Профилактика профессионального выгорания учителя. Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга.
методическая разработка на тему

Думается, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а  люди (даже самые близкие!) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий, то есть таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми.

Цель тренинга: предоставить информацию о современных техниках и приёмах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

- познакомить педагогов с термином «профессиональное выгорание»

- научить педагогов практическим навыкам  борьбы с профессиональным выгоранием;

- создать в группе атмосферу доверия, открытости;

- формировать профессиональные качества: рефлексию, эмпатию, коммуникативные способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kopilka.docx28.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальный  конкурс методических разработок уроков и внеклассных мероприятий для педагогов «Педагогическая копилка»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №3 с. Александров - Гай

Профилактика профессионального выгорания учителя.

Практико-ориентированное занятие с элементами тренинга.

Подготовила и провела

Новикова Екатерина Сергеевна

Педагог- психолог

Александров – Гай

2013 год

Думается, что многим знакомо такое состояние, когда в самый неподходящий момент наваливается усталость, при одной мысли о работе возникает головная боль, а  люди (даже самые близкие!) вызывают раздражение. Именно так проявляются первые симптомы профессионального выгорания у людей социономических профессий, то есть таких профессий, которые предполагают постоянную работу с людьми.

Цель тренинга: предоставить информацию о современных техниках и приёмах стабилизации эмоционального состояния педагогов.

Задачи:

- познакомить педагогов с термином «профессиональное выгорание»

- научить педагогов практическим навыкам  борьбы с профессиональным выгоранием;

- создать в группе атмосферу доверия, открытости;

- формировать профессиональные качества: рефлексию, эмпатию, коммуникативные способности.

Термин «профессиональное выгорание» в нашем обществе очень актуален.

Этап знакомства. Тренер предлагает участникам выполнить следующие упражнения «Приветствие», «Моё настроение». Педагог называет своё  имя отчество, затем характеризует своё эмоциональное состояние на данный период.

В 1981 году А. Морроу предложил яркий эмоциональный образ, отражающий, по его мнению, внутреннее состояние работника, испытывающего дистресс профессионального выгорания: «запах горящей психологической проводки» Профессиональное выгорание возникает в результате внутреннего накапливания отрицательных эмоций без соответствующей «разрядки».

Первая стадия профессионального выгорания – снижение самооценки.

Исчезают положительные  эмоции, появляется некоторая отстранённость в отношениях с членами семьи. Возникает состояние тревожности, неудовлетворённости. Как следствие, такие «сгоревшие» работники чувствуют беспомощность и апатию. Со временем это может перейти в агрессию.

Выполнение упражнения «Я умница и молодец». Участникам необходимо похвалить себя, находясь в социальной роли, которую он выполняет хорошо (например, учитель, мама, бабушка и т. д.). В результате выполнения этого упражнения педагоги «учатся» хвалить себя, при этом получают психологическую поддержку своих коллег.

Вторая стадия  профессионального выгорания – одиночество.

Возникает  недоразумения с учениками и родителями, профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них; неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии учеников; люди, страдающие от эмоционального сгорания, не в состоянии установить нормальный контакт с людьми.

Выполнение упражнения «Уверенное, неуверенное и агрессивное поведение»

Цель упражнения: развитие умения отличать уверенное поведение от неуверенного и агрессивного. Сейчас каждому из вас нужно будет продемонстрировать неуверенную, агрессивную и уверенную реакцию в какой-нибудь ситуации.

Например, можно представить, что вам «забыли» вернуть деньги, которые одолжили. Агрессивное поведение может выражаться следующим высказыванием «Я знал, что тебе нельзя доверять, когда ты обещал, что вернёшь деньги. Я хочу получить свои деньги!». Неуверенность в поведении может выражаться  высказыванием типа: «Я знаю, что надоедаю тебе, но, как ты думаешь, не сможешь ли ты вернуть мне деньги в ближайшее время?»

