Дидактические игры
картотека по теме

Магомедова Патимат Алиевна

Дидактические игры для детей в ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon didakticheskaya_igra_0.doc64 КБ
Microsoft Office document icon trud_vzroslykh_-_prachka.doc35.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Дидактические игры в ДОУ

                                             Дидактическая игра № 1

                                                  « Найди такой же »

   Задачи: Закрепить умение называть геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал) и их свойства, устанавливать соответствия между двумя группами предметов. Развивать глазомер, внимание, игровую деятельность. Воспитывать умение четко выполнять правила игры.

   Раздаточный материал: Набор из 4-5 геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника, овала); две шкатулки; карточки с изображением предметов. Силуэты предметов; щенка, мяча, пирамидки и т. д.

  Организация детей:  Дети сидят полукругом на коврике. Играет вся группа.

  Ход игры: 

- Дети посмотрите, какие у нас волшебные шкатулки. В этих шкатулках спрятаны карточки. Замок каждой шкатулки имеет определённую геометрическую форму.

- А что надо сделать, чтобы достать карточки? (Открыт замок.)

- А какая геометрическая фигура вместо ключика на первой шкатулке? (Квадрат.)

- А что, вы, знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)

- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её? (Надо взять квадрат, чтобы открыть шкатулку.)

   Дети подбирают  нужный ключик из имеющихся у них наборов геометрических фигур. Выбор определяется путём приложения или наложения фигуры на изображение. Правильно выполненное задание позволяет открыть шкатулку. В шкатулке находятся карточки.

- А какая геометрическая фигура вместо ключика на второй шкатулке? (Треугольник.)

- Что, вы, знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)

- Какую геометрическую фигуру надо приложить к шкатулке, чтобы открыть её?

(Надо взять треугольник и открыть шкатулку.)

И.т.д.

  Итог игры: Дети рассматривают картинки, которые находились в шкатулке.

- А какие геометрические фигуры открыли шкатулки? (Круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал.)

- А что было в шкатулках? (Карточки.)

- А что нарисовано на карточках? (Щенок, мячик, пирамидки и т. д.)

                                         Дидактическая игра № 2

                                             « Найди и назови »

    Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определённого размера и цвета. Развивать игровую деятельность, глазомер, мышление, речь. Воспитывать умение быть внимательным, наблюдательным.

    Раздаточный материал: геометрические фигуры разных цветов и размера (круги, квадраты, прямоугольники, треугольники)

   Организация детей: играет подгруппа детей, дети сидят по одному.

   Ход игры:

- Ребята, посмотрите как много геометрических фигур на столе. Назовите их. (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)

- Что вы знаете о каждой фигуре? (У круга нет углов, у квадрата четыре стороны. У прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла.)

- А что можно из них построить? (Из них можно построить гараж, дом, мост и.т.д.)

   На столе перед ребёнком раскладываются в беспорядке 10-12 геометрических фигур разного цвета и размера. Воспитатель просит показать различные геометрические фигуры, например: большой круг, маленький синий квадрат и т.д.

- А что это за фигура? (Треугольник.)

- А  какого она цвета? (Желтого.)

- А какого она размера? (Среднего.)

   Итог игры: Воспитатель смотрит, что построил ребёнок. Хвалит его.

- А что ты построил? (Гараж, дом, мост и.т.д.)

- А какие фигуры использовал? (Круги, квадраты, прямоугольники, треугольники.)

- А все ли они одного цвета и размера? (Нет, геометрические фигуры разного цвета и размера.)

                                         Дидактическая игра № 3

                                                     «Домино»

   Задачи: Закрепить знание свойств геометрических фигур (треугольника, квадрата, прямоугольника). Закрепить умение различать фигуры по цвету, форме и размеру. Развивать умение быстро выбирать нужную фигуру, охарактеризовать её. Воспитывать усидчивость, умение следовать игровым правилам.

   Раздаточный материал: Наборы геометрических фигур (квадрат, прямоугольник, треугольник).

   Организация детей: дети, сидя напротив друг друга  выбирают нужную фигуру и на столе раскладывают по одному. Играет подгруппа детей.

    Ход игры:

- Дети, а давайте поиграем с вами в игру, которая называется «Домино».

Только игра не из фишек, а из геометрических фигур.

