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.
Раздаточный материал: Набор из 4-5 геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала); две шкатулки; карточки с изображением предметов. Силуэты предметов; щенка, мяча, пирамидки и т. д.
Организация детей: Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.
Ход игры:
- Дети посмотрите, какие у нас волшебные шкатулки. В этих шкатулках спрятаны карточки. Замок каждой шкатулки имеет определённую геометрическую форму.
- А что надо сделать, чтобы достать карточки? (Открыт замок.)
- А какая геометрическая фигура вместо ключика на первой шкатулке? (Квадрат.)
- А что, вы, знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)
- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её? (Надо взять квадрат, чтобы открыть шкатулку.)
Дети подбирают нужный ключик из имеющихся у них наборов геометрических фигур. Выбор определяется путём приложения или наложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть шкатулку. В шкатулке находятся карточки.
- А какая геометрическая фигура вместо ключика на второй шкатулке? (Треугольник.)
- Что, вы, знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)
- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её?
(Надо взять треугольник и открыть шкатулку.)
И.т.д.
Итог игры: Дети рассматривают картинки, которые находились в шкатулке.
- А какие геометрические фигуры открыли шкатулки? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)
- А что было в шкатулках? (Карточки.)
- А что нарисовано на карточках? (Щенок, мячик, пирамидки и т. д.)
Дидактическая игра № 2
« Найди и назови »
Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.
Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов и размера (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники)
Организация детей: играет подгруппа детей, дети сидят по одному.
Ход игры:
- Ребята, посмотрите как много геометрических фигур на столе. Назовите их. (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)
- Что вы знаете о каждой фигуре? (У круга нет углов, у квадрата четыре стороны. У прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла.)
- А что можно из них построить? (Из них можно построить гараж, дом, мост и.т.д.)
На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.
- А что это за фигура? (Треугольник.)
- А какого она цвета? (Желтого.)
- А какого она размера? (Среднего.)
Итог игры: Воспитатель смотрит, что построил ребёнок. Хвалит его.
- А что ты построил? (Гараж, дом, мост и.т.д.)
- А какие фигуры использовал? (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)
- А все ли они одного цвета и размера? (Нет, геометрические фигуры разного цвета и размера.)
Дидактическая игра № 3
«Домино»
Задачи: Закрепить знание свойств геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника). Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.
Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).
Организация детей: дети, сидя напротив друг друга выбирают нужную фигуру и на столе раскладывают по одному. Играет подгруппа детей.
Ход игры:
- Дети, а давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Домино».
Только игра не из фишек, а из геометрических фигур.
- Какие фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
-Что вы о них знаете? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла, три стороны)
Послушайте правила: Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.
- А кто первый выложит фигуру? (Я выложу красный маленький квадрат.)
- А ты, какую фигуру выложишь? (Красный маленький треугольник.)
- А почему ты думаешь, что это сюда подойдёт? (Потому, что отличается только формой, а цвет одинаковый.)
- А какого он цвета? (Красного.)
-А какой он формы? (Треугольной.)
Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. Выигрывает тот, кто первый освободился от фигур.
Итог игры:
Дети убирают со стола геометрические фигуры.
-А в какую игру мы играли? (В игру «Домино».)
- А как надо было играть в эту игру? (Положить фигуру, отличающую только одним признаком.)
- А как вы догадались, что именно эту фигуру надо положить? (По цвету.)
- А ещё, по какому признаку определяли правильность фигуры? (По размеру.)
- А как ещё можно было положить? (По форме.)
Дидактическая игра № 4
« Кто собрал больше? »
Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Развивать мышление, смекалку, сосредоточенность. Воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.
Наглядный материал: 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера.
Организация детей: Играет подгруппа детей, дети сидят по одному.
Ход игры:
Ребята сейчас мы поиграем в очень интересную игру, которая называется «Кто собрал больше?». Но условия таковы: кто первый правильно и быстро покажет и назовёт фигуру, берёт её себе.
На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:
- Кто нашёл большой круг?
- А что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)
- Кто нашел маленький синий квадрат?
- А что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре стороны и все стороны равны)
- Кто нашёл большой зелёный треугольник?
- Что ты знаешь про треугольник? (У треугольника три угла и три стороны.)
Итог игры: В конце игры воспитатель подсчитывает, у кого больше геометрических фигур и объявляет победителя.
- А какая это фигура? (Прямоугольник.)
- А какого она цвета? (Красного.)
- А какого она размера? (Большого.)