Уверенное высказывание может быть таким: «Я считал, что мы договорились, когда ты обещал  мне вернуть деньги сегодня. Буду признателен, если ты принесёшь мне деньги  не позднее чем в пятницу»

В это же ключе можно рассмотреть и другие  ситуации:

- вы смотрите фильм в кинотеатре, а позади вас кто – то громко болтает. Вы оборачиваетесь и говорите ему…

- коллега взял у вас ценные бумаги, обещал вернуть на следующий день. Вернул позже и в плохом качестве. Ваша реакция…

 После выполнения упражнения каждый участник получает обратную связь от ведущего и других участников группы, которые оценивают степень уверенности, неуверенности или агрессивности его высказывания, жесты, выражения лица. Ещё один важный элемент уверенного поведения – взгляд.  Прямой, открытый, доброжелательный или спокойный взгляд, который направляется на собеседника и время от времени отводится в сторону, свидетельствует об уверенности.

Напряжённый, настойчивый взгляд, «сверкание глазами» - всё это признаки агрессивного поведения.

Взгляд, направленный в сторону от собеседника, мимолётные короткие встречи глазами, оставляющие ощущения неудобства, говорят о неуверенности или о чувстве вины.

Третья стадия профессионального выгорания – соматизация.

Притупляются представления о ценностях жизни, человек становится опасно равнодушным ко всему; усталость, апатия и депрессия, сопровождающие эмоциональное сгорание, приводят к серьёзным физическим недомоганиям – гастриту, мигрени, гипертонии, синдрому хронической усталости.

Притча «Всё в твоих руках».

В одном городе жил мудрец. Он был очень мудр, и люди уважали и ценили его. Но в том, же городе жил человек, который позарился на место, положение и престиж мудреца и захотел занять его место. Он решил перемудрить мудреца, показать всем, кто есть на самом деле мудрейший гражданин в городе, и тем самым занять место мудреца. Долго думал завистник, как доказать свою мудрость горожанам. И наконец, придумал. Он пошёл в сад, поймал бабочку, положил её между раскрытыми ладонями и отправился во дворец к мудрецу.

Горожанин знал, что когда предстанет он перед светлыми очами мудреца, то протянет к нему свои ладони с бабочкой  между ними и спросит мудреца: «О, мудрейший из мудрых, если ты действительно такой мудрый, как о тебе говорят в народе, скажи мне, что у меня в руках: «живое или мёртвое!»  

Если мудрец скажет: «Мёртвое!», он раскроет ладони, и бабочка вылетит оттуда. И все увидят, что в руках у горожанина было живое. Если мудрец скажет: «Живое», он сожмёт бабочку между ладонями, и бабочка умрёт. И он шёл, уже предвкушая  свою победу. Когда горожанин вошёл во дворец и сделал так, как он и собирался делать, ответ мудреца удивил его и показал народу, кто является самым мудрым в этом городе. Мудрец посмотрел на горожанина, посмотрел на его ладони и, подумав всего лишь минуту, ответил: «Всё в твоих руках!»

«Всё в твоих руках!» - это ответ воистину мудрого человека.

Обсуждение в кругу притчи. Необходимо подвести участников тренинга к выводу, что эмоциональная стабильность педагога зависит только от самого человека, его позиции, настроя.

Практический блок.

Упражнения – энергизатор «никто не знает, что я…». Цель: активизация процесса самопознания.

Ход упражнения: Участники сидят в кругу. У психолога в руках мяч.

– Сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч и тот, у кого окажется мяч, завершает фразу «Никто из вас не знает, что я (или у меня)...»

Необходимо обратить внимание, чтобы каждый принял участие в выполнении этого упражнения.

Упражнение «Броуновское движение»

Цель: снижение мышечного напряжения и внутренней зажатости.

Ход упражнения.