- Какие фигуры вы знаете? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)

-Что вы о них знаете? (У квадрата все стороны равны, у прямоугольника две стороны длиннее, две короче, у треугольника три угла, три стороны)

   Послушайте правила: Один кладёт на стол любую фигуру. Второй играющий должен положить на стол фигуру, отличающуюся от неё только одним признаком. Так, если 1-й положил жёлтый большой треугольник, то второй кладёт, желтый большой квадрат или синий большой треугольник. Игра строится по типу домино.

- А кто первый выложит фигуру? (Я выложу красный маленький квадрат.)

- А  ты, какую фигуру выложишь? (Красный маленький треугольник.)

- А почему ты думаешь, что это сюда подойдёт?  (Потому, что отличается только формой, а цвет одинаковый.)

- А какого он цвета? (Красного.)

-А какой он формы? (Треугольной.)

Игра продолжается до тех пор, пока у одного из игроков не закончатся фигуры. Выигрывает тот, кто первый освободился от фигур.

  Итог игры:

Дети убирают со стола геометрические фигуры.

-А в какую игру мы играли? (В игру «Домино».)

- А как надо было играть в эту игру?  (Положить фигуру, отличающую только одним признаком.)

- А как вы догадались, что именно эту фигуру надо положить? (По цвету.)

 - А ещё, по какому признаку определяли правильность фигуры? (По размеру.)

- А как ещё можно было положить?  (По форме.)

                                                Дидактическая игра № 4

                                                  « Кто собрал больше? »

    Задачи: Закрепить умение быстро находить геометрическую фигуру определенного размера, цвета. Развивать мышление, смекалку, сосредоточенность. Воспитывать умение вместе играть, подчиняться правилам игры.

   Наглядный материал:  10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера.

   Организация детей:  Играет подгруппа детей, дети сидят по одному.

   Ход игры:

    Ребята сейчас мы поиграем в очень интересную игру, которая называется «Кто собрал больше?». Но условия таковы: кто первый правильно и быстро покажет и назовёт фигуру, берёт её себе.

На фланелеграфе раскладывают в беспорядке 10-12 геометрических фигур (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники) разного цвета и размера. Воспитатель, а затем и ведущий игру ребенок говорит:

- Кто нашёл большой круг?

- А что ты знаешь про круг? (У круга нет углов, нет сторон.)

- Кто нашел маленький синий квадрат?

- А что ты знаешь про квадрат? (У квадрата четыре стороны и все стороны равны)

- Кто нашёл большой зелёный треугольник?

- Что ты знаешь про треугольник? (У треугольника три угла и три стороны.)

    Итог игры: В конце игры воспитатель подсчитывает, у кого больше геометрических фигур и объявляет победителя.

- А какая это фигура? (Прямоугольник.)

- А какого она цвета? (Красного.)

- А какого она размера? (Большого.)

- Что знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

                                            Дидактическая игра № 5

                                          « Составь из частей целое »

    Задачи: Закрепить умение ориентироваться на плоскости (справа – слева); классифицировать фигуры по цвету, форме, размеру. Развить память, воображение. Воспитывать наблюдательность, сообразительность.

    Раздаточный материал: Плоское изображение дерева, наборы геометрических фигур (кругов, квадратов).

    Организация детей: Дети сидят полукругом, играет вся группа.

    Ход игры:  Дети посмотрите, какое красивое дерево. Это дерево волшебное, на него можно повесить не только листья, но и разные фигуры.

-  А какие геометрические фигуры лежат в коробке? (Круги, квадраты.)

- Что вы знаете об этих геометрических фигурах? (У круга нет углов, у квадрата все стороны равны.)

- А каких цветов? (Красных, желтых, зелёных.)

- Каких размеров? (Больших и маленьких.)

   Воспитатель предлагает повесить все круги - справа, а квадраты - слева, все большие - справа, а маленькие – слева; 1 желтый и 2 красных; 1 зеленый и 2 красных и т. д.

    Итог игры:  Воспитатель хвалит детей за проделанную работу.

- А какие геометрические фигуры вы повесили на дерево? (Круги, квадраты.)

- А каких они цветов?  (Красных, зелёных, желтых.)

- Каких размеров? (Больших и маленьких.)

                                             Дидактическая игра № 6

                                                         « Построй »

    Задачи: Закрепить знания о геометрических фигурах, их свойствах, умение моделировать из фигур картинки. Развивать у детей воображение, пространственные представления. Воспитывать желание брать на себя роли строителей в творческих играх.