- Что знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)
Дидактическая игра № 5
« Составь из частей целое »
Задачи: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (справа – слева); классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру. Развить память, воображение. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.
Раздаточный материал: Плоское изображение дерева, наборы геометрических фигур (кругов, квадратов).
Организация детей: Дети сидят полукругом, играет вся группа.
Ход игры: Дети посмотрите, какое красивое дерево. Это дерево волшебное, на него можно повесить не только листья, но и разные фигуры.
- А какие геометрические фигуры лежат в коробке? (Круги, квадраты.)
- Что вы знаете об этих геометрических фигурах? (У круга нет углов, у квадрата все стороны равны.)
- А каких цветов? (Красных, желтых, зелёных.)
- Каких размеров? (Больших и маленьких.)
Воспитатель предлагает повесить все круги - справа, а квадраты - слева, все большие - справа, а маленькие – слева; 1 желтый и 2 красных; 1 зеленый и 2 красных и т. д.
Итог игры: Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.
- А какие геометрические фигуры вы повесили на дерево? (Круги, квадраты.)
- А каких они цветов? (Красных, зелёных, желтых.)
- Каких размеров? (Больших и маленьких.)
Дидактическая игра № 6
« Построй »
Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах, умение моделировать из фигур картинки. Развивать у детей воображение, пространственные представления. Воспитывать желание брать на себя роли строителей в творческих играх.
Раздаточный материал: Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы) разных цветов и размеров.
Организация детей: Играет подгруппа детей. Сидят по одному, лицом к воспитателю.
Ход игры:
- Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Давайте поиграем в игру. Что можно сделать из этих фигур? (Дом, ёлку, машину, снеговика и т.д.)
- А какие фигуры ты взял? (Треугольники.)
- А что ты знаешь о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)
- А какого они цвета? (Зелёного.)
- А какого они размера? (Маленького, среднего, большого.)
- Что у тебя получилось? (Елка.)
И.т.д
Итог игры: Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.
- А какие фигуры ты использовал? (Треугольники.)
- А какого они были цвета? (Зелёного.)
- А какого они были размера? (Маленького, среднего, большого.)
- А что ты построил? (Я построил дом, ёлку, машину и т.д.)
Дидактическая игра № 7
« Составление фигур из счётных палочек »
Задачи: Закрепить умение составлять геометрические фигуры (треугольники, квадраты) из определенного количества палочек. Развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.
Раздаточный материал: У детей на столах счетные палочки, доска.
Организация детей: Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Играет вся группа.
Ход игры:
Дети давайте с вами с помощью палочек составим геометрические фигуры.
-Какая эта геометрическая фигура? (Треугольник.)
- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла и три стороны.)
- Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (Три палочки.)
- Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? (Шесть палочек.)
-А эта, какая геометрическая фигура? (Квадрат.)
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)
- Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)
Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника»
- Как это можно сделать? (Выложить треугольник, а две оставшихся палочки присоединить к ним, сбоку и внизу.)
Итог игры:
Воспитатель проходит по рядам, помогает тем, кто затрудняется.
- А сколько у вас было палочек? (Пять палочек.)
- А какие геометрические фигуры вы составили из палочек? (Треугольник, два треугольника из 5 палочек, квадрат.)
Дидактическая игра № 8
« Сложи фигуру »
Задачи: Повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в составлении геометрических фигур и картинок на плоскости стола. Развивать анализаторские способности, глазомер. Воспитывать умение слушать правила игры и следовать им.
Наглядный материал: Модели геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) на фланелеграфе.
Раздаточный материал: Счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) каждому.
Организация детей: работа проводиться с группой детей, дети сидят по двое за партами.
Ход игры:
- Ребята, давайте поиграем в игру «Сложи фигуру».
- А знаете ли вы, что это? (Геометрические фигуры.)
- Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- А что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)
- А что вы знаете о круге? (У круга нет углов, похож на мяч, может катиться.)
- А что вы знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)
- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, похож на крышу)
- А что можно сделать из этих геометрических фигур? (Машину, дом, человека.)
- Вот счётные палочки.
- А можете ли вы сами составить из счётных палочек геометрические фигуры? (Да можем составить квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- А круг? (Нет, из счётных палочек круг не получается.)
- А давайте подумаем из чего можно сделать круг? (Из нитки.)
- Правильно, круг можно сделать из нитки.
Дети составляют из счётных палочек маленькие и большие фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника. Из ниток моделируют круг.