Участникам предлагается под музыку активно перемещаться по комнате. Как только музыка выключается, и ведущий называет какую-либо цифру, участники, должны взявшись за руки, объединится в группы, состоящие из такого числа человек. Ведущий предлагает объединиться в группы не по числу человек, а по какому-либо признаку (например, по цвету глаз, элементам одежды, домашним животным и т.д.).

Спутник стресса – это мышечный зажим. Мышечный зажим – остаточное явление напряжения, появившееся из - за отрицательных эмоций; «Мышечный панцирь» он образуется у людей, не умеющих отдыхать, то есть снимать стресс.

 Упражнение «Лимон».

Цель: управление состоянием мышечного напряжения и расслабления.

Сядьте удобно: руки свободно положите на колени (ладонями вверх), плечи и голова опущены, глаза закрыты. Мысленно представьте себе, что у вас в правой руке лежит лимон. Начинайте медленно его сжимать до тех пор, пока не почувствуете, что «выжили» весь сок. Расслабьтесь. Запомните свои ощущения. Теперь представьте себе, что лимон находится в левой руке. Повторите упражнение. Вновь расслабьтесь и запомните свои ощущения. Насладитесь состоянием покоя.

Способы, связанные с воздействием слова.

Самоприказ – это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе.  Применяйте самоприказ, когда убеждены в том, что надо вести себя определённым образом.

Самоодобрение. Люди часто  не получают положительной оценки своего поведения со стороны. Хвалите себя в течение дня 3-5 раз.

Упражнение «Комплимент с плюсом»

Участники тренинга сидят в кругу. У вас сейчас есть возможность сказать друг другу тёплые слова, комплимент. Сложность этого упражнения в том, чтобы достойно  принять комплимент и добавить о себе что – то хорошее.

 Релаксация (просмотр презентации).

Итог мероприятия. Рефлексия. Упражнение «Для меня сегодня было важно…»

Как не сгореть на работе, или правила, которые помогут остаться живым

  1. Живите полной жизнью, а не только работой, иначе вы рискуете никогда не прожить свою собственную жизнь
  2. Поставьте себя на первое место в своей собственной жизни. Любите себя или постарайтесь себе нравиться.
  3. Будьте внимательны к себе: это поможет вам заметить первые «предупредительные сигналы» и своевременно принять меры, чтобы не допустить выгорания
  4. Остерегайтесь искать в работе счастье или спасение. Запомните ваша  работа – не миссия, не убежище, а профессиональная деятельность, которая хороша сама по себе.

5.Радуйтесь своей семье и старайтесь вести с близкими по – детски. Берегите своё умение быть не только сильным, но и слабым.

6.Уважайте свои интуитивные  чувства и не слишком доверяйте поведенческим  стереотипам. Чтобы  не забронзоветь  и не превратиться в памятник самому себе, сознательно выходите из  привычных ролей.

7. Учитесь трезво осмысливать события каждого дня. Сделайте традицией вечерний пересмотр событий.

Примите тот факт, что вы будете расти до последнего дня жизни. Развивайте в себе ощущение удивительности жизни – своей и окружающих вас людей, - и тогда вы научитесь выходить за пределы собственных ограничений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практико-ориентированный семинар для педагогов ДОУ "Профилактика профессионального выгорания"

Сгорел на работе!» -  в переводе на бытовой язык это означает: очень много работал, а потом заболел и умер. Вот и вся патетика.         До недавнего времен...

Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»

Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»...

Занятие с элементами тренинга для педагогов по профилактике профессионального выгорания.

Данное занятие снимает эмоциональное напряжение, улучшает настроение и сплачивает коллектив....

Профилактика профессионального выгорания учителя-дефектолога

Профессиональное выгорание — это синдром, развивающийся на фоне хронического стресса и ведущий к истощению эмоционально-энергетических и личностных ресурсов работающего человека.Синдром професси...

Практико-ориентированный семинар «Профилактика профессионального выгорания»

Обучающие цели семинараВ результате семинара участники:— познакомятся с синдромом профессионального выгорания— смогут выявлять наличие или отсутствие этого синдрома у себя и друг...