    Раздаточный материал: Геометрические фигуры (круги, квадраты, треугольники, прямоугольники, овалы)  разных цветов и размеров.

   Организация детей:  Играет подгруппа детей. Сидят по одному, лицом к воспитателю.

   Ход игры:

 - Ребята видите как много у вас геометрических фигур на столах. Давайте поиграем в игру. Что можно сделать  из этих фигур? (Дом, ёлку, машину, снеговика и т.д.)

- А какие фигуры ты взял? (Треугольники.)

- А что ты знаешь о треугольнике? (У треугольника три угла, три стороны.)

- А какого они цвета? (Зелёного.)

- А какого они размера? (Маленького, среднего, большого.)

 - Что у тебя получилось? (Елка.)

 И.т.д

    Итог игры: Воспитатель привлекает детей к оценке работ, подчеркивает их разнообразие, выделяет наиболее удачные.

- А какие фигуры ты использовал? (Треугольники.)

- А какого они были цвета? (Зелёного.)

- А какого они были размера? (Маленького, среднего, большого.)

- А что ты построил?  (Я построил дом, ёлку, машину  и т.д.)

                                           Дидактическая игра № 7

                          « Составление фигур  из счётных палочек »

    Задачи: Закрепить умение составлять геометрические фигуры (треугольники, квадраты) из определенного количества палочек. Развивать мышление, анализаторские способности, сосредоточенность, внимательность.

   Раздаточный материал: У детей на столах счетные палочки, доска.

   Организация детей:  Дети сидят за столами лицом к воспитателю. Играет вся группа.

   Ход игры:

Дети давайте с вами с помощью палочек составим геометрические фигуры.

-Какая эта геометрическая фигура? (Треугольник.)

- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла и три стороны.)

- Скажите, сколько потребуется палочек, чтобы составить треугольник, каждая сторона которого будет равна одной палочке? (Три палочки.)

- Сколько потребуется палочек для составления двух таких треугольников? (Шесть палочек.)

-А эта, какая геометрическая фигура? (Квадрат.)

- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата четыре угла и все стороны равны.)

- Сколько потребуется палочек для составления квадрата? (Четыре палочки.)

   Воспитатель предлагает детям отсчитать по 5 палочек, проверить и положить их перед собой. Затем говорит: «У вас только 5 палочек, но из них надо составить тоже 2 равных треугольника»

- Как это можно сделать?  (Выложить треугольник, а две оставшихся  палочки присоединить к ним, сбоку и внизу.)

   Итог игры:

Воспитатель проходит по рядам, помогает тем, кто затрудняется.

- А сколько у вас было палочек? (Пять палочек.)

- А какие геометрические фигуры вы составили из палочек? (Треугольник, два треугольника из 5 палочек, квадрат.)

                            Дидактическая игра № 8

                                                    « Сложи фигуру »

    Задачи: Повторить названия геометрических фигур: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник. Упражнять в составлении геометрических фигур и картинок на плоскости стола. Развивать  анализаторские способности, глазомер. Воспитывать умение слушать правила игры и следовать им.

   Наглядный материал: Модели геометрических фигур (круга, квадрата, треугольника, прямоугольника) на фланелеграфе.

   Раздаточный материал:  Счётные палочки (15-20 штук), 2 толстые нитки (длина 25-30см) каждому.

   Организация детей:  работа проводиться с группой детей, дети сидят по двое за партами.

   Ход игры:

 - Ребята, давайте поиграем в игру «Сложи фигуру».

-  А знаете ли вы, что это? (Геометрические фигуры.)

-  Назовите их. (Круг, квадрат, прямоугольник, треугольник.)

- А что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны.)

- А что вы знаете о круге? (У круга нет углов, похож на мяч, может катиться.)

- А что вы знаете о прямоугольнике? (У прямоугольника две стороны длиннее, две короче.)

- А что вы знаете о треугольнике? (У треугольника три угла, похож на крышу)

- А что можно сделать из этих геометрических фигур? (Машину, дом, человека.)

- Вот счётные палочки.

- А можете ли вы сами составить из счётных палочек геометрические фигуры? (Да можем составить квадрат, прямоугольник, треугольник.)

- А круг? (Нет, из счётных палочек круг не получается.)

- А давайте подумаем из чего можно сделать круг? (Из нитки.)

- Правильно, круг можно сделать из нитки.

Дети составляют из счётных палочек маленькие и большие фигуры квадрата, треугольника, прямоугольника. Из ниток моделируют круг.

   Итог игры: Воспитатель хвалит  детей, у которых получилось составить геометрические фигуры, благодарит детей за хорошую работу, просит дежурных убрать со стола.

- Что мы делали? (составляли геометрические фигуры)

- А какие фигуры составляли? (Квадрат, прямоугольник, треугольник.)

- Из чего? (Из счётных палочек.)

- А из чего сделали круг? (Из нитки.)

-Молодцы.

                                           Дидактическая игра № 9

                                               « Сложи квадрат »

    Задачи: Повторить свойства квадрата, закрепить умение составлять квадрат   из частей. Развивать глазомер, внимание, произвольное запоминание, наблюдательность, зрительную память.

    Раздаточный материал: 6 разноцветных квадратов размером 80×80 мм. Оттенки цветов должны заметно отличаться друг от друга. Квадраты разрезаны.  Организация детей:  Играет вся группа, сидя за столом по двое, лицом к воспитателю.

   Ход игры:

- Что вы знаете о квадрате?  (У квадрата все стороны одинаковые, значит равны.)

- Из каких фигур его можно составить? (Из треугольников, квадратов прямоугольников.)

- Дети, посмотрите какие разноцветные фигуры. А давайте мы их подберём по цвету.

- А какого цвета у тебя квадраты?

- А сколько цветов квадрата? (Шесть.)

- А сколько всего квадратов?  (Шесть.)

- Из каких фигур вы сложили квадраты? (Из треугольников, из прямоугольников, из квадратов.)

 - А можно сделать один большой квадрат? (Да, если приложить четыре квадрата друг к другу получится один большой.)

    Итог игры: Воспитатель, проходя по рядам, смотрит, правильно ли дети подобрали оттенки  квадрата. Поправляет, у кого не получилось.

- А что вы сделали с цветными квадратами? (Перемешали и заново подобрали по цвету и по номеру.)

- А правильно ли вы подобрали цвета? (Да, подобрали оттенки друг к другу.)

- А что ещё сделали? (Сделали один большой квадрат.)

                                             

                                          Дидактическая игра № 10

                                    « Составь человеческую фигуру »

   Задачи: Повторить свойства квадрата, круга, закрепить умение составлять из фигур картинки. Развивать умение анализировать, сравнивать, осуществлять последовательные действия. Воспитывать находчивость, умение играть.

   Раздаточный материал: Наборы кругов и квадратов разного размера, цвета; счетные палочки; образцы.

   Организация детей:  Дети сидят за столиками. Играет вся группа.

   Ход игры:

- Дети давайте с вами, с помощью этих квадратиков и кругов, составим человеческую фигуру.

- А какие геометрические фигуры вам для этого понадобятся? (Круг, квадраты.)

- Что вы знаете о круге? (У круга нет углов, нет сторон.)

- Что вы знаете о квадрате? (У квадрата все стороны равны, у квадрата четыре угла.)

  Дети отбирают нужные геометрические фигуры, обследуют их осязательно-двигательным путем, сравнивают, накладывая круг на квадрат, перекладывают, называют.

-А для чего нужен круг? (Для головы.)

- А для чего нужен квадрат? (Для тела.)

- А из чего можно сделать ручки и ножки? (Из счётных палочек.)

   Итог игры: Воспитатель смотрит, правильно ли составлены человеческие фигуры.

- А что мы сегодня составляли? (Человеческие фигуры.)

- А из каких фигур мы их составляли? (Из кругов и квадратиков.)



Предварительный просмотр:

Занятие – экскурсия в средней группе:

 «Труд взрослых – прачка».

Задачи:

  • продолжать знакомить детей с работой сотрудников детского сада;
  • показать детям, что сотрудники детского сада заботятся о детях;
  • формировать у детей представление о содержании и структуре труда прачки, о характере стирального трудового процесса (цель, материал, бытовая техника, результат);
  • рассказать об опасности бытовых электрических приборов и бережном с ними обращении;
  • воспитывать уважительное отношение к труду прачки, облегчить их труд (труд в прачечной очень тяжёл, и если дети будут хорошо мыть руки, сотрудникам легче будет стирать полотенца).

Ход занятия:

  1. Беседа «Кто стирает нам бельё?»

Воспитатель: - Ребята, послушайте, я прочитаю вам отрывок из знакомого вам стихотворения, попробуйте вспомнить его:

Одеяло убежало,

Улетела простыня,

И подушка, как лягушка,

Ускакало от меня…

- Как называется это произведение? («Мойдодыр».)

- Да это произведение К.И.Чуковского «Мойдодыр».

- Кто помнит, почему вещи убежали от мальчика? (Он был грязнуля.)

- У нас группе грязнуль нет, но всё-таки иногда некоторые ребята могут испачкать полотенце, если не очень хорошо помоют руки.

- Кто заботится о том, чтобы у детей были чистые полотенца? (ответы детей.)

- У каждого из вас есть не только полотенце, но и постельное бельё: простыня, пододеяльник, наволочка. Вам их тоже часто меняют – стелят чистые. К то же это так заботится о вас?  (прачка)

- Что делает прачка в детском саду?

- Кому и для чего нужно чистое бельё?

  1. Игра имитация: «Стираем бельё».

Дети имитируют все компоненты стирки белья (по сигналу воспитателя): наливаем воду в таз, стираем, выжимаем, стряхиваем и развешиваем, гладим.

  1. Экскурсия в прачечную.

Воспитатель: - Сегодня мы пойдём с вами в прачечную нашего детского сада, где стирают бельё для всех детей детского сада, и посмотрим, как работникам прачечной удаётся постирать так много белья.

- Куда мы с вами сейчас пойдём? ( в прачечную)

- Как зовут работников прачечной? А как называется профессия?

- Не забудьте поздороваться, когда придёте в прачечную.

В прачечной.

- Куда мы с вами пришли, ребята? Кто здесь работает? Давайте познакомимся с работниками прачечной. Это …. А сейчас …. расскажет вам, как им  удаётся постирать  так много белья. Посмотрите, сколько тут белья. (Показывает приготовленное к стирке бельё.)

Рассказ работника прачечной о своей работе с показом действий.

  1. Составление рассказа.

Детям предлагается схема трудового процесса стирки белья: дети рассказывают последовательность и выкладывают картинки.

  1. Минутка безопасности: правила общения с бытовыми электроприборами.

Игра «Можно или нельзя».

Дети становятся в круг. Воспитатель называет какое-нибудь действие. Кому из детей он бросит мяч, тот отвечает, можно или нельзя:

- детям включать утюг;

- играть рычагом управления стиральной машины;

- самостоятельно гладить бельё на гладильной доске;

- детям стирать бельё в стиральной машине?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РАЗВИТИЕ РЕЧИ. Дидактическая игра многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игровой деятельностью, и средством всестороннего

Дидактическая игра представляет собой многоплановое, сложное педагогическое явление: она является и игровым методом обучения детей дошкольного возраста, и формой обучения, и самостоятельной игро...

«Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры». «Формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста через дидактические игры».

Под экологическим воспитанием детей нужно понимать, прежде всего, воспитание человечности, то есть доброты, ответственного отношения и к природе, и к людям, которые живут рядом, и к потомкам, которым ...

Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка» Методическая разработка Дидактическая игра « Накорми колобка»

Разработала:Саламатина Ирина Борисовна воспитатель ГБДОУ № 48 Кировского района горохом или фасолью). Санкт ПетербургаОписание игры:Цель: развитие мелкой моторики , тактильной чувствительнос...

Дидактическая игра собери вазу. Дидактическая игра «7 цветов радуги».

Развиваем мелкую моторик рук, учимся соединять части предмета в одно целое, называть предмет, определять его цвет. Развиваем память, мышление, внимание, увеличиваем словарный запас. Закрепллять п...

Консультация - практикум «Как научить ребенка играть в дидактические игры. Роль дидактической игры в развитии детей» (с домашним заданием для родителей и детей)

Дидактические игры — одно из средств воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Огромный вклад в разработку советской теории игры внесла Н. К. Крупская. Она придавала большое значение игр...

Дидактические игры в младшей группе.Основой дидактической игры является дидактическая задача. Дидактические задачи разнообразны. Это может быть ознакомление с окружающим (природа, животный и растительный мир, люди, их быт, труд, события общественной жизни

Что в мешочке?Цель: научить выделять звук [ц] в произношении, развивать речь.Оборудование: мешочек; игрушки и предметы, в названии которых есть звук [п] (цыпленок, курица, овца, заяц, ...