Итог игры: Воспитатель хвалит детей, у которых получилось составить геометрические фигуры, благодарит детей за хорошую работу, просит дежурных убрать со стола.
- Что мы делали? (составляли геометрические фигуры)
- А какие фигуры составляли? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)
- Из чего? (Из счётных палочек.)
- А из чего сделали круг? (Из нитки.)
-Молодцы.
Дидактическая игра № 9
« Сложи квадрат »
Задачи: Повторить свойства квадрата, закрепить умение составлять квадрат из частей. Развивать глазомер, внимание, произвольное запоминание, наблюдательность, зрительную память.
Раздаточный материал: 6 разноцветных квадратов размером 80×80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Квадраты разрезаны. Организация детей: Играет вся группа, сидя за столом по двое, лицом к воспитателю.
Ход игры:
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны одинаковые, значит равны.)
- Из каких фигур его можно составить? (Из треугольников, квадратов прямоугольников.)
- Дети, посмотрите какие разноцветные фигуры. А давайте мы их подберём по цвету.
- А какого цвета у тебя квадраты?
- А сколько цветов квадрата? (Шесть.)
- А сколько всего квадратов? (Шесть.)
- Из каких фигур вы сложили квадраты? (Из треугольников, из прямоугольников, из квадратов.)
- А можно сделать один большой квадрат? (Да, если приложить четыре квадрата друг к другу получится один большой.)
Итог игры: Воспитатель, проходя по рядам, смотрит, правильно ли дети подобрали оттенки квадрата. Поправляет, у кого не получилось.
- А что вы сделали с цветными квадратами? (Перемешали и заново подобрали по цвету и по номеру.)
- А правильно ли вы подобрали цвета? (Да, подобрали оттенки друг к другу.)
- А что ещё сделали? (Сделали один большой квадрат.)
Дидактическая игра № 10
« Составь человеческую фигуру »
Задачи: Повторить свойства квадрата, круга, закрепить умение составлять из фигур картинки. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Воспитывать находчивость, умение играть.
Раздаточный материал: Наборы кругов и квадратов разного размера, цвета; счетные палочки; образцы.
Организация детей: Дети сидят за столиками. Играет вся группа.
Ход игры:
- Дети давайте с вами, с помощью этих квадратиков и кругов, составим человеческую фигуру.
- А какие геометрические фигуры вам для этого понадобятся? (Круг, квадраты.)
- Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон.)
- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны, у квадрата четыре угла.)
Дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путем, сравнивают, накладывая круг на квадрат, перекладывают, называют.
-А для чего нужен круг? (Для головы.)
- А для чего нужен квадрат? (Для тела.)
- А из чего можно сделать ручки и ножки? (Из счётных палочек.)
Итог игры: Воспитатель смотрит, правильно ли составлены человеческие фигуры.
- А что мы сегодня составляли? (Человеческие фигуры.)
- А из каких фигур мы их составляли? (Из кругов и квадратиков.)
Предварительный просмотр:
Занятие – экскурсия в средней группе:
«Труд взрослых – прачка».
Задачи:
- продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
- показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
- формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
- рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
- воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).
Ход занятия:
- Беседа «Кто стирает нам бельё?»
Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:
Одеяло убежало,
Улетела простыня,
И подушка, как лягушка,
Ускакало от меня…
- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)
- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».
- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)
- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.
- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)
- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас? (прачка)
- Что делает прачка в детском саду?
- Кому и для чего нужно чистое бельё?
- Игра имитация: «Стираем бельё».
Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.
- Экскурсия в прачечную.
Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.
- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)
- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?
- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.
В прачечной.
- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им удаётся постирать так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)
Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.
- Составление рассказа.
Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.
- Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.
Игра «Можно или нельзя».
Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:
- детям включать утюг;
- играть рычагом управления стиральной машины;
- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;
- детям стирать бельё в стиральной машине?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/07/picture-51769-1454873738.jpg)
ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего
Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...
![](/sites/default/files/pictures/2012/08/06/picture-98704.jpg)
«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».
Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...
Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»
Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/14/picture-564339-1421238536.jpg)
подборка игр: "Дидактические игры" "Дидактические игры по патриотическому воспитанию" "Игры малой модвижности" "" "Игры на развите слухового внимания"
Развивающие дидактические игры...
![](/sites/default/files/pictures/2015/06/17/picture-487167-1434522657.jpg)
Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».
Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/06/picture-968701-1509967656.jpg)
Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)
Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...
Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни
Